|
|
||
В мае на ВДНХ проходила юбилейная выставка, посвященная творчеству известного художника Преображенова Горислава Ивановича. Искусствовед Мила Расцветова с большим трудом смогла достать для себя и своего мужа два пригласительных билета.
...Горя, ее муж, сидел на лавочке и вздыхал, поглядывая на картины. "И разве это искусство? Больше на мазню шизофреника смахивает," - думал он. Надо отметить, что Горя был достаточно замкнутым и ограниченным человеком, ничем не увлекающимся. Поэтому он не любил куда-то ездить, ходить на выставки, фестивали и другие светские мероприятия. Работал менеджером, при этом сама работа его раздражала, но менять он ничего не хотел, потому что не знал - на какую. Да и, честно говоря, особо он и не хотел никаких изменений (пожалуй, кроме, как разбогатеть). "Запутался в паутине своей жизни," - сказал про себя Горя как-то. По своей сущности он был, в какой-то степени, неудачником.
-- Милый, я тут, - сказала Мила, выходя из буфета со стаканчиком латте. - Ну что ты такой хмурый?
А его жена в отличии от него была весьма разносторонней и успешной личностью. Горя даже время от времени завидовал ее успехам, но так как очень сильно любил ее, то ради Милы, несмотря на свои нежелание и лень, ездил с ней на всякие мероприятия. Она прекрасно это знала и поэтому старалась по-своему сгладить ситуацию.
-- Мне скучно и неинтересно, - признался Горя. - Я не вижу тут нормальных картин, а только одну сплошную кашу-малашу.
-- Ой, да ничего ты не понимаешь в искусстве, Горислав Васильевич Пустых! - усмехнулась над ним жена.
Да, если заметить, у супругов были разные фамилии и на то были причины: Миле категорически не нравилась фамилия Пустых, а Горя не хотел менять свою на другую. У них раньше были разногласия по этому поводу, но оба считали, что не в этом заключается счастье.
-- Вот странное дело: меня окружают Гориславы, - решила сменить тему разговора жена. - Одним из них является мой муж, другой - любимый художник. Прям мистика какая-то.
-- А твой художник - знатный фокусник! - пробубнил Горя. - Известен не только на всю Россию, получает огромные деньги, а рисует при этом какие-то абсурдные работы...
-- Они не абсурдные...
-- А какие тогда? - перебил ее муж.
-- Они сюрреалистические. А сюрреализм - одно из направлений в искусстве, отличающееся использованием аллюзий и парадоксальных форм.
-- Слишком много чего "накрученного". Да и ненужного.
-- А ты слишком зажатый и скучный и раскрыть себя не хочешь.
-- А мне это надо?! - оскорбился Горя.
-- Ну а тогда, чего ты хочешь добиться?
-- Не знаю... - вздохнул он и посмотрел на Милу, та сразу стала какая-то поникшая. "Какой я глупец все-таки. Она же старается для меня, а я как свинья с ней поступаю!". - Извини. - Горя встал и приобнял Милу. - Извини! Я постараюсь измениться. - И поцеловал ее в щеку.
Та, повеселев, посмотрела на мужа и улыбнулась ему.
-- Через несколько минут начнется встреча с Гориславом Преображеновым. Пойдем?
-- Ну что ж поделать. Пойдем.
Они прошли в зал, где должна пройти встреча с художником. Гостей было видимо-невидимо, что супруги еле нашли себе место.
-- Сколько будет длиться встреча? - спросил Горя.
-- Не знаю, - произнесла Мила, пожав плечами. - Может, час или полтора.
Горя вздохнул и мысленно проговорил: "Не уснуть бы".
Через пару минут люди, сидящие в зале, зааплодировали, и на импровизированную сцену вышел с микрофоном мужчина лет семидесяти. Это был Горислав Преображенов.
-- Добрый вечер, мои дорогие друзья! Я очень рад нашей с вами встрече! - хриплым голосом поздоровался он с собравшимися. - Я с удовольствием готов ответить на ваши вопросы.
Поклонники засыпали его вопросами. За это время Горя несколько раз засыпал на месте, и Мила периодически его будила то локтем в бок, то каблучком по ноге. Когда встреча уже подходила к концу, то Горя проснулся и неожиданно, в первую очередь для него самого, захотел задать художнику пару вопросов. Он хотел спросить: что значить прожить, не пожалев ни о чем? Он почему-то в глубине души понимал, что если не спросит, то жалеть об этом будет, возможно, всю оставшуюся жизнь.
