Аннотация: Альтернативная история. "Одомашненные" лошади - подарок древних генетиков.
Глава 4-6-7
Лошадиный вопрос
Для жителей северного Казахстана ботайской культуры (культура племен Северного Казахстана эпохи энеолита. Поселение Ботай существовало несколько столетий) дикие лошади служили основным источником мясной и молочной пищи. Но дикие лошади сильно отличались от одомашненных генетически. Анализ костей прирученных лошадей показал их сходство с лошадьми бронзового века в Европе, и явные отличия от диких лошадей, обитавших в степях современного Казахстана пять тысячелетий назад, во времена ботайской культуры. За последние 4000 лет нет ни одной лошади которая была бы прямым потомком ботайской лошади. Однако, лошадь Пржевальского вообще никак не относится к лошадям одомашненным. Тарпан относился к тому же виду, что и домашняя лошадь, поэтому у них по 64 хромосомы, в отличии от лошади Пржевальского, у которой 66 хромосом.
Из выживших типов лошади, кроме тарпана, выделяют следующие:
"Лесная лошадь" (Equus ferus silvaticus), называемая также североевропейской, крупная, ширококостная и медлительная.
"Тяжеловоз", маленькая, коренастая, с длинной гривой, адаптированная к холодному и сырому климату, напоминающая шотландских пони.
"Восточный" тип (Equus agilis), высокое, стройное, изящное животное, привычное к сухому и жаркому климату, считается предком арабских скакунов и ахалтекинцев.
Из всех подвидов дикой лошади до исторических времён дожили только тарпан (Equus ferus ferus), вымерший в конце XIX века, и лошадь Пржевальского (Equus ferus przewalski), популяцию которой поддерживают искусственно.
"В Эламе найден рисунок, сделанный примерно 40 - 50 веков назад, с породами лошадей, которые выводятся и сейчас. На рисунке было изображено, как смешиваются признаки лошади на протяжении 5 поколений.
Изменения скелета, свидетельствующие о выведении новых домашних пород лошадей, зафиксированы при раскопках поселений культуры колоколовидных кубков в Венгрии, датируемых 2500 г. до н. э., а также в Испании и Восточной Европе. Здесь было обнаружено большее разнообразие пород лошадей, чем в дикой природе, а также уменьшение средних размеров животных".
- Сколько бы раз лошадей не смешивали, но изменение скелета от этого не произойдёт, как это видно при сравнении тарпана с ахалтекинским жеребцом. Ноги не станут длиннее, шея - больше и грациозней. Новый вид 'одомашненной' лошади, пригодной для верховой езды, по имеющимся сведениям впервые появляется в Индии у ариев где-то 1700 лет до н. э.. Они же под названием 'скифы' перегоняют лошадей с колесницами и передают их хеттам, что во многом позволило последним завоевать окружающие народы, не знавшие колесницы и лошадей до того. Трудно сказать, сколько раз генетика лошадей претерпевала изменения, ясно лишь то, что к этому были причастны боги, владевшие генной инженерией.
"В шумерском языке слово лошадь буквально означает "горный осёл" и появляется в документах третьей династии Ура около 2100 - 2000 г. до н. э."
- Но это никак не указывает на то, что в Шумере были одомашненные лошади. Скорее всего - это и были "горные ослы" или лошади сильно отличающиеся от одомашненных.
Генетическое разнообразие домашних лошадей не только существенно больше, чем у диких, но и больше, чем у других видов домашних животных. Авторы предполагают, что либо одомашнивание происходило независимо в разных местах, либо к генотипу домашней лошади многократно добавлялся генотип кобыл, вновь отловленных из дикой природы. Последняя версия подтверждается существенно меньшим генетическим разнообразием у жеребцов, определенным по последовательности Y-хромосомы.
"Самые древние колесницы были обнаружены в 16 могилах древнего поселения Синташта, расположенного в степях южного Урала, в регионе между реками Тобол и Урал. Там были найдены останки лошадей вместе с фрагментами колесниц, датируемые 2100 - 1700 гг. до н. э. В этот же период колесницы появились в Греции, Египте и Месопотамии, а в следующие 500 лет - в Китае".
Древний китайский поэт указывает на происхождение "небесных скакунов" из пещер в стране Юэчжи.
Мотив "появляющейся из пещеры" лошади присутствует в казахском фольклоре до сегодняшнего дня. Схожие легенды сохранились и у монголов: "Серебряные кони, обитающие на особо почитаемой горе Монго Морито, спустились с неба".
О том, что лошадь монгольской породы была известна кочевникам Центральной Азии ещё в древности, свидетельствуют, в частности, находки костных остатков лошадей этой породы в погребениях хунну в Монголии. В них нашли конскую упряжь, украшения для седел. Среди украшений ярко выделяются изображения оленей и мифических животных сделанных из серебра в золочении.
Монгольская порода лошадей - низкорослые, но очень выносливые, покрытые сравнительно густой шерстью, неприхотливые в пище. Издревле монголы обращали особое внимание улучшению породы лошадей. Они делились на лошадей из гоби, степи, горных и хангайских районов.
Одомашненные лошади "Восточного" типа (Equus agilis), высокие, стройные, изящные животное, привычное к сухому и жаркому климату, считающиеся предками арабских скакунов и ахалтекинцев - действительно, замечательный подарок с небес. Прекрасный образец генной инженерии.
Ара́бская чистокро́вная поро́да - древняя порода верховых лошадей, выведенная на территории Аравийского полуострова в IV - VII веках нашей эры.
Общее происхождение мифологических образов "спустившихся с неба" лошади и дракона, т. е. летающей змеи, наводит на мысль о причастности к происхождению одомашненных лошадей Энки (символ - Змея), а регион появления - Тибет - вотчина Гибила (символ - Дракон).