Скифы к касситам не имеют прямого отношения, но именно в этот период, приблизительно 1700 лет до н. э. они появляются в Центральной Азии.
О скифах и их происхождении написано много монографий, исторических, археологических и лингвистических исследований, от серьёзных научных трудов до откровенных фантазий. Но так никто и не смог ответить на вопросы: кто такие скифы, когда и откуда они появились? В результате изучения самых различных материалов у меня сложилось своё представление о скифах и их происхождении. Приведу свою версию этих давних событий.
В первой половине второго тысячелетия до н. э., когда на территории Индии уже сложились арийские царства, скотоводы-вайшью из северной и северо-западной Индии стали нуждаться в новых территориях и свежих пастбищах для выпаса скота. К этому времени брахманы уже стали крупными землевладельцами и объявили себя богами по рождению, свободных мест почти не осталось. Выпас скота на частной земле стоил дорого, но и такие свободные места надо было ещё найти. В поисках новых земель и пастбищ скотоводы стали уходить всё дальше и дальше на север, северо-восток и северо-запад от обжитых арийских царств. Наиболее знатные кшатрии в Индии стали царями, военачальниками и элитной частью обществ. Но было немало и таких воинов, что остались не у дел на заселённых и относительно мирных территориях. Кроме военного дела кшатриям ничего не оставалось делать, так как кастовая система запрещала им заниматься чем-либо иным. Скотоводы на удалённых пастбищах нуждались в охране и защите, здесь-то и нашлась привычная для кшатриев работа. Конные отряды воинов стали кочевать вместе со скотоводами, осваивая новые земли и пастбища. Единственные, в ком не нуждались ни скотоводы, ни кшатрии, были брахманы. Кшатрии и без них могли прекрасно организовать свой быт и общество, которое они разделяли на две части: высшее общество - это кшатрии, а все остальные - низшее общество, пленные и рабы в счёт не шли. Ни в Ведах, ни в санскрите они не нуждались, писать и читать им было незачем. Скифы предпочитали изучать всё необходимое на практике, с детства прививая детям полезные и нужные навыки. Очень быстро Веды и санскрит ушли из обращения и памяти. Однако, санскрит - это система письма, а сам язык скифов остался прежним - это был их родной язык, язык ариев.
Кочевникам необходима была не только еда, которой они были обеспечены в достаточной мере, но и обычные предметы быта. Поэтому они и возили с собой необходимое количество ремесленников: скорняков, гончаров, кузнецов, ткачей и других, нужных для нормального существования их колоний, специалистов. То, что скифы кочевали, ещё не значит, что они были постоянно в движении. Обнаружив хорошие пастбища и места, подходящие для жизни, они задерживались в этих местах до тех пор, пока пастбища оставались пригодными для табунов лошадей и отар овец. В таких местах они разбивали долговременные стоянки, постоянно посылая разведчиков на поиски новых мест и обнаружения возможных противников. Они оборудовали кузницы, скорняцкие и гончарные мастерские. По мере увеличения населения им требовалось больше повозок, конной упряжи, посуды, одежды и обуви. Возросшее число воинов требовало дополнительного оружия и доспехов. Задержавшись на несколько лет или десятков лет на одном месте, они могли без проблем пополнить своё снаряжение, а заодно и отдохнуть от походов, уделить внимание подрастающим будущим воинам. В некоторых местах скифы оставляли после себя почти постоянные поселения, им нужны были надёжные тылы. Да и стареющую часть своего населения они не могли перемещать с собой при длительных переходах и военных операциях. В таких долговременных поселениях оставались не только часть скотоводов и ремесленников, но и отряды кшатриев для их защиты. Раскопки курганов, в которых обнаружены захоронения и скифское золото, указывают на места их длительных стоянок.
Во время переходов и сражений скифы не носили на себе золотые украшения. Из старинных поверий они знали, что золото принадлежит богам. Потому, провожая своих вождей в мир иной, они оставляли вместе с ним его личные вещи и изделия из золота для передачи богам - его истинным хозяевам.
"Скифское золото". Сцена из битвы скифов
"Ученые из Института цитологии и генетики СО РАН вместе с коллегами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы понять демографические основы истории скифов. Оказалось, что скифы с разных концов евразийской степи друг другу ближе, чем другим народам, а их потомки принадлежат к носителям тюркских языков. Результаты исследования представлены в журнале Nature Communications.
Потомков западных скифов можно найти в Европе, среди различных народов Кавказа и Средней Азии, а восточных - лишь среди тюркоязычных народов (кыпчакская языковая группа). Но если посмотреть, что такое: Кыпча́кские языки́ - это одна из самых крупных по числу языков (более 10) групп тюркских языков, восходящих к единому кыпчакскому языку. Другие названия: северо-западная, тау-группа и др.
Кыпчакские языки распространены по всей России от Балтики и Причерноморья до Кавказа и Урала вплоть до Сибири, а также в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане, Татарии. Численность говорящих на кыпчакских языках превышает двадцать миллионов.
Распространение кыпчакских языков: красный - поволжская подгруппа, зелёный - половецкая подгруппа, оранжевый - киргизская и ногайская подгруппы.
