Эффект Сигалова полностью отвечает основным соотношениям классической электродинамики (правилу Лоренца, уравнениям Максвелла, формуле Грассмана). Он не противоречит общей идее неподвижности центра масс замкнутого контура с током, сформулированной Ампером. Действительно, проволочный угол можно рассматривать как часть контура, перемещающуюся относительно земли, воды, ионизированного газа и т. д. При этом центр масс системы "подвижный подконтур - неподвижный подконтур" остается в покое. Эффект Сигалова полностью соответствует законам сохранения импульсов и их моментов. Он совершенно корректен и с энергетической точки зрения (модели двигаются за счет преобразования электрической энергии в механическую)[1]
Поправка Гроссмана.
1. По Амперу силы взаимодействия между двумя элементами тока равны и направлены в противоположные стороны. Грассманом впервые показано, что силы, действующие на непараллельные проводники, не компенсируют друг друга.[1]
[1]
Электрокинетические двигатели.
2. Идея Грассмана развита ферганскими физиками: если в части контура, обтекаемого током, существуют "не скомпенсированные" силы, то почему бы не использовать их для перемещения этого участка цепи?
V-двигатель. Пусть, например, проводник плавает на электродах-поплавках в кюветках с медным купоросом. Пропустим через угол ток от внешнего источника. По "правилу буравчика" силовые линии магнитного поля, порождаемого током, внутри рамки направлены вверх. Тогда по правилу левой руки поле одного плеча, действуя на ток в другом плече, стремится разогнуть угол. Если угол жесткий и может перемещаться, то он поплывет вдоль кюветок (сложите силы, действующие на плечи!). Теперь установите эту рамку на рельсы, находящиеся под напряжением, и готов двигатель "без вращающихся частей"![1]
[1]
3.П-двигатель. Если рамка имеет П-образную форму, то она начнет смещаться по тем же причинам в сторону своей перекладины. Ведь П-образная рамка - это два угла, соединенные последовательно. [1]
[1]
4. С-двигатель. Возьмем два концентрических дуговых проводника, с одной стороны соединим их, с другой - подведем ток. Дуги расталкиваются, стремятся деформировать конструкцию, но не могут привести во вращение С-образную рамку. Тяга появляется за счет взаимодействия токов перемычки и дуг. Рамка крутится без внешнего источника магнитного поля! Чем не ротор, вращающийся без поля статора? [1]
[1]
5. Г-образный двигатель. Вращение во "внутреннем" магнитном поле можно получить, подавая ток через скользящий контакт к валу двигателя. От вала ток разветвляется в "угол проводники", скрепленные с валом жестко. Каждый из углов тянет вал, стремясь повернуть его. Вращение вала можно передать любому механизму (станку, насосу, вентилятору и т. д.).[1]
[1]
6. Т-двигатель. Если сложить два угла, то можно подать ток в их общую сторону и снять его с концов перекладины этой Т-образной конструкции. Рамка смещается поступательно.
[1]
7. 2П-двигатель. Разместим два П-образных проводника по обе стороны вала так, чтобы силы в плоскостях рамок создавали момент вращения на валу. Подвод тока - через скользящие контакты.[1]
[1]
8. G-двигатель. Трудно поверить, что кольцо, обтекаемое током, может вращаться за счет взаимодействия магнитного поля кольца и тока в радиальном отростке. Силовые линии поля направлены внутри кольца вниз. Согласно "правилу левой руки" возникают силы, закручивающие конструкцию вокруг оси подвески. Подвод тока - через скользящие контакты на концах рамки.[1]
[1]
9. Прямоугольный двигатель. Изогнем проволоку так, чтобы получить сложную конструкцию из двух прямоугольников, пересеченных проводником. Прямоугольный виток создает магнитное поле, действующее на ток в среднем проводнике. Силы смещения двух таких пересеченных рамок вращают вал этого двигателя без статора.[1]
[1]
10. Электробур. Совершенно оригинальна конструкция "линейного" двигателя. Постоянный магнит врезан в проводник и обтекается током. На участке крепления элементы тока пересекаются силовыми линиями, выходящими из северного полюса магнита. Следствие этого - силы вращения проводника и магнита, расположенные по касательной к окружности проводника. Подвод тока - через торцевой скользящий контакт.[1]
[1]
11. Двигатель для электровоза. Фантастически прост двигатель для тяги вагонов, тележек и т. д. Постоянный магнит - часть контура, по которому пропускается ток, подводимый от рельсов через скользящие контакты. Поле магнита, действуя на ток, а перпендикулярных магниту отпайках проводника, смещает конструкцию по рельсам.[1]
[1]
12.П-двигатель в рамке. Один из самых эффектных опытов Сигалова. Токи в проводниках большого контура, взаимодействуя с током в П-образной рамке, стремятся "выдвинуть" ее из контура. Но сила смещения рамки за счет взаимодействия токов в ее собственных перекладинах так велика, что рамка "вдвигается в контур", хотя теоретически это невозможно![1]
[1]
От автора: В предлагаемой читателям статье не ставилась цель дать исчерпывающий математический и физический анализ нового электродинамического явления. Читателям, заинтересованным в изготовлении действующих конструкций и углубленном понимании сущности работ ферганских физиков, можно порекомендовать книги авторов открытия:
-- 1. Р. СИГАЛОВ, Новые исследования движущих сил магнитного поля. Ташкент, изд-во "Наука", 1965 г.
-- 2. Р. СИГАЛОВ, X. КАРИМОВ, Н. САМСОНОВ, Т. АЗИМОВ, Динамические действия магнитных полей Ташкент, изд-во "Укитувчи", 1967 г. "Отметить работ Р. Г. Сигалова, впервые показавшего экспериментально и -аналитически, что различной формы контуры с током могут двигаться в собственном магнитном поле. Отметить, что Р. Г. Сигаловым и его школой не только осуществлено вращательное движение различных контуров с током, но и доказана возможность создания двигателей и движителей новых типов, что должно иметь большое значение для ряда отраслей науки и техники".
-- 3. Из протокола заседания секции физики Московского общества испытателей природы. Декабрь 1967 г. "Р. Г. Сигаловым разработана новая глава электродинамики, представляющая значительный интерес для физики и для электротехники". Г. АВАНЬЯНЦ, доктор физ.-мат. наук. Февраль 1967 г. [1]