Рассматривая фотографии комплекса раннесредневековых буддийских и индуистских храмов в Прамбанане, расположенных в центральной части острова Ява (Индонезия), невольно восхищаешься их красотой и стройностью. Такие сооружения невозможно создать без точной планировки и чёткого плана, разработанного при помощи компютерных программ. Архитектурные особенности и пропорции храмов говорят о большой, заранее проделанной работе по их проектированию, основанному на точных расчётах, чертежах и больших знаниях. Если люди и принимали участие в их строительстве, то только в качестве подсобных рабочих.
Комплекс "Храм Прамбанан" или "Лара Джонгранг" в переводе с языка жителей острова Ява означает "Стройная дева" - так прозвали статую богини Дурги в главном святилище. Иногда местные произносят Роро Джонгранг или Лоро Джонгранг.
Строение состоит из четырёх ярусов (возможно, по числу каст) и окружено четырьмя стенами со столькими же воротами. Выполнено в виде трёх концентрических квадратных платформ. Всего имеется 224 храма во всём комплексе. Посредине верхней из трёх сужающихся в диаметре платформ высятся три святилища, посвящённые тримурти. Внутренний квадрат содержит 16 храмов, самый высокий центральный храм - (высотой 47 метров), посвящён - Шиве. По бокам от него расположены ещё два. На севере - храм, посвящённый Брахме, на юге - храм, посвящённый Вишну. Рядом находятся три храма поменьше, посвященные их транспортным животным (ваханам) - Нанди (бык) для Шивы, Ангса (гусь) для Брахмы и Гаруды (орёл) для Вишну. В храме Шивы было установлено четыре статуи: в центральной камере статуя Шивы; в северной камере статуя Дурги; в западной камере статуя Ганеши и в южной камере статуя Агастьи. Внутри храма Брахмы есть статуя Брахмы, и в храме Вишну есть статуя Вишну. В храме Вишну вырезана на камне история Крешнаяны, в то время как храм Брахмы содержит сюжеты из "Рамаяны" - (санскр. रामायण, Rāmāyaṇa IAST "путешествие Рамы") - древнеиндийский эпос на санскрите.
Сведения о времени и обстоятельствах возведения Лара Джонгранг скудны и противоречивы.
Богу Шиве посвящены многие храмы и храмовые комплексы, вызывающие восхищение, как величайшие памятники архитектуры. Ясно лишь то, что подобные сооружения возводились по компьтерным проектам (по современным понятиям) после тщательных изыскательных работ на местности. Применявшиеся приборы, инструменты и технологии ни по каким параметрам не могли соответствовать развитию людей, живших в те времена. Эти грандиозные сооружения-памятники были построены самими Богами или их потомками и помощниками, владевшими знаниями и техническими возможностями для осуществления подобного строительства.
Прамбанан или Рара Йонгранг (яванский: Рара Йонгранг) - это индуистский храм в IX веке в Особом регионе Джокьякарта, Индонезия, посвященный Тримурти, - выражение Бога как Творца (Брахма), Хранителя (Вишну) и Трансформатор (Шива). Собор храма расположен примерно в 17 километрах (11 миль) к северо-востоку от города Джокьякарта на границе между Центральной Явой и провинциями Джокьякарта.
Храмовый комплекс, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, является крупнейшим местом индуистского храма в Индонезии и одним из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Он характеризуется высокой и остроконечной архитектурой, типичной для индуистской архитектуры, и возвышающимся 47-метровым центральным зданием в большом комплексе отдельных храмов. В центре на фото храм Шивы.
Архитектурная модель храмового комплекса Прамбанан; первоначально в этом храмовом соединении было 240 храмов.
Храм был впервые построен на месте около 850 г. н.э. Ракаи Пикатан и широко расширился королем Локапалой и Балитунгом Маха Самбу, царем Санджая Королевства Матарам. Согласно Шивагринской надписи 856 г. н.э., храм был построен в честь Господа Шивы, а его первоначальное название - Шива-гха (Дом Шивы) или Шива-лайа (царство Шивы). Согласно надписи Шивагры, во время строительства храма был проведен общественный водный проект по изменению хода реки возле храма Шивагры. Река, называемая рекой Опак, теперь проходит с севера на юг с западной стороны храма Прамбанан. Историки полагают, что первоначально река была изогнута дальше на восток и считалась слишком близкой к главному храму. Проект был сделан путем разрезания реки вдоль оси север-юг вдоль внешней стены храма Шивагрха. Бывший речной путь был заполнен и сделан на уровне, чтобы создать более широкое пространство для расширения храма, пространство для рядов перварских (дополнительных) храмов.
