Аннотация: Из книги "Techniques of Persuasion. From propaganda to brainwashing", автор J.A.C. Brown, 1963 год.
Пропаганда.
Большинство людей желает:
- верить, что проблемы просты, а не сложны;
- услышать подтверждение собственным предрассудкам;
- чувствовать, что они "принадлежат определенному кругу", подразумевая, что остальные туда не входят;
- "прищучить" врага, которого можно обвинить в своих проблемах.
Ниже перечисляются некоторые пропагандистские приемы, большинство которых эксплуатирует эти привычки среднего человеческого ума.
1. Использование стереотипов
Делить людей на типы - естественная тенденция. Однако с течением времени эти представления становятся слишком жесткими и перестают соответствовать реальным жизненным впечатлениям. Возникают стереотипы Негра, Еврея, капиталиста, руководителя профсоюза, или Коммуниста. Мы перестаем видеть, что люди - это уникальные индивидуумы и объясняем их поведение на основе стереотипов. В начале 20-го века Сэр Чарльз Горинг, работавший в тюремной системе Англии, решил проверить теорию Ломброзо, итальянского криминалиста, который утверждал, что существует криминальный тип с особыми физическими чертами. Горинг заказал у художника портреты многих заключенных тюрьмы и на основе этих портретов сделал усредненную фотографию. Он обнаружил, что она сильно напоминала общепринятый стереотип уголовника. После этого было сделано усреднение настоящих фотографий заключенных, где не оказалось схожести ни с рисунками, ни с общепринятой идеей о "криминальной внешности". Ясно, что художник был во власти стереотипа.
Примеры из современной жизни: постоянно используются стереотипы/ярлыки "чурка", "либерал", "патриот"
2. Подмена названий
Пропагандист часто пытается влиять на публику посредством замены нейтральных слов, не подходящих для его цели, на приятные или неприятные выражения с дополнительной эмоциональной окраской. Например "Красный" вместо "Коммунист" или "Русский", "Профсоюзный Босс" вместо президента профсоюза, "Гунны" или "Боши", а не "Немцы", "Жиды" вместо "Евреи". С другой стороны в наши времена "свободное предпринимательство" звучит лучше, чем "капитализм". Авторы рекламных объявлений часто мастерски используют длинные и солидно-звучащие наименования, чтобы скрыть истинный состав довольно обычных веществ в патентованных медицинских препаратах или косметике.
Примеры из современной жизни: восточный человек - чурка; либерал - либераст; американец - пиндос; член движения "Наши" - нашист; "Единая Россия" - Партия Жуликов и Воров
3. Избирательность
Пропагандист из всей совокупности фактов выбирает лишь те, которые подходят для его цели. Никто не ожидает от консерватора нарушить свои привычки и упомянуть Суэцкий кризис или от лейбориста без нужды вспоминать идею выращивать арахис в Танганьике. Цензура - это одна из форм избирательности, и следовательно, пропаганды.
Примеры из современной жизни: на русских новостных сайтах новости из США как правило негативные. "Трое тинейджеров помогли сверстнику убить родителей в пригороде Чикаго"
4. Прямое враньё
Выдумки о сарацинских зверствах, о бельгийских монахах, которых якобы использовали как языки для колоколов, истории о фабриках по производству мыла из людей во время Первой Мировой Войны, гитлеровская рекомендация "большой лжи" - враньё всегда было частью арсенала пропагандиста.
Примеры из современной жизни: утверждения, что не Каддафи, а ливийские повстанцы использовали африканских наёмников
5. Повторение
Пропагандист уверен, что если повторять какое-то утверждение достаточно часто, его слушатели в конце концов в него поверят. Вариацией этого приема являтется использование слоганов и ключевых слов, например "Справедливая доля каждому (Fair Shares for All)", "Сохраним мир в безопасности для демократии (Keep the World Safe for Democracy)", "Один народ, одна нация, один вождь (Ein Volk, ein Reich, ein Führer)", "Плэйерс доставляют удовольствие (Player's please)", "Гиннесс для силы (Guinness for strength)", и так далее. Такие фразы, часто бессмысленные, играют большую роль в политике и рекламе, но что такое "справедливая доля"? Что есть "демократия"?
Примеры из современной жизни: постоянно повторяются фразы типа "жирные/тупые американцы", "вор должен сидеть в тюрьме" в отношении Ходорковского
6. Утверждение
Пропагандист редко спорит, предпочитая делать смелые заявления в поддержку своего тезиса. По сути пропаганда - это показ только одной стороны картины, сознательное ограниечение свободы мысли и выяснения фактов.
Примеры из современной жизни: заявление Путина, что у Ходорковского "кровь на руках"
7. Указание врага
Для пропагандиста полезно не просто призывать К чему-то, но и ПРОТИВ какого-то реального или выдуманного врага. Отсюда нацистские компании против евреев и "плуто-демократий", которые, используя аккуратно выбранные цели, имели двойной эффект: (а) отводили агрессию от самого пропагандиста и его партии и (б) укрепляли единство внутри группы и повышали её мораль.
Примеры из современной жизни: официальная пропаганда намекает, что живем мы плохо, потому что либералы развалили страну, а американцы прессуют на всех фронтах
8. Ссылка к авторитетам
Внушение и обращение к авторитету имеют схожую природу. Авторитет может быть религиозным, связанным с известной политической фигурой, или, особенно в рекламе, научным авторитетом или профессионалом. Например, "Доктора провели более тысячи кожных анализов и доказали, что товар Х делает вашу кожу моложе, мягче, и прекрасней чем когда-либо!" . Какие доктора? И как анализировать "прекрасность"? Другая форма этого приема - ссылаться к авторитету толпы, или, как говорят американцы, "техника фургона", подразумевающая, что "все это делают", а значит, те, кто не участвует - чужаки.