как музыкальное направлением или же просто Латина известна многим. Несмотря на то, что латиноамериканская музыка крайне неоднородна и в каждой стране Латинской Америки имеет свои особенности, стилистически её можно подразделить на несколько основных региональных стилей:
--
андскую музыку;
--
центральноамериканскую музыку;
--
карибскую музыку;
--
аргентинскую музыку;
--
мексиканскую музыку;
--
бразильскую музыку.
Следует, однако, иметь в виду, что такое деление весьма условно и границы этих музыкальных стилей сильно размыты. Общее в них, то что практически любой человек услышав зажигательный музыкальный мотивчик любого из этих популярных стилей латиноамериканской музыки скажет "Это Латина". Неудивительно, что такому богатству разнообразных ритмов и стилей сопутствует богатая танцевальная культура.
--
Бачата
--
Зук
--
Кумбия
--
Ламбада
--
Мамбо
--
Меренге
--
Пачанга
--
Румба
--
Сальса
--
Самба
--
Сон
--
Танго
--
Форро
--
Ча-ча-ча
Все эти танцы являются прямым продолжением латиноамериканской музыки и культуры в целом. Нас же интересует то, что больше известно, как "Сальса", а именно "Salsa Dаncing"[3].
Сальса,реальность.
Итак, все, кто в Европейской части Евразии, в особенности страны СНГ, чаще всего сталкивается с двумя весьма аутентичными и яркими стилями Сальсы. Это Сальса Нью Йорк, и Сальса Лос Анжелес. В названии указаны города в которых эти стили сальсы возникли и где был заложен именно общепринятый стандарт танцевания. Стили, сложившиеся как в плане танцевальных фигур, так и школ преподавания. Именно эти стили считаются наиболее распространенными и естественно коммерчески успешными. Сотни школ, десятки конгрессов и фестивалей тому есть подтверждения.
Но всегда был запрос именно на нечто аутентичное кубинское, нечто такое что было бы вывезено с Кубы с острова свободы который окутан ореолом некой свободы и романтизма. На этой волне европейской публике был предложен продукт получивший название "Кубинская сальса" Или Cuban Style. Главным отличием от традиционно линейных стилей Сальсы НЮ и ЛА, танец преподноситься как не линейный стиль танцевания. И вот с этим стилем все не просто так. Еще на заре занятий этим танцем мне попалось статья о Сальсе где автор писал буквально следующее, "потом кто - то уйдет (из Cuban Style авт.)в Лос Анжелес Нью Йорк и будут называть Кубинскую сальсу, дурным тоном или дурным вкусом". Когда прошло время немножко по другому посмотрел на этот нелестный отзыв, о кубинской Сальсе. И увы мне пришлось согласиться с автором. Кубинская Сальса в том, виде которую преподносят у нас ужасна. И я объясню почему.
"Правда о Кубинской Сальсе".
Например, правда в том, что преимущественно в погоне за "баблом", Кубинскую Сальсу преподают преподаватели выходцы их НЮ И ЛА. То есть Вы приходите на занятие а Вам дают базовый шаг, из Лос Анжелеса. А после этого предлагают на линейный шаг наложить нелинейные фигуры. И что получается? Каша в ногах, что там происходит в низу непонятно... Помню шок одного из моих со групников, который побывав на сальсотеке сказал, "зачем мы учим этот базовый линейный шаг, им же никто в реале не пользуется при построение фигур?" Когда же люди уходят в линейные виды сальсы все у них становиться на свои места, на линейный шаг им показывают, как наложить линейные фигуры. И люди потом говорят, про кубинскую сальсу "дурной тон". И они правы. В самом преподавании кубинской сальсы преподавателями из линейной сальсы закладывается этот абсурд, предлагать под линейный шаг танцевать нелинейные фигуры. Что же происходит с теми, кто остался? Да все просто в среднем год ученик чаще всего самостоятельно и интуитивно ищет пути синтеза линейного шага и нелинейных фигур, вырабатывает шагательный алгоритм, позволяющий ему более-менее красиво смотреться на танцполе. В среднем на это уходит год, а в некоторых случаях и до трех лет. Конечно у более талантливых это получается быстрее, но по факту порог вхождения в кубинскую сальсу из-за влияния линейных техник растягивается до одного года. Поэтому вкусив все прелести "ласино" потенциальные отличные танцоры кубинской сальсы уходят в более логичные направления или даже другие виды танцев. И мы наблюдаем очень большое вымывание учеников из танца в целом. Так из моей группы в 60 человек, в Сальсе осталось только два человека. При чем вот самые худшие и то просто из любви к музыке. Да нравилось "музло" и хотелось танцевать именно под эту музыку.
