В последнее время вопросы создания Красноярской агломерации (КА) обсуждаются гораздо меньше, чем два-три года назад. Это связано как с личностным фактором (инициировавший данный проект губернатор ныне трудится на Кавказе), так и с тем, что на солидные вливания государственных средств в сложившейся ситуации рассчитывать трудно.
Тем не менее, оставлять без внимания эту тему нельзя. Инвестиционный и бюджетные дефициты обостряют борьбу за внимание и поддержку федерального правительства, национальных и зарубежных финансово-промышленных групп, а маркетинг территории является весьма значимым фактором в конкурентной схватке регионов. Проблемным для всех в этой борьбе как раз и является выделение отличительных особенностей.
У Красноярска, опирающегося на огромные сырьевые, промышленные, аграрные, экологические ресурсы и естественным образом возникшего на пересечении Транссиба и Московского тракта с Енисеем, а теперь еще и на перекрестке авиатрасс, есть козыри, которые мы обязаны в наших же интересах и в полной мере использовать. А проблема агломерации - это возможность привлечь к краю дополнительное внимание.
ВСЕ МЕНЯЕТСЯ
Ранее агломерации формировались стихийно, в результате разрастания и слияния населенных пунктов. Основным движителем этого процесса являлась урбанизация - переток сельского населения в города, позже сменившийся межрегиональной, а теперь и межгосударственной миграцией.
В современной России агломерации рассматриваются как узловые элементы станового хребта страны (в Сибири - вдоль железнодорожной магистрали), центры реорганизации территориальной структуры хозяйства. В условиях депопуляции населения (за последние два десятка лет численность населения города, края и государства не возрастала) мотором формирования агломераций скорее всего, должна служить дезурбанизация. Выталкивающими жителей из мегаполисов факторами являются высокая стоимость городской недвижимости, перенаселенность и моральный износ жилья, острые экономические, транспортные и экологические проблемы, высокие местные налоги (за автомашины, землю и т.д.), обострение социальных проблем (в том числе уличная преступность), непрестижность адреса, стремление людей жить в собственном доме.
По сути расселение по более комфортным со всех точек зрения пригородам означает создание не только современной пригородной инфраструктуры, но формирование новых систем связей между мегаполисом, человеком и природой. "Встречным" фактором является стремление жителей так называемой ближней территории без необходимости смены адреса проживания за счет улучшения доступа к городу-ядру повысить качество своей жизни. Необходимое условие субурбанизации - развитие транспорта для обеспечения перевозок между местами жительства и работы.
НЕ МЕСТОМ, НО КАЧЕСТВОМ
Подчеркнем, помимо внешних задач - создания привлекательного инвестиционного облика и обеспечения преимущественного внимания федерального центра, глобальная цель создания агломерации заключается в изменении отношения граждан к среде обитания, стимулирование общественных инициатив по улучшению качества жизни. Уменьшение плотности населения, привязка его к "земле" вовлекает людей в процессы управления территорией, повышает устойчивость социума, поскольку новые пригородные поселения отличаются большей социальной однородностью. Хотя первоначально из центрального города в пригороды переселяются наиболее обеспеченные семьи, но этим создается образец поведения для остальных. Постепенно вовлекаются все более широкие слои горожан. Интенсивная субурбанизация начинается с переселением многочисленных представителей среднего класса.
За субурбанизацией населения следует субурбанизация социальной сферы (школы, больницы), сферы торговли и услуг, других секторов занятости, включая крупные производства. Причинами дезурбанизации промышленности называют возрастание спроса предприятий на крупные (и с меньшей стоимостью) земельные участки, стремление оптимизировать логистику, миграция квалифицированных работников в пригородную зону, даже проблемы руководства с приездом к прежнему месту работы (вследствие присущих мегаполисам "пробок") и др.
КАК РАСТИ
Территориальное развитие Красноярска затрудняется природными факторами. Нюансом, определяющим структуру будущей агломерации, является зажатость её городов и поселков (Красноярск, Дивногорск, Сосоновоборск, Железногорск, Усть-Мана, Слизнево, Ермолаево и т.д.) долиной Енисей и горными отрогами. Считается, что менее 3,5% территории КА относительно благоприятны для строительства.
В этих условиях следует переходить от линейной структуры планировки к радиально-расчлененной, основанной на создании своеобразных "зеленых клиньев", соединяющих городские парки (создаваемые в том числе на месте бывших промзон), бульвары, набережные с луго-парками, современными удаленными микрорайнами, коттеджными поселками, пригородными лесами. Соответственно, все элементы агломерации необходимо связать транспортными коридорами, обеспечивающими высокую скорость и проходимость. Основными коридорами развития КА, видимо, являются территории Березовского и Емельяновского районов. С учетом этого нужно выстраивать градостроительную политику города.
Резюмируя, изложу личное мнение: максимально широкое обсуждение проблематики агломерации и продвижение бренда "Красноярск - 2020" отвечает интересам всех без исключения жителей нашего края, потому детальная дискуссия на эти темы необходима.