Пинская София : другие произведения.

А что Италия? Сапог сапогом!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дорожные записки, а также советы будущим путешественникам

  А всё начиналось так хорошо...
   Когда ранний вылет не заставляет выскакивать из дому ни свет ни заря, не проснувшись, не поевши - это уже неплохо. Ещё лучше, когда сборы начались несколько дней загодя, и завершающие мелочи, небрежно оброненные в ещё не закрытый чемодан, запланированы именно на последний момент и доставлены туда спокойно и без всякой паники.
   Замечательно, когда дождь, не прекращавшийся с самой ночи, наконец-то истощил самого себя, и вымытое золото мичиганской осени засияло новой палитрой, яркой и радостной.
   Когда нет очереди при проходе всех застав аэропорта, где тебя только что не догола раздевают (преувеличиваю, успокойтесь!), иначе как подарком судьбы такое событие не назовёшь.
   А потом вдруг обнаруживается, что осенние облака - это нечто совершенно особенное, даже близко не походящее на легкомысленные летние кучи и перья. Словно снежная целина раскинулась под крылом самолета. Сигай - и давай, скользи на лыжах, вперёд и дальше...
   Пересадка в Филадельфии, снижаемся. Небоскрёбы даунтауна выглядят изящными статуэтками - хоть на витрину ставь. Верхушка одного из них легко узнаваема по кинофильмам.
   А ещё - осень. Такая, что нельзя не залюбоваться. Красно-оранжево-желтая пена с редкими вкрапленьями зелени заполонила землю, поглотила прячущиеся под её мощным покровом немногочисленные здания. И вот так - километр за километром. Великолепие это сдобрено щедрыми мазками солнечного цвета, пробившимися сквозь оставшуюся позади снежную целину, и осеннее многоцветье вспыхнуло, загорелось червонным золотом, отчего хочется схватиться за кисти и запечатлеть это дивное зрелище навеки.
   Вы спросите: ну, и когда оно, то, что не замечательно, как и было обещано в самом начале?
   Мда. Вылет из Филадельфии задержан на... четыре! часа! Для меня задержки - это удар под дыхло, чесслово. Я, может, поэтому и опаздываю всегда - чтоб не ждать! Пусть лучше меня ждут, чем наоборот. Но тут уж ничего не попишешь. Обломным будет мой первый день в Венеции.
   Ах, да, я же совсем забыла объяснить что к чему! Моя дорогая подруга Наташа и я опять едем на совместные каникулы. На сей раз - в Италию. Начало маршрута - в Венеции.
  Куда я приеду в совсем нетоварном виде... С другой стороны, именно такой и виделась мне венецианская часть каникул - отдых на первом месте. Достопримечательности же - в щадящем режиме. Значит, так тому и быть! И винить во всём будем провидение, а не лень или усталость. Всех достопримечательностей всё равно не пересмотреть, а отпуск - он на то и отпуск, чтобы от-ды-хать!
  Три часа спустя я чувствую себя на удивление неплохо. Во-первых, с горя отправилась на прогулку. Не то чтоб совсем уж спортивную, но в кроссовках - значит, что-то вроде того. И правильно сделала! Прошлась через другое крыло здания, стеклянная стена которого открывается не на внутреннюю жизнь аэропорта - внутренняя жизнь, она и есть внутренняя жизнь, будь то автомобильного двигателя, нашего собственного брюха или аэропорта: ничего интересного, то есть - а на город, в котором, говорю же, осень! Бушует, полыхает многоцветьем. Иду сквозь многонациональную толпу, вокруг струятся различные наречия. Такое ощущение, что я попала на съёмки какого-то фильма о прекрасном будущем. Красота!
  А по пути назад заметила станцию для зарядки телефонов. Вот повезло! Я-то в расчёте на беспроблемную смену самолётов все провода в багаж сдала! Так что удалось вернуть айфон к жизни. Вива технология!
  Телефон я заряжала в компании милейшей женщины по имени Анжела, которая изначально тоже летела, а теперь, как и я, опаздывала в Италию. Сопровождали её сын и его подружка. У нас завязалась приятная беседа, в процессе которой, помимо огромного количества информации личного порядка, я выяснила, что, оказывается, авиакомпания раздаёт пострадавшим - нам, то есть - ваучеры на еду, десять долларов на нос. Что ж, с паршивой овцы хоть шерсти клок.
  Получили ваучеры, пообедали все вместе, посокрушались по поводу невозможности проверить электронную почту - что-то у них здесь не в порядке с WiFi: где работает, а где и не очень.
  Я заляпала соусом брюки и отправилась в туалет приводить их в порядок, вовсе не расстроенная: подумаешь! Все ж веселее, хоть чем-то занята.
  Ах чтоб их! Только что объявили, что вылет задерживается ещё на один час! Прошлый раз нечто подобное происходило, когда мы с дочкой летели в Израиль. Только тогда всё было значительно хуже: опоздал первый самолёт, и мы упустили второй, главный, тем самым потеряв целый день отпуска. Но это уже совсем другая история. Если нас ещё больше задержат, придётся рассказать и её.
  И что вы думаете? Всё разрешилось не починкой трёх туалетов, неисправностью которых объясняли задержку, а... пригоном другого самолёта из города Шарлот! Как в том анекдоте, помните? Когда в борделе дела идут плохо, меняют не кровати, а девок! Честно говоря, подобное решение насчёт самолёта мне раньше, чем им, пришло в голову, но никто ж не спросил.
  Поздний обед на борту самолёта я поедала спросонок. Это как? Как бы это объяснить... Вы когда-нибудь имели секс спросонок? Это когда уже спишь, и сначала: м-м, спать хочу; потом, м-м, а ничего; потом издаются совсем другие звуки, после которых прерванный сон вновь обретает свои права, ещё более окрепший и здоровый. Вот так и обед: это когда подают его тебе за полночь - тебе, к этому времени сладко прикорнувшей в тесном кресле, прижавшись щекой к нищенской самолётной подушке. Мысли, разбуженные поднятым шумом, спорят сами с собой: есть или не есть? Потом подаёт голос рассудок, напоминающий, что измордованному за день организму нужны калории. И ты сдаёшься. Ешь пасту, щедро сдобренную жирным сливочным соусом, закусывая булочкой с маслом и отвергая салат (калории нужны, а не витамины!), запиваешь всё это белым вином, а потом опять вырубаешься и спишь хорошим, крепким сном до конца полёта. И никаких раскаяний по поводу поздней трапезы!
