Россия меняет не только внешнюю, но и внутреннюю экономическую политику. Не всегда эти изменения к лучшему.
Во второй половине апреля в Госдуме прошли парламентские слушания на тему: "Развитие института саморегулирования: проблемы, пути их решения и перспективы". На которых впервые за долгие годы представители власти предъявили серьезные претензии СРО, при этом обвинив во всех грехах именно представителей профессионального сообщества. Дело дошло до предложений в ряде случаев вернуть уже порядком подзабытую систему лицензирования, в том числе и в строительстве. Сообщается, что в защиту саморегулирования выступил только нынешний президент НОСТРОЙ Николай Кутьин. Вопрос о возможном переходе на гослицензирование в строительной отрасли пока отложен до осени 2014 года.
Однако же сам Н. Кутьин среди приоритетов своей работы обозначил "организацию тесного взаимодействия с органами власти РФ по скорейшему исполнению государственных задач", то есть, по сути, определил подчиненное, а не партнерское отношение НОСТРОЯ с правительством страны. Еще одним примером усиления контроля со стороны власти над строительным сообществом можно считать назначение Сергея Степашина председателем Общественного совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Только что сложивший свои полномочия председатель Счетной Палаты (возглавлявший в свое время и ФСБ России) делегирован на эту работу с явной целью "навести порядок" в нашей отрасли. Кроме того, шагами в сторону "огосударствливания" бизнеса являются предложения по возложению на саморегулируемые организации ответственности за неисполнение отдельными членами СРО госзаказа (подробнее об этом в статье "О разном и главном", Љ 465), уже озвученные намеки об "экспроприацию" на госнужды накопленных компенсационных фондов и так далее, тому подобное...
С другой стороны, при этом делаются и серьезные шаги по снижению административного давления. Так, Владимир Путин законом делегировал правительству РФ право утверждать исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, чем оно незамедлительно воспользовалось. Минстрой сократил количество пунктов для процедур в жилищном строительстве с 240 до 134, а к концу года - до 90. Это постановление вступит в силу в начале ноября. Кроме того, Минстрой подготовил проект закона о создании перечня подготовительных работ, которые можно будет проводить до получения разрешения на строительство. Речь идет о возведении ограждений и временных зданий, геодезии, выполнение планировочных работ и т.д. Заявил о намерениях расширить полномочия профессионального сообщества и новый глава НОСТРОЯ.
- Одной из главных задач на 2014-2015 годы считаю развитие института негосударственного строительного контроля, заключение которого о соответствии объекта капстроительства требованиям техрегламентов и проектной документации приравнивалось бы к заключению государственного стройнадзора, - в частности, отметил Н. Кутьин.
Среди его планов также создание института официальных экспертов от СРО и НОСТРОЙ, которые совместно с органами госстройнадзора участвовали бы в контрольно-надзорных мероприятиях на объектах строительства и давали свои заключения, введение института репутационной гарантии СРО, которая могла бы приравниваться к банковской гарантии на строительных тендерах и многое другое.
Однако же общее направление на огосударствливание бизнеса все же явно превалирует. Одно из последствий этого - усиление "эмигрантских" настроений в весьма солидной части предпринимательского сообщества. Что, в частности, может привести к трехкратному (по сравнению с "привычной" полсотней миллиардов долларов) увеличению в этом году оттока капитала из России.
- Мы ожидаем, что чистый отток капитала из РФ частным сектором в этом году составит 150 миллиардов долларов, - считает главный экономист по России ВБ Бриджит Ханзль. Кстати, в Минэкономики России с этой оценкой согласны.