Горя поднял руку. Мила растерянно взглянула на него. "Неужели его смогло что-то заинтересовать?!" - спрашивал ее удивленный взгляд. И через секунду молодой человек передал микрофон ее мужу, тот взял, поднес ближе к губам и сказал:
-- Добрый день! Меня зовут Горислав, как и Вас. И у меня к Вам есть два вопроса, Горислав....
-- Иванович, - подсказала шепотом ему Мила.
-- Иванович, - договорил Горя.
Художник внимательно посмотрел на него.
-- Слушаю Вас, молодой человек.
-- Вот скажите: что значит жизнь, прожитая впустую? - спросил Горя. - И второй вопрос: боитесь ли Вы смерти?
Горислав Преображенов молчал. Видимо, вопросы заставили его глубоко задуматься. Прошло немного времени, и он наконец ответил:
-- Умереть - не страшно, - художник задумчиво покачал головой. - Страшно - умереть, не исполнив свою мечту. ... Признаться, не представляю, как это умереть, не завершив свои дела при жизни. Выглядит такая смерть, на мой взгляд, уж очень нелепой. Будто бы на поезд опоздал. - Художник смотрел парню в глаза и не отводил от него взгляда. - Просто умрешь, а на том свете твоя душа будет не на месте, потому что ее будет беспокоить твоя же незаконченная работа. Поэтому я считаю, что страшно умереть, когда при жизни что-либо не успел сделать. Или еще хуже: вообще прожить жизнь, не найдя в ней для себя смысл.
***
Спустя неделю после закрытия выставки Преображенов с каждым днем чувствовал себя все хуже и хуже. У него много лет было слабое сердце, да к тому же с возрастом стали скакать давление и мучить бессонница. Врачи ему говорили, что нужно больше отдыхать и меньше работать. В противном случае прогнозы были неутешительными.
Но Горислав Иванович был настолько одержим творчеством, что даже на мгновение не хотел расставаться с мольбертом и кистями. Без творчества жизнь казалась ему напрасной. Он понимал, что любимая работа его убивает, но творец не мог остановиться.
...Ночью, когда он опять сидел в своей мастерской и работал, у художника резко прихватило сердце. Старик всхлипнул от боли, но продолжил рисовать. Он хотел успеть.
Горислав Иванович рисовал человека, в глазах которого отображался космос. Художник считал, что именно в глазах находится вся Вселенная. Вместо вен и артерий изобразил огненные реки, отражающие силу, мощь, непоколебимость и желание добиться своей цели. А вместо органов - моря, океаны, горы, леса, луга, пустыни с временами года, отражающие как внутреннее состояние души. Он хотел донести до людей, которые в будущем будут смотреть на его творения, что жизнь - и есть наше кругосветное путешествие во всем ее разнообразии. Что иногда нужно, несмотря на погодные условия, пересечь горы, пустыни, чтобы добраться до луга. То есть, нужно пройти все трудности, чтобы исполнить свою мечту.
Опять резко прихватило сердце. "Нет, я успею!" - убеждал себя Горислав Иванович, хотя прекрасно понимал, что смерть была близка.
Художник упал на пол. Его лихорадило: ему было то холодно, то жарко. Он чувствовал, как смерть идет к нему. Горислав Иванович взглянул на висевшие на стене антикварные часы. "Тик-так, тик-так..." - вот что слышал старик.
Дышать стало тяжело, а потом и вообще невозможно.
Тик-так...
Сердцебиение усилилось.
Тик-так, тик-так...
Мир художнику показался абсолютно другим. Все плыло и переворачивалось в глазах....
Тик-так.... Тик-так.... Тик-так....
Смерть настигла его.
***
Следующее утро Милы было омрачено известием о смерти Горислава Преображенова. Горя успокаивал жену, пытаясь ее отвлечь от грустных мыслей.
На третий день после смерти Горислава Ивановича состоялись его похороны. Погода была отвратна: мокро, холодно, накрапывал дождь. Но, тем не менее, проводить мэтра в последний путь собралось много людей.
Мила со слезами на глазах смотрела, как гроб опускают в могилу. А Горя стоял рядом и поддерживал ее за локоть.
***
...После похорон Горе позвонил его начальник и вызвал по делам в офис. Тот очень не хотел оставлять Милу одну и ехать на свою "любимую" работу. Но пришлось отправиться и работать там допоздна. Ближе к одиннадцати ночи Горя уже кипел от злости: "Как же меня все это бесит!". Его раздражало все: и работа, и то, что его вызвали в выходной день, и то, что ему никак зарплату не могут дать. Когда это кончится? Когда будут, наконец, какие-то перемены в жизни?