  Снижаемся. Совсем другой ландшафт. На удивление мало растительности. Зато воды - мама миа! Вода везде! Вот что-то похожее на огромную грядку, только разбивают её на полосы не борозды, а, кажется, вода! Вот дорога, окруженная водой же с обеих сторон. Сеть островов и островков, окружённых зеленью, как вы догадались, воды. Вот что-то похожее на огороженную трассу, но на воде. Оказалось, что действительно трасса! Здесь же что-то вроде лимана. То есть, глубины настоящей нет. Вот и огородили "дорогу" специально для лодок. Чтобы "пробок" не возникало!
   ***
   Дорога от аэропорта до непосредственно Венеции состояла из двух частей: наземной и затем водной на так называемом "вапоретти".
  Автобусная часть была достаточно непривлекательной. Точнее, ничего особенного я не увидела. Зато водная...
  Венеция - это остров. Один из многих в этом месте материка, где всю возможную сушу пытается поглотить Адриатическое море, раскинувшееся на подступах к ней бесконечной лагуной. Когда-то давно люди здесь поселились, стремясь к безопасности, которую обеспечивала труднодоступность облюбованных ими территорий. Это тогда. А сейчас венецианцам приходится иметь дело с результатом непродуманного до конца решения: городом, который медленно уходит под воду, и помочь этому процессу, похоже, никто не сможет.
  На причале меня встречала верная подруга. Родная улыбка, осветившая хмурый день, восторженное повизгивание, производимое обеими сторонами.
  - Я тебя издали узнала! - восклицает Наташа. - Уж и не чаяла! Думала: буду искать кудрявую голову в толпе. А здесь же все головы кудрявые! А всё равно, узнала! - и мы опять обнялись.
  Дело в том, что она прилетела из Москвы накануне вечером и ожидала меня часам к десяти утра. Но я-то опаздывала! И, зная её, понимала, что она будет меня ждать. Либо в номере, либо на причале. Волноваться, опять же, будет. Поэтому ещё из аэропорта я связалась с отелем, найдя уголок, где WiFi всё же работал, и послав им электронное письмо, в котором попросила сообщить Наташе о том, что приеду намного позже. Те так и сделали с помощью русскоговорящей сотрудницы.
  Наташа, кстати, и не удивилась тому, что я нашла способ оповестить её о задержке. Это так, пустяки, дело житейское. Вот шесть лет назад действительно интересный случай вышел! В тот раз тоже опаздывал самолёт, но летела на нём она. Ко мне в гости, в Штаты, и сделать пересадку самостоятельно у неё никак не получилось бы по времени. Я тогда подняла на ноги и Дельту (авиалинию), и аэропорт Атланты! В результате всего этого переполоха русскоговорящий представитель выхватил мою озабоченную непредсказуемым будущим подругу и, можно сказать, собственноручно доставил к следующему самолёту, лихо перемахнув через таможню, смену терминалов и приличные расстояния аэропорта Атланты. В тот раз она действительно удивилась. Я тоже: удача, подобная успешному пробиванию стены лбом!
  Итак, Венеция! Легендарный город гондол и старинных замков, серенад над водой и влюблённых парочек на площади Святого Марка. А ещё обшарпанных фасадов - а какими им быть, по-вашему, с венецианскими-то приливами-отливами и постоянной сыростью? И запах - то гнили, то непонятно чего, то конкретно мочи, которой кто-то окропил тёмный угол и не однажды! Мои органы обоняния тут же вспомнили подобную гамму, предложенную на улице Бурбон в Нью-Орлеане во время недавней поездки. Мне вообще Венеция в тот первый день очень сильно напомнила Нью-Орлеан: вонь, многочисленные лавки, набитые всяческим барахлом, дешёвые зазывалы. А ещё - карнавальные маски на любой вкус. Только воспоминания они вызывали, к сожалению, не романтические и вовсе не связанные с похождениями искателей развлечений, которыми славился этот город во времена своего расцвета, а именно те, связанные с Нью-Орлеаном после урагана Катрина. Сравнение, хочу добавить, достаточно нелестное для Венеции.
  С другой стороны, я хоть и умудрилась поспать в самолёте шесть часов, но состояние моё, тем не менее, оставалось довольно отмороженным. Несомненно налагающим соответственный отпечаток на восприятие мира.
   То ли дело следующий день! Во-первых, я выспалась, что принципиально всё меняло. А во-вторых - дворцы и музеи. То, без чего не может обойтись посещение Венеции.
   Начали с площади Святого Марка. Оказывается, её каждое утро накрывает приливом. Буквально! Но народ приспособился. По всей площади стоят мостки, по которым и передвигаются люди, пока, ближе к полудню, вода не спадёт. Должна признать, что площадь эта выглядит намного привлекательней в кинофильмах и на открытках. Даже когда выглянуло солнце, праздника души почему-то не получилось.
  Собор на площади - произведение искусства, тут и говорить нечего. Что внутри, что снаружи. Но по-настоящему мы ахнули, войдя во Дворец Дожей (Дожем называли главу Венецианской республики на протяжения десяти веков. Позиция эта была выборной, между прочим, а устранил титул Наполеон в 1797 году). Всё же какими талантливыми были люди, создавшие подобную красоту! Когда душа поёт от увиденного и понимаешь, что нужно ездить, и смотреть, и любоваться, впитывая в себя совершенные линии восхитительно прекрасных статуй, прохладную гладкость мрамора, причудливые изгибы золочёных рам, виньеток, ещё бог знает чего. Я даже не буду пытаться сыпать именами, названиями и датами, потому что ни к чему это по большей части. Подобные детали растворяются во времени и забываются. Остаётся нечто намного более важное: чувства и ощущения. А ещё следующий уровень бытия, на которую поднимает нас подобный опыт.
   Прошли по знаменитому Мосту Вздохов, соединяющему Дворец Дожей с тюрьмой. Так сказать, последний взгляд на Венецию для осуждённых на заключение бедолаг. Посмотрели через сплетение решёток на Дворцовый Канал (Рио де Палаццо), на гондолы, на людей, гуляющих по набережной. Только больше, чем мост, поразила сама тюрьма. Она, оказывается, была отстроена в 16 веке взамен старой. А старая находилась под самой крышей Дворца Дожей - крышей, покрытой свинцовыми листами. Зимой там было холодно, летом же - представляете, да? Пекло адское. Вот из чувства сострадания к бедненьким, несчастненьким преступникам и было отстроено новое помещение. Представляете?! А поскольку судопроизводство проходило в Дворце Дожей, приговоренных отводили во вновь обретённые "фатеры" по тому самому мосту. И они вздыхали. Поэтому Мост Вздохов!
   В Венеции нет машин. Вообще! Все перевозки - по воде. Даже полиция водная! Класс такой: ужинаешь в кафе у моста Риалто - а тут сирена! И мигалки... на катере! В темноте-то! По Гранд-Каналу!
