В данной заметке я напишу кратко, по фактам, без мистификаций и псевдоисторической чепухи о свастикообразном изображении с 12-ю лучами-"молниями", относительно популярном в определённой среде (от квазиполитических и до оккультных субкультур), за которым ошибочно закрепилось название "Schwarze Sonne" (Black Sun, Чёрное Солнце). Некоторые его называют "оккультным символом" - и в современное время для некоторых групп оккультистов, сатанистов, неоязычников, ариософов, ариогностиков и пр. это стало действительно так - в рамках их мировоззрения, идеологии и концепции, разумеется - однако изначально это изображение само по себе такого значения (во всех версиях) и таких интерпретаций не имело. Более того, оно, судя по всему, не имело даже такого названия, которое ему приписывают задним числом. И уж тем более каким-либо "славянским" (sic!) символом и "оберегом" оно не являлось и не является - а мне и подобные "перлы" встречались. К Блаватской это изображение тоже не имеет никакого отношения - вопреки утверждениям псевдоисториков, не видящих разницы между самим изображением и концепцией, не имеющей к данному конкретному изображению никакого отношения. Стоит сказать ещё, что псевдоисторики и мистификаторы часто лишь питают слухами и домыслами конспирологический бред во всей его цветастости, не отделяя факты от вымысла. В алхимических текстах это изображение (именно изображение, а не концепция с подобным названием - не путайте!) не встречается.
Достоверно известно то, что этот символ напрямую связан с национал-социализмом (в гитлеровской версии оного, разумеется), с Рейхом - а если ещё конкретнее - с Гиммлером и SS. Впервые это изображение появляется в замке Вевельсбург (Wewelsburg), который был приобретён Гиммлером в 1933 году. Изначально в самом замке этого символа не было - это не "древнее изображение", а именно новодел. Дело в том, что между 1936 и 1942 годами по приказу Гиммлера в замке и вокруг него проводились строительные работы - нужно было в том числе расширить и перестроить здание. В результате этих работ по ремоделированию и пр. появилось это изображение - на белом мраморном полу северной башни. Само изображение тёмно-зелёного цвета, что послевоенные оккультисты и персонажи, подобные Мигелю Серрано, тоже трактовали особым образом - я и сам при желании мог бы придумать сотни трактовок через призму самых разных учений и концепций, но я не стал бы при этом приписывать свои трактовки и интерпретации лично Гиммлеру и вообще SS, утверждая, что они, якобы, "именно так его и трактовали, 100%!" - однако же псевдоисторики, неонаци-оккультисты и просто всякие мистификаторы приписывают свои домыслы постоянно - и их трактовки в чём-то похожи, в чём-то существенно отличаются, в любом случае оставаясь лишь их личными интерпретациями, так сказать, "по мотивам" слухов и послевоенной фантастики, а порой даже по мотивам игр. Имело ли это изображение в период самого Рейха вообще какое-то "особое" значение, которое существенно отличалось бы от обычной свастики или версии Sonnenrad? Сомневаюсь. Ведь по своей сути это просто элемент декора, узор на полу в Obergruppenfuhrersaal, который больше нигде не встречается. Я, впрочем, теоретически допускаю некоторую вероятность того, что для Гиммлера лично это изображение могло иметь какое-либо специфическое символическое значение - он одно время содержал всяких фёлькише-теоретиков и фриков а-ля Карл Мария Вилигут, например, да и про кольца SS можно вспомнить - и вообще Гиммлеру не были, судя по всему, чужды фантазии на тему рыцарей короля Артура, всяческих средневековых легенд, пусть и через "ариогерманскую" призму, и пр., а "вдохновение" он черпал из истории Тевтонского Ордена в том числе - в структурном и отчасти политическом смысле. Но те же средневековые легенды много кого интересуют - смотря в каком ключе, конечно. А светские ритуалы даже со специфическим символизмом надо отделять от оккультных или, к примеру, "черномагических" ритуалов, чтобы не уйти с головой в мистификаторство и бред. И, раз уж пошла речь о короле Артуре, можно предположить (лишь предположить!), что 12 лучей в интерпретации Гиммлером этого символа (если она вообще была) могли быть косвенно связаны с рыцарями круглого стола, пусть и в его "специфическом" понимании - это хотя бы правдоподобно - во всяком случае правдоподобнее сотни бредовых теорий "про Сатану" и т.п. Следует заметить ещё, что значение колец SS нам в целом известно по документам. А вот про символ "Чёрное Солнце" не встречается ничего - даже нет данных о том, что это изображение они в период Рейха вообще так называли. Нет сведений об этом ни в архивах документов, ни в сканах текстов SS-Hauptamt, SS-Leitheft, Das Schwarze Korps и пр., ни в журналах а-ля "Germanien" и т.п., ни в книгах Deutsches Ahnenerbe и т.д. - ничего, ни слова, ни изображения даже! А я в этом очень много всего перерыл - и не нашёл ни намёка. Поэтому подтверждаю, что таких данных действительно нет - если что-то вдруг найдётся - тогда другое дело, а до той поры - нет. Мне встречались лишь грубые новоделы и подделки в фотошопе.
