Аннотация: газета Строитель, последствия вступления России в ВТО для стройиндустрии
По общему мнению, таковыми станут производители стройматериалов и техники. И для этой оценки существуют весьма серьезные основания
Как считают большинство экспертов, наше производство строительных материалов ныне в большой степени монополизировано либо обременено коррупционно-административными поборами. При этом только 11% предприятий выпускают материалы, по параметрам соотношения цена - качество более-менее соответствующие мировым стандартам. А остальные до 90% компаний этого сектора могут не выдержат конкуренции.
- Если качество примерно одинаковое, то потребитель сравнивает цену. А стройматериалы, производимые на монопольном рынке, априори дороже импортных аналогов, - объясняет эксперт Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирской области Сергей Бабенко. - Следствием станет вытеснение отечественной продукции иностранной.
- У нас с ними кардинально неравные стартовые условия, - отмечает не менее важную причину президент Национального объединения участников строительной индустрии Александр Лощенко. - В России, к примеру, крайне высока стоимость денег, и это при всеобщей нехватке оборотных средств. На Западе работает залог. Берется земля с коэффициентом 0,9 от стоимости, здание - 0,7, оборудование - 0,5, инструменты - 0,3. Все плюсуется, и эту сумму в цивилизованном мире вы получите на очень выгодных условиях. В России такого нет. Так о какой равной конкуренции в рамках ВТО может идти речь?
- Что касается негативного эффекта от вступления России в ВТО, то под давление наряду с машиностроением, пищевой и легкой промышленностью попадет производство строительных материалов, - соглашается с оценкой отраслевых экспертов исполнительный директор департамента крупнейших клиентов Сбербанка Дмитрий Средин.
- До половины наших тракторных, экскаваторных, автомобильных и других заводов в условиях ВТО не выживут. По расчетам автопроизводителей, падение внутреннего рынка грузовиков составит 65 тыс. автомобилей в год, а это больше, чем производит сегодня лидер отечественного рынка КамАЗ, - анализирует ситуацию уже в части производства стройтехники первый заместитель председателя комитета ГД РФ по промышленности Валерий Гартунг.
Он отмечает и еще один косвенный, но весьма негативный фактор. Это цены на металл, являющиеся основой себестоимости, и составляющей до половины от всех затрат.
- При вступлении в ВТО пошлины на вывоз металла будут снижены, что повысит цены на него на внутреннем рынке, - считает депутат ГосДумы. - Одновременно будут снижены пошлины на ввоз готовой машиностроительной продукции для западных конкурентов. В результате такого двойного удара производить технику, в том числе строительную и дорожную, в России станет нецелесообразно.
Отметим, что повышение стоимости металла негативно скажется и на других его потребителях, вынудив их повысить отпускную цену своей продукции. Речь идет о производителях железобетона и металлоконструкций. Впрочем, они как раз вступления в ВТО не опасаются, поскольку зарубежные конкуренты из-за высокой стоимости транспортных расходов не смогут оказать ощутимого влияния на российский рынок.
- Еще в советское время было рассчитано, что рациональное "плечо" для перевозки бетона не превышает 300 километров, - говорит генеральный директор ОАО КЗЖБМК Александр Богатырев. - Потому никто сюда из-за границы ничего такого, очевидно, не повезет. Но вот то, что более легкого веса, быстро по стране разлетится и может нанести ощутимый удар по конкурентоспособности наших предприятий.
Конечно, по товарам стройиндустрии установлен "льготный" период изменения уровня ввозных пошлин. Но он крайне невелик: по разным группам от одного до четырех лет. Близкие к властям эксперты ТПП успокаивают: максимальная величина снижения пошлин на стройматериалы, за исключением товаров премиум-класса, не превысит 2,7%. Но для многих наших предприятий, работающих на грани рентабельности, для банкротства и такого падения выручки будет достаточно.