   С другой стороны, какие там машины, если улочки такие узенькие, что и одной машине, наверно, не проехать! А поскольку передвижение происходит по воде, то и частные средства передвижения - тоже наводные. Так, например, у нас рядом с домами запаркованы машины, а здесь - лодки. Стоят, миленькие, покачиваются, привязанные к почерневшим столбам у коротких мостков. А что, если большая гулянка и у всех приглашенных по лодке?
  Впрочем, уверена, подобная проблема не только разрешима, но и вообще несущественна. Венецианцам достаточно других забот. В частности, того факта, что город тонет. Когда-то залог безопасности и причина буйного расцвета, теперь вода превратилась в проклятье. В постоянной борьбе "кто кого" побеждает, похоже, вода. И жителям это известно. Что, наверно, является одной из причин того, что население города уменьшается с устрашающей скоростью. В недалёком будущем, предсказывает Рик Стивс (о нем ниже), Венеция превратится в Парк для взрослых - подобно паркам Диснея: место, куда приезжают туристы, но где никто не живёт. Грустно.
   Я говорила о том, как сильно люблю фортепиано? Нет? Или музыку, в общем и целом? Ведь она и вправду творит чудеса. Когда всплеск многокрасочных звуков расшибается каскадом перед тобой, и направление вдруг изменяется на диаметрально противоположное, и ноги несут туда, "где море огней", а, точнее, море звуков, изливающихся из одного из кафе на площади Святого Марка. Где царит рояль вперемешку с саксофоном. Где их чувственный дуэт разражается "Историей любви", или зовёт "Хэлло, Долли", или свингует под "Лунную реку", а мы с подругой таем под эти божественные звуки и плевать нам хотелось на то, что чашечка капучино обойдётся в десять евро - благо, морально подготовлены, спасибо дяде Рику Стивсу - потому что именно такого финала заслуживает венецианская часть наших итальянских каникул. Полностью достойная красоты, и любви, и романтики.
   Кстати, о кофе. Пейте в Италии... вино, конечно. Как же в Италии без вина? А ещё - кофе. М-м-м! Незабываемый вкус! Даже в МакДональдсе, где мы купили по чашке капучино в бумажном стаканчике, садясь в поезд на - Флоренцию или Рим? - готовят его, как в лучших кофейнях Америки! Тут вам и эспрессо-машина для непосредственно кофе, и паровая насадка, нагревающая молоко и производящая пену. И цена - смешная просто: евро тридцать. Это в Италии-то!
   Электроника глупая. Айфон только через день смекнул, что мы уже не в Америке, и время начал показывать соответственно. А вот ноутбук оказался полной бестолочью: рекламу гонит на хорошем итальянском языке уже который день, но время упорно показывает американское. Ну и бог с ним! На то и часы.
   В общем, если Венеция - это торговля, то Флоренция - это... грязь! А ещё - граффити. В том числе на стенах исторических памятниках! Даже, пардон за подробность, на внутренней дверце туалета в музее Академии, глупыми надписями на всевозможных языках, включая русский, покрыто всё возможное пространство! Ну, ладно, в туалете - приезжие. Но граффити! Это уже явно дело местных. По рукам бы надавать за такую мерзость! Впрочем, в одном конкретном районе, граффити не обнаружилось. Наверно, торговые марки типа Шанель, Пуччи, Сальвадор Феррагиамо и им подобные открывают магазины только в тех местах, где граффити и всё с ними связанное не допускается на пушечный выстрел! Что удивляться, впрочем, капитализм - он и есть капитализм. Как говорится, по Сеньке и шапка. Богатым - дорогие магазины и, похоже, лучшая защита от мерзости жизни. Или, может, босота сюда просто не захаживает, потому что неуютно им здесь? Должна признаться, что и я в окружении подобной роскоши почувствовала себя гостьей на чужом празднике жизни. Мы с Наташей прошли несколько кварталов по полупустой улице и перекочевали в более демократичные широты, где вздохнули с облегчением. Да ну их! Пусть без нас "загнивают". Красиво у них, правда, это дело получается...
   Именно во Флоренции меня впервые поразила гигантомания итальянцев. Вот, скажем, собор - ну хорошо, большой, огромный, гигант просто-напросто. Тот же знаменитый Дуомо, или, точнее собор Санта Мария дель Фиоре, купол которого создавал скульптор и архитектор начала Возрождения Филиппо Брунеллески. Диаметр купола 42 метра, а размер всего помещения замыслялся таким, чтобы уместить под его кровом население Флоренции того времени, 90 тысяч человек. И ведь построили! Да как ещё! Красота такая, что дух захватывает! С какой стороны ни подойди! Бело-зелёно-розовое мраморное покрытие делает его невесомым, безупречные линии постройки сливаются в подобной музыке Баха гармонии. Кажется, вот-вот божественное это творение снимется с места и взлетит - ну, куда положено, на небеса взлетит. Да! Великолепие именно такого порядка.
   Только вот ведь какая штука: подобных монстров во Флоренции... куча! Причём, многие только частично закончены. Мы, например, жили рядом с церковью Сан Лоренцо, частью которой стала Капелла Медичи и которую называют младшей сестрой Дуомо из-за похожего, только поменьше размером, купола. Самый первый храм был выстроен на этом месте в 4 веке нашей эры. После этого он много раз перестраивался, увеличиваясь попутно в размере и дойдя до наших дней в виде... сарая. Или, если угодно, "дистанции огромного размера", поскольку отстроить очередного монстра флорентийцам удалось - при участии, кстати, Микеланджело - а вот уж на облицовку денег не хватило. Вот так и стоит в центре Флоренции красно-кирпичный обшарпанный сарай с величественным, тем не менее, куполом и впечатляющей "начинкой" в виде шедевров Донателло и Микеланджело. А от него до Дуомо - три шага. Ну? И зачем, спрашивается?
   И вот так - вся Флоренция, сам по себе совсем небольшой город с населением 350 тысяч человек.
  И, кстати, ощущение такое, что все эти триста пятьдесят тысяч торгуют сейчас на улицах всякой всячиной. Торговыми рядами покрыты все главные улицы и площади. Из-за приставучих торгашей не пройти. Одному из них я даже нагрубила. Дело было на площади перед церковью Санта Кроче, в которой находится множество захоронений и памятных досок величайших сынов Италии: Галилео Галилея, Микеланджело Бонаротти, Данте Алигьери, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини, Гульемо Маркони, Энрико Ферми. Святое место, одним словом! Вышли, присели на лавочку, отдыхаем. В себя, можно сказать, приходим после эмоционального потрясения. И тут - получи себе принципиально другую встряску: торгаш прямо в душу влезть пытается, барахло своё предлагает. Вежливо отказываемся. Не понимает! Продолжает приставать! Ну, я ему и нагрубила. По-английски. То есть, не то что нагрубила, но тону понадбавила заслуженного, да ещё взглядом подарила, от которого железо, наверно, в ржавчину рассыпалось бы. Посмотрел удивлённо, но отстал.