"Все. Я устал. Надо ехать домой," - успокоившись, подумал он. Горя выключил свой рабочий компьютер и через несколько минут, выйдя из офиса, направился в сторону метро.
На улице было очень темно и безлюдно, поэтому Горя старался идти быстро и по освещенным местам. Когда он свернул на аллею вдоль большого пруда, то почувствовал на себе чей-то холодный пристальный взгляд. Горя вздрогнул и быстро обернулся. Рядом никого не было.
"Это все от работы и сбитого режима," - вздохнул он и пошел дальше.
Чуть пройдя вперед, он вдруг увидел сидящего на скамейке старика. Горе он показался знакомым. Когда тот повернулся к нему лицом, Горя застыл на месте от ужаса. Это был Горислав Преображенов.... "Этого быть не может! - думал Горя, чуть не падая в обморок от парализовавшего его страха. - Ведь его сегодня похоронили!".
"Нет, сегодня было слишком много событий, - убеждал сам себя он. - И я переработался, поэтому мерещатся кошмары. И вообще привидений не бывает!". Но, как это и ни было, но это был сам умерший... Не похожий на него человек, а именно он!
Внезапно покойный встал со скамейки и медленно направился к Горе. Тот рванул со всех ног от него в парк. Он бежал так быстро, как будто его преследовал черт из преисподней.
Он остановился, когда забрел далеко в парк. Здесь было темно и мрачно. "Валить отсюда надо," - думал Горя. И вдруг, повернувшись, чуть не поседел от ужаса. Перед ним стояло привидение художника! Горя хотел было бежать снова, но старик произнес:
-- Не старайся убежать. Ведь я все равно тебя найду.
-- Зачем вы меня преследуете? - спросил Горя, трясясь от страха.
-- Послушай и постарайся понять меня, - сказал дух Горислава Ивановича. - Не хочу причинить тебе никакого вреда. Мне нужна помощь. - Он сделал паузу. - Как видишь, я теперь привидение, призрак, дух - и не могу ничего сделать в том мире, в котором ты живешь. Но у меня есть незаконченные дела, и из-за этого моя душа не на месте. - Художник посмотрел Горе в глаза. - Я помню тебя, Горислав. Ты на творческом вечере на выставке и задавал мне вопросы. Кто бы мог подумать, насколько пророческими для меня же станут мои ответы....
-- А почему я должен Вам помогать? - перебил его Горя, немного осмелев.
Призрак промолчал немного и ответил:
-- Ты - неуспешный человек. Ты хочешь чего-нибудь добиться, но не делаешь этого, потому что боишься изменений. - Он вздохнул и продолжил: - Я помогу тебе самореализоваться, если ты поможешь мне.
-- Если это так, - сказал Горя, - то чем я могу Вам помочь? Что за недоделанные дела?
-- Воплотить мои задумки в новые картины, а потом отправить их на выставки и в музеи. Я смогу научить тебя рисовать. Но об этом никто не должен знать, - предупредил дух покойного. - С твоей помощью мы завершим начатое. И, конечно, плата за твой труд будет. И далеко не малая.
Горя Пустых задумался. Пусть он был не разносторонним человеком, но в помощи отказать не мог. "Я же не люблю рисовать! - размышлял он. - Но и от награды глупо отказываться!". А потом он подумал о Миле: если он станет знаменитым и успешным, то его жена будет просто счастлива. А Горя ради нее был готов пойти на многое.
-- Я согласен.
***
... В выходные Горя отправился в гипермаркет за красками, кисточками, мольбертом, холстом и другими принадлежностями, нужными художнику для работы. Горе совсем не хотелось на это тратить деньги, но он понимал, на что идет.
Также он с призраком договорился, что занятия будут проходить поздно вечером. Сначала Горя никак не мог привыкнуть к тому, что общается с привидением, и то, что, кроме него, никто призрака не видит, но потом уже привык... И в таком темпе прошли долгие месяцы упорного труда. Дух покойного учил рисовать Горю. Время от времени он сильно раздражал парня, когда призрак постоянно указывал на его недочеты: то он не так смешивает краски в палитре, то неправильно проводит линии, то слишком кривой контур, то слишком мало или, наоборот, много штрихов.
