Ледяная Соня : другие произведения.

Эффект попутчика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ мужчины, который завязал беседу со случайным попутчиком, поделившимся с ним своей правдой. Думаю, что скрывать это бесполезно - звероборец с голосом из тёмного шоколада это не кто иной, как французский дизайнер и певец Йоанн Лемуан, более известный как Woodkid. Музыка этого творческого типа безумно вдохновляла меня до и во время написания, так что образ в рассказе и фрагменты его песен - большое "спасибо" ему. При этом сама идея "Эффекта попутчика" появилась намного раньше, и я отдала ему функцию связующего звена. Постаралась, чтобы эта связка вышла технично, но на самом деле - кто его знает, получилось или нет. Вам судить.

   Гнусавый голос из репродуктора каждые пять минут зачитывал известия о прибытии и отбытии поездов, но нужный мне никак не появлялся. По времени было всего около часа ночи, но после долгого путешествия сил на то, чтобы пребывать в бодром состоянии, оставалось совсем немного. Я сидел с закрытыми глазами, поджав ноги, откинувшись на спинку скамейки и пребывая в неподвижном, энергосберегающем состоянии: окружающим могло казаться, что я сплю, но я был в сознании и прекрасно слышал, что происходит вокруг. Слышал, как невнятно бубнил народ у кассы, грохотали колёса тележек и саквояжей, кашлял простуженный, ныли уставшие дети, какой-то не очень трезвый иностранец отчаянно пытался рассказать своему соседу "ун истуар трэ дроль"...
   И на фоне всего этого безобразного шума я слышал, как под неистовый гром барабанов пел мужчина. Голос у него был странный, похожий на тёмный шоколад, который сперва кажется горьким, но имеет на удивление приятное послевкусие. Он пел вдохновенно, местами даже не пропевая, а прочитывая слова, целиком вкладывая себя в каждую произнесённую фразу. Пел о том, что жизнь есть вечная война. С миром, с обществом, с самим собой. В ней можно терпеть поражения, в ней можно побеждать - но она не помедлит, не стихнет до самой смерти.
   Пока я вслушивался в эти песни, мой поезд наконец-то прикатил, и настало время подниматься с нагретого места. Ночной воздух за дверями вокзала был холоден и наполнен чрезвычайно знакомым сочетанием запахов пыли, табака, металла, кофе, масла и электричества. В тусклом уличном свете мои уставшие глаза воспринимали действительность нечёткой плывущей картиной, да и затёкшие ноги работали не совсем так, как положено. Едва вскарабкавшись по ступенькам и ткнув билетом в проводника, я забрался в ближайшее купе. Да, поезд ехал полупустой, так что имелась некая свобода выбора. Рухнул на койку, прямо в куртке. Минут через пятнадцать вагон сдвинулся с места.
  
   Ритмичный стук колёс действовал подобно бою ритуального бубна - вырывал из реальности, вводил в транс. Я повернулся на другой бок и сквозь незашторенное окно увидел чёрный бархат ночи, усыпанный бесчисленными искрами звёзд. Тонкий серебристый месяц висел на нём драгоценной брошью. В разуме отчего-то смутно поплыли воспоминания далёкого детства, сказочные и мифологические образы, причудливые ассоциации... И вдруг я очень ясно разглядел силуэт лунорогой Ночной Коровы, скачущей по небу вслед за поездом. Её добрые и внимательные глаза были последним, что я запомнил, прежде чем окончательно провалиться в сон.
  
