Он чем-то заболел. Ему было так плохо, что не хотелось ни пить, ни есть, ни дышать. Была среда и у него была назначена встреча со знакомой из Интернета. Пролежав день без движения в постели. За час до встречи он позвонил и подтвердил встречу. Но перенес ее поближе к дому и туда где не курят. Его мутило страшно. Он засунул себя в ванну. Побрился. И пошел, качаясь в кафе. Уже темнело, холодало. И скоро воздух должен был зазвенеть. Девушка пришла на 10 минут раньше и заняла именно то место, где он и хотел с ней сесть. Она занималась йогой. И имела, ник "Мистическая роза". Да как магазин мистико-эзотерических безделушек на Подоле. Ныне уже закрытый. Как-то киевляне не очень ведутся на всякое такое. Он смотрел на нее и пил кислое "Мерло". Которое медленно возвращало его желудок и мозг к жизни. А каждая его клетка кричала "Мне плохо". Играла музыка. Беседа почему-то текла не принужденно. А "Мерло" делало свое дело. Дела, дела, работа увлечения. Друзья, интересы. Все как всегда все как обычно. И вдруг до него начало доходить. Что она не прочь поговорить о христианстве. И интерес ее был ну так не из вежливости. Блондинка подумал он. Как ты умело ставишь вопросы. Он слушал, вспоминал анекдоты про блондинок, запивал вкус "Мерло" соком. И вдруг понял, что его сейчас прорвет. И его понесло. Человек не знал про нас христиан ничего. Он же свободно цитировал Лаодзы. Разбирался в медитативных практиках. И даже читал "Бхагавадгиту" И у него был опыт общения с откровенными сектантами, кришнаитами. Он не мог иначе. Его всю жизнь окружали люди, которые всем этим интересовались. Все это знала и она. И она хотела знать, чем отличаемся мы христиане. Протестанты православные и католики. А его по-прежнему мутило и ни хотелось никого цитировать. Просто сказать, что чувствует, голова стала светлой. А удушающее "плохо" разогнало мысли. И он сказал, попытался объяснить разницу.
Основа спасения это "Церковь". А уже в Ней есть три пути спасения. Есть три пути наследовать Царствие Небесное. Первый - верой. Одной лишь верой. Этот путь якобы избрали протестанты, но, выйдя за пределы Церкви, они пошли в страну далече. Потому как вера в Христа, но неверие в основанную им Церковь не может считаться полноценной и правой верой. Второй путь спасение через добрые дела - выполнением заповедей. Этот путь выбрали католики. Пправославные будучи в Лоне Церкви выбрали оба эти пути, а также третий истинно христианский путь. Суть, которого заключается в том, что "Бог сделался, человеком, дабы человек стал богом". Эти слова, которые впервые были сказаны св. Иринеем[1], встречаются затем и в трудах св. Афанасия[2], св. Григория Богослова[3], св. Григория Нисского[4]. Очень хорошо передают суть этого пути. Разве бога можно судить? Можно поместить в Ад? Нужно просто стань богом и тогда спасение неизбежно. Стать богами по благодати. Стяжая Дух Святой, постепенно обожитса и уподобится Богу. Вот основной путь православных христиан. Но и первый путь спасения верой никто не отвергаем. Лишь добавляют. Да верой, но верой истинной. Верой не только в Божественного Иисуса Христа. Но и в Его Церковь. Про которую Он сказал "...создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мат. 16:18).
Протестантские же "церкви" возникли много позже времен, когда апостолы и Христос создавали и утверждали Церковь. К сожалению, протестанты верят во Христа, но не верят в созданную Им Церковь. И чувствуя пустоту оттого, что это место в их жизни свободно, создают свои карманные "церкви" игнорируя труд апостолов и сонма мучеников и святых положивших жизни на утверждение и основание Церкви.
