Иллюстрация "Элам (карта)" в Большой Советской Энциклопедии.
Телль-эль-Убе́йд, - археологический памятник в Ираке (провинция Ди-Кар), неподалеку от руин города Ура дал название убейдскому периоду, так как здесь впервые на территории Месопотамии были обнаружены остатки поселения соответствующего времени.
Царь Аанепада возвёл здесь храм в честь Нинхурсаг, что подтверждает найденная табличка из известняка: "Аанепада, царь Ура, сын Месанепады, царя Ура, построил дом Нинхурсаг". Памятник некоторое время культовым местом. Телль-эль-Убейд представляет собой невысокий телль размерами примерно 500 на 300 м. На памятнике имеется несколько возвышенных участков, самый высокий из которых скрывает руины храма богини Нинхурсаг; к югу от этого холма расположена другая возвышенность, где находится кладбище.
Памятник был открыт в 1919 г. Гарри Реджиналдом Холлом при обследовании окрестностей древнего Ура. Почти сразу же Холл наткнулся на развалины храма, относившегося к III тысячелетию до нашей эры. Храм был разрушен, но можно было понять, что он был грандиозен. К храму вела многоступенчатая лестница, украшенная изваяниями богато декорированных львиных голов. Вход в храм был украшен барельефом орла с головой льва - символом богини Нинхурсаг. Что означало, что храм был посвящен ей.
В том же году были произведены раскопки, преимущественно в районе храма Нинхурсаг. В холодные месяцы 1923.-.1924 гг. Чарльз Леонард Вулли произвел раскопки памятника, обнаружив остатки поселения убейдского времени, а также исследовал обширное кладбище. В 1937 г. Пинхас Делуга и Сетон Ллойд вновь произвели обследование храма Нинхурсаг.
Согласно Библии, Елам (родоначальник Элама) был семитом (Быт. 10:22). Если посмотреть, что означает название "Элам" в переводе с иврита, то "Эл" - бог, "ам" - народ. Элам - "народ Бога". Ещё до своего падения Содом подвергся нападению войск эламского царя Кедорлаомера, который действовал в союзе с царем Сеннаара (Быт. 14:1-11). Эламиты славились своими лучниками (Иер. 49:35), однако были завоеваны ассирийцами и частично поселены в Самарии (Езд. 4:9-10). В эламской земле располагался город Сузы (Дан. 8:2).
К началу нашей эры эламиты ещё сохраняли своё этническое своеобразие и присутствовали в Иерусалиме на праздновании дня Пятидесятницы (Деян. 2:9).
Религия эламитов - политеизм, имела многие черты, сближавшие её с религиями соседней Месопотамии. Главным божеством в III тысячелетии до н. э. была богиня Пиненкир, Существовали ещё 2 богини-матери - Парти и Киририша (вполне возможно, что это были дочери Нинхурсаг и Энки). Через тысячу лет "на престоле" её сменил мужской бог Хумпан. Большое значение играл также культ бога города Сузы Иншушинака. Другие известные боги - Хутран (сын Хумпана), Манзат, Наххунте, Нарунди.
По верованиям эламитов каждое божество обладало сверхъестественной аурой китен, которая могла превращаться в металлический или каменный знак - табу.