У многих после прочтения Евангелия от Матфея, а в особенности главы 19 стих 9, где говорится буквально следующее: "Но я говорю Вам, если кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женившейся на разведенной прелюбодействует" (см. также Марк. 10: 2-12, Лук. 16:18 и т.д.). Возникает вопрос: "А почему же Православная Церковь благословляет и разрешает мирянам второй и даже третий браки?! И это при живых то супругах, тогда как апостол Павел ясно пишет: "Жена, связана законом, доколе жив муж ее. Если же муж умрет, свободна, выйти за кого хочет, только о Господе(1Кор:7:39).(см. также 1Кор 7,8,9., 1Тим 5: 11-14). То есть только после смерти мужа она получает право на второй брак!?
Ответ прост. Дело в том, что развод не по вине прелюбодеяния есть грех. И вступление в брак с разведенной тоже есть грех. Но всякий грех прощается и заглаживается в таинстве покаяния. Кто был до исповеди блудником, после исповеди и исполнения епитимии более не блудник. Вор - не вор! И убийца - не убийца. И разведенный более не разведенный. До тех пор, пока не согрешат вновь.
"Чистому", "отмытому" в купели покаяния, НЕВИННОМУ можно ли запретить второй, и даже третий брак!? Никак. И берущий в брак неповинного не может быть прелюбодейником. Именно поэтому в Церкви принято венчать брачующихся даже если один из них ранее был в браке но раскаялся по чину первого брака.
Если Православная Церковь перестанет венчать вторые и третьи браки, тогда слова разрешительной молитвы читаемой священником над раскаявшимся грешником - ложь!
Нет тогда в сем веке прощения и оставления грехов.
Не заповедь отменяется, а грех прощается.
Понимая это, святые отцы и учителя Церкви никогда не поощряли разводы, но и никогда не возбраняли повторные браки. А лишь требовали ПОКАЯНИЯ И ПОНЕСЕНИЯ ЭПИТИМИИ за содеянное. Этой практики Церковь придерживается и сегодня.
Следует также уточнить, что, говоря о законе, связывающем до смерти (1Кор.7:39), апостол Павел имеет в виду брак между единоверцами. А не брак между православными и инославными, иноверными и неверующими (некрещеными).
"Если же неверный хочет развестись, пусть разводится, брат или сестра НЕ СВЯЗАНЫ; к миру призвал нас Христос" (1К.7.23).
То есть святой апостол Павел свидетельствует, что помимо вины прелюбодеяния (Матф.19:9) существует еще два случая, когда закон теряет свою силу. Первый - смерть одного из супругов(1Кор:7:39). И второй - если брак расторгается по вине НЕВЕРНОГО супруга. Тут следует объяснить, что имеется в виду не неверующий супруг. А "неверный", то есть находящийся вне Церкви. Человек, не имеющий общения с Православной Церковью.
В случаях, когда закон теряет свою силу, апостол Павел дозволяет вступать в новый брак. Причем брачующийся при этом не согрешает.
"Остался без жены? Не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь;." (1 Кор. 7, 27-28, 39) опять же "остался без жены", а не " бросил жену". На тех кто бросил это не распространяеться.
Принимая во внимание, что в наше время крещение для многих - всего лишь красивая традиция, и они являются членами Церкви в лучшем случае лишь формально. Их нельзя назвать ВЕРНЫМИ, то есть участвующими в Литургической жизни Церкви. Что полностью соответствует мысли апостола Павла, сказавшего "НЕВЕРНЫЙ"(1К.7.23), а не просто крещеный, для того чтобы быть "ВЕРНЫМ", мало быть крещеным. Правило, разрешающее невиновному в разводе вступать в повторный брак при живом бывшем супруге, было распространено и на браки между крещеными. Так, согласно каноническому праву, невинный в разводе заслуживает снисхождения. Это снисхождение заключается в том, что на него не накладывается епитимия, и он имеет право вступить в повторный брак. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнение епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. То есть после очищения от греха.
В наше время Церковь, пользуясь своим правом "Что свяжете на земле, то свяжите и на Небе", руководствуясь принципом "икономии" (домостроительства), снисходя к условиям человеческой жизни и принимая во внимание конкретные ситуации, существенно расширила перечень поводов, дозволяющих расторгать церковные браки.
В 1918 году Поместный собор Российской Православной Церкви "Определения о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью" признал в качестве таковых, кроме вины прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию; болезнь, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество; сводничество; извлечение выгод из непотребств супруга; тяжкую душевную неизлечимую болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень дополнен. Добавлены: заболевание СПИДом; медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания; совершение женой аборта без согласия мужа. Но тут следует отметить, что Церковь не разводит. Так как, "...что Бог сочетал, того человек да не разлучает." (Матфея 19:3-6). Церковь лишь свидетельствует, что из-за выше перечисленных причин брак как таковой уже не существует или существовать не может. Тоесть разрушен одной из сторон заключившых брак. И Церковь лишь формально подтверждает, что брак как таковой более не существует. Формальный Церковный развод не был практикой древней Церкви [3]. И миф о том, что Церковь "разводит" нужно всячески искоренять.
Нужно понимать, что вышеперечисленые причины это - всего лишь поводы к расторжению брака, а не руководство к действию. "Любовь...все переносит" пишет апостол Павел" (1 кор.13.4-7).
Эти слова обличают нас, указывают на то, что, к стыду нашему, главная, если не единственная причина, по которой рушатса браки - это наше жестокосердие. (См. Матф.19:8)
Литература
1.Новый Завет.
2.О православном браке. - Спб: "Общество святителя Василия Великого", 2001.-272 с.