Исповедуя истинность этого пути. Пути спасения одной верой каждое утро каждый православный христианин молится "Аще вера яже в Тя спасает отчаянные се верую спаси мя яко Бог мой еси Ты и создатель. Вера же вместо дел да вменится мне..."[5] Но вера иногда так слаба и очень часто замутнена ложными учениями. Спастись верой, когда саму ее чистоту и силу нужно испытывать каждый день очень сложно. Господь на Страшном Суде будет взвешивать саму нашу веру. Найдется ли она совершенной?
Исповедание же пути спасения делами содержится в молитве:
"Аще бо праведника спасешы, ничто же велие; и аще чистого помилуеши ничто же дивно: достойни бо суть милости твоея..." [6]
А за окном шел снег. В кафе было тепло уютно и казалось, что сквозь музыку слышно как звенит воздух. Он вспомнил своих знакомых католиков. Как им нравилась некая гипертрофированая праведность - жизнь по букве Писания. Трудная жизнь наемника подвизающегося за награду.
Стяжание праведности это путь очищение тела. Приготовление его к приятию Духа Святого. Сама идея праведности без своего логического завершения вселения Духа Святого в человека. "Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16) . Немножко абсурдна. Если нет Бога внутри - ЛЮБВИ "Бог есть любовь" (1 Иоанна 4:16), СВЕТА "Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы"(1 Иоанна 1:5), ДУХА "Бог есть Дух" (Иоанн 4:24), то зачем нам эта праведность?
Сказано ведь"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею(ТОЕСТЬ БОГА В СЕБЕ), то я - медьзвенящая или кимвал звучащий." (1Кор.13:1)
И вообще, как можно стяжать Духа там, где Его нет, то есть вне Церкви? Да "Дух дышит, где хочет" (Ин. 3. 8).Но ведь только "дышит". Живет же он со Дня Пятидесятницы (Деян.2:3) в Церкви, поэтому вне Церкви, а значит и вне Духа, праведность теряет свой духовный смысл.
Поэтому идея спасение одними делами вне Церкви весьма сомнительна. Хотя возможно и ведет ко спасению. И он даже не знает как католики могут доказать, что они после 13 века еще в Церкви, а протестанты, что они после реформации вернулись в лоно Церкви. "Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы снами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. (1 Иоанна 2:19) .
Отсюда христианину, находящемуся в Церкви нужно практиковать одновременно три пути. Идя путем веры, следует укреплять веру делами так как "Вера без дел мертва" (Иак 2:26)., уточнять ее через учение, беречь ее чистоту, избегать учений ложных и еретических. Идя путем обожествления неукоснительно и по возможности регулярно приступать к Таинствам Церкви, через которые подается Дух Святой. Небесная закваска, которая изменяет, преображает и освящает человека (Лук 13 -20,21). Следуя путем, праведности, соблюдения заповедей христианин готовит себя к принятию Духа Святого и сберегает свой Храм "Ибо вы храм Бога живого...(2Кор. 6:16) от осквернения новыми грехами. Благодаря праведности Дух, полученный в таинствах, не покидает человеческое естество, освящает, перерождает его. Постепенно заменяя в человеке все греховные страсти на добродетели с его согласия и при содействии человека.
В комплексе это один истинный путь, в Лоне Церкви, идя которым христианин не ложно может надеятьса на милость Божью и на спасение. Стало грустно, девушка же пила кофе. И он увидел, что она ничего не поняла. А понимал ли он сам хоть что-то?
А за окном медленно падал снег. Еще не прошлогодний...
Литература:
1.Против ересей, V (P.G.,t.7 col.1120)
2.Первое слово против Ариан, гл.54 (P.G.,t.25,col.192 В)
3.Догматические поэмы, X,5-9(P.G.,t.37,col.465)
4. Большое огласительное слово, гл.25 (P.G.,t.45,col.45,col.65 D)
5. Православный молитвослов. Молитвы утренние. Молитва 8 - я, ко Господу нашему Иисусу Христу.- М.:П68 Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.-384 с.
6.Православный молитвослов. Молитвы на сон грядущий. Молитва святого Иоанна Дамаскина.- М.:П68 Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006.-384 с.