Это изображение стали называть "Schwarze Sonne" (Black Sun, Чёрное Солнце) только лишь в послевоенный период. Тогда же и начали считать его "оккультным символом с особым, отличающимся от обычной свастики значением". Повторюсь, что нет достоверных данных о том, как называли этот символ сами национал-социалисты времён Рейха - бред послевоенных мистификаторов мы, разумеется, не учитываем, ибо задним числом они могут нафантазировать всё, что угодно. И писатели-фантасты тоже внесли свою долю ахинеи. Нет данных, которые подтверждали бы его якобы "оккультное" значение в период существования Рейха. Все "оккультные" трактовки и интерпретации начались с таких людей, как Вильгельм Ландиг (Wilhelm Landig, см. Landig Group), Рудольф Мунд (Rudolf J. Mund), Мигель Серрано (Miguel Serrano Fernandez), Нимрод де Розарио (Nimrod de Rosario, он же - Luis Felipe Moyano) и др. Первым был, судя по всему, Ландиг. Он был фёлькише-оккультистом и неонаци-мистификатором, создавшим легенду и дискурс - суть заключалась в том, что эта концепция должна была "вдохновлять" неонаци, намекая на то, что у бывших членов SS есть якобы "хитрый план", что поражение якобы "не поражение", что им якобы "дадут подсказки и инструкции" (подобное было в Британии, но по другой теме, связанной с данной темой косвенно), когда надо, и пр. - у меня есть предположение, что это косвенно может иметь отношение к аналогу операции Гладио (Operazione Gladio), ведь подобные персонажи и группы порой использовались "вслепую" - и под "подсказками от бывших SS, имеющих хитрый рейхсплан", вполне могли бы скрываться указания обычной западной агентуры - а под флёром "тайны" особо впечатлительные и гиперэмоциональные люди склонны к специфическим поступкам, скажем так... да и на восточных территориях подобная пурга оказалась на удивление популярной в рамках разных субкультур - см. "эзотерический гитлеризм" и пр., как минимум - ещё один побочный эффект заключается в том, что молодые начинают ассоциировать себя с абстрактной идентичностью а-ля "белый евроинтернационал", отделяясь от своей реальной общности и её интересов, а потом становятся по сути манкуртами, начиная поддерживать и оправдывать врагов и конкурентов, ненавидеть своих предков и всю или почти всю свою историю, культуру и т.д. - и даже едут воевать на стороне врагов. Понятно и очевидно, что подобное искажение несовместимо с честью, достоинством и высшими качествами, но больше похоже на версию самоненависти и нигилизма - это, впрочем, уже отдельная тема.