Считается, что скифы говорили на языке иранской группы индоевропейской языковой семьи, а другие народы скифского мира имели похожие языки. Мне не совсем понятно название "индоевропейская языковая семья". Европейские языки к индийским языкам, которых насчитывается 447 различных языков и 2 тыс. диалектов, не имеет никакого отношения. Единственное, что может оправдать слово "индо" - это место возникновения языка пришельцев-ариев. Раньше это название звучало, как "индо-арийские" языки, но затем по причине "политкорректности" было переименовано в "индоевропейские". Но если отбросить сомнительную "политкорректность", то останется - язык ариев, т. е., - арийский, который также далёк от индийских языков, как английский язык от китайского, и так же далеки языки западноевропейцев от арийского. Посмотрим, что же значит "иранская группа индоевропейской языковой семьи"? Иранская группа языков - это понятно, если учесть, что арии, мигрировавшие на древнеперсидские территории и занимавшие там привилегированное положение, говорили на языке ариев, который распространялся вместе с ними. Само название "Иран" означает - страна ариев. Но так Персия стала называться только в 1935 году. В древние времена страна называлась - Парфия, жители которой по прошествии некоторого времени после прибытия туда ариев, уже понятия не имели об арийском языке, все они говорили на языке "фарси" и его диалектах, далёких от арийского. "Персидский язык, известный под названием фарси, является самым распространённым по числу носителей языком иранской ветви индоевропейской языковой семьи. На нем говорит около 100 млн. человек, причем в качестве первого языка фарси используют только 60 миллионов. Персидский считают родным языком 50 млн. иранцев (жителей бывшей Персии) и около 10 млн. афганцев и пакистанцев, говорящих на диалектном варианте фарси - дари. Персидский язык также распространен и в Таджикистане, где используется его более старая форма, на Памире, в государствах Персидского Залива (Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Оман и Бахрейн)".
"Язык скифов Северного Причерноморья был в пределах взаимопонимания для древних мидян, а язык Авесты схож с языком Ригведы", что может говорить о том, что мидяне и скифы относились к разным ветвям ариев. И, хотя принято считать скифов тюркоязычными, однако таковыми могли быть покорённые или завоёванные ими народы, которые продолжали говорить на своих родных языках.
Скифов называют кочевыми племенами или союзом племён с разными религиями. Однако скифы вовсе не были религиозны. Учитывая, что управление и руководство скифами принадлежало ариям-кшатриям, богом покровителем которых изначально являлся Индра (Нинурта), то можно предположить, что скифы продолжили ему поклоняться. Совсем другое дело - завоёванные ими и покорённые народы. У них сохранялся свой язык и верования в своих богов. Однако правящая верхушка во всех случаях состояла их ариев-кшатриев, говоривших на арийском языке. Скифы - это собирательное название разных ветвей кочевавших народов, которое в дальнейшем будет употребляться для удобства повествования. "Слово "скифы" греческого происхождения (SkЪqai - по-гречески "чаша", "кружка"). Кружка, которую они носили на поясе как часть скифского одеяния, обозначала и название народа".
Эта "кружка на поясе" навеяла воспоминания из раннего детства. На одной улице с нами жили бородатые старообрядцы, которые никогда не ели из чужой посуды, а кружку для питья носили с собой на поясе. Они не употребляли алкоголь, не курили, не воровали, были малоразговорчивы и скромны. Многие из них были хорошими плотниками, каменщиками и кузнецами. Один из них помогал отцу пристроить тамбур к малюсенькой комнате, в которой мы жили. Когда и откуда появилась у старообрядцев эта особенность - носить с собой кружку на поясе - коренится в давних временах. По нынешним моральным меркам их можно было бы считать людьми, во многом и для многих достойными служить примером.
К потомкам скифов генетически ближе всего современное население, обитающее недалеко от скифских захоронений.
Предполагается, что понятие "киммерийцы" может быть одним из названий групп древних скифов. Могут быть и иные названия, но все это - лишь предположения. Называли скифов и "Саки", что может ассоциироваться с городом Саки в Крыму.
Са́ки (др.-перс. Sakā, др.-греч. Σάκαι, лат. Sacae) - собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён I тыс. до н. э. - первых веков н. э. в античных источниках. Название восходит к скифскому слову saka - "олень" (ср. осет. sag "олень"). И древними авторами, и современными исследователями саки, наряду с массагетами, считаются восточными ветвями скифских народов. Первоначально саки, видимо, тождественны авестийским турам; в пехлевийских источниках под турами понимаются уже тюркские племена. В ахеменидских надписях "саками" называются все скифы.
Элемент золотого ожерелья (пекторали) из скифского захоронения в р-не г. Покров на Украине; IV в. до н. э. Автор: Д. Колосов.
Скифские воины. Рельеф чаши из кургана Куль-Оба (Эрмитаж). Общественное достояние.
Считалось, что скифы восточной и западной Евразии исходно принадлежали к различным народам. Но исследования установили, что по митохондриальной ДНК людей, живших в первом тысячелетии до нашей эры в евразийской степи от Причерноморья до Алтая, прослеживаемым по археологическим открытиям, соответствует и генетическое единство.
Миграции ариев из Индии не происходили в одно время, территория их расселения была огромна. Отдельные группы ариев мигрировали в разное время туда, где были хорошие земли для выпаса скота. Прослеживаются три больших миграционных потока. Группы ариев, которые жили на северо-востоке Индии, мигрировали в сторону Алтая и в южную Сибирь. Арии, населявшие центральную часть северной Индии, двигались на Южный Урал. Арии из северо-западной части отправились на северо-запад, в сторону Европы.
Попутно возникает ещё один вопрос: курганы раскапывают довольно часто: на юге Сибири и на юге России в них обнаруживается много скифского золота. Откуда же оно бралось у кочевых племён в немалом количестве, ведь скифы сами не добывали ни золото, ни какие-либо другие металлы? Рассмотрим находки золота в курганах по месту их расположения.