Лещинский Леонид Абрамович : другие произведения.

Упражнения для формирования индуцированного микроинсайта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  (доклад на конференции научного общества валеологов.)
  Луганск, 27/03/1993
  
  Известный советский ученый, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица, рассматривая в своей статье "Эксперимент, теория, практика" глобальные проблемы развития общества обратил внимание на признаки, которые действительно "показывают уровень развития общества" и выделил три качественные характеристики:
  1. Распространение здорового образа жизни, измеряемого продолжительностью жизни.
  2. Рост материального благосостояния, измеряемый ростом совокупного общественного продукта.
  3. Рост духовных и интеллектуальных способностей людей.
  
  Развитие умственных способностей тесно связано со здоровым образом жизни, от которого, в частности, зависит продолжительность жизни и, таким образом, время использования умственных способностей.
   Индивидуальная система умственных способностей каждого человека является его интеллектом, который в свою очередь определяется, как совокупность способностей, которые характеризуют уровень и качество мыслительных процессов личности. Интеллект позволяет человеку познавать существенные для его деятельности компоненты ситуации в их взаимосвязях и изменять ситуацию на основе этого познания, в соответствии с определенными целевыми установками и по определенным программам действий. Функция интеллекта состоит, таким образом, в умственном /духовном, психическом/ решении объективно существующих проблем. Выражением наиболее развитой формы интеллекта является направленное проблемное решение, важным компонентом которого является интуитивное мышление.
  
   Интуитивное мышление отличается от не интуитивного (логического, дискурсивного), отсутствием видимой связи между началом решения и его результатами. Такое мышление характеризуется отсутствием логических объяснений относительно самого процесса решения или его отдельных этапов, очень часто процесс интуитивного мышления сопровождается полной внезапностью появления догадки, или озарения, или инсайта (insigt). В.Кёлер). Озарение - это наиболее яркая разновидность интуиции, когда человек внезапно проникает в самое таинство поиска. Подобное состояние переживают обычно все истинно творческие личности.
  
   О способности постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, именуемое интуицией упоминается: в древнеиндийском учении Потанджали (высший уровень познания или движущая сила вселенной). Сократом (внутренний голос). Платоном (наличие в душе неосознанных знаний). Августином (то, что за пределами обозримого ва душевной деятельности), Декартом (тождество психики и сознания), Спинозой (люди осознают желания, но не причины, которые их определяют). Лейбницом (приобретенное и вытесненное из сознания из-за кажущейся незначительности). Кантом (если бы как-то увидеть этот мир), Шопенгауэром (воля в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание), Гартманом (бессознательное незаметно управляет человеческим разумом).
  
  Начало исследования сферы бессознательного положили Ницше, Гербарт, Фехнер, Вундт. Вундт утверждал о существовании неосознаваемого мышления. Многие ученые подробно описывали свой процесс открытия, возникающий в самых различных ситуациях, в том числе и во сне. Например, как описывает открытие А.Пуанкаре: Однажды вечером я выпил, вопреки моему обыкновению черного кофе и не мог заснуть. Идеи возникали в моей голове толпами; я чувствовал, как они как бы сталкивались до тех пор, пока две из них не сцепились, так сказать, образуя устойчивую комбинацию. Утром я установил существование одного класса фуксовых функций.
  
   "Вижу во сне таблицу, - говорил Д.И.Менделеев, - где элементы расставлены как нужно. Проснулся и в тот же час записал на клочке бумаги - только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".
   Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленная в сознании человека лежащая в не сферы его разума безотчетная и не поддающаяся, по крайней мере, в данный момент контролю, охватывается понятием бессознательного.
   К бессознательным явлениям относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающиеся внезапным озарением новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри; случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшимся сознательным усилиям.
   Психологов и педагогов интересуют здесь в первую очередь два вопроса: "Что представляет собой интуитивное озарение?
  
