Фразу, которая вынесена в заглавие принадлежит протестанту, яко бы христианину. К сожалению, достойные полемических труды, в которых бы была раскрыта суть и причина почитания мощей мне не известны. Скорее всего, в их отсутствии и следует искать причину подобных фраз, вскрывающих то, что почитание мощей малопонятно нашим современникам.
Я не ставлю своей целью кого-то в чем-то убедить, а лишь попытаюсь в силу своего понимании я и знаний объяснить скрытый для некоторых смысл "почитания мощей".
Если мы говорим о плоти человека состоящей из тела и души, то речь идет об "Антропологии" - учении о человеке. В частности о "Православной антропологии", в которой и следует искать корни "Почитания мощей".
Суть этого учения очень хорошо изложил В.Лосский "Образное выражение Писания "вдунул дыхание жизни" означаете, что Бог вкоренил в человека при его сотворении Свою благодать. Если человек стал живым тогда, когда вдохнул в лицо его дыхание жизни, то это произошло потому, что благодать Духа Святого и есть истинное начало нашего существования". (В. Лосский. Догматическое богословие. С.154) [1].
Помните заповедь, данную в Раю Адаму?!: " ...ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17).
Адам действительно умер в тот же день. Потому, что то, что делало его человеком, покинуло его. Осталась жить его "животная" составляющая, полноценного же Адама бога по благодати более не стало. Бог предупреждал Адама с Евой о "смерть духовной", о потери величайшего дара - благодати.
Что же такое благодать?
Многие протестанты и католики уверены, что Благодать это:
1.Незаслуженная милость Бога по отношению к людям;[2]
2. Божественная сила, ведущая человека ко спасению;[2]
Максимум на, что способны некоторые продвинутые протестантские богословы это гипотетически предположить, что "Благодать это поток очищающей энергии (силы) с небес, сопровождающийся неземными ароматами, при этом происходят исцеления от душевных и телесных недугов (болезней), т.е. прощение грехов."[2]
И только в Православии можно найти самое глубокое и, на мой взгляд, самое полное представление о благодати:
"Представление о благодати у православных христиан несколько отличаются от тех, что свойственны католическому Западу и унаследованы протестантами различных деноминаций. Так в основном благодаря трудам св. Григорий Палама. Благодать стала пониматься как нечто исходящее от всех Лиц Святой Троицы (Отца, Сына и Духа). То есть в единой для трех Лиц Святой Троицы сущности - Бог, есть нечто, что отлично от Лиц Святой Троицы. И это нечто получило название "благодать". Истоки этого представления о благодати можно найти в Новом Завете:
1."...дух животворит". (2 Кор. 3:4-6).
2."Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1Ин.1:5).
3. "Бог есть любовь...". (1Иоан.4:16).
Важно то, что и "свет" и "дух" и "любовь" написаны с маленькой буквы. То есть речь идет не о Лицах Святой Троицы (Ипостасях), а о чем - то, что общее для всех лиц Святой Троицы и этим общим для всех Лиц Святой Троице является благодать или же "нетварная энергия", которая исходит от всех трех вездесущих Лиц Святой Троицы. Также благодать в Писании названа "дыханием жизни" - "вдунул в лице дыхание жизни"(Быт.2:7), а также "славой Божьей" - "Потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23).
И именно через стяжание этой отличной и исходящей от Лиц Святой Троицы благодати, становится возможным приобщение к Божественному естеству. "мы должны соделаться причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1, 4)
Допустимо также подражая бл. Августину рассматривать благодать как "Любовь между Лицами Святой Троицы". Отсюда "Между Сыном Отцом и Духом есть взаимная любовь, и она есть благодать. И кто пребывает в этой любви, пребывает в Боге и Бог в нем", и это учение вполне согласуется с Писанием: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". (1Иоан.4:16).[2]
Фактически благодать есть Бог. И вот эту благодать или Бога и стяжали святые. Как и учил об этом Серафим Саровский, именуя благодать Духом Святым настоятельно рекомендуя стяжать Дух Святой или же благодать!
