Дисколеты, третьего рейха, дисколеты СССР и т.д. Тема старая и очень обширная.
Я же лишь постараюсь показать, что дисколет это очень просто. Возможно, я кого-то разочарую, но все же напишу, что дисколет это аппарат сугубо атмосферный, предназначен он для перемещения в атмосфере. Конечно, возможны варианты конструкции, позволяющие перемещаться в воде и даже при выполнении определенных условий, дисколет вполне может выйти на околоземную орбиту [1]. Но последнее скорее дело будущего, чем прошлого и даже настоящего.
Диск - крыло.
В целом же уже давно известно, что в основе различных рассказов о дисколетах лежат вполне реальные попытки конструкторов использовать дисковидные крылья, а также попытки создать аппараты типа "летающее крыло". То есть самолет без крыльев. У которого роль крыла выполнял бы сам корпус [2] Привожу примеры.
В 1950 году в СССР был построен планер "Дископлан-1", а в 1962 - "Дископлан-2". В 1957 году в Подмосковье летал самолет с круглым крылом новосибирского конструктора М.В.Суханова [3].
Прекрасные летные качества показали модели летающих тарелок австрийца Хайнца Жордана, сотрудника японской фирмы "Дэнки-кодзиге" Г.Митихару [3]
Четырехмоторную "тарелку" запустил в 1985 году профессор Нагайского университета С.Итиро [3].
А с 1988 года летают со скоростью до 360 км/час, с дальностью до 1300 км восьмимоторные тарелки калифорнийца Пола Моллера "Мерлин-200", "Мерлин-300" и М-400. [4]
Отдельным направлением можно считать дисколеты в основе которых лежит эффект Коанды. [5]
Итоги поисков
Вкратце подведу итоги этих поисков. Корпус дисковой формы действительно может работать как крыло и создавать достаточно ощутимую подъемную силу. Но недостаток подобного аппарата его плохая маневренность и управляемость. Попросту говоря подобный аппарат при определенных углах, попросту опрокидывается, так подъемная сила у такого в несколько раз выше, чем у тонкого крыла, но оно мало устойчиво из-за срыва потоков и образования зон турбулентности. Поэтому от использования классической дисковидной формы постепенно отказались и диск, трансформировался в известный всем ЭКИП [3]. Пожалуй, самая удачная хоть и не совсем идеальная конструкция "корпус как крыло".
Бич дисковидных конструкций все та же нестабильность или "МРПА - мгновенно развивающиеся продольные автоколебания", которое не давало летать множеству летательных аппаратов в форме диска,40, 50 и 60-х годов [4]
Собственно говоря, в России эту проблему при создании ЭКИПА решили за счет "выросших" органов аэродинамического управления [3]. То есть это все еще аппараты тяжелее воздуха.
Возврат к Цепелинам.
Но есть и другой путь, стабилизации крыла-корпуса, по которому вполне возможно пошли немецкие конструкторы дисколетов. Вполне вероятно, что они быстро поняли, что за счет переделки формы проблему МРПА не решить. И обратились к истории, а именно заделов в области цеппелинов и аппаратов легче воздуха. Предположим, что дисколет заполнен гелием. Пусть даже частино тесть это крыло-корпус не будет в полной мере легче воздуха. Где то на грани. Но наличие подобного наполнителя уже делает "дисколет-дирижабль" очень стабильным в пространстве. Далее это "корпус-крыло" достаточно лишь слегка разогнать и оно подымется в воздух уже за счет собственных аэродинамических свойств. Соответственно и грузоподъемность этого крыла лишь частично зависит от количества гелия в "корпусе-крыле-гондоле". И то лишь на начальной фазе движения. Именно по этому пошли спецы из Локхил Мартин. Создающие дирижабль получившый название "Aeroscraft" [6].
Как видите, мы можем дополнительно опереться на силу Архимеда, на атмосферу и в ней найти устойчивость при возникновении МРПА.
О вертикальном взлете.
Давайте попробуем развить эту идею дальше. В принципе идея использования аэродинамических свойств дисколета-дирижабля очень интересная идея. Но все же она предполагает наличие какой-то минимальной взлетной полосы. Либо же наличие дополнительно реактивного двигателя вертикального взлета. Я же утверждаю, что мы можем реализовать идею вертикального взлета и посадки без разгона и реактивного двигателя вертикального взлета. И даже вовсе отказаться от маршевых двигателей.