- При присоединении к ВТО ситуация будет аналогичной автопрому. Тогда с каждым годом на российском рынке стало все больше появляться иномарок, собранных на нашей территории. Но это привело к тому, что отечественный автопром стал убыточным. Думаю, то же самое будет с рынком стройматериалов, - уверен председатель правления СРО НП "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" Левон Маилян.
Отдельная и очень большая проблема - риск ввоза некондиционных материалов.
- Следствием (участия в ВТО) станет вытеснение отечественной продукции иностранной низкого качества, а это уже прямой путь к снижению качества строительства в экономклассе, - прогнозирует Сергей Бабенко.
Тему барьеров против некачественной продукции затронул в своей пресс-конференции, посвященной вступлению в ВТО, Евгений Басин. Президент НОСТРОЙ рассказал о проекте технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". В нем устанавливается система требований, возводящая технический барьер для импорта в Россию низкокачественной и небезопасной продукции из третьих стран. Документ уже прошел межведомственные согласования, ныне готовится к рассмотрению Евразийской экономической комиссией.
- Мы боремся за то, чтобы регламенты Таможенного союза все-таки основывались на российских нормах, - отметил Евгений Басин.
Но чем увенчаются эти попытки, когда и в каком виде примут этот регламент, будет ли он исполняться, увидят только те, кто доживет. Понятное дело, в экономическом смысле, как юридические лица. А в том, что доживут многие, есть большие и весьма основательные сомнения. Наглядный урок этому - пертурбации цементного рынка 2008 года, которые сейчас как раз к месту напомнить. Тогда власти отменили 5% ввозную пошлину на этот стройматериал. В результате российский цемент продавался по 3,7 тысячи рублей за тонну, а турецкий - по 3,6 тысячи. При этом, как сказал Евгений Басин: "Основываясь на личном опыте строительства олимпийских объектов, уверен, что российский цемент по качеству лучше, чем, например, турецкий или иранский".
Однако потребители большее внимание обратили все же на цену. Как итог - за первое полугодие 2008-го в страну ввезли 4,75 миллиона тонн цемента - в 20 раз больше, чем за этот же период годом ранее. Доля импортного цемента на российском рынке превысила 15 процентов (в 2007 году она составляла 4 процента). Отечественное производство соответственно снизилось. И опыт того периода заставляет весьма скептически относиться к расчетам близких к власти экспертов ТПП, уверенных, что либерализация импорта стройматериалов приведет к весьма незначительному (менее чем на 0,1%) сокращению их внутреннего производства.
- Снижение или отмена таможенных пошлин мотивирует импортеров проводить более гибкую ценовую политику, - прогнозирует поведение зарубежных конкурентов президент компании "Технониколь" (производитель кровли, тепло- и гидроизоляции) Сергей Колесников. - Целью ее будет захват нашего рынка. То есть вытеснение и уничтожение российского товаропроизводителя, который, в отличие от зарубежных коллег, не имеет финансовых ресурсов для проведения демпинга. Не получает от власти значимой поддержки. Не видит длинных и недорогих кредитных ресурсов. Действует в условиях высокого налогообложения, административно-коррупционного пресса...
- Идеальный сценарий развития событий на строительном рынке - увеличение импорта строительных материалов по более низкой цене (в первую очередь из Китая и Турции), - мечтает директор отдела оценки компании Cushman & Wakefield Сергей Чемерикин. - Как следствие повышение конкуренции на российском рынке со снижением темпов роста цен на стройматериалы, увеличение присутствия иностранных компаний в России, повышение качества продукции.
Не спорим, такие последствия возможны. Но российского производителя и как следствие растущей безработицы потребителя все это, скорее всего, добьет.
Это материал из серии статей о влиянии ВТО на различные сектора строительной отрасли: "ВТО и стройиндустрия: что дальше?", "Купечество не радо", "Зодчие волнуются. Но не все", "Самые уязвимые" и "Угроза с востока".