   Из-за горизонта ещё только еле-еле пробивались первые лучи рассвета, когда я проснулся и сразу же поймал странное ощущение - на меня как будто кто-то пристально смотрел. Я подумал, что "быть такого не может", и попытался снова заснуть, но ощущение это только усиливалось. Потом мне и вовсе стало чудиться чьё-то дыхание совсем рядом. Это стало последней каплей, я открыл один глаз, а затем немедленно и второй, поскольку то, что предстало моему взору, меня... очень удивило, так скажем. На койке напротив сидел какой-то абсолютно посторонний тип и пялился прямо на меня. Выглядел он не очень солидно: бородатый, в кепке, спортивных штанах и футболке, поверх накинута потрёпанная непромокаемая куртка, за спиной высится огромный туристический рюкзак, из которого торчит зелёный палас, свёрнутый в рулон. Помимо этого, на столе стояло какое-то сооружение наподобие нескольких скреплённых между собой жестяных бидонов разного размера, которого явно не было вчера на этом месте.
   - Доброго утра вам, - начал незнакомец, заметив, что я уже не сплю. - Извиняюсь за вторжение. Просто ночью это было единственное незапертое купе. Мне негде было больше укрыться.
   Он заговорил, и я сразу понял, кого вижу перед собой. Это был тот самый вдохновенный исполнитель с вокзала. Выходит, бродячий певец.
   - Укрыться? Зайцем едете небось?..
   - Да какой же из меня заяц, что вы, мистер! Я вольная птица. Просто на крыше не очень-то приятно кататься. Холодно, да и дует сильно.
   Я хихикнул, но не вслух. Затем мы достаточно долго сидели молча, я в это время смотрел вдаль, на тускло освещённые утром холмистые пейзажи, что проносились за окном. Но любопытство в конце концов заставило меня перевести взгляд на сооружение из бидонов, которое, по-видимому, заменяло попутчику барабаны. Конструкция была песочного цвета с двумя полосами чёрного растительного орнамента, сверху и снизу. Между ними были выведены стилизованные изображения птиц и зверей, а также центральная фигура - падающий человек с крыльями. Икар, быть может, или Сондаэль, или вообще какой-нибудь поверженный демон.
   На что я ещё обратил внимание - на руках у незнакомца было множество шрамов. В основном от царапин, глубоких и не очень, и пара следов от укусов какого-то животного. Псы? Вполне вероятно. От бродячих стай кому только в наши дни не достаётся в тёмных городских переулках.
  
   - Птица вольная, значит. Вы путешественник? - попытался я начать нормальный разговор. Сидеть просто так не хотелось, тем более когда рядом есть такой оригинальный собеседник.
   - Так точно, мистер.
   - И дома постоянного у вас нет?
   - Так точно.
   - Вот оно как. Эх, цыганская жизнь...
   - А вот тут категорически не согласен! - попутчик встрепенулся и даже немного привстал на месте. - У меня и с цыганами, и с орчами, и с татарами даже было дело, и я абсолютно точно говорю, что между ними и мною нет ни крохи общего. "Как вы только можете лошадей резать да мясо их есть! Какая низость! Лошадь ведь - благороднейший, святой зверь!" Ага, точно. На деле же - обычный раб ручной, ничем не лучше и не хуже собаки. Да и кровь лошадиная на вкус точь-в-точь как собачья.
   - А когда вам случалось собачью кровь пробовать?
   - Знаете, мистер... Когда на арене выходишь на бой с собаками, медведем, пантерой или, не дай Бог, казуаром - лучше вообще забыть, что ты человек. В качестве оружия у нас имелись только широкая доска и неострая палка, да и то они зачастую бывали выбиты из рук, тогда в ход шли собственные зубы. Да, я вцеплялся в собаку зубами так же, как она сама делает это.
  
   Я, предполагавший всё это время о нападении бродячих псов, совсем не ожидал такого поворота.
   - Ну ничего себе. А это вообще легально? Нет, я, конечно, понимаю, что в наше время борьба со зверями уже не то кровавое зрелище, каким наслаждались люди в древности, но разве это не один из наиболее жестоких и опасных её видов?
   - Уверяю вас, это лишь стереотип. По статистике в боксе и то больше людей гибнет. Но спорт действительно не из спокойных, и не из простых: поди попробуй побороть зверя, не убив его насмерть при этом, да ещё и самому не пострадав! Прежде всего это представление, шоу, как сейчас выражаются. Есть тут свои приёмы, свои уловки. Много где используют дрессированных животных, да только не у нас... Думаю, вам известно, что когда звучит музыка, сердца слушателей непроизвольно подстраиваются под неё. Быстрый ритм заставляет сердце биться быстрее, и наоборот, медленный ритм его успокаивает. Когда просто сидишь, тебе нет дела до своего сердца, но когда бегаешь, прыгаешь, дерёшься - совсем другой разговор. На арене во время сражений всегда бьют в барабан, и мы с коллегами пользовались этим, спрашивая барабанщика брать оптимальный для человека темп отбоя. Если зверь был мелкий, при таком темпе он становился вялым и замедлялся, что не раз меня выручало, а если зверь был крупный, при таком темпе он быстрее проявлял усталость. Кроме того, ритм барабана глушил животное, сбивал с толку, отчего делалось куда проще его одолеть. И это не жульничество, мистер, это наша звероборческая хитрость!
   - Причудливо. Я всегда считал, что это миф.
  
