В Новом Завете есть интересное место - притча о богатом и Лазаре. Ее рассказал сам Иисус Христос. Богач попал в Ад, а Лазарь - в некое Лоно Авраама (Лк.16:19-31).
Некоторые богословы опираясь на эту притчу, выводят формулу о том, что, дескать, те, кто попали в Ад, не могут более попасть в Рай до страшного Суда. Ведь Христос сказал, вложив эти слова в уста Авраама "и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Но, немножко почитав толкования на эту притчу, с удивлением обнаружил, что никто из видных толкователей древности не считал Лоно Аврраамово синонимом Рая.
Например, Феофилакт Болгарский, просто пишет и "разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников".[1]
Тоесть почему и на основании чего некоторые богословы считают Лоно Авраамово Раем. Совершенно не понятно.
То, что Лоно Авраамово не есть Рай, подтверждает и формальная логика. Если Иисус Христос не был еще распят, не сходил еще в Ад и не выводил оттуда ветхозаветных праведников? Как же в Раю мог оказаться Лазарь? Ведь все ветхозаветные праведники нисходили в Преисподнюю "С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю" (Быт. 37:35).. Именно так следует из Ветхого Завета.
Кстати эти слова принадлежат ветхозаветному праведнику Иакову и из них видно, что он считает, что его погибший сын Иосиф находиться в Преисподней. Обратите не это особое внимание.
Эти слова прекрасно отвечают, где находиться Лоно Авраамово. В Преисподней также как место для грешников, которое обычно сейчас принято называть Ад [2].
Казалось бы к чему эти рассуждения? А все очень просто. Если Лоно Авраамово не Рай, а некое место в Преисподней, "соседствующее" с тем местом куда попал богач, то переход в настоящий Рай, из которого был выгнан по Писанию Адам, вполне возможен. На это нет никаких запретов. Из притчи лишь следует, что не возможен переход из "Лона Авраамового" в Ад в пределах Преисподней. Адомов же Рай открыт для всех.
И все молитвы Церкви об умерших, об упокоении в "месте злачном в месте покойном" можно считать молитвами о переводе всех попавших в Преисподнюю в Рай.
Где они и будут почивать вместе со святыми до скончания века. До самого Страшного Суда. На котором будет решена окончательная участь всех.