Аннотация: Размышления о душе и материализме (v2.0)
Сразу хочу оговориться, что я не принадлежу ни к какой религиозной группе, и эта заметка есть лишь краткий результат моих размышлений о весьма интересной проблеме. Я никого не хочу обидеть, и никого никуда не агитирую. Здесь под душой я понимаю нематериальную часть нашего существа.
Начну с того, что сам я воспитан как материалист и считаю, что материализм сыграл большую положительную роль в развитии нашей цивилизации, "развязав крылья" науке, освободив её от церковных догматов, и стимулировав исследование физических тайн. Близость к науке, логичность, и отсутствие "чудес" делают его привлекательным для разума, но у него есть и обратная сторона медали.
Первым делом необходимо отметить, что не следует путать материализм с наукой. Наука самокритична и постоянно самосовершенствуется, заменяя устаревшие теории более точными. Она основана на факте, каждый вывод её многократно проверен. Наука преследует практические интересы, её исследования приносят пользу людям. С другой стороны, материализм - это идеология. Он утверждает что-то, не доказывая. То, что единственная реальность бытия - это материя, а мышление, воля, и т.д. лишь её производные - является теорией, которая может быть истинной, а может оказаться ложной.
Поэтому, принимать или не принимать материализм является свободным выбором личности, и при этом рациональный человек должен ориентироваться на практическую ценность каждой идеологии.
Мировоззренчески, материализм - это довольно тяжелая ноша. Каждый из нас, согласно материалистическому мировоззрению - это смертное тело, и ничего больше. Но что происходит с телом в течение жизни? С возрастом мы становимся некрасивы, слабеет наше здоровье. Мы старимся, болеем, и умираем. Наши дети тоже состарятся и умрут, наше Солнце когда-нибудь погаснет, и жизнь на Земле прекратится.
Перед лицом этой суровой материалистической реальности, люди ищут забвения в религии, которая обещает им жизнь после смерти. Очевидно, не каждый из нас готов воспринять то, что говорят "святые отцы" и что написано в священных писаниях. Религия часто нелогична и противоречит научному знанию. В отличие от материализма, который может быть истинным или ложным, всё, что противоречит научному знанию - наверняка ложно.
Именно поэтому мне захотелось отбросить все догматы и логически проанализировать, есть ли какие-то аргументы против сурового материализма и в поддержку существования нематериальной души.
Материалистическое мировоззрение говорит нам, что единственная реальность - это материя, состоящая из атомов. Каждый из нас - это всего лишь группа атомов, взаимодействующих между собой согласно открытым наукой законам. Эта группа атомов живёт, читает, любит, радуется. Группа атомов написала "Войну и Мир", создала теорию относительности, спроектировала компьютеры и космические корабли.
То, что набор атомов способен на такие свершения - это чудо из чудес, затмевающее маленькие религиозные диковины типа "плачущих икон", но это именно то, во что верят материалисты. Таким образом, мы начали с отрицания чудес, а закончили верой в совершенно невероятное чудо.
Еще одно поразительное противоречие я опишу подробнее. Как правило, люди верят в свободу воли и считают, что человек сам строит свою судьбу. Рассмотрим, как это происходит с материалистической точки зрения. Предположим, что человек делает какой-то выбор. Его инструмент мышления - это физический мозг, где клетки серого вещества - нейроны являются главными "действующими лицами" в этом процессе. Мышление - это распространение электрических сигналов по нейронам. Т.е. когда человек сделал выбор, то в нейроне протек ток. Но откуда взялся этот ток? Разве его "сгенерировал" человек? В физическом мире для возникновения тока необходима разность потенциалов, т.е. электрическое напряжение. Может быть человек как-то создал напряжение? Нет, напряжение является следствием химических реакций в нейроне. Может быть, человек вызвал эти химические реакции? Нет, химические реакции - это следствие химического состава нейрона в этот момент времени. Т.е. физические и химические процессы вызывают друг друга и идут автоматически, без участия человека. Идут в соответствии с хорошо известными законами, как и в неживой природе.
И к чему мы пришли? При детальном рассмотрении становится ясно, что никакого выбора человек не делал, процессы мозга шли сами по себе, а мысль о выборе - это лишь фантом, иллюзия, некорректное отражение в нашем внутреннем мире физических процессов мозга. Таким образом, материалистическое мировоззрение неизбежно приводит к полному фатализму. Человек - это робот, машина, созданная природой и в каждую секунду руководимая и направляемая природными процессами. Как я уже говорил, большинство материалистов верит в свободу воли, но эта вера противоречит механике физических процессов мозга.
Всё вышесказанное не доказывает, что материализм неверен, а лишь отмечает несовершенство этой философии. Один из моих друзей-программистов сказал, что материалисты не так примитивны. Он предложил такую модель: человек - это робот с генератором случайных чисел и программами продолжения рода и минимизации усилий. Это, однако, меня не успокоило. Мало того, что мы старимся и умираем, мы толком и не живём - существование робота с генератором случайных чисел я отказываюсь называть жизнью.
Вернемся теперь к душе. Как можно доказать, что у нас есть нематерильная часть? Начнём с утверждения, что хотя бы частичная свобода воли у человека есть. Некоторые процессы в нас идут автоматически - как например работа сердца, а некоторые полуавтоматически - как дыхание. Но большинство людей принимает как аксиому наличие свободы воли. Это правда их внутреннего мира, не требующая доказательства.
Для того, чтобы иметь какую-то свободу воли мы должны обладать способностью вмешиваться в автоматический ход физических процессов в мозгу. У нас должна быть возможность вызвать электрический ток в нейроне произвольно, а не в тот момент, когда это подготовила природа.
Это ключевой момент - если ток в нейроне вызван естественными материальными процессами, то это работа природного механизма, а не свобода воли.
Все части физического тела, так же как и мозг, не свободны в своей работе, а подчиняются жестким физическим процессам. Поэтому для свободного, произвольного мышления нам необходим нефизический инструмент, который тем не менее способен влиять на мозг, генерируя в нём нейронные токи - мысли. Если бы такого нефизического инструмента у нас не было, то работа мозга шла бы в автоматическом режиме под диктовку природы.
Однако, мы уже приняли за аксиому, что свобода воли у нас есть. Следовательно, у нас есть и необходимый для такой свободы нефизический инструмент - душа.
Прочитав первую версию этой заметки, многие читатели засомневались в практической ценности такого вывода. Им показалось, что если ввести таинственную категорию нематериальной души, то мы потеряем способность что-то исследовать, а начнём списывать на неё все загадки и странности. Но я как раз надеюсь на обратное. С моей точки зрения многие области науки - такие, например, как медицина и психология сейчас утратили динамизм развития именно потому, что они ищут объяснения всем наблюдаемым феноменам в материии, в то время как вполне возможно, что некоторые психические силы нематериальны. Любая идеология отсекает половину мира - и материализм тоже. Если мы оставим себе научный метод, но избавимся от доктрины материализма, вполне возможно, что мы найдём много нового и интересного.