Некоторые археологи предлагают, чтобы статуя Шивы в гарбхагрихе (центральной палате) главного храма была смоделирована после царя Балитунга, служащего изображением его обожествленного "я" после смерти.
Статуя Дурги Махисасурамарини в северной клетке храма Шивы.
Внутренняя зона или центральное соединение - самая священная из трех зон. Это квадратная приподнятая платформа, окруженная квадратной каменной стеной с каменными воротами на каждом из четырех кардинальных точек. Это самое святое соединение собрано из восьми главных святынь или канди . Три главных святыни, называемые Тримурти ("три формы"), посвящены трем Богам: Брахма Творец, Вишну Хранитель и Шива Разрушитель.
Храм Шивы - самая высокая и самая большая структура комплекса Prambanan Loro Jonggrang; он измеряет 47 метров в высоту и 34 метра в ширину. Основные лестницы расположены на восточной стороне. Восточные ворота храма Шивы окружены двумя небольшими святынями, посвященными богам-хранителям, Махакале и Нандишваре. Храм Шивы окружен галереями, украшенными барельефами, рассказывающими историю Рамаяны, вырезанной на внутренних стенах балюстрады. Чтобы точно следовать истории, посетители должны входить с восточной стороны и начали выполнять прадхакшину или обходить по часовой стрелке. Барельефы Рамаяны продолжаются в храмах храма Брахмы.
Святилище Шивы расположено в центре и содержит пять камер, четыре небольшие камеры в каждом кардинальном направлении и одну большую главную камеру в центральной части храма. Восточная камера соединяется с центральной камерой, в которой находится самый большой храм в Прамбанане, трехметровая статуя Шивы Махадевы (Высшего Бога). Статуя несет Лакчану (атрибуты или символ) Шивы, такие как череп и серп (полумесяц) в короне, и третий глаз на лбу; также четыре руки, в которых хранятся символы Шивы: молитвенные бусины, перьевая тряпка и трисула (трезубец). Некоторые историки считают, что образ Шивы как Махадевы также должен был олицетворять царя Балитунга как реинкарнацию Шивы. Когда царь умер, храм был построен, чтобы увековечить его как Шиву. Статуя Шивы стоит на лотосной площадке на пьедестале Йони, на котором изображена резьба змеев Нага на северной стороне пьедестала.
В других трех меньших камерах содержатся статуи индуистских богов, связанные с Шивой: его супруга Дурга, риши Агастйа и Ганеша, его сын. Статуя Агастии занимает южную камеру, в западной палате находится статуя Ганеши, а в северной камере находится статуя Дурги Махисасурамартини, изображающая Дургу как убийцу демона Быка. Храм Дурги также называют храмом Рары Йонгранг (яванский: тонкая девственница), после яванской легенды о принцессе Раре Йонгран.
"Индуизм был главной религией Индонезии на протяжении 1000 лет, поэтому ее влияние по-прежнему остается сильным".
В индуизме присутствует огромное множество богов, самым почитаемым из которых считается Шива. Шива олицетворяет вселенское сознание, а также мужское начало. Многие храмы Индии посвящены этому божеству. Самым известным культовым сооружением, посвященным Шиве, является храм, расположенный в одном из древнейших индийских поселений, носящем название Байджанатх.
Величественный комплекс Каджурахо или "Храм любви" можно назвать одним из самых необычных и своеобразных культовых сооружений Индии. Расположено это пристанище богов в заброшенном городе, который был поглощен джунглями много веков назад. Именно поэтому Каджурахо и сохранился.
Храм любви
Найдены строения были лишь в 1838 году инженером из Британии Д.С. Бартом. В настоящий момент восстановление храма продолжается и неподалеку от него ведутся раскопки.
Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это самый крупный в мире монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров.
Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа - обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся.
Кайласанатха - скальный индуистский храм, является центральным сооружением комплекса пещерных храмов в Эллоре, уникален по своей величине и мощи.
Храм Кайласанатха расположен в центре вырубленного в скале двора длиной 58 м и шириной 51 м, уходящего в глубь скалы на 33 метра. Длина самого храма 55 м, а ширина 36 метров, площадь занимаемой поверхности 1980 м². Нижняя часть храма представляет из себя цоколь высотой 8 метров, в центре которого находятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около 3 метров, служащие в качестве основания для верхней части храма.
