Аннотация: Рецензия-отзыв на сборник Парфенова М.С. "Зона Ужаса".
Итак, перед нами сборник человека, которого в предисловии к сборнику, называют "Отцом Русского Хоррора". Довольно-таки громкий, если не сказать громогласный, титул-прозвище, не находите? А соответствует ли ему автор? Сейчас узнаем.
Я разделил все произведения на четыре категории:
- I - Страна Тараканов - Очень Понравилось (9-10 баллов)
- II - Бабай - Просто Понравилось (7-8 баллов)
- III - Конец Пути - Не Очень Понравилось (6 баллов)
- IV - В пыль - Совсем Не Понравилось, Так Себе или Вообще Никак (нет оценки).
- I - Страна Тараканов - Очень Понравилось -
- Страна Тараканов - 10 -
"И у каж-на-хо сва-и ба-хи в ха-ла-ве".
Костя Пургин живет в районе Москвы Митино, встречается с девушкой Викой и иногда вынужден вступать в беседы по мобильнику со своей пьяной матерью. Казалось бы, обычная жизнь, которой живут, тысячи, если не миллионы молодых людей; но все меняется, когда многоэтажку, где живет Костя, атакуют тараканы. Плотоядные тараканы.
Динамично, противно, интересно - эти три наречия, как нельзя лучше характеризуют произведение. Давите, давите, вы поганых тараканов!!
"Это ты, ТЫ, говённая деревня, их сюда притащил! Э-та та-ра-ка-шхи из ба-шхи тва-ей ма-ма-шхи, кубаноид!".
Обычная маршрутка, оборачивается чудовищем, пожирающим своих пассажиров. Одному из них - Артему, чтобы выжить, приходится пожертвовать другими. Монструозный транспорт парня просто "выплевывает", если не сказать грубее. Однако Артем не долго радовался свободе.
Пожалуй, один из самых динамичных и кровавых рассказов сборника. Он так и проситься если уж не на большой экран, то в какой-нибудь сериал ужасов уж точно.
"Пообедала. Машинка пообедала".
- Снежки - 9 -
"Шо там тебе, медом намазано, шо ли?"
Что получится, если скрестить зомби-апокалипсис с семейной драмой? Сериал "Ходячие Мертвецы"? Не совсем. Получится рассказ под названием "Снежки".
Маленький Алеша хочет выйти на улицу, чтобы поиграть со своими друзьями. Вот только вот незадача - они стали зомби. Но глупый малец этого не понимает, зато это понимает его бабушка, которая и не пускает его на улицу. Но все же в финале Алеше удается выбраться из квартиры. Вперед! Друзья ждут! Они были очень рады его появлению.
"И, в отличие от старой Алешиной ба, у них есть зубы".
- Комната Павлика - 9 -
"Много рук было у Нее, много ног. Больше, чем нужно человеку".
Игорь Кривцов покупает квартиру, куда вскоре и въезжает вместе с семьей: беременной женой Олей и еще не родившимся сыном Павликом. Мужчину не смутило, что перед покупкой недвижимого имущества риелтор, чуть ли не отговаривала его от покупки. Мало ли на свете странных и даже сумасшедших людей? Да полным полно!
Короче, семья начинает осваивать новый дом и в распоряжении только что родившегося Павлика оказывается целая комната. Его комната. Комната Павлика. Вот только вскоре выясняется, что: с комнатой, с квартирой и даже с целым домом что-то не так.
Сюжет о "плохом месте" не нов: он стар, как сам граф Дракула. Но я не из тех читателей, которые ругают авторов, только за то, что они посмели использовать то, что и так всем принадлежит. У хороших сюжетов нет срока годности, они ведь не продукты питания. А вот что для меня имеет значение, так это реализация сюжета.
И в данной повести с реализацией все в порядке. "Плохой" тут становится квартира, которую облюбовала паукообразная тварь, убивающая людей. Впрочем, как обнаруживается позднее, монстр не ограничивался только одной квартирой, а захватил целый дом.
Еще мне пришелся по душе "словесный теннис на проверку кинематографической эрудиции", которым занимаются Игорь с Олей. Черт побери, я знаком со всеми этими фильмами и со всеми этими персонажами! Да и веселые диалоги между Кривцовым и его другом Хлестовым, когда мужчины подкалывают друг друга, тоже добавляют произведению очков: они хорошо разбавляют мрачную атмосферу повести, но не разрушают ее.
