Ледовской Дмитрий Александрович : другие произведения.

Железные дороги ректора

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О судьбе профессора В. И.Ледовск0го погибшего под Ельней

  К "Незабытым истории войны"
  Дмитрий Ледовской
  ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ РЕКТОРА
  
  Последним движением пожилой ополченец вышвырнул затвор из своей винтовки и бросил её, уже изуродованную, в общую кучу сдаваемого русскими пленными оружия. Это заметил один из немецких офицеров. Он приказал вывести ополченца из общего строя и... расстрелять. Так, в августе 1941 года, под Ельной, погиб заведующий кафедрой "Экономика транспорта МИИТа", бывший ректор Ленинградского Института Инженеров Путей Сообщения, профессор, Василий Иванович Ледовской.
  Что "пути Господни неисповедимы" штабс-капитан Орловского пехотного полка Иван Васильевич Ледовской внушал всем своим детям, хотя надеялся, что его старший сын Вася станет все-таки музыкантом, как и он сам, капельмейстер военного оркестра. Казалось, ничего удивительного нет и в том, что гимназист Орловской гимназии Вася Ледовской любит долго сидеть на пригорке, любуясь пролетающими в дыму и грозных гудках бесконечными поездами. Смотреть на поезда - кто ж из молодых не любил этого? Но к 1913 году, когда Россия помимо того, что больше всех в мире производила стали и хлеба, еще и больше всех в мире строила железных дорог, Василий Ледовской уже определил свои жизненные цели. Он решил стать путейцем, обладателем одной из престижнейших профессий дореволюционной России. Война, революция, заметно потрясли его планы, ведь пришлось, после студенчества, быть и разнорабочим, и кондуктором, но уже в 1918 году 32-летний выпускник МГУ, юрист Василий Ледовской, был назначен комиссаром Московского округа путей сообщения.
  В семейном кругу, вплоть до 1941 года, Василий Иванович говорил: "Что музыка! Она ведь есть и в стуке вагонных колес, в гудках паровозов! В порывах встречного ветра. Это музыка странствий". Эти слова запомнил его сын, Юра, ставший впоследствии и страстным путешественником и прекрасным певцом, солистом хора Всесоюзного радио, признававшим только один вид путешествий - железная дорога.
  А его отец сумел за довольно короткий отрезок времени (с 1917 по 1941 г.г.) сделать невероятное по объему и значимости количество дел, которые служили только одному - Российским Железным дорогам. Проработав более года комиссаром и начальником Высших технических курсов НКПС, он затем стал начальником и комиссаром Отдела профессионально-технического образования на транспорте, далее - Начальником Центрального управления по просвещению на транспорте. В 1924 году В.И. Ледовской был направлен в Ленинград в качестве члена правления Октябрьской железной дороги, а уже в ноябре 1928 года назначен ректором Ленинградского института инженеров путей сообщения (ЛИИПС). Таким образом, он стал 17-м ректором бывшего Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения, где блистали имена А.А. Бетанкура, К.И. Потье, В.Ф. Энгельгарда, Н.А. Белелюбского Г.П. Передерия, П.Е. Безруких, М.М. Панфилова и многих других, светлых голов российской науки и образования.
  В те годы ЛИИПС готовил инженеров для всех видов транспорта, а уже в 1929 году, при активнейшем содействии нового ректора, на базе института были созданы три новых факультета: железнодорожный, механический и эксплуатационный. И именно после этого деятельность ЛИИПСа сосредоточилась на подготовке кадров для железнодорожного транспорта, в связи с чем, в 1930 году, ЛИИПС был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). И сразу же резко возрос поток поступающих в этот новый институт - в 1930 году на 1-й курс было зачислено 1578 человек. Напомним, что ЛИИЖТ действовал по "рабфаковской системе", в основном в вечернее время, а в этом же году ректор добился и того, что было открыто дневное отделение. Затем он резко увеличил число аспирантов. И шла учиться молодежь не только потому, что профессия была престижной, но и потому, что притягивала к себе личность нового ректора, его обаяние, широчайший кругозор, объем знаний, которыми он щедро делился со всеми.