   На самом деле это очень грустно, когда первые воспоминания, приходящие в голову при слове Флоренция подобного рода. Ведь колыбель же Возрождения, ёлки зелёные! Ведь Давид там стоит с пращой наизготовку, и купол Брунеллески возвышается над всем и вся, ведь шедеврами набиты все углы, как лавки барахольщика старыми тряпками! Только великолепию этому не хватает подобающей оправы, такой, чтобы мерзость житейскую отодвинула в сторону. Чтобы всё было достойно великого прошлого, каким немногие города могут похвастаться.
   А, кстати, засыпали мы и просыпались во Флоренции под колокольный звон. И музыка эта, смею признать, казалась нам сродни птичьим трелям по весне - такая же сладкая, упоительная и желанная.
   Что же касается средств передвижения - а не прокатиться ли на мотоцикле-мотороллере? Очень распространенное транспортное средство и во Флоренции, и в Риме. Причина понятна: отсутствие места для парковки и... климат позволяет. Представьте себе москвича в январе на мотоцикле! А здесь - можно. Субтропический климат всё-таки. С парковкой, опять же, никаких проблем. Для мотоциклов и специальные места выделены - балки такие металлические, у которых выстроились рядком двухколёсные красавцы. Правда, на улицах их следует остерегаться, поскольку светофоры для них не существуют!
   Кстати, о вине. Во Флоренции оно нам понравилось больше, чем в других двух городах. Брали к обеду по стаканчику, не изощряясь, "house wine" - вино дома, так сказать, которое зачастую и вовсе разливное: в графинчике приносят. Густое, с богатым букетом, приятное до безобразия. И голова наутро не болит! Это потому что без сульфитов оно здесь, говорят. А если кто хмыкнул, заметив упомянутый стаканчик, поясню, что иногда случался и не один. Мы отдыхаем или что, в конце концов?!
   Итак, Венеция - торговля, запах и вода (снизу, сверху - везде!); Флоренция - грязь, несмотря на то, что колыбель и сокровищница Ренессанса. А вот Рим - это... восторг! И размеры! И... ах, Рим!
   Вам доводилось когда-нибудь приехать впервые в жизни в чужой город и почувствовать себя там, как дома? Это то, что произошло со мной по приезде в Рим. Как такое возможно? Вот этого уж я точно не знаю. Но приятно. Приятно, когда идёшь по незнакомым улицам и кажется, что раньше здесь бывал; когда постоянный поток людей и машин волнует и вызывает радость; когда не знаешь, что ожидает тебя за следующим поворотом, но уверен, что нечто восхитительное и - древ-не-е, как... Рим, Вечный Город! А, кстати, почему "Вечный"?
   Вообще-то, он действительно вечный: один из старейших городов мира! Но так его начали называть о-очень давно - в третьем веке до н. э. Имя это увековечил в одной из своих элегий римский поэт Альбий Тибулл в 1 веке до н. э. А ведь тогда городу было всего-ничего, веков этак шесть-семь!
   А ещё его называют городом на семи холмах, возвышающихся в долине, спускающейся от Апеннин к Средиземному морю. Первые поселения возникли на холме Палатин. Следующими заселились холмы Капитолий и Квиринал. И, наконец, последние четыре: Целий, Авентин, Эсквилин и Виминал. А началось всё, как многие, наверно, помнят ещё из уроков истории, с двух братьев-сирот, сыновей Марса, которых, согласно легенде, вскормила волчица. Потом Ромул убил Рема и стал первым царём Рима, основав здесь поселение в 753 году до н. э. Такая вот история. Которая бурлила, взрывалась, извергалась и агонизировала на протяжение следующего тысячелетия: пять веков подъёма, два расцвета и три упадка. Но какое выдающееся тысячелетие! Не говоря уже о том, что достижения тех веков были призваны на служение людям опять в годы Возрождения и продолжают радовать и восхищать нас до сего дня. И я говорю не только об искусстве и архитектуре. Водопроводы, дороги, инфраструктура городов - оно всё именно оттуда, из тех потрясающих лет, в которые мне не хотелось бы жить, но заглянуть хотя бы одним глазком... Вот было бы неплохо! Что отчасти возможно... посетив Рим!
  Мы решили начать с Национального Музея Рима. То есть, вот оно, то, о чём читали в учебнике истории и, намного позднее, по собственному почину - античное искусство, которому две тысячи с лишним лет! Как? Почему было забыто? Почему заняло тысячу лет, чтобы возродить это всё к жизни? И почему опять же в Италии? Знаю, знаю... Тому достаточно объяснений, написанных маститыми искусствоведами и историками, только всё равно, случилось это именно здесь, в Италии. Скульптуры, мозаики, фрески красоты неописуемой. Кстати, массовая продукция существовала уже тогда, в древнем Риме. Доказательством тому служат копии известных скульптур. Например, Дискобол: рядом стоят оригинал и копия, созданная потому, что... существовал спрос на прекрасное. Патриции хотели украшать свои жилища красивыми статуями. Так возник ширпотреб! Ну, не совсем, конечно, но всё-таки.
   А потом мы шли по улицам. После одной прекрасной церкви возникала другая, после одного старинного здания - ещё более старинное здание. Площади, пиаццы, колонны, статуи...
   Вконец уставшие, мы, наконец, упали в каком-то кафе с намерением подзарядить требующие калорий организмы. Только подзарядка получилась двойной, потому что официантом оказался...
  Роберто! О, Роберто! Воплощение юного любовника-итальянца из романтической комедии. Хорош - но не смазливой кукольной красотой, а мужским обаянием южанина на пике его пропитанной тестостероном юности, окрашенной утрированной эмоциональностью, которая выражается во всем: речи, мимике, жестикуляции. Даже в пластике прекрасного тела, с которого, кажется, сорви покровы - и увидишь Давида, похищенного из флорентийской Академии - пластике, которая аккомпанирует каждый взгляд, каждую фразу, каждое... Ах, Роберто! Он отошёл, взяв заказ, а мы с Наташей переглянулись - и прыснули. Нет, серьёзно! Такое ощущение, что вот только что произошло нечто жутко интимное и вовсе неуместное для глаз публики, о чём с мужьями уж точно незачем делиться! А речь ведь всего-то шла о баклажанах с пармезаном и курице с картошкой. А вот поди ж ты!