Примечательно и то, что свой Круг, так называемую "Венскую ложу", Ландиг организовал в 1950 году. Ведь в то же время американцы и британцы реанимировали и стали особо продвигать "неовласовский" дискурс (как и "необандеровский", и прочие дискурсы местечковых национализмов по сценарию польских "прометеистов" и Розенберга), рассматривая возможность применения сего для развала наших территорий на клочки - что позже лишь подтвердилось, а сейчас мы видим гнилые "плоды" этой пропаганды на практике, суть которой - попытка создания хаоса у наших границ и в умах населения восточных территорий - так пытались делать ещё в Рейхе, а западные персонажи лишь доработали схему и корректируют её по ходу дела. Напишу об этом потом отдельно - подробно и с документами.
Теперь о возможных прототипах дизайна самого этого изображения. Многие часто путают его с отдалённо похожими чисто внешне по дизайну древними франкскими, готскими, вандальскими, лангобардскими, алеманнскими и даже этрусскими артефактами, которые в археологии называются Zierscheibe. Это разновидность металлических украшений, ранние образцы которых относятся к позднему бронзовому веку. Их находят в женских (!) могилах, и считается, что их носили в виде подвесок. Наиболее древний артефакт подобного типа - это части женского пояса, погребение 47, некрополь Липпи (Lippi), Веруккьо (Verucchio), культура Вилланова, VIII-VII в. до н.э. - носители этой культуры: италики и частично этруски. У алеманнов и др. подобное встречается уже только в период Великого переселения народов. У франков эти артефакты получают особое распространение в христианский период. И количество "лучей" всегда разное, и даже их форма отличается. Но это по сути просто "солярное" украшение, не более. Однако неонаци-мистификаторы любят на этом внешнем подобии спекулировать, искусственно "удревняя" свой "нью-эйдж" и синкретический новодел, приписывая реальным артефактам, отчасти похожим внешне по дизайну, то якобы "значение", которого в действительности там не было - тем более в таком виде и в такой форме с квазиполитическим оттенком. Кроме того, отдалённо похожее изображение есть на умбоне италийского щита - 500 год до н.э., музей Пигорини, Рим. Мне встречались ещё похожие изображения на римских мозаиках - на одной из них в центре была вообще изображена рыба. Так что это лишь внешнее подобие, а не "то самое Чёрное Солнце".
Ещё один существенный момент заключается в том, что некоторые (а вообще-то даже многие по моим наблюдениям) не понимают разницы между самим изображением и концепцией Тайного/Тёмного/Сокрытого Солнца, Чёрного Солнца, Центрального Солнца и т.д. И даже сами эти концепции порой очень разные - в них часто говорится о разном, несмотря на похожее название и/или ассоциации. Концепция Тайного, Сокрытого Солнца, например, существовала сразу в нескольких версиях и интерпретациях во многих синкретических религиях, культах и учениях прошлого. Sol Niger в Алхимии - это другое. В Каббале - тоже другое. И так далее. Но не надо всё это путать с конкретным изображением из Вевельсбурга, которое уже после войны разные неонаци-оккультисты и мистификаторы с конспирологами начали называть "Чёрным Солнцем". Хотя даже в период Рейха в SS этот символ никто так не называл и не приписывал ему какую бы то ни было связь с концепцией "Тайного Солнца", с концепцией алхимического Sol Niger, с концепцией "Центрального Солнца", с концепцией Солнца "полой Земли", с каббалистической концепцией, с Сатаной или Ариманом, с гностической концепцией, с герметизмом и т.д. Нет ни единого достоверного свидетельства, ни единого аутентичного источника, который бы подтверждал подобную связь данного конкретного изображения с таким названием и уж тем более с такими концепциями, которые хоть и имеют порой между собой отчасти нечто общее, но всё-таки говорят о разном чаще всего. В алхимических, оккультных, магических или мистических текстах прошлого данное изображение тоже не встречается. Есть лишь современный новодел, сделанный в фотошопе, что видно сразу. Использование конкретного изображения из замка Вевельсбург однозначно говорит о политической идеологии вообще, и о политизированной версии субкультурного оккультизма и неоязычества в частности. Это новодел во всех смыслах. Маркер.
О самих же концепциях, фрагменты которых взяли и переделали под себя неонаци-оккультисты и им подобные, я напишу в отдельной статье, если посчитаю нужным.