  В начале 1931 года В.И. Ледовской был откомандирован в распоряжение Главного управления кадров МПС, стал доцентом кафедры Общественных наук, а с 1938 года - заведующим кафедрой "Экономика транспорта МИИТа". В Москве его квартира стала притягательным огоньком для ученых, транспортников, музыкантов, молодежи. Легкий и стремительный в движениях профессор мог не только вразумлять и давать советы, но прекрасно играл на пианино, сочинял стихи, был заводилой в домашних спектаклях, игровых шарадах. Его друзья немного побаивались смелости суждений Василия Ивановича, предостерегали от любви к политическим анекдотам, но Ледовской отшучивался: "Я сын штабс-капитана и боюсь только срама воинского...". Вот этого ему не пришлось пережить.
   Василий Иванович был не просто фанатом железнодорожного транспорта. Он мог спокойно, с карандашом и счётами в руках, доказать, что именно железные дороги, грузовые и пассажирские поезда, способны решить любую транспортную или экономическую проблему страны. В годы самой широкой агитации за авиацию, он говорил: "Один самолет - десять человек или полтонны груза. Один поезд - тысячи людей или сотни тонн грузов". А на возражение, что "мол, авиация будет развиваться", он отвечал: "А кто вам сказал, что, железнодорожный транспорт будет стоять на месте? Он всё время в пути".
   Романтик железных дорог, сын военного музыканта, В.И. Ледовской притягивал к себе молодежь умением прекрасно говорить, внутренней раскованностью, полным отсутствием какой-либо рисовки, важности и снобизма, связанной с его очень высоким постом. Он не стеснялся называть себя интеллигентом, был со всеми, даже неуспевающими студентами, на "Вы", не боялся во времена повального атеизма ходить в церковь, крестить своих детей. Его семейный авторитет был непререкаем, хотя он никому не навязывал своей воли, не диктовал выбор профессии. Но столь велико было обаяние его личности, столь причудливо и ярко он строил свой железнодорожный мир, что его младший брат, Дмитрий Иванович Ледовской, стал профессором химии в Московском Институте инженеров железнодорожного транспорта, а младшая сестра, Раиса Ивановна, стала корреспондентом газеты "Гудок".
  И вот война. Сын офицера решил пойти на фронт. Боже, как же отговаривали Василия Ивановича Ледовского в его 55 лет не идти в Народное ополчение! Приходили и действительно, слёзно, молили остаться в Москве родные, преподаватели, коллеги, студенты! Даже в райвоенкомате ему предложили не спешить с отправкой на фронт, тем более рядовым. Он мог пройти ещё военные или политические курсы и уйти воевать в офицерской должности. А его нужность на своём посту, его преподавательская работа, возможность передачи знаний молодёжи были необходимы стране, были понятны ему самому. Но он был непреклонен и слова, которые он сказал своей сестре Раисе, вошли в семейную хронику навсегда: "Ну, как же я смогу спокойно жить и учить, если мои ученики погибают? Вместе так вместе". И ушёл легко, и нёс свою винтовку на крепких плечах гордо и уверенно. Правда, патронов дали только по одной обойме. Русский патриот, ученый, путеец, профессор и солдат, Василий Иванович Ледовской вписал свою, пока малоизвестную, но яркую страницу в историю Российских Железных Дорог. Тех дорог, по которым идут до сих пор его ученики.
  
  Якоб Урельский (Дмитрий Ледовской)
  P.S. В семейном архиве у автора есть фотография Василия Ивановича Ледовского.
  -----------------------------------------------------------------------------------------------------
  
  Якоб Урельский - Дмитрий Александрович Ледовской (племянник В.И. Ледовского), член Союза журналистов РФ. Мой постоянный псевдоним - Якоб Урельский, так как я родился в селе Урелики на Чукотке.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"