  Колизей, Форум, Палатин... Невероятно. Невероятно! Ну, руины - думала я. Ну, побродим полчасика и пойдём себе дальше. Какое там! Полдня провели в этом месте, а могли бы и больше! Хоть там по большей части и действительно руины - но какие! И в каком количестве! А если представить, как всё это выглядело когда-то... По этим самым улицам Форума ступали ноги величайших людей мировой истории. Здесь на протяжении веков вершилась сама история! Которую мы сегодня изучаем и по-прежнему исследуем - археологические раскопки ведутся там и в наши дни. Да что говорить! Весь город - история. И вчерашняя, и позавчерашняя. Но не только. Рим - это ещё и настоящее. Правда, не самое блестящее, если почитать газетные заметки да послушать новости.
  На протяжении всей своей истории Рим был скорее административным, чем промышленным центром. Даже сельское хозяйство вокруг него не было развито в достаточной степени из-за малоплодородных земель. Кроме того, не забывайте, что после-античный Рим с переменным успехом являлся столицей Папского государства, а те почему-то с неодобрением относились к промышленной деятельности. То ли поэтому, то ли ещё почему, но на протяжении больше чем тысячелетия царил там полный бардак!
  Наконец в 1870 году была создана единая Италия со столицей в Риме. Городское развитие пошло наконец-то в правильном направлении: дороги, жильё и прочие элементы, превратившие его действительно в европейскую столицу. Но промышленность начала развиваться по-настоящему только после второй мировой войны. Тем не менее, римляне по-прежнему заняты главным образом в сфере обслуживания и управления. А у пап с 1929 опять появилось государственность - Ватикан. Который, между прочим, является членом ООН!
  Кстати, о Ватикане. Когда речь идёт о "посещении Ватикана", очень важно понимать, что под этим подразумевается. Я бы обобщила так: во-первых (не обязательно в данном порядке), музей Ватикана, одним из залов которого является Сикстинская Капелла со знаменитой фреской "Страшный Суд" и потолком, расписанным Микеланджело. Для того чтобы посетить музей, нужен билет. А во-вторых - Собор Святого Петра и площадь перед ним: сюда билет не нужен. Площадь - пришёл и смотри. Собор - очередь, чтобы зайти, но не умопомрачительная.
  Что я вам скажу. Если бы единственным достижением папства и религии в общем и целом был музей Ватикана и собор Святого Петра с площадью перед ним, а я ненавидела бы религию всеми фибрами - и то, сказала бы: пусть будут! Потому что так уж получилось, что Ватикан - это столица прекрасного, где на маленьком участке суши сконцентрировано такое количество красоты (если только красота измерима), что дух захватывает. Но не ошеломляет. Просто хочется идти бесконечными залами и смотреть, впитывать, наслаждаться - да, именно так! И, что странно, не угнетает. И на мысли божественные не настраивает. Меня, во всяком случае. Даже собор святого Петра! А ведь именно здесь, на этом месте, Петра казнили, распяв на кресте вверх ногами. Вот нравы были! Только опять же, не о мученичестве думается при виде всего этого великолепия, а о красоте. Тем более что справа от входа тебя встречает знаменитая "Пьета" Микеланджело. Мария оплакивает сына. Прекрасная, как сама юность. И он - человечней всех живых, сын, а не бог. К статуе сейчас не приблизиться: с тех пор как какой-то идиот попытался атаковать её, сокровище защищено от посетителей пуленепробиваемым стеклом.
  А район побогаче мы и здесь обнаружили - на подходах к галерее Боргезе. Чистенько так всё там, отполировано. Полностью достойно и галереи, и парка, в котором она расположена. А парк! Огромный, ухоженный. И, что важнее всего - заполненный людьми. Которые ходят, бегают, ездят на велосипедах. Даже, похоже, соревнуются! Ну, и не без туристов, конечно. Многие из которых идут с кислыми физиономиями - потому что в галерею не удалось попасть. И неудивительно: каждые два часа запускаются внутрь 360 человек. И ни копейки больше! То есть, кто не успел, тот опоздал. Но у нас с собой было - билеты, в смысле. Так что попали.
  Здание галереи было заложено кардиналом Шипионом Боргезе. Он же положил начало коллекции произведений искусства, которую изрядно проредил Наполеон, причём с концами, поскольку купил он те шедевры, видите ли, а не похитил! То есть, вернуть это назад, как награбленное, не получилось. Да ладно, красоты там и так не перечесть, начиная с прекрасной обнажённой Паолины Бонапарте (сестры Наполеона и жены Камилло Боргезе), изображённой в виде Венеры, возлегающей на ложе, и продолжая множеством других потрясающих скульптурных групп, полотен Рафаэля и Караваджо. Два часа, отведённые на посещение, пролетели, как один миг.
  А потом мы бродили по парку и, похоже, отклонились от обычного туристического маршрута, поскольку к северному входу в древний город мы шли по не слишком туристической улице - граффити, мусор, отсутствие толп. Зато на Пьяцца-дель-Пополо мы попали через грандиозную арку, встречавшую путешественников, прибывавших по Фламиниевой дороге на протяжении больше двух тысячелетий. Древние ворота, бывшие частью стены Аврелиана были возведены в третьем веке. Серьёзные изменения происходили в последующие века. Коснулась этих ворот и рука Бернини, великого скульптора стиля барокко - того самого, создавшего бесчисленные скульптуры для колоннады на площади перед собором Святого Петра.
  Интересное чувство: ты - и два тысячелетия человеческой истории! С другой стороны, подобных моментов в Риме - на каждом шагу! Рик Стивс советовал "потеряться в этом городе", что мы с Наташей и делали, причём с огромным удовольствием. Мы просто ходили, ходили, не особенно задумываясь, куда приведёт нас та или иная улица. Если сомневались - спрашивали, используя карту, жестикуляцию и пару известных мне итальянских слов, а также хорошо известный английский язык.
  И если во Флоренции мы... забыли зайти внутрь Дуомо, то в Риме чуть не обошли своим вниманием Санта Мария Маджиоре, собор, рядом с которым находился наш отель. Самый большой храм богоматери, он является одной из двенадцати папских базилик - то есть подчиняется непосредственно папе. А вообще церковь эта одна из четырёх наиболее значительных соборов Рима. С её созданием связана интересная легенда.
  Однажды летом 352 года папе Либерию и одному богатому римлянину явилась во сне богоматерь и велела построить храм на том месте, где завтра выпадет снег. Хотите верьте, хотите нет, но на следующее, напоминаю, летнее утро снег действительно лежал. На холме Эсквилин. Там и заложили базилику. С тех пор церковь многократно изменялась. Так, колокольня, самая высокая в Риме - 75 метров - датируется 1377 годом. А нынешний фасад был создан в середине 18 века. В этой церкви находятся захоронения известных людей: Джованни Барберини, скульптора; Полины Бонапарт - той, чья обнаженная статуя в Боргезе, четырёх пап.
