Лещинский Леонид Абрамович : другие произведения.

Формирование понятия "закон" в Vii классе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Журнал "Физика в школе" 6, 1989, с.73-74

  
  
   Журнал "Физика в школе" 6, 1989, с.73-74
  
   Формирование понятия "закон" в VII классе
   Л. А. ЛЕЩИНСКИЙ
   (УССР, г. Ворошиловград, 25-я средняя школа)
   Одно из важнейших направлений школьной реформы - осуществление принципа единства обучения и воспитания, когда школа прежде всего стремится сформировать у учащихся гражданскую позицию, марксистско-ленинское мировоззрение, умение правильно объяснять явления природы и общества, готовность к творческой преобразующей деятельности. Главный путь к этому пролегает через осознанное и прочное усвоение знаний, особенно общенаучных.
   С этой точки зрения ценно то, что изучение физики начинается (вводные параграфы учебника "Физика-7") с.изложения общенаучного мировоззренческого материала. Здесь делается первый шаг в раскрытии понятия "закон природы", усвоение которого имеет большое методологическое значение, так как его применение лежит в основе научного подхода к изучению всех природных явлений. В остальных же школьных учебниках физики не делается даже попытки объяснить смысл этого термина, вследствие чего на протяжении нескольких лет учащиеся оперируют им формально. Но VII класс - столь ранняя ступень обучения, когда учителю трудно объяснить, а учащимся еще более трудно понять содержание этого научного понятия. Так что на первых уроках физики понятие "закон природы" фактически не раскрывается. Это побудило нас попытаться найти доступную для семиклассников форму разъяснения термина "закон". При этом мы учитывали два главных требования: во-первых, упрощенное определение должно соответствовать формулировке философского определения в учебнике обществоведения (закон - это объективная^ всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, которая характеризуется устойчивостью и повторяемостью), а во-вторых, оно должно содержать лишь минимальное число составных элементов этого определения, которые в наибольшей степени будут "работать" в последующем процессе изучения физики и других дисциплин. Вот как примерно мы разъясняли шестиклассникам (по нынешней нумерации классов - семиклассникам) материал 'вводного урока после знакомства их с тем, что изучает физика.
   "Важнейшая цель всякой науки, в том числе и физики,- открытие законов материального мира. Что же означает слово "закон", которое теперь будет нам часто встречаться?
   Ученые установили, что все явления в природе происходят не изолированно друг от друга; каждое из них связано с другими явлениями. Самые главные из этих связей, от которых зависит каждое явление, называют законами. Закон указывает, как именно происходят изменения в природе. Если, например, тело нагревается, то оно удлиняется - это закон теплового расширения, т. е. связь между нагреванием и удлинением тела. Любое явление всегда имеет какую-либо причину. Причиной же назы-
   73
   вается то, что вызывает данное явление. Удлинение тела не происходит само по себе, его причина - или нагревание тела, или его .растяжение, хотя бы руками. Умение находить причины явлений - одно из важнейших умений, которым нужно овладеть при изучении как физики, так и других учебных предметов".
   Затем раскрываем еще один признак понятия "закон природы": действие закона в сходных условиях повторяется бесчисленное количество раз. Как только какой-либо предмет нагревают, так его размеры обязательно увеличиваются. (Усвоение этого признака позволит учащимся понять впоследствии всеобщность и устойчивость закономерных связей.)
   Полезно выполнить на уроке несколько обучающих упражнений на выяснение причин явлений, уже известных учащимся из курса природоведения и жизненных наблюдений, и на установление закономерных связей явлений.
   На следующих уроках осуществляется систематическое применение понятия "закон", что обеспечивает его закрепление, углубление и конкретизацию. Так, при изучении инерции после демонстрации опыта, имитирующего -движение сбрасываемого с летящего самолета груза, предлагаем учащимся доказать закономерный характер такого движения; объяснить его причину, привести примеры, доказывающие повторяемость наблюдаемого явления. (Подобные тренировочные упражнения выполняются и при изучении явления тяготения, давления и др.)'
   Следующий шаг в формировании понятия "закон" делается при изучении закона Паскаля, когда впервые ученикам даем обобщенный план ответа-рассказа о физическом законе. Здесь при закреплении знаний о законе Паскаля учащимся предлагаем ответить на вопрос: почему вывод, сформулированный Паскалем, можно назвать законом природы? Такого же рода вопрос ставим перед школьниками при рассмотрении "золотого правила механики", а затем предлагаем объяснить, почему оно применимо к гидравлической машине. Приводя примеры использования "золотого правила" в простых механизмах, ученики убеждаются, что во всех случаях произведение силы на путь остается постоянным, вследствие чего ни один механизм не дает выигрыша в работе. На итоговом повторительно-обобщающем уроке в VII классе полезно вспомнить изученные за год важнейшие законы физики и записать их (закон всемирного тяготения, закон Паскаля, "золотое правило механики"), а завершая беседу, еще раз обратить внимание учеников на общие признаки изученных законов и сказать: "Очень хотелось бы, чтобы вы учились обнаруживать эти законы. Ведь если вы внимательно приглядитесь, то сможете обнаружить проявление физических законов во всем, что вас окружает. Старайтесь установить причины тех физических явлений, с которыми вы встречаетесь. Помните, что многие открытия совершались именно благодаря наблюдательности и стремлению понять причинно-следственные связи в природе".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"