   Собеседник немного задумался на этот счёт, а затем сказал:
   - В каждом мифе ведь есть доля правды. Вот знаешь легенду о княгине оленей?
   - Слышал когда-то давно, - стал я вспоминать, отметив, что попутчик уже перешёл на "ты". - Это ведь про рогатую деву, что царствовала над всеми зверями дикими? Она была очень красива, и человеческие мужчины, бывало, влюблялись и уходили за ней в лесную чащу, надеясь на взаимность.
   - Да, верно. И какая их ждала участь?
   - Княгиня превращала их в оленей, волков и прочих животных, дабы они могли остаться с ней. И, вроде бы, у этих животных оставались человеческие тени.
   - Вот! Не означает ли "тень человека" не тень в буквальном смысле, а остаток человеческих свойств? Остаток разума, памяти и поведенческих черт, по которым можно отследить, кем существо ранее являлось? Возьмём гаэб-беми, к примеру. На кого они более всего внешне похожи?
   - На орлов?..
   - Действительно. Можно было бы и впрямь решить, что гаэби происходят от каких-нибудь беркутов, если бы не одно характерное свойство этих птах: они могут говорить. Ни один орёл или сокол не способен к человеческой речи. Раскрою тебе этот секрет: они были выведены из тех плотоядных зелёных попугаев, которых в Бергландии называют "кеа". А с какой целью, как думаешь?
   - Ну тут каждый ребёнок скажет: это охотничьи птицы.
   - Э нет, как бы не так! Это уже теперь, в наше спокойное время они отданы охотникам. Первично же гаэби - птицы боевые. Приученные убивать людей. Ненависть к людям была им привита и до сих пор сильна, оттого-то несчастных случаев так много.
  
   Мне было странно это слышать. Я учил историю, возможно, и не на отличные отметки, но отчётливо помнил, что ни в одной войне, ни в одном конкретно взятом сражении гаэб-беми не были задействованы. Но всё же данное высказывание заставило меня задуматься: с ними, как и с другими ловчими орлами, как правило, охотятся на добычу, которую не могут достать псы - всевозможных древесных животных и птиц. Вся эта добыча некрупная, в то время как гаэби обладают огромными размерами и мощью, позволяющей без особых усилий поднять в воздух косулю. Эдакое несоответствие размеров хищника и жертвы. Их жесткие перья, с трудом пробиваемые малым калибром, да и разум их, изобретение ими множества тактик нападения и в любой ситуации - применение наиболее подходящей...
   - Я тебе больше скажу: смертоносные птицы - лишь самый известный пример. Когда в Руссии изобрели первый танк и сконструировали первый военный самолёт, у нас в секретности выводилось множество животных. Гигантские носороги, настоящие живые крепости, способные мчать на большой скорости даже в доспехах и сносить всё на своём пути, кабаны, больше похожие на диких вепрей, по одному лишь свистку хозяина приходящие в боевую ярость... А ещё гибриды. Даже глядя на них в упор, очень трудно поверить, что такие твари могут существовать на нашей Земле. Породило их самое странное, граничащее с непознанным достижение нашей науки. Ты знаешь, наверное, что Господь вылепил всех живых существ из первородной глины. Существует агент, к этому состоянию как бы возвращающий. Под его влиянием тела и умы существ становятся пластичными, словно глина, и изменяются крайне легко - всё зависит от условий, в которые они попали. Таким образом было создано множество разных немыслимых чудищ, но преобладали шестиногие, похожие на ящеров. Летающие разновидности тоже были. Знал я одну девушку, свободную, как ветер, которая летала верхом на огромном гибриде. Благодаря ей, собственно, я и бросил арену... да что уж там - бросил всё! И начал путешествовать. Когда-то давным-давно она сбежала из дома и увидела мир, и с тех пор не может остановиться в попытке его объять. Её гибрид, скорее всего, один из последних в своём роде. Настоящий дракон. Живой символ прошлого века, целой ушедшей эпохи...
  