  Зашли мы туда буквально за полчаса до закрытия в последний день нашего пребывания в Риме. Уж и не чаяли, что успеем! Величественный храм, что сказать. Там в левом крыле служба шла. Остальное же помещение освещалось достаточно скудно. Направляясь к выходу, обратили внимание на какие-то зашторенные кабинки, над одной из которых горела красная лампочка. "Это же исповедальни!" - вдруг дошло до меня. "А лампочка зачем?" - задумалась Наташа. "Ой, да это же как в супермаркете: лампочка горит над теми кассами, которые открыты!" - и я улыбнулась. Прикольно! Грехи на продажу - помните, индульгенции? - и лампочка тоже, как в кассе. Правда, очереди не оказалось - видимо, от грехов народ с утра пораньше избавляется.
  После работы итальянцы идут... Куда бы вы подумали? Домой идут! Во всяком случае, я так думаю. А дома у них, наверно, по магниту силищи неимоверной, поскольку только так можно объяснить силу потока, против которого мы однажды попытались "плыть". Ни фига! Снесло нас тем потоком на противоположную сторону улицы! Симпатичные мужчины и женщины с ничего не выражающими лицами, прям как зомби какие-то, плотной колонной маршировали по одной из главных улиц Рима, в то время как мы пытались мирно покинуть окрестности фонтана Треви. Горячий весёлый народ, говорите, итальянцы? Куда там! Рыцари-крестоносцы минус доспехи!
  А насчёт вежливости римлян - это к Наташе, пожалуйста, как к человеку, искушённому невежливостью москвичей в разнообразных жизненных ситуациях. Скажем, москвичи за рулём: да это ж поэма! Трагикомедия! Сумасшедший дом на прогулке. Так вот её, скажу я вам, римское метро конкретно поразило. А кого не поразит, когда открывается дверь вагона... и туда прёт толпа с перрона, на позволяя сначала выйти оттуда тем, которые уже приехали?
  Зато туристам помогают с удовольствием. Потерялись мы как-то в очередной раз - как раз по пути к фонтану Треви, на площади Венеции. Примечательная, кстати, площадь! Там вам и памятник Виктору Эмануилу II, построенному в честь первого короля объединённой Италии. Красота - неописуемая! Ещё бы, пятьдесят лет его возводили. Король там высотой в двенадцать метров, но - теряется. Совсем теряется в масштабах возведённой композиции! Там же церковь Санта Мария ди Лорето - тоже хороша невероятно. Тут же рукой подать форум и рынок Траяна с одноименным же обелиском.
  Зашли мы за угол памятника Виктору Эмануилу, по лестнице какой-то поднялись - необычной такой лестнице: ступени широкие-преширокие, а наверху две весьма впечатляющие статуи - оказывается, мы к Капитолийским музеям вышли! А искали-то фонтан Треви. Ну вот, пытаемся выяснить, где же фонтан прячется. К кому ни подойдём - все туристы, по-итальянски ни бум-бум! И вдруг - счастье, чистая итальянская мова! И физиономия - ну, сицилиец да и только! А он и правда сицилийцем оказался! То есть, по-итальянски хоть и бум-бум, но в Риме - гость, как и мы. Обрадовался так, выяснив, что на английском можем объясниться. Правда, потускнел, обнаружив, что я здесь не одна (это "не одна" - вообще особый разговор), и на прощание чмокнул меня в щёку. А потом свою подставляет - мол, давай, у нас так принято. А у нас не принято! На том он меня и оставил в покое. А дорогу мы узнали у служителя музея.
  Стоит мужичок в форменной одежке. Я к нему подваливаю и спрашиваю: "Дове?" - в смысле, "где" и в карту тыкаю. А как объяснить остальное? Смотрел он на меня, смотрел. Сжалился. "Сиямо?" - уточняет. Тут у меня уроки итальянского на поверхность ожесточенно закарабкались. "Сиямо, сиямо!" - радостно киваю: то есть, "мы находимся". Он показал и где мы находимся, и куда дальше идти - ну, мы и пошли. И даже нашли! За собой ещё целую группу подобных нам бедолаг потащили. На каком языке изъяснялись? А кто его знает?! Английский, итальянский, русский, какой-то-европейский плюс руки (руки!!!), глаза, интонации. Цирк... А классно-то как! Вот так вот на чужой улице чужого города возникшее вдруг единство с абсолютно чужими людьми, разговаривающими на непонятно каком языке! Да... Приятно вспомнить... А фонтан Треви - дык слов нет.
  Впрочем, есть. Плохие! Какого, спрашивается, хрена в городе, напичканном, как селедками в бочке, историческими памятниками, указателей ни фига? А?!
  Возвращаемся назад, метро ищем, потому как устали. Помните поиски московского метро? Или, скажем, применимо к Америке, трасс? Из ниоткуда доберёшься куда надо, идя по указателям! Я уж не говорю о чём-то более элементарном, типа парков Диснея. А тут - дулю. Уж Венеция, казалось бы. Крошечка! И то, на каждом углу была табличка размером на слепых рассчитанная, указывающая куда идти, чтобы попасть к мосту Риалто; или куда, если совсем наоборот - то есть, к площади Святого Марка. А тут - Рим, елки зелёные! Где за каждым углом - до-сто-при-ме-ча-тель-ность! А указателей - днём с огнём не сыщешь. Да... Так с метро... В ступеньки, можно сказать, носом уткнулись, и только тогда сообразили, что пришли.
  А обедали мы в тот день... То есть, еда тоже была вкусной. Зато официант, м-м-м! Не Роберто, а совсем наоборот. Видели рекламу духов Гуччи? Ту, где красотка со змеиной спиной и юноша - конец света? Вот нас на сей раз обслуживал "конец света". И даже то, что в меня своим писюном купидон целился, ничуть не портило картины. Точнее, как раз наоборот. Другой официант, увидев, что я гигикнула, прикинув, что произойдёт с моим супом, если статуя эта оживёт, засмеялся и накинул холщовую салфетку на упомянутую часть тела. Тут мы с Наташей расхохотались уже напару и всерьёз, тем самым разрядив или, скорее, зарядив ситуацию совершенно определённым подтекстом. Правда "конец света" не смеялся. Он был - ну, прям, как та статуя из легенды. Правда, до того как её Пигмалион оживил. Да и ладно. Нам же с ним не детей крестить. Приятно зато! Великолепный финал замечательного дня получился!