Вид на храм
Сверху донизу храм покрыт каменной резьбой, выполненной с большим искусством. Утверждается, что первоначально храм был целиком покрыт штукатуркой белого цвета, что своеобразно выделяло его на фоне темных скал, а назывался он Ранга Махал.
Рельфные композиции
На стенах южной стороны храмового комплекса Кайласанатха расположены рельефные композиции с эпизодами из "Рамаяны", на стенах северной стороны - со сценами из "Махабхараты". Скульптура и рельефные сцены - самый простой и понятный всем, независимо от языка, способ передачи информации. В данном случае надо просто внимательно всмотреться в изображения, чтобы понять, о чём они рассказывают.
Гора Аруначала является воплощением Шивы на Земле. Это одно из сильнейших святых мест Индии (и, возможно - во всем мире). Аруначала находится в городе Тируваннамалай, в провинции Тамил Наду на юго-востоке страны. Город Тируваннамалай находится в 200 км от крупных индийских городов: Ченнай и Бангалор.
Храм Аруначала (Аруначелешварам) - это огромная территория в 10 гектар, огороженная высокими стенами. С каждой стороны света расположены гигантские башни-ворота - гопурам. Сказать, что этот храм грандиозен - значит не сказать ничего. Внутри территории расположены многочисленные алтари Шивы и Шакти, а также сыну Шивы Ганеши, и священного быка - Нанди. Повсюду горят свечи из гхи и камфоры. Внутри храма мрачно и величественно. Шива-лингам огня находится в святая святых - внутри Зала Тысячи Колонн. В нем индусы выстраиваются в длинную очередь для получения даршаны - благословения от преданных служителей храма.
В 145 км от Мандалая, на берегу реки Иравади, на площади в 40 квадратных километров находится мистическое и загадочное место силы - Паган - город, которого нет.
Паган - город пагод
Пагоды, храмы, монастыри, ступы - несколько тысяч культовых сооружений, большая часть из которых была возведена в XI - XII веках в бытность Пагана столицей Бирмы.
Сооружения XI - XII веков
Многие постройки разрушены - их не пощадило время, да и монгольское войско в XIII столетии разрушительной волной прошлось по одному из крупнейших городов того времени - многие храмы и пагоды были разграблены, а буддистские реликвии навсегда утеряны.
Храмы повсюду
Однако, не смотря на все, сегодня по городу нельзя пройти, чтобы не прикоснуться к какой-либо святыне. Ведь одних храмов сохранилось только около 2 тысяч, а изображений Будды насчитывается около 4 миллионов!
Пагода Швезигон
Наиболее почитаемой в Пагане является пагода Швезигон. По легенде, здесь хранится один из зубов Будды. Сама пагода, в отличие от других, сложенных из красного кирпича и белого камня, покрыта золотом.
Пагода в Пагане
Кроме пагод, в Пагане можно целыми днями бродить, осматривая храмы, коих тут великое множество...
Храм медитаций
В чудесном храме, со множеством ниш для медитаций, любил бывать третий король Пагана. Там, медитируя, встретил он и свою смерть от руки собственного сына.
Фрески
Особняком среди них стоят губьяучжи - храмы с лабиринтами коридоров, стены которых украшены фресками. Самые старые фрески выполнены двумя цветами, а более поздние - многоцветные. Поражают воображение и сами изображения - многие из них совершенно фантастические!
Храмы в тумане
Спустя века, огромный заброшенный город, в котором живут лишь призраки былого, заставляет всех, кто попадает на его территорию, задуматься о вечном...
Неизвестно, жив ли Шива (Энки) в наше время - старейший и первый из аннунаков прибывший с миссией на Землю, но прекрасные памятники о его деятельности остались по сей день. И это не только каменные храмы, но и люди.
"Шраванабелагола - это город, который считается религиозным центром течения джайнизм. На его территории построено огромное количество храмовых комплексов, которых объединяет одна исключительная особенность - резные колонны. Историки считают, что они были созданы мастерами, которые жили в городе 1500 лет назад. Их техника была уникальной. Они умели вырезать из огромных каменных глыб такие же гигантские колонны причудливых форм. Подобной техникой не владела ни одна из известных цивилизаций мира.
Самые древние сооружения, с которыми связаны неразгаданные тайны. Ежегодно тысячи путешественников приезжают в Шраванабелаголу, чтобы своими глазами посмотреть на уникальные резные колонны. Ученые до сих пор не могут понять, как древним мастерам удавалось создавать такие тонкие и гладкие сечения. Сегодня никто не может создать похожую колонну вручную".