|
|
||
Протоиерей Василий Швец, Протоиерей Николай Булгаков
Русская народная линия, 03.11. 2017
Память 4 ноября
Казанская икона Божией Матери - это благословение Ея народу российскому, всей нашей дорогой Отчизне. Обрели икону в Казани в 1579 году, в один из самых тяжёлых периодов для Руси - последнее время царствования Иоанна Грозного.
23 июня 1579 года в Казани был страшный пожар, половина города обратилась в пепел. Девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери. Потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ея икона находится в земле там, где до пожара был дом родителей девочки, и повелела передать это архиепископу и воеводам, чтобы они взяли икону из земли.
Девочка сразу побоялась рассказать, но потом поведала своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда Матроне снова приснился сон, в котором Божия Матерь приказала рассказать о явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало третье явление, уже грозное. Однажды, во время дневного сна, Матрона была чудесным образом перенесена на середину двора, и здесь явилась ей та же икона Божией Матери, от Ея лика исходили огненные лучи.
В это время Матрона услышала голос: "Если ты не поведаешь глаголов Моих о том, чтобы достали икону Мою из недр земли, она явится в другом месте, ты же погибнешь и лишишься жизни".
Матрона упала на землю и долго лежала так. Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила её передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: "Если ты хочешь, чтобы я умерла, то не ходи". Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу - тот тоже не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копали долго и безуспешно. Узнав о явлении, многие люди пришли помогать - перекопали весь двор, но иконы не нашли. Тогда девочка взяла заступ и начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, обнаружила Матрона что-то завернутое в кусок сукна. Когда сукно развернули - увидели икону Божией Матери с младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.
Весть об этом облетела весь город, и множество народа пришло к месту явления. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с Крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении в своем неверии. Икона была перенесена в ближайшую церковь святителя Николая. Священником этого храма и очевидцем всех событий был будущий Святейший Патриарх Ермоген.
Список с иконы отправили Царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, Царь повелел устроить на месте явления храм и основать женский монастырь. Во время шествия иконы во вновь построенный Благовещенский собор получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита. Чудеса от иконы начались исцелением слепых. И впоследствии особенно часто исцелялись от иконы слепые. Это было знамением того, что икона явилась для просвещения духовным светом, для прозрения людей, омраченных неверием.
Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной Евангелистом Лукой, и относится иконографически к Одигитрии, то есть Путеводительнице. И впоследствии много раз указывала Казанская икона путь к победе православному воинству в исполнении священного долга перед Богом и Отчизной. То, что икона была явлена на только что присоединенной окраине Руси, было знамением Небесного Покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви и России. Она стала всенародной святыней, ибо народ чувствовал всегда особое участие Богородицы в исторических судьбах России.
В 1594 году, будучи уже митрополитом Казанским, Ермоген составил сказание о чудесах от Казанской иконы. Матрона приняла постриг в монастыре, основанном на месте явления иконы, и впоследствии стала его игуменьей. Здесь она и закончила свои земные дни. В этом же монастыре в постриге, после кончины мужа, оставалась и её мать.
* * *
До 1612 года чудотворную икону Казанской Божией Матери почитали только в Казани и праздновали её день 8 июля, в день обретения.
Но вот пришёл 1612 год. Наступило страшное время для страны и народа. За грехи наши, за неверие и предательство род Рюриковичей был пресечён, а страна была ввергнута в тяжкие бедствия. Казалось, Россия стоит на краю гибели, и даже вере Православной угрожает опасность. Всюду совершались преступления, безнаказанные грабежи, убийства. Многими городами овладели враги. Впервые за всю историю страны враги взяли Великий Новгород. Захватившие Новгород шведы учинили там ужасное разорение, не осталось ни одного неосквернённого храма. Любая вещь, имевшая ценность, была вывезена, в храмах устраивались конюшни. После ухода шведов в Новгороде осталось в живых всего около 700 жителей.
Вся Русь была в пожарах, разорение было ужасным. Наша страна действительно стала краем погибели и поругания. В Астрахани стоял самозванец, по стране бродили шайки разбойников, убивали и грабили. Спасения, казалось, было ждать неоткуда. Это было страшное время безначалия, когда каждый думал только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Родины. Ужас объял народ. Но вот уже высшая степень поругания - Лжедмитрий и поляки в Москве. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями, храмами, над всем русским.
Были тогда молитвенники и печальники за Русскую землю, такие, как святой Патриарх Ермоген, архиепископ Арсений, но как немного их оставалось! Увы, мы начинаем молить, молиться и понимать, что молитвой всё-всё держится, только во времена тяжких бедствий. Так происходит и в наши дни, так было и тогда. Люди стали обращаться в молитве ко Господу, к заступничеству Божией Матери, ибо видели ужас разорения и невозможность своими силами что-либо сделать.