"Там, под потолком, раскинул тенета паук".
- II - Бабай - Просто Понравилось -
- Бабай - 8 -
"Знаете, у Дениса очень богатое воображение".
Они сошлись: вода и камень, лед и пламень. Нет, это не про - Онегина и Ленского, а про двух классических монстров жанра ужасов: Маньяка и Чудовище из Шкафа. Кто же победит?
"У меня фантазия тоже неплохо развита".
- Корректура - 8 -
"А у нас все строго: хотите публикаций - сокращайте".
Вампир-графоман Сигизмунд хочет опубликовать свой рассказ, однако на пути у него встает главный редактор газеты "Власть тайн" Алена. И все-то ей не нравиться: то не так, это не этак.
А бедному вампиру даже гипноз не помогает: не берет он редактора и все тут. Как не крути, а придется рассказ корректировать. Алена сама возьмется за дело, но не безвозмездно - Сигизмунд должен будет оказать ей парочку услуг.
"Никаких ес-сли. Это - пос-следний, пос-следний ш-шанс-с".
- Подарок - 8 -
"Я бы хотел срезать этим ножом ваши самодовольные лица".
Уже только за одно это высказывание, данный рассказ можно полюбить. Принадлежит оно Владу - сыну и брату. Подросток по-особенному любит своих: маму, папу и сестру. В новогоднюю ночь, Влад приготовил для каждого из членов своей семьи оригинальный подарок.
"Кусочек. - Улыбка Влада стала шире. - Маленький сувенир на память. Для тебя".
- Мост - 7 -
"Я вас всех еще переживу".
Психологический триллер о том, что некоторые люди с возрастом хоть и меняются внешне, но в душе остаются такими же, какими и были когда-то. И если они были плохими, то прошлое настигает их и разделывается с ними.
Мне кажется, что никакой мистики в рассказе нет; а то, что случается в конце - сумасшествие главного героя, который не смог переварить нахлынувшие воспоминания и просто-напросто слетел с катушек. Мост и тролль под мостом - метафоры для воспоминаний и прошлого.
"Так ты впервые покормил тролля".
- Ампутация - 7 -
"И взять с тебя ровным счетом нечего, не считая чахлой душонки".
Старик Феликс Сикорский готовится провести ритуал, к которому он долго готовился. Он хочет вызвать дьявола. Однако сатана не стал дожидаться, пока Сикорский выполнит все ритуальные формальности, и явился сам. Феликс заключает с дьяволом сделку: душу в обмен на бессмертие. Но Сатану ведь не даром прозвали "Отцом Лжи".
Забавный рассказец, вот только он весь, по сути дела, состоит из одного диалога. А я не большой любитель диалогов.
"Не мучай кота, тебе говорят!".
- Каждый парень должен пройти через это - 7 -
"Все писатели онанисты".
Каждый парень должен пройти через это. И это: это не только мастурбация; это еще и прогулка по ночному кладбищу, где по слухам хоронили женщин из психлечебницы; это и встреча с неведомым; и это спасение от него.
"Безумные мертвые сучки. Услышат - и глазенки-то тебе вырвут".
- В пыль - 7 -
"Не хотел сегодня, но, раз такое дело, помяну чертов завод, туда ему и дорога".
Сначала рассказ не понравился - я подумал, что это какая-то социальная драма про сходящего с ума старика, который хочет убить свою еще более старую и еще более сумасшедшую мать; но потом рассказ, что называется, "раскрутился" - и вот пожилой Сан Саныч уже сражается с пылевым монстром, в которого превратилась его мать.
"Не бойша-ша, Ш-шурочка. - Монстр протянул к старику четыре руки. - Это не больно".
- III - Конец Пути - Не Очень Понравилось -
- Конец Пути - 6 -
"Мясо есть мясо".
Постапокалипсис. Про каннибалов. Можно было бы написать и более жестоко. А так вышло неплохо, но не более того.
"Мясо их было сочным, сладким".
- Что тебе сниться? - 6 -
"Ты что-то видишь там, в голове, когда спишь".
Муж Лиды странно ведет себя, когда спит: рычит, дергает руками, как будто сворачивает кому-то шею. Когда Лида рассказывает об этом своему благоверному, тот лишь отшучивается. Однако, когда супруг засыпает, женщине становится не до смеха.
