Несколько слов о находящемся неподалёку от башни священном инкском кресте - "чакана".
Инкская чакана (инкский крест)
Инкская чакана, Храма Трех Окон. Мачу-Пикчу, Перу
Символические значения инкской чаканы.
"Верхняя, светлая половина инкской чаканы является символом Матери-Земли (Пачамамы).
Пачама́ма, Ма́ма Па́ча - (кечуа Pacha Mama, Мать-Земля, от кечуа pacha "мир, пространство, время, Вселенная" и кечуа mama "мать") - одно из главных женских божеств в мифологии кечуа, богиня земли и плодородия. Согласно некоторым мифам, Пачамама является прародительницей человечества".
Если вспомнить историю, записанную на шумерских клинописных табличках, то не остаётся никаких сомнений, что Пачама́ма действительно является прародительницей первого человека - Адаму. Напомню вкратце суть этого повествования.
После многочисленных неудачных экспериментов по созданию первого человека Энки и Нинмах по предложению Нингишзидды решили, что для успеха этой миссии необходимо, чтобы плод выносила аннунакская женщина. После долгих размышлений Энки пригласил для этого жену Энлиля - Нинлиль. Нинлиль прежде носила имя Суд и была одной из медицинских сестёр в команде Нинмах в Шурупаке. Все три экспериментатора: Энки, Нинмах и Нингишзидда были для неё очень уважаемыми личностями, особенно, Нинмах, благодаря настояниям которой Энлиль женился на Суд. После длительной беседы и разъяснений Нинлиль приняла предложение Энки и согласилась выносить и родить человеческого ребёнка. После искусственного оплодотворения она через девять месяцев родила здорового мальчика, которому дали имя - Адаму, т.е. "красный" из-за цвета его кожи. Так Нинлиль стала прародительницей всего человечества. Память об этом была увековечена в индейских легедах. И во время своей жизни с Энлилем в Мачу-Пикчу люди её обожествили, назвав Пачамамой, в отличие от Инти - жены Ану.
"Её символ - верхняя часть инкского креста, так называемая чакана. При установке, её ориентировали так, чтобы 21 июня (в день летнего солнцестояния) на восходе солнца тень ложилась точно в подножие, образуя с символом Матери-Земли полную фигуру чаканы. Такие, своего рода "действующие" чаканы, до сих пор можно видеть, в Храме Трёх Окон (Мачу Пикчу, Перу) или в Храме Солнца в Писаке (Перу).
Светлый и тёмный оттенки верхней и нижней половин инкской чаканы символизируют дуализм - двойственность мира (янанти), а круг обозначает пуп или центр мира, жизни и вообще Вселенной (коско).
Чакана, является символом гармонии мира. Четырьмя группами своих ступеней она как бы объединяет четыре группы понятий.
Первая четверть символизирует энергетические уровни или миры:
1. - нижний или подземный - уху пача или урин пача (эмбрион, мумия)
2. - средний или наземный - кай пача (наш мир)
3. - верхний или небесный - ханан пача или ханак пача (мир богов)
Вторая четверть обозначает священных животных, соответствующих этим мирам:
4. - змею - амару (мир подземный)
5. - пуму - пума или тити (мир наземный)
6. - кондора - кунтур (мир небесный)
Третья четверть символизирует жизненные принципы:
7. - не воруй - ама суа
8. - не лги - ама льульа
9. - не ленись - ама кельа
Четвертая - человеческое предназначение:
10. - Благодетель, любовь - мунай
11. - Знание - ячай
12. - Труд, работа - льанкай
Четыре конца инкской чаканы символизируют четыре региона (суйо), составлявших Империю Инков (Тауантинсуйо): Чинчайсуйо, Кольасуйо, Антисуйо и Контисуйо.
Концы инкской чаканы также означают и созвездие Южного креста, которому инки поклонялись.
Кроме того, четыре конца любой чаканы (3х, 4х, 5-ти и семиступенчатой) символизируют четыре стихии (вода, земля, воздух и огонь), а также еще и четыре стороны света".