  Так вот по поводу "не одна". Неужели трудно представить, что двух женщин может соединять без малого полвека дружбы? Или такое понятие больше не существует? Если две женщины без мужчин - значит, лесбиянки? В Риме нам вообще - койку с общим одеялом выделили. "А второе одеяло можно?" - спрашиваю. Хозяйка отеля зашуршала страничками: проверяет, что я там заказывала - "матримониальную" комнату или просто дабл. "Да ладно, - говорю. - Вы нам одеяло второе выдайте и никаких проблем". Блин! Мне, в принципе, фиолетово, но это же беспредел! Насколько у людей мозги выкручены, что нормальные вещи разучились воспринимать!
  Если кто-то захочет полететь самолётами компании US Airways - ни в коем случае! Говорят, бомба два раза в одну воронку не попадает, правильно? Хм, это смотря какая бомба! У US Airways всё в порядке с точным попаданием в одну и ту же воронку. А говоря на языке авиалиний - уж если опаздывать, так и туда, и обратно! Вот сижу и прям дежавю какая-то. Девушка с микрофоном регулярно оповещает нас о прогрессе отправки самолёта из Кливленда, который потом, разгрузившись, повезёт нас в Детройт из Филадельфии. То же самое было девять дней назад, только с отлётом в Венецию!
   Также в народе говорят, что беда не ходит одна - вот уж где правда, так правда! Стою себе у карусели, чемодана для переброса на другую карусель после прохода через таможню ожидаю. Смотрю - собачка. Подбегает и лает так приятно. Незло лает. Поднимаю глаза - а там тётя пограничник. "У вас фрукты какие-нибудь в сумке есть?" "Яблоко. Одно", - отвечаю. Это я специально припасла, чтобы погрызть в аэропорту между самолётами. "Придётся декларировать", - отвечает женщина. Интересно, неужели собачка только на продукты питания натренирована? Или у меня на лице написано, что к наркотикам я отношения не имею?
   В общем, яблоко забрали, через дополнительную проверку пропустили - благо, там очереди не было - а теперь ещё и самолёт опаздывает! И ещё одна неприятная деталь. Сидит рядом чернокожая американка и на телефоне трындит. А сидит потому, что розетки рядом находятся: я ноутбук заряжаю (учёная! Провода на сей раз с собой прихватила!), а она телефон. У меня электричество в печатные буквы превращается, а у неё в безостановочный трындёж. В перерыве с поеданием продуктов питания. В общем, какая гадость эта ваша заливная рыба!
  ***
   А теперь о том, с чего, пожалуй, стоило бы начать.
   К экскурсионным поездкам нужно готовиться - впрочем, что я и сделала.
   Конечно, прежде всего мы с Наташей просмотрели предложенные разными компаниями маршруты, вглядываясь в детали, незаметные с первого взгляда, и... предложения эти нам конкретно не понравились. Почему? Один из главных неприемлемых моментов заключался в том, что проживать нам предлагали хрен знает где. То есть, чтобы погулять по Венеции, едешь час из какой-нибудь дешёвой дыры. Та же история с Римом и Флоренцией. Зато взамен тебя обещают прокатить на автобусе по куче всевозможных городов и достопримечательностей, прибивая неизбежно возникающий дух противоречия тоннами информации, под грузом которой любой силы ропот затухнет: мол, образовывают же, значит - надо.
   А нам не надо! Нам надо повернуться на правый бок и оказаться на площади Святого Марка. Или, повернуться на левый - и залюбоваться величественным Дуомо - и так далее. То есть, суть в том, что хочется нам жить прямо в сердце вот того самого, за чем и едем!
   Как вы, наверно, уже догадались, решили мы ехать "дикарями". Правда, хорошо подготовленными дикарями.
   Итак, с чего начать? Естественно, поспрашивать людей. В результате этого вырисовался маршрут поездки: две ночи в Венеции, три во Флоренции и четыре в Риме, именно в такой последовательности, а не наоборот. Причина банальная: международные рейсы отправляются из Венеции ни свет ни заря, а кому это надо? Кроме того, как выяснилось, в плане логики именно такая последовательность оказалось наиболее выигрышной: Рим он и есть Рим, и сравниться с ним других два города не смогли бы, как ты ни старайся.
   Где, что и как. Есть такой известный американский путешественник, Рик Стивс, который написал много книг в помощь туристам. Книг, которые для нас, бродяжек, на вес золота, честное слово! Там оговорено всё! И даже больше. Да. Так вот, именно оттуда мне стало известно, какие места посетить просто необходимо, какие пойдут во вторую очередь, а какие в третью. Плюс, огромное количество прочей информации.
   Поехали мы в Италию в ноябре - который, как выяснилось позднее, самый там дождливый. Это уже моя оплошность. Поэтому, рекомендовать его не буду. Нам, впрочем, повезло с дождями - точнее, с их отсутствием. В остальном же, лучше путешествовать не летом. Скажем, март-апрель - чем не время? И погода хороша, и билеты-отели дешевле, и толпы туристические пореже.
   Купив билет, зарезервировали отели. Для этого я использовала замечательный местный сайт venere.com, который предложил замечательные отели в самом сердце города - всех трёх - за совершенно смешные деньги. Кстати, самые дорогие отели оказались в Венеции. Причём, цена за субботнюю ночь в два раза выше чем, скажем, воскресенья или понедельника. Учтите на будущее! Нечего там делать в субботу!
   Другой важный момент при подборе даты путешествия заключается в том, чтобы по приезде туда вы не обнаружили, что в немногие дни, отведённые на этот конкретно город, всё, что вам хотелось бы увидеть, закрыто! Рик Стивс и в этом оказался неоценим: расписание, местоположение, цены на все достопримечательности вы найдете в его драгоценной книжке.
   Итак, билеты-отели забиты, можно подумать и о программе. Одновременно советую принять во внимание удобство владения чужим языком. Или хотя бы возможности сказать-понять наиболее элементарные слова типа "грацие", "аривидерчи", "дове?" и так далее. Нет времени, возможности и способностей! - скажете вы? А я возражу: было бы желание! Всё остальное можно найти. Я, например, пошла в библиотеку, взяла там начальный курс итальянского языка на дисках, и на протяжении двух месяцев наслаждалась этой "музыкой" по дороге на работу и обратно. В следующий раз, правда, отведу на такое дело побольше времени.
   Вернёмся к программе. С Венецией всё просто. Купили комбинированный билет, покрывающий посещение Дворца Дожей и Музея Коррера, и вся любовь. Причем, выделили на это день, когда обещали дождь. А второй, сухой, просто болтались по городу, осматривая всё остальное.
   Но в Венецию прежде нужно попасть, правильно? Из аэропорта до Венеции мы добирались двумя средствами передвижения: сначала автобусом номер 5 компании ACTV, затем водным автобусом, номер 2, той же компании. Можно было использовать единое средство, так называемую Алилагуну, синюю линию. Но это заняло бы полтора часа, что намного дольше по времени. Да и парой евро дороже. Билеты мы покупали на месте, хотя можно было сделать это через Интернет, что я и рекомендую будущим путешественникам.