Готишный рассказ. Написан красиво, но больше мне особо сказать про него и нечего.
"И вот вы уж едете вместе, вы все - старые знакомые, одна большая счастливая семья, единые в этом молчаливом путешествии".
- Благословенная Тишина - 6 -
"Я использовал молоток и топорик для рубки мяса".
С одной стороны в рассказе полно жести - это плюс. С другой стороны у нас тут маньяк-мазохист, пытающийся быть садистом - это очень большой минус, убивающий предыдущий плюс. Ведь я терпеть не могу маньяков, которые не получают удовольствия от того, что они делают.
"Сложнее всего, как и предполагал, бороться не с жертвой, а с самим собой".
- Тени по воде - 6 -
"Пусть зыбкие воспоминая ускользают, как тени по воде, но я все-таки помню".
Очень поэтишно-романтишно-готишно, хоть и про смертельную болезнь - но не мое. Почти что белый стих, а я предпочитаю прозу.
"Лекарства от смерти не существует".
- IV - В пыль - Совсем Не Понравилось -
Как это ни странно, но рассказов для данной категории я в сборнике не обнаружил. Хотя я и мог бы при желании запихнуть судя парочку-другую творений автора: но каждый раз когда моя рука хватала за горло какое-нибудь из произведений, которое мне не очень понравилось и я хотел забросить его сюда, что-то меня останавливало. Руки на горле разжимались, я гладил рассказ по голове и отпускал. Как правило, это "что-то" были: либо концовка, либо атмосфера.
- V - Топ-5 лучших произведений сборника "Зона Ужаса" -
1) Страна Тараканов - 10
2) Гроб на Колесах - 10
3) Снежки - 9
4) Комната Павлика - 9
5) Корректура - 8
- VI - Отец Русского Хоррора -
Так достоит ли Парфенов М. С. столько громогласного титула-прозвища - "Отец Русского Хоррора"? С одной стороны - прочитав сборник автора, я могу сказать, что: "Да. Достоин"; с другой же стороны - я всегда относился ко всяким там прозвищам с изрядной долей иронии.
Взять хотя бы Стивена Кинга, которого издательство АСТ нарекло "Королем Ужасов". Ой ли, король ли? А как же другие замечательные американские авторы, работающие на поле хоррора: Дин Кунц, Ричард Лаймон, Эдвард Ли, Джо Лансдейл и другие? Они что - все подданные "Короля"? Сомневаюсь.
Так вот и с Парфеновым, которого нарекли "Отцом Русского Хоррора". А как же: Александр Подольский, Александр Матюхин, Виктория Колыхалова, Вадим Громов и другие талантливые авторы, вспахивающие ниву русских ужасов? Они что - все дети "Отца"? Тоже сомневаюсь.
Ну, да бог или дьявол, с этими "Королями", "Отцами" и другими титулами-прозвищами, которые придумываются и пишутся на обложке в надежде прилечь больше внимания и, соответственно, продать больше экземпляров книги. Ведь главное не то, что у книги на обложке, а то, что у книги внутри. А внутри сборника "Зона Ужаса" читателя ждет интересный автор - но не один: а со своими монстрами и со своими тараканами.
- VII - Итог -
Перед тем, как подвести итог и поставить финальную оценку всему сборнику, мне хотелось бы капнуть ложечку дегтя в бочку с медом. Так, порядка и справедливости ради. Мне кажется, что сборник следовало бы назвать не "Зона Ужаса", а "Страна Тараканов".
Во-первых - это название одного из произведений сборника.
Во-вторых - в каждом произведении, ну или почти в каждом, есть свой оригинальный монстр: свой таракан, так сказать.
В-третьих - у каждого из персонажей - причем необязательно у кровожадного чудовища или у законченного маньяка, а порой даже и у положительного героя - есть свои тараканы в голове.
В итоге, сборник "Зона Ужаса" получился достаточно крепким, если не сказать крутым. Здесь нет "проходняка"; а те рассказы, что при желании можно к "проходняку" отнести, можно туда и не относить, так как они на самом деле тоже неплохи. Поэтому данную книгу можно смело порекомендовать любому любителю хоррора.
Разве что только ненавистникам русского хоррора - к сожалению, такие личности есть - стоит держаться от "Зоны Ужаса" подальше, иначе сборник их: проклянет, найдет, поймает, убьет, расчленит и съест.