В защиту "Ласино" или Dominican Salsa..
Все же напишу пару слов в защиту "Ласино".Стоит просто набрать в поисковой строке на You tube "традиционная доминиканская сальса"[4]
(Traditional Dominican Salsa) [4]
Можно еще "Сальса Доминиканский стиль"
Salsa Dominican style[5]
И можно прослезиться, думаю для многих будет откровением узнать, то что они танцуют традиционную доминиканскую Сальсу, а не "Cuban Style". Почему так получилось? Для меня загадка.
Возможно дело во взаимопроникновении танцевальных культур. Смотрим "букварь" [3]
Три основных стиля "круговой" Сальсы: кубинская сальса (касино), венесуэльская (доминиканская) сальса и колумбийская сальса [3].
Могут по разным причинам взаимно проникать. Что по всей видимости и произошло на территории постсоветского пространства.
"О методах и пути...".
Следует понимать, что есть понижение порога входа в танец, а есть методики, позволяющие танцору раскрыться и все же перестроиться в ногах на некий шаг, позволяющий делать нелинейные фигуры. Эти методы есть, например, "делай как я". Когда учитель просто показывает свои наработки в процессе освоения нелинейных фигур, и это формирует у обучаемых шагательный алгоритм отличный от линейного, очень этому помогает преподавание такого танца как "Руеда де Касино". Второй метод -- это метод импровизации, когда преподаватель заваливает учеников материалом, естественно, что запомнить все невозможно и вот тут под завалом недоученых движений просыпаться индивидуальность, и ученик открывает свой стиль себя в танце. Этот процесс похож на обретения внезапного просветления в дзэне. Скажем так это работает, но КПД этого метода очень низкое. И это не метод а все же путь...Такое себе танцевальное ДАО. Возможно есть и другие методы сколько людей столько методов, предметом же данной статьи есть именно пути понижения порога вхождения в танец. В идеале что бы на втором максимум на третьем занятии ученик уже мог танцевать выйти на танцол, взять этот рубеж. И сказать себе я танцую. Опыт показывает, если человек вышел на танцпол, то вероятность его полного уходя из Сальсы очень низка. Да уходят, но этот процент все же ниже чем среди тех, кого учителя не довели до танцпола. Утверждаю, что по сути задача тренера именно довести ученика до танцпола это дополнительный стимул шлифовать свою технику дальше. Что же предлагают, "гуру" для понижения данного порога вхождения?!
Введение стандарта.
Итак, первый казалось бы самый очевидный это введение какого-то единого стандарта. И такая попытка была сделана. Кубинским расистом Йоел Марреро.
MCC;- Новая методика обучения кубинским танцам. Естественно, что, как и положено "небесному гуру" он объявил, что то что он дает исключительно кубинское и самое правильное. Вот он спустился с небес и обучит нас самому правильному КАСИНО. Все же остальные обманщики и "сальсафрики". Хотя при чем тут "сальсафрики" если он сам же говорит и его адепты, что на кубе сальсу не танцуют и его МСС не сальса. С логикой не очень, просто пиар ход задушить ближайших конкурентов. Мне довелось опробовать эту технику. Меня именно заинтересовало перемещение в ногах. Написав про ноги одному из "гуру" от МСС, я получил ответ, что только МСС показывает, как надо и правильно и комфортно ходить в танце. Ну ок. Будем проверять. И что же "откровение" оказалось весьма банальным миксом. Берем шаг из "руедо де касино" "авахо" и "арива" объединяем их плюс добавляем базовый шаг из сон кубана и добавляем проходочки из сон кубана. Опа эта МСС, вершина кубинской танцевальной культуры, про фигуры я умалчиваю это отдельная тема. Естественно, что все старые фигуры из Сальсы для неудачников, а наши ученики имеют алгоритм создания своих уникальных. Секта еще та. Бежал оттуда как можно дальше чего и всем рекомендую. В общем эмоции прочь объективность прежде всего. Да действительно МСС это не сальса. Это помесь Руедо де Касино и Сон Кубана. При чем настолько