[Категорически не соглашусь, что читатель должен понимать стих на уровне автора. Не читатель для автора, автор для читателя. И только так!Тем более, что все наше личное, это не совсем личное, поскольку каждый и любил, и страдал, и радовался и проч. Автор может рассказывать о своем сокровенном, но если он делает это посредственно, неумело, то почему читатель должен ему верить и сопереживать? Для этого он должен услышать в них свое. Только в этом случае он примет их к сердцу. Нет?]
***
Писать для читателей или по заказу - это работа, у которой есть определённая цель предполагающая вознаграждение. Она может быть и бесплатной, скажем для удовлетворения своего честолюбия, желания втянуть людей в дискуссию или просто покрасоваться. А происходит это чаще всего от одиночества, чувства неудовлетворённости и невостребованности, стремления быть замеченным и оцененным. Само по себе это естественно и в той или иной мере присуще всем людям.
А вот работа и поэзия - это уже вещи разные, хотя и поэзия предполагает серьёзную подготовку и работу. Но одно дело - писать на публику, другое - для себя. Одно дело грамотно составлять слова в строчки и рефрены, другое - говорить по душам. Неинтересно ходить по протоптанной тропинке и заранее знать, куда она приведёт.
Попадаются авторы, которые пишут грамотно, гладко, академически, но читать их труды скучно, спорить не о чем, ничего нового и оригинального нет. Заметно лишь желание выпятить своё "Я", вот мол, как я умею, не хуже Пушкина! Жаль потраченного времени на чтение таких стихов. Чтобы как-то обозначиться и выделиться они любят выискивать у ближних, зачастую не осознавая своей ущербности. Так - плохо, а эдак - хорошо, это - белое, это - чёрное.... Прошу не путать с явными ляпами и грамматическими ошибками. А прогресс движут те, которые говорят и делают что-то необычное, неправильное и на первый взгляд кажущееся неуместным и неприемлемым.
В поэзии давно сложились определённые каноны, которых желательно придерживаться. Но радость её в том, что она даёт возможность свободно творить, при помощи небольших по объёму ассоциативных картин затрагивать большой объём мыслей и чувств человека. И хотя мы все похожи, каждый читатель воспринимает сказанное по-своему, индивидуально. Поэтому писать для читателя - дело проблематичное. Разный бывает читатель и мерки - разные. Для массового читателя издаются газеты.
Поэт в первую очередь высказывает свои мысли, чувства, эмоции - кому-то они могут быть близки и понятны, а кому-то - нет. Если стихотворение затрагивает чувства и безукоризненно по форме - это уже "высший класс", и, чем большее количество людей оно "цепляет" - тем ценнее, при этом не обязательно быть профессионалом. А умение складывать слова в рифмованные строчки имеет своё название - графомания, которая тоже удаётся далеко не всем пишущим стихи.
С уважением, Олег - не вполне законченный графоман.