В это тяжелейшее для Святой Руси время Патриархом всея Руси был Ермоген, первый описатель явления иконы, чудес от неё и автор службы ей. Был он священником Никольской церкви, где поместили явленную Казанскую икону. Овдовев, он принял постриг, стал митрополитом Казанским и, наконец, Патриархом. Это совершилось, конечно же, с благословения и по молитве Божией Матери, великим почитателем Которой был владыка Ермоген. Патриарх был одним из немногих деятелей на Руси, который твёрдо держался своих убеждений и проводил линию, спасительную для страны и народа Российского. Держал он себя по отношению к полякам непримиримо: протестовал против впуска польских войск в Москву, но его не слушали. Предательство было повсюду. Патриарх отказался подписаться на изготовленной боярами грамоте русскому посольству о согласии на избрание польского короля Сигизмунда русским царём и о сдаче Смоленска, осаждённого поляками, хотя боярин Салтыков угрожал ему ножом.
С этого момента святой Патриарх стал рассылать грамоты по всей Руси, увещевая народ защищать Православную веру от желающих уничтожить её иноземцев. Он писал из Москвы: "Пишите в Казань к митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки, к боярам и к казанскому войску учительскую грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем".
И вот из разных концов России стало стекаться к Москве народное ополчение для защиты и спасения страны от гибели и поругания. Выступила и Казанская дружина. Казанцы захватили с собой как благословение Божией Матери образ Ея, точный список с явленной чудотворной иконы. Воины имели великую веру в заступничество Пресвятой Богородицы. Вскоре начались знамения.
26 мая 1611 года Патриарх написал из темницы грамоту, в которой призывал весь русский народ встать на защиту Москвы, на защиту Родины и святой веры и благословил поход нового земского ополчения на Москву. Грамота эта читалась во всех церквах, на площадях сёл и городов. Она-то и подготовила поход нового земского ополчения.
Центром сбора сил Русской земли стал Нижний Новгород. "Станем за Святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы", - обратился на Нижегородской площади к народу Кузьма Минин. Нижегородское ополчение под предводительством князя Пожарского двинулось к Москве.
Когда в Москве получили сведения о сборах Минина и Пожарского, бояре и политики потребовали от Патриарха, чтобы он отговорил нижегородцев. Патриарх ответил: "Да будет над ними милость от Бога и благословение от нашего смирения. А на изменников да изольется гнев Божий, и да будут они прокляты в сем веке и будущем". Тогда его уморили голодом. 17 февраля 1612 года святейший Патриарх Ермоген скончался мученически в Чудовом монастыре, в заточении.
До зимы был образ Казанской Божией Матери у Москвы, а потом его отправили в Казань. Но когда прибыли в Ярославль, сюда же прибыли дружины Минина и Пожарского. Узнав о чудесах, бывших под Москвой, от иконы, они пожелали взять её с войском.
Всё было против ополчения: не было средств для содержания войска, не хватало оружия и продовольствия. Против них стояли многочисленные и закалённые в сражениях польские войска. Русские отряды, бывшие под Москвой, выказывали вражду и измену. Однако ополчение осадило Кремль, но простояло до осени, не имея достаточных сил для штурма. Бедствия осаждающих всё увеличивались. Войска теряли остатки надежды. Тогда, решившись на последний штурм, всё воинство и народ наложили на себя трёхдневный пост и начали торжественные моления перед Казанской иконой Божией Матери.
Князь Пожарский дал тогда обет: в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь Казанской иконы Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом и венчиком. В это время в осаждённой Москве томился среди врагов в тяжкой болезни ослепший архиепископ Фессалонитский Арсений, прибывший ранее с Константинопольским Патриархом Иеремией. Он и был избран вестником Небесного милосердия Божией Матери к России. Однажды в глухую полночь, когда святитель молился, лёжа на одре, келья его осветилась необычным светом, и он увидел перед собой преподобного Сергия Радонежского.
"Арсений, - сказал преподобный - ваши и наши молитвы услышаны: предстательством Богоматери суд Божий об Отечестве нашем переложен на Милость Его, и завтра же Москва будет освобождена, а Россия спасена".
При этом к болящему старцу мгновенно вернулись зрение и крепость телесная, он исцелился от тяжкой болезни. Видение, исцелившее старца, стало известно всем воинам. Весть всколыхнула надежду на спасение заступничеством Самой Богородицы.
Русские войска взяли Новодевичий монастырь (снова захваченный поляками) и отогнали от Москвы шедшего на помощь полякам гетмана Ходкевича. 22 октября 1612 года русские войска приступом взяли Китай-город, а затем и Кремль, несмотря на ожесточённое сопротивление поляков.
При осаде чудотворная икона находилась в самых передних рядах войск.
В воскресный день 25 октября 1612 года весь народ совершил торжественный молебен и Крестный ход с Казанской иконой в благодарность за избавление от врага. На Лобном месте Крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений, тот самый святитель, который удостоился принять весть о близкой помощи свыше и избавлении. Он нёс сохранённую чудотворную икону Владимирской Божией Матери.
Тогда же будто изшел из сердца русских воинов тропарь Казанской иконе, творение Святейшего Патриарха Ермогена, у него даже ритм походный:
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой Покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Все воины, весь собравшийся народ пел тропарь. Люди поверглись на колени перед чудотворной иконой, которая находилась во главе русского воинства и посредством которой Божия Матерь даровала победу над поляками и конец великого разорения и неустройства страны.
Князь Пожарский построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Божией Матери во храм и поместил туда чудотворную икону Казанскую.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры людней в бедах, болезнях и тяготах.
Об одном из авторов статьи о Казанской Божией Матери расскажем подробнее.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"