замкнутая саму на себя техника, что танцевать адепты этого движения могут преимущественно с друг с другом. Если сальсеросы из разных стилей еще как-то могут найти общий алгоритм в танце, то тут. Как можно найти общий алгоритм с человеком который танцует помесь сона и "руедо де касино"? Можно, но сложно у меня это получилось. Опыт и предыдущая именно танцевальная подготовка. А вот адепты этой секты по сути танцуют в никуда. Придя на обычную сальсотеку и попробовав потанцевать они вынуждены будут бежать к своему гуру и жаловаться на "сальсафриков" которые танцуют неправильную сальсу. Может на Кубе эта техника и актуальна, "Сальсы" же там яко бы нет...Но мы же не на Кубе. Нужно хоть как-то вписываться в те стандарты танцевания которые приняты на той территории где проживаешь. Зачем заниматься чем-то в стол?! И это же адепты МСС еще не сталкивались с Сальса Колумбия. Отдельно нужно отметит девушек в МСС. Как кто-то очень удачно пошутил "Тема сисек не раскрыта". Девушка в руках МСС не королева, а некий ходун под музыку она просто ходит, а при быстрой музыке бегает вокруг и за партнером. При этом думая, что ритмичная ходьба под музыку -- это танец. Руки плечи скованы руками партнера, а низ никакими движениями типа шаг "теп" или переборкой ног не украшен. Если бег вокруг партнера под музыку это танец, то ок. Каждому свое. В целом, же считаю попытку введения этого стандарта неудачной. Лучше отдельно хорошо выучить "Сон Кубано", отдельно "Руеда Де Касино". По крайней мере ты будешь точно уверен, что танцуешь кубинские аутентичные танцы. Если же валить все в кучу, то может получиться "не до Сонеро" "не до Касинеро". Или адепт секты "МСС". Запомнить легко, Кубинская Сальса или Cuban Style это не "Касино"(MCC), не дай себя обмануть.
Что делать?
Существует легенда, что некоего легендарного кубинского танцора сальсы спросили, над чем он сейчас работает, что отрабатывает?! Ведь он уже достиг самых что ни на есть высот в искусстве танца, на что он ответил "Работаю над базовым шагом". Как это ни парадоксально выход есть это именно возврат к базовому шагу нужен простой понятный базовый шаг который сможет упростить восприятие нелинейных фигур и в целом понизить временной порог вхождения в Сальсу. Этот "возврат" к базовому шагу был предложен кубинский танцором и преподавателем Кубинской Сальсы, хореографом Alain Linares Monte [2]. Став "послом рок н рола в неритмичной стране". Он стал преподавать Сальсу так как его учили на Кубе, а именно ему давали не линейный шаг. А обычный базовый шаг бачаты. Да он предлагает танцевать сальсу под базовый шаг Бачаты. Это перевернуло все. Его ученики уже на втором занятии в состоянии танцевать. Да это не сложные фигуры. Но все же это оказалось своего рода прорывом в преподавании кубинской сальсы. Любой сальсеро может легко переложить без проблем большинство фигур на этот шаг и получить аутентичный свободный от примеси линейной сальсы кубинский стиль танца. А на более высоких уровнях микшировать все свои навыки при необходимости. Конечно далее новичкам можно давать и другие шаги другие техники. Но что бы заинтересовать заставить поверить в себя лучше, чем преподавания Кубинской Сальсы под базовый шаг бачаты методики нет. Просто понятно удобно. Кто же сомневается может без труда найти на Ютубе ролики от танцевальной школы A4G Dance и хореографа Alain Linares Monte[2]
А также почитать "букварик"[3]:
Где мнение маэстро Alain Linares Monte прямо названо первой и главной особенностью Кубинского Стиля. Надеюсь этот маленький обзор поможет Вам сделать танцевальный мир лучше.
Литература:
-1-
Латиноамериканская музыка Материал из Википедии -- свободной энциклопедии
-2-
Канал школы "A4G Dance" https://www.youtube.com/channel/UCFAUuqBSnQb0xnBQF7eI4Cw
-3- Сальса (Танец). Материал из Википедии - свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%B0_(%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86)