   Потом переезд во Флоренцию. На поезде - как и, позднее, в Рим. Билеты на эти поезда я купила заранее онлайн: лучше цена и больше выбор времени отправления. Причём, прилично заранее: месяц или даже больше того!
   Программу во Флоренции мы разработали уже на месте - опять же, на основе советов, почерпнутых у Рика Стивса. Комбо-билет не покупали, поскольку все включенные в него музеи не смогли бы обойти физически. Отвели один день на Академию - ту, где Давид Микеланджело; другой на галерею Уффици. Причём, не спешили с утра пораньше ни в одно, ни в другое место: с утра там очередь. А остальное время посвятили, опять же, блужданию по городу и посещению других, менее востребованных или, точнее, менее времязатратных достопримечательностей.
   Рим. Вот к этому требовалось подготовиться всерьёз. Четыре дня на Рим - смешно. Принять решение, куда и когда идти, мне помогла составленная таблица, в которую я внесла многие данные о местах, которые хотелось посетить: название, дни, когда закрыто для посещения, входят ли в Roma pass, в каком районе города расположены (Рик Стивс удобно разделил город на несколько районов), цена за вход - и ещё какие-то детали. Сразу стало ясно, что в Ватикан нужно будет идти в понедельник, в галерею Боргезе - в воскресенье. А уж всё остальное аккуратно уложилось в оставшиеся два дня. И только оставалось сделать необходимые резервации. О да! Во всяком случае, для двух мест.
   Билеты в музеи Ватикана (включая Сикстинскую Капеллу) я купила где-то за месяц на сайте Ватикана, заплатив за бронирование дополнительных четыре евро за человека - и впоследствии не пожалела, увидев очередь в кассу. Вторую резервацию сделала для галереи Боргезе, что можно сделать по телефону, используя линию, где разговаривают по-английски. Это получилось не сразу: связь обрывалась день за днём. Но я упрямая! Так что, в конце концов дозвонилась и забила два билета, что было совершенно необходимо, поскольку количество людей запускаемых в этот музей ограничено, как и время - всего два часа.
   Наконец - Roma pass. Пропуск, который стоит 34 евро и на протяжении трёх дней позволяет посещать многие достопримечательности с серьёзной скидкой и без очереди. Точнее, в первых двух посещаемых местах вы не платите ничего, а во всех последующих цена билета понижается очень прилично. Кроме того, билет этот обеспечивает вас бесплатным проездом на всех видах общественного транспорта на протяжении трёх дней. Причём - важный момент! - начало отсчёта "проездного" срока действия билета и "музейного" существуют без всякой связи, о чём мы с Наташей узнали случайно, попытавшись использовать билеты на четвёртый день с первого посещения музея, и на третий с момента первой поездки на общественном транспорте. Очень полезная деталь, о которой, наверно, не всем известно! Также важно спланировать достопримечательности таким образом, чтобы первые два места оказались наиболее дорогостоящими - по понятным причинам. Так, в первый день мы пошли в находящийся неподалёку от нашего отеля Национальный Музей Рима, а на второй в Колизей-Форум-Палантин (вход во все три считается частью одного билета).
   А ещё запаситесь аудиогидами ещё дома, чтобы приехать уж вообще во всеоружие. У Рика Стивса они просто замечательные, но на английском языке. Можно найти и на русском - совсем нелишне, поскольку в музеях аудиогиды, само собой, не бесплатно и, кроме того, русский вариант не предлагается! А в некоторых местах аудиогид и бумажные таблички дублируют друг друга, как, например, во дворце Дожей в Венеции! Зато в галерее Боргезе в Риме он оказался просто необходим, поскольку количество печатной информации было близко к нулю.
   Что ещё? Для удобства передвижения между городами и отбытия в аэропорт в последний день, отели я заказала неподалёку от вокзалов: Санта Мария Новелла во Флоренции и Рома Термини в Риме. Очень удобно и, опять же, экономит деньги, поскольку чемодан на колёсиках не в тягость, если ходу с ним пять-семь минут, а такси вам обойдётся в немалую сумму. От Рома Термини до аэропорта мы добирались на поезде, который ходит каждые полчаса в :22 и :52 минуты каждого часа и довозит вас туда за тридцать минут. Можно было доехать и автобусом-шаттлом за четыре евро, но за час - и мы решили не экономить: время дороже.
   Заказывая отели в Италии, важно проследить, что вы берёте комнату с частными ванной-туалетом, поскольку бывает и наоборот. Без них, конечно, дешевле, но вам это нужно?
   Обмен денег. Везите евро с собой! Уж в Венецию и Флоренцию точно. Курс они, может, предлагают и близкий к тому, что на рынке. Но за обмен дерут неслыханные деньги - до пятнадцати процентов! Или пользуйтесь кредитной или банковской карточками. Только выясните прежде, во что вам это обойдётся - в идеале, ноль дополнительных платежей на кредитной карте. Что же касается банковской, узнайте, в каких банках вам выгодней всего снимать деньги и сколько придётся платить за каждое снятие суммы. Какой максимум в день? Оставьте также банку и кредит карте информацию о местах вашего пребывания, включая даты - самое неприятное, когда вы пытаетесь заплатить за что-то, а карточка против!
   Кстати, во всех трёх городах можно совершенно спокойно пить водопроводную воду. Она там очень даже вкусная! И не забывайте, что в ресторанах их собственное вино (house wine, bianco, белое, или rosso, красное) стоит ненамного дороже воды. Так что если вы пытаетесь сэкономить, из двух зол выбирая воду, у вас этого не получится! Пейте воду вне ресторана, а там - вино. Тем более что вино в Италии замечательное, даже самое недорогое.
   Обувь. Постарайтесь, чтобы подошва была не кожаная - убьёте себе ноги на булыжной мостовой, которую обнаружите в большинстве посещаемых мест! Ну, и, конечно, без каблуков. Разве что для выхода на обед!
   И, наконец, интересная вещь пришла мне в голову. Как лучше всего подготовиться к уроку? Прочесть главу заранее, внимательно слушать учителя во время урока, а потом опять вернуться к учебнику, уже дома, укладывая всю полученную информацию на полочки памяти и заполняя пустующее пространство материалом из книжки. А ведь с путешествиями, наверно, именно такая стратегия приведёт к наилучшим результатам. О подготовке я уже написала. И, должна признать, пребывание в стране оказалось намного приятней, чем если бы я приехала туда неподготовленной. И теперь уж от меня зависит, насколько увиденное и прочувствованное осядет, превратится в опыт, который, в свою очередь, останется приятным воспоминанием и новым знанием, обогащённым личными ощущениями и восприятиями...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"