Горя сначала не любил рисовать, но постепенно, со временем, стал увлекаться стилем сюрреализма, изучать работы известных художников и их биографии, чем немало удивил Милу. Он начал лучше понимать, что такое для художника творческий подъем, и почему они время от времени испытывают муки и ужасы творчества.
Однажды, после того как заканчивался очередной вечер, Горя, рассматривая нарисованные картины, задался вопросом: "Мое ли это?". А, действительно, его ли были работы? С одной стороны, это был его труд, потому что он каждый день тратил свои силы и время. Но с другой стороны - это была заслуга Преображенова; если бы не он, то вряд ли Пустых сам бы додумался что-то сделать. Если бы не он, то Горя до сих пор бы ничего не изменил в своей жизни.
-- Мы уже написали шестнадцать картин. Осталась еще одна, и потом можно будет выставлять работы на выставку, - проговорил дух Горислава Ивановича. - На сегодня все. - Призрак вышел в коридор и прошел сквозь входную дверь, направляясь на улицу.
-- Почему не спишь? - спросила Горю Мила, заходя к нему в кабинет.
Тот сидел и упорно раскрашивал картину.
Ей было непривычно видеть своего любимого за мольбертом: он не был нервным и обеспокоенным, а, наоборот, казался счастливым и удовлетворенным. Надо отметить, что когда Мила узнала об увлечении Гори живописью, то с радостью его поддержала.
Она взглянула на рисунок. На нем изображались держащих планету двое влюбленных, а вокруг них - летающие кометы и сияющие звезды. Мила поймала себя на мысли, что почему-то работы мужа были очень похожи на творения покойного Горислава Преображенова...
-- Знаешь, дорогая, я кое-что понял, - проговорил Горя, положил кисточку на палитру и повернулся к ней с улыбкой. - Оказывается, искусство лечит душу человека и помогает ему узнать себя лучше.
Мила улыбнулась ему в ответ. Ее глаза сияли от счастья. Она села к нему на колени, обняла его и поцеловала.
-- Я люблю тебя, Горюша.
-- И я тебя, - прошептал Горя, обнимая ее в ответ, и они поцеловались.
***
Завершив работы, Горя по велению Преображенова отправил картины в Центральный Дом Художника на выставку-конкурс "Творческая жила". Призрак велел, чтобы картины выставлялись от имени Гори. И, как они договорились, что если тот выиграет и получит гонорар, то половину денег оставит себе, другую - перечислит в благотворительные фонды. Что касалось самих картин, то некоторые Горя решил оставить себе на память, часть - передать в музей Современного искусства, а оставшиеся - продать.
Выставка шла всю неделю, а в день закрытия состоялась церемония награждения. Она шла уже около двух часов: выступали организаторы и участники конкурса, ставшие лауреатами и победителями различных номинаций.
А тем временем церемония подходила к завершению. А его все так и не называли. Горя был очень напряжен и сильно нервничал.
-- Горислав Васильевич Пустых, - прозвучало вдруг в зале.
Сердце Гори заколотилось, как у испуганного зайца.
-- Объявляем Вас победителем конкурса "Творческая жила"! - провозгласили по микрофону.
Под аплодисменты Горя вышел на сцену, организаторы торжественно вручили ему золотую статуэтку и диплом победителя.
--А так же Вы получаете денежный приз в размере полутора миллионов рублей!
От услышанного Горя чуть не запрыгал от радости. Сегодня фортуна ему улыбалась. Чувствовал он себя так, как будто выиграл в лотерею или получил крупное наследство! Да что говорить, он вообще впервые получает такие деньги! "Неужели это на самом деле происходит?!" - никак не мог поверить Горя.
Все находящиеся в зале зааплодировали ему. Горя посмотрел на жену, сидевшую в зале. Взгляд и улыбка Милы излучали любовь и гордость за него. Горя внезапно ощутил себя абсолютно другим человеком: успешным, независимым, жизнерадостным, смелым. Популярным.
И тут он увидел позади Милы Горислава Ивановича. Тот хлопал и ободряюще кивал ему.
"Теперь его душа будет спокойна, а наша с Милой жизнь станет счастливее," - подумал так Горя.
***
Горя сидел на кресле и смотрел на свои фантасмагорические картины. Они обладали для него громадной притягательной силой. На полотнах изображались гротескные образы шутов, чудовищ и бесов со страшными гримасами и ухмылками.