   Звероборца совсем унесло в философские разговоры. Есть такой феномен, как "эффект попутчика". Это когда ты рассказываешь свои самые глубинные мысли и идеи совершенно незнакомому человеку, который лишь по воле Случая оказался рядом и которого ты, скорее всего, никогда больше не встретишь. Рассказываешь без страха быть неправильно понятым и осуждённым. В случае с моим попутчиком этот эффект сработал безукоризненно.
   - Чем отличаются дети от взрослых? - рассуждал он. - Дети связаны обществом, взрослые же - скованы. По-настоящему свободных в нём не бывает, как не бывает в материи бессмертия - люди не станут обрывать перья окрылённому, но обяжут его плащ поверх крыл накинуть и ходить по земле. Дети способны переходить из ниши в нишу, пробовать себя в разных ролях. Но рано или поздно они осознают, что Золотой Век подошёл к концу, и общество жаждет намертво прикрепить каждого к выбранной для него нише. Я, как думаешь, хотел ли оказаться по жизни борцом со зверями? Я был совсем молодым, смелым, ищущим острых ощущений. Конечно же это полулегальное полугеройское занятие увлекло меня тогда, а после все возможности что-то поменять попросту куда-то пропали, затерялись в суматохе дней. Мне казалось, что я всегда готов к новой битве, готов к своей судьбе... Ничерта я не был готов. Да, пущай мне повезло оказаться одним из самых дерзких звеньев этой цепи устаревших традиций, правил и предрассудков, которым удалось из неё вырваться, но ведь любой, кто не скован обществом, будет представлен как его противник! Другого не дано. Весь мир наш зиждется на борьбе противоположностей. Весь мир - львы и единороги, акулы и вороны, разбойники и судьи. Вечно будут они грызть и пронзать, кусать и клевать, резать и казнить друг друга. Вечно будет слышен в этом бушующем мире неистовый гром барабанов войны.
  
   Ритмичный стук колёс тревожно вторил его словам. Я сидел напротив, слушал этот монолог и не знал, что сказать, да и вряд ли тогда бы осмелился его перебить. Думал: великодушно ли он пытается открыть мне глаза или несёт бред от души... Однако, постепенно вникая, я понимал, что сейчас он практически прочитывает в прозе самые правдивые из своих песен. Понимал, что да, оно действительно так и есть. И от этой правды, внезапной снежной глыбой обрушившейся на меня, столь очевидной, но почему-то неизвестной обывателю - по спине раз за разом пробегали ледяные волны.
   Сработал мой будильник. Ещё через несколько минут поезд начал тормозить вдоль бесконечно длинной бетонной стены. Её поверхность, некогда однотонно-серая, была покрыта многими тысячами рисунков: глупых, гениальных, уродливых, прекрасных. Сколько раз проезжал мимо, но никогда не обращал внимания на это монументальное произведение. А ведь каждый кусочек многоцветной мозаики - роспись человека, некогда побывавшего здесь. Множество людей посчитали нужным расписаться на этой стене, людей с разными жизненными путями, разными призваниями, но объединённых одним стремлением - разбить оковы, смести границы.
   Собеседник, наконец окончив свою речь, схватил в охапку "барабаны" и заторопился на выход, надеясь затеряться в толпе сходящих и не привлечь к себе лишнего внимания: ехал он всё же зайцем.
   - Ну что ж, прощай, - сказал он напоследок. - Благодарю за эту беседу. Редко мне удаётся встретить хоть кого-нибудь, кто был бы способен понять меня, а не только выслушать. И если ты вдруг понял, даю тебе совет: вырвись из общества, пока не поздно. Солнце покажет тебе дорогу.
   Таким образом, я остался сидеть в слишком просторном для меня одного купе, наедине с голосом звероборца, что неугасающим эхом звучал в моей голове.
  
   Полная остановка, прибыли. Вокзал Де-Па. Мне тоже пора было вылезать, но отчего-то я не торопился с этим. Странно. Вроде бы приехал наконец домой. А зачем я вообще уезжал? На что я трачу свою жизнь, спрашивается, единожды ведь живу! Эти лицензии, этот проклятый бизнес, что он мне даёт? Деньги? Так разве в них счастье... Прав был этот тип.
   Счастье - в свободе. Знаете, я не сошёл. Довольно безрассудно с моей стороны, но что-то в этом определённо есть. Что-то невыразимо приятное. Я запер двери, раздвинул форточку пошире и, достав из-под койки свой дипломат, выпустил на волю всё его бумажное содержимое, а потом, невзирая на холодный ветер, свистающий снаружи, высунул в окно голову. Вихрь документов уносился прочь по свежему дикому воздуху, и я без капли сожаления смотрел ему вслед. Вот и всё. Серебряная брошь месяца уже готовилась нырнуть за горизонт далеко позади. А мой поезд, набирая скорость, катил прямо на Восток, навстречу золотому ордену утреннего солнца.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"