  Можно ли им управлять и произвольно вызывать?
   Известно, что любая форма психологической деятельности протекает на сознательном и подсознательном уровнях психики. Откуда в сознании человека внезапно, совершенно неожиданно вырывается идея решения той или иной задачи. Особенно, если он никогда прежде о ней не думал. Очевидно, возникла она за порогом сознания. Теперь это установлено точно, что в подсознательной сфере психики протекают активные познавательные процессы.
   Современные исследования психологов обнаруживают у человека значительные резервы памяти, мышления, творческого воображения.
  
  Но контролировать эти богатства человек еще не научился, т.к. не знает ничего о механизмах продуктивного мышления и путях воздействия на них. Для психологии творчества необходимо отыскать связи между интуицией и памятью. Какие качества памяти развивают у человека способности к переживанию "озарения", к предвосхищениям, к прогнозированию в неопределенных проблемных ситуациях?
  
   Факты из жизни выдающихся ученых свидетельствуют о неоднозначности этих связей. У знаменитого французского математика и философа Анри Пуанкаре была феноменальная память, и вместе с тем он считался одним из самых "интуитивных" ученых в истории науки. Иную картину открывает связь памяти и творческих процессов у Альберта Эйнштейна: гениальный физик отличался забывчивостью, но его творческие способности были весьма высокого уровня. Добавим еще, что встречаются люди с редкой памятью, но лишенные даже намеков на творчество.
  
   Проникнуть в суть творчества и интуитивного постижения действительности очень и очень сложно. Не легче обеспечить и высокую динамичность памяти, ее готовность воспроизвести ту или иную проблемную ситуацию. Вот для чего необходимо хорошо изучить механизмы подсознательной сферы. Не менее загадочна связь интуиции с мышлением. Распространенный в психологии термин интуитивное мышление говорит нам о тесных связях между 2озарением2 и и обычными формами и механизмами мышления. Но конкретные формы взаимосвязи мышления и интуиции пока не открыты. Ряд трудностей в исследовании проблемы интуиции связан с тем, что неосознанно могут протекать и другие формы человеческого познания, причем как чувственного (ощущение, восприятие, представление), так и рационального (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация, соответственно и неосознанное получение новых понятий, суждений и новых умозаключений). По-видимому. Действие интуиции связано не только с неосознанностью известных форм познавательной деятельности человека. Но и процессом получения определенного рода новизны. Взаимосвязь интуиции с различными формами познания по существу не приносит ничего нового в гносеологический анализ. Видимо, надо попытаться более подробно остановиться на вопросе об источнике действия интуиции.
  
   Большая часть информации получаемой человеком остается неиспользованной, но надолго запечатлевается в нашем мозгу в виде ассоциативных связей. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики. Запас приобретенных знаний создает неограниченный резерв человеческого познания. В результате этого источник интуитивного познания выступает в форме скрытого от самого субъекта, но уже имеющегося у него знания. Назовем его криптогноза. (от греч. kryptos - тайный, скрытый и gnosis - знание).
  
  По-видимому, именно в поле криптогнозы, являющейся результатом неосознанного отражения, скрыта гносеологическая природа интуиции. Под криптогнозой имеется в виду временно неосознаваемое знание, полученное от непосредственного взаимодействия человека с объективным миром, включающее в себя весь предшествующий опыт субъекта, но не используемый им ранее. Эта скрытая область есть не что иное, как объективный источник неисчерпаемых возможностей человеческого сознания. Иными словами, то, что мы относим к криптозе, - это скрытые от человека возможности его познавательных функций, это часть знаний и сведений об окружающем мире, о наличии которых сам он до определенного времени и не подозревает. Образно говоря, мы никогда не можем знать всего того, что знаем. Человек не в состоянии определить объем знаний, запечатленных в тайниках его сознания в результате взаимодействия с объективным миром. Отсюда и столь неограниченные, порой фантастические возможности нашей интуиции.
  