Все очень просто с одной стороны наш аппарат должен быть построен по принципу "крыло-корпус", с другой стороны этот корпус должен быть заполнен гелием. Далее это "крыло-корпус-дирижабль" поднимается вертикально вверх при помощи механического "генератора вакуума" который и обеспечивает вертикальный взлет. Этот двигатель отключается и аппарат становиться планером, планирует.
И так то, поднимаясь при помощи вакуумного двигателя то, опускаясь за счет силы притяжения наш аппарат, будет в состоянии парить очень длительное время, особенно если поверхность аппарата будет оборудована солнечными батареями, которые будут питать электричеством вакуумный двигатель. По форме это все тот же ЄКИП. Но только заполоненный гелием:
Единственным отличием может быть, то что для улучшения планирующих свойств боковые крылья могут быть удлинены.
Генератор вакуума.
Как устроен "генератор ваккума"? Принцип его работы очень прост, если взять любую полую сферу или же шар и начать его вращать одновременно в двух перпендикулярных плоскостях то центробежные силы с одной стороны выдавят из сферы весь воздух (гелий), а с другой стороны компенсируют силу атмосферного давления, которая угрожает целостности шара. А так как центробежные силы ничего не весят. То мы получим легкое, парящее в воздухе за счет силы Архимеда устройство. Некий "вакуумолет".
Проблема вращения диска или шара одновременно в двух перпендикулярных плоскостях успешно и уже давно решена в гироскопах. Поэтому нет нужды придумывать велосипед шар достаточно поместить в станину гироскопа. Непрерывное же вращение шара можно организовать с помощью электродвигателей (см.Рис.1).
Гибридный разведчик.
В принципе оборудовав "крыло-корпус-дирижабль", "генератором вакуума" мы получили идеальный самолет разведчик, который может пребывать в воздухе неопределенно длительное время и даже способен просто неподвижно зависать над определенной территорией. При поражении же ракетой ПВО на землю падают вполне обычные вещи, которые по умолчанию летать не могут это обломки "корпуса-гондолы", пара тройка электродвигателей и разбитые солнечные батареи.
В космос?.
И теперь несколько слов о том, как подобный аппарат может выйти в космос. Опять же подобную идею выдвинули немцы, а вернее конструктор Зенгера. Работавший над идеей создания космоплана-бомбардировщика [7]. Так Америку предполагалось разбомбить с помощью самолета, большую часть маршрута летящего в космосе. Упуская технические детали, отмечу лишь один небольшой момент проекта, а именно движение аппарата в стратосфере. По замыслу Зенгера в результате начального ускорения и последующего спуска под действием гравитации до плотных слоев атмосферы (приблизительно до 40 км), аппарат должен как бы оттолкнуться от них и снова подняться вверх. Это движение должно напоминать движение плоского камня, пущенного по воде. Такое движение позволяло бы аппарату не входить в плотные слои и избежать многократного интенсивного фрикционного нагревания, которое неизбежно в плотных слоях атмосферы. Амплитуда подобных скачков должна была постепенно уменьшаться, пока самолет не станет планировать для нормального приземления, используя обычное трехопорное шасси.
Так вот движение напоминающее прыжки плоского камня по воде, которое должно было по мысли Зенгера спасти самолет от фрикционного нагрева в плотных слоях атмосферы возможно лишь при условии того, что аппарат обладает большой площадью и естественно легче воздуха. При таких условиях он автоматически выдавливается в стратосферу, где в принципе аппарат может быть разогнано до второй космической скорости. Для Земли вторая космическая скорость равна 11,2 км/с. Тело, имеющее около Земли такую скорость, покидает окрестности Земли и становится спутником Солнца.
Поэтому вполне возможно, что данный "концепт" сможет помочь реализовать идею Зенгера, только вот вывод в стратосферу будет осуществлен за счет "генераторов вакуума". И при разгоне этот аппарат и будет разгоняться скользя по верхним слоям атмосферы. Если конечно не сгорит.