После успения любого святого, которое есть ни что иное, как разделение плоти святого на душу и тело. Эта благодать или Бог тела святых не покидает, потому, что уже "сплавилась" при жизни с их плотью. То есть с душой и телом. Отсюда когда умирает обычный человек, то связь между душой и телом обычного человека теряется. Когда же умирает святой. Связь между душой и телом святого сохраняется именно через благодать, которая остается общей и для души и для тела, поэтому смерти в смысле полной потери связи между душой и телом для таковых нет.
"Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. (Иоан.15:3)"
Отсюда и вера в то, что святой слышит, внимает молитвам верующим, а пребывая при этом возле Бога душою, легко может ходатайствовать перед Богом за просящих. И не только когда верующий находится возле "мощей" святого, но и везде где бы не обращался к нему верующий. Потому, что благодать, которую стяжал святой, есть Бог и как истинный Бог пребывает не только в святом, но и везде.
Отсюда совершенно очевидно, что Православные почитают благодать, почивающую на мощах святых, которая есть Бог. А сами мощи почитают, как скинию, которая таинственным образом соединилась с небесным огнем (благодатью) на подобии железа помещенного в пламя... Скинию, ставшую жилищем Бога, Его храмом:
"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор.6:19)"
А как можно не почитать храм Бога???
Так же напомню, что согласно Писанию, мощи святых это суть не трупы, а зерна, которые прорастут (воскреснут) во время прихода весны (Будущего века). И как зерна пшеницы они лишь кажутся мертвыми, а на самом-то деле просто ждут прихода будущего века, для того что бы прорасти или воскреснуть...
"Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе.Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении;сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе;сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий"(1 Кор.15:35-45).
Отсюда только профан, не знающий Писание, может доброе святое "семя" или мощи святых, семя "дремлющее" ждущее приходы истинной Весны (будущего века) называть трупами.
Оглашенные (прошу прощения за оговорку "ПРОТЕСТАНТЫ", теперь это так называется) могут возразить: "Да, благодать действительно есть то, что делает человека человеком, а человеческое тело - храмом Святого духа, вот только после смерти тела дух возвращается к Богу. Поруганный храм - это уже не храм.
Что ж давайте обратимся к Писанию.Вот места из Писании где речь идет о том, что дух идет к Богу, так говорит, например Ekkлизиаст:
'...и возвратится персть в землю, якоже бе, и дух возвратится к Богу, Иже даде его...' (Еккл. 12, 7)
Смотрим также слова пророка Захарии о том, что Бог есть "созидай дух человека в нем" (12.1)
Именно на эти слова из Писания, ссылаются те кто утверждает, что "...душа творится Богом". Так как вполне понятно, хотя возможно и не очевидно, что в приведенных цитатах, речь идет скорее всего о душе, а вовсе не о "благодати". Под духом тут скорее всего подразумевается именно душа человеческая, а не благодать. Хотя бы потому, что в ветхозаветные времена, благодать вообще была не доступна ветхозаветным да и всем людям до Дня Пятидесятницы, и только в новозаветные времена Дух снизошел в виде огненных языков на Церковь в лице апостолов. Поэтому Екклизиаст никак не мог говорить, о благодати...
Отсюда, как может исход души(духа) или же смерть, осквернить то есть изгнать из тела благодать??? Что разве смерть, естественный процесс не зависящий от воли человека (искл.самоубийство) есть грех по мнению протестантов? Не может быть...
Так могут учить только те кто не знает Писание, в котором точно ясно изложено, что оскверняет тело-храм, то есть изгоняет из него Духа Святого (благодать):
"Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию.
Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете?
Ееще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?
А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека,
Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - Это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека.
(Матф.15:10-20)
И ни слова о том, что естественный процесс смерть оскверняет то есть лишает тело благодати.
Лишается благодати убийца и самоубийца, а не почивший естественной смертью о чем не ложно учит Писание:
"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор.3:16-17)
Литература:
1. В. Лосский. Догматическое богословие. С.154
2.Благодать. Материал из Википедии -- свободной энциклопедии