  Итак, объективным источником действия интуиции является криптогноза. Использование последней относится к особой специфической области познания - к интуитивному познанию. Под интуитивным познанием понимается сфера познания, где процесс накопления и преобразования знания осуществляется посредством различных форм интуиции, действующих на уровне неосознанного взаимодействия чувственного и логического познания. При этом необходимо отметить, что интуиция как форма познавательного процесса выражается в двух основных моментах. Их разделение принципиально: оно приводит к противоречивости и многозначности трактовок интуиции.
  Во-первых, интуиция - это способность человеческого сознания к ускоренному, внезапному переходу от старых форм знания к новым, в основе которой лежит предшествующая историческая практика и индивидуальный опыт исследователя.
  
  Во-вторых, интуиция - это специфический способ взаимодействия чувственного и логического в познании, основанный на использовании данных криптогнозы, и результаты ее действия могут выступать как определенного рода знание, именуемое "интуитивным знанием".
  Интуиция - это специфическая форма познавательного процесса. Посредством ее различных форм осуществляется взаимодействие чувственного и логического познания.
  Гносеологический анализ интуитивной формы познавательного процесса предполагает выяснение соотношения "между знанием, имеющимся к началу интуитивного акта, и знанием, полученным в результате этого акта, а также выявление сущности гносеологического механизма, с помощью которого совершается преобразование "старого" (исходного) знания в новое".
  
  " Интуиция является компонентом генерирования гипотез стратегией решения, отличающейся высокой эвристичностью, на основе неформального оперирования информацией в виде комплексных ориентиров поиска, объединяющих семантические и логические признаки в нестандартные сочетания". Специфика интуиции состоит не в ее противоположности логике: нельзя разделить ориентированные признаки поиска решения задачи на интуитивные и формально логические. Такое деление фактически не верно. В интуитивные ориентиры поиска включаются логические данные задачи, но они не являются самостоятельными и доминирующими.
  
   Субъективная ценность интуитивных гипотез резко возрастает по сравнению с собственно-логическими предположениями именно за счет взаимодействия комплексов признаков - семантических и формальных. В этом одновременном учете различной по своему составу информации и заключается коренное отличие структуры интуитивных процессов от дискурсивных, в которых может учитываться в одном мыслительном акте только какая-то одна определенная модификация признаков задачи. Специфика интуитивных процессов заключается не в том, что формальные информативные признаки в них не присутствуют, а в самом способе использования информации, собираемой в различные нестандартные комплексы. Исследования показывают, что интуитивная догадка может возникнуть как раз в тот момент, когда на максимально широкую содержательную часть поиска накладывается требуемое формальное ограничение. Это убедительно демонстрируют опыты с использованием формальных подсказок в решении задач.
  
   Например, учащимся предлагается задача: "Стальной шар, массой 100г имеет объем 100см в кубе. Особенностью такой задачи является отсутствие вопроса. Подсказкой является сообщение плотности стали, и вопрос о нахождении плотности вроде отпадает, но находятся учащиеся, которые все же ищут плотность. И вот здесь возникает противоречие: плотность шара оказывается не равной плотности стали. Кто-то догадывается, что шар полый и уже легко возникает один из возможных вопросов: найти объем полости. Объем шара известен. Зная плотность стали, находим ее объем. По разности же двух объемов найдем объем полости.
  Приведем еще примеры подобных задач:
   Две дороги пересекаются под прямым углом. Участки дорог, образующие перекресток, покрыли асфальтом. Длина каждого участка 25м, ширина 4м. На покрытие израсходовали 5520кг асфальта.
  
   Длина платформы железнодорожной станции равна 60м. Товарный состав, движущийся со скоростью 45 км/час, идет мимо платформы 16с.
  
  На занятиях кружка учащиеся с большим интересом сами придумывают задачи с неполными данными, ошибочными данными, и предлагают их своим товарищам. Особенностью таких задач является то, что они доступны любым ученикам и момент догадки вызывает у ученика положительные эмоции и стимулируют его на дальнейшую творческую деятельность.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"