А его ли это были картины? "Да, мои!" - мрачно решил он, сделав еще один глоток прямо из бутылки. Он был пьян и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Он был опьянен обрушившийся на него славой и популярностью. Его обуяла гордыня, поскольку теперь он был знаменит на всю страну, как когда-то Горислав Иванович Преображенов.
"А художник ли я? - честно задавался вопросами он. - Творец? Нет. Думаю, скорее человек, жаждущий славы, популярности и богатства". Пустых продолжал смотреть на картины. И с каждым днем они его все больше и больше раздражали. Бесили. Горя начал их ненавидеть.
Прошло три года. И за это время многое изменилось в его жизни: росли его слава и популярность, он стал получать все больше и больше денег за свои работы. Но при этом "художник" стал "портиться": как и внешне (растолстел), так и внутренне. В последний год он много тратил денег на алкоголь и шумные компании, постоянно третировал и оскорблял жену. Мила плакала и страдала, но Горе были безразличны ее чувства: он был глух, нем и слеп для нее. А однажды он признался ей, что она стала ему неинтересна и безразлична. Услышав такие слова от мужа, Мила еще сильнее в нем разочаровалась, ей было очень больно. Она очень переживала, прежде чем смогла смириться с происходящим, но в итоге пришлось. Так как Горислав не хотел менять своего отношения к супруге, они решили развестись.
У Горислава Пустых появилось новое развлечение: он стал посещать казино. Там, у карточного стола, удача ему поначалу улыбалась, и он выигрывал какие-то суммы. Но потом она все чаще стала от него отворачиваться, и Горя стал проигрывать ...
Однажды, потом, в пьяном азарте он проиграл практически все свое состояние. Горислав Васильевич каждый раз с горечью вспоминал этот момент. Он стал теперь все чаще напиваться, чтобы заполнить чем-нибудь свою пустоту. Но это никак не помогало. К тому же его репутация и авторитет резко упали; заказчиков на его картины почти не осталось, так как он пропивал гонорары, нарушал договоренности. Жизнь стала ему казаться совершенно бессмысленной. Горислав чувствовал себя таким опустошенным.
"Это из-за них все мои беды! - подумал про картины он и резко встал с кресла, отбросив бутылку в сторону стены. - А уничтожу-ка я их к чертовой матери!".
Внезапно окно открылось, подул сильный ветер. Что еще за мистика? Горислав, хоть и был пьян, но точно помнил, что закрывал окно. И тут перед ним появился разгневанный призрак Горислава Ивановича Преображенова. Пустых удивился такой встрече: он не видел покойного с церемонии награждения, а это было три года тому назад! Зачем он сюда явился?
-- Зачем ты сюда пришел?! - со злобой рявкнул на него Горислав. - Убирайся отсюда!
-- Ты хочешь уничтожить мои творения! - грозно сказал Преображенов.
-- Они не твои, а - мои! - громко проговорил тот. - Если бы не я, то до сих пор твои дела в этом мире не были бы закончены, и твоя душа не нашла покоя!
-- Если бы не я, то ты бы до сих пор не был никому известен, - спокойно произнес призрак. - Хотя, как я вижу, сущность твоя не поменялась, не смотря на все мои усилия. Остался таким же жалким и никчемным, как и при нашей первой встрече.
-- Отойди! - приказал Пустых. - Ты меня специально сбиваешь! Я хочу избавиться от этого хлама. - Он показал на картины. - Они раздражают меня. И вообще к черту это искусство! Признаться... - он сделал паузу, подбирая нужные слова, - я все равно не понимаю чудес творчества...
В квартире стояла мертвая тишина, как на кладбище.
-- Тогда, - тихо произнес призрак покойного. - Я тебе расскажу то, что я, умирая, понял. - Он посмотрел Пустых в глаза. - Рисуя картины, ты вкладываешь в них жизнь и поэтому, если ты захочешь избавиться от своих творений, то эти творения тоже могут захотеть от тебя избавиться. И они могут это сделать быстрее, чем ты думаешь...
Пустых не на шутку испугался. Гнев сменился на страх.
-- Что это значит?
--А это значит, - ответил, исчезая, призрак, - познай ужасы творчества...
Вмиг послышались шорохи, скрипы и другие звуки. Пустых оглянулся, ища их источники. Невольно бросив взгляд на картины, он понял, что звуки исходили от полотен. И вдруг они начали двигаться! Мужчину охватили безумие и ужас. Все демонические создания, которых он рисовал, вмиг ожили и оказались рядом с ним. Они кинулись на него, и это было последним, что увидел Горислав Васильевич Пустых.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"