Аннотация: Иногда кофейный стаканчик кардинально меняет твою жизнь.
Я заявляюсь в светлую мансарду с полным пакетом апельсинов, пучком мяты и пачкой чая "с бегемотом", как любит выражаться мой братец. Сам он встречает меня c распростертыми объятьями и с кипящим чайником на плите. Давно не виделись! В одном городе живем, а в гости друг к другу заходим, как будто с другого края света приезжаем. В сидячих вагонах с пересадками, не иначе. Мишка уже три квартиры сменить успел, пока я до него добралась! И бородой оброс, как будто художникам она по статусу положена.
- Это хорошо, что ты раньше не добралась, - нравоучительно вещает братец. - В первой каморке мы бы чай стоя пили, а во второй я бы тебе не открыл, наверное. Картины там писал, как безумный. Не поверишь, вспомнить не могу, ел я тогда вообще или нет. Зато теперь раздолье!
И то верно. Комната одна, но большая, у стен холсты, еще не распакованные после переезда. В одном углу матрас, и стеллаж с кистями-красками. В другом - плита, стол и... целая стена картонных кофейных стаканчиков. Большие и маленькие, белые, цветные, разрисованные, с наклейками, подписями и разноцветными крышечками... Сотня, не меньше!
- Как жизнь человека меняет! - дивлюсь я. - Ты же кофе терпеть не мог.
- Да я и сейчас не очень, - отзывается Мишка.
- Тогда зачем?
Братец загадочно молчит, заваривая чай в старом глиняном чайничке. Чай-то он всегда любил, а тут на тебе - кофе!
- У меня картина мира рушится! А ну рассказывай!
- Сама виновата, теперь будешь слушать эту жуткую небылицу, - улыбается Мишка, наливая чай. Мне - в широкую глиняную чашку с драконом, себе - в высокую белую с дирижаблем.
Я фыркаю и чищу первый апельсин. Тоже мне, напугал!
- В общем, зимой это было. В прошлом году. Я тогда еще в первой каморке ютился с тараканами и красками в обнимку. Без шуток, на кухне только стоя есть можно было, а половину комнаты холсты занимали. Заказов не было, в галереи не брали. Да и выходило, если честно криво. Самому не нравилось, под конец совсем это дело забросил. В типографии подрабатывал мастером на все руки и твердо считал, что дальше будет примерно так же. Лучше бы на физ-тех поступал, честное слово!
И вот в таком чудесном настроении шел я с работы. Метель, дороги не видно, снег за шиворот набивается. И тут, откуда ни возьмись, в этой метели кофе-точка. Ну, ты знаешь, их в последнее время везде понаставили вместо газетных киосков. А здесь не просто киоск, почти кафешка, внутри даже пара столиков есть. И главное - тепло. Да я не только кофе, я молоко с пенками готов был купить, лишь бы метель пересидеть!
Я уважительно киваю. Раз уж речь зашла о молоке с пенками...
- Так вот, оказалось, чудо-человек, Кирилл, который там работает, может сделать кофе вполне пригодным на вкус, главное, побольше сиропа и сливок. И название у него было такое веселое: не то "На крайний случай", не то "Экстренный", не то вообще "Для особо нуждающихся". По мне тогда видно было, что я "особо нуждающийся". А я еще и двойную порцию взял. Мы с баристой посмеялись, что от такого кофе точно все измениться должно. И точно, метель почти сразу закончилась, я на радостях домой собрался, пока опять не заметелило.
Вот только вышел я в каком-то другом городе. Нет у нас старого парка в центре. И ладно бы парк, мало ли, куда я в метели забрел... так и снега вокруг не было! Сплошь желтые резные листья, тропинки из под них почти не видно. Слева речка, а справа скамейки и фонари кованые, почти как наши, у оперного. Где-то вдалеке музыка играла, и солнце грело почти как летом. А главное, кофе-точки, как ни бывало. Обратного пути нет, как возвращаться непонятно...
Чего так смотришь? Я сначала тоже подумал: ничего себе, забористый кофе! Чего мне туда подмешали? Или в типографии краской надышался?
И вот, стою я такой прекрасный в зимнем пуховике, с картонным стаканчиком в руках и изумлением на лице, и понимаю, что еще немного и крыша моя поедет в дальние дали. И тогда я решил, что буду считать все само собой разумеющимся. Парк? Пусть будет парк. Осень? Пусть будет осень. Метели нет? Тепло? Ну и отлично, не жалуйся! Для верности еще раз кофе глотнул, расстегнул пуховик и пошел по тропинке вдоль реки туда, где музыка играла. А что мне еще оставалось?
Так дошел я до моста через речку. И вот представь: вода черная-черная, мост ярко-красной краской выкрашен, а вокруг море желтых листьев. На мосту стоит девушка в старой мужской шляпе с полями и сером пальто с полосатым шарфом. Рядом на перилах зонт-трость висит. Я даже пожалел, что без этюдника! Если бы правда спал, "приснил" бы себе краски. А так пришлось обойтись блокнотом с карандашом. У меня они по всем карманам распиханы на всякий случай: мало ли что. Некоторые люди без телефонов не могут, а я без бумаги. Даже если за год ничего не нарисую, все равно не выложу. И вот, пригодилось.
Набросок быстро сделал, все боялся, что девушка заметит и уйдет. И она заметила, но дождалась, пока закончу, и уже потом помахала, мол, иди сюда. Я пока шел, думал, что скажет? И на каком языке? А она мне сходу свой блокнот развернула с моим портретом. Тоже художница оказалась. И имя у неё странное такое: Ная.
"Держи, - говорит, и протягивает рисунок, - дарю". Ну и я ей свой отдал, раз такое дело. И как-то вдруг разговорился, всю историю выложил от каморки до метели и кофе-точки. Думал, она посмеется, в лучшем случае. Или сбежит, как от безумного. Но она только стаканчик мой в руках покрутила, головой покачала: "Знаю я этого баристу". Так сказала, что сразу стало ясно: властелина кофе-машины ждет суровый разговор. "Правда, - говорит, - я здесь знакомого жду, мне никак нельзя уйти. Может, сам найдешь Кирилла?". И отправила меня дальше, по тропинке.
Вышел я к ярмарке. На холме, словно детские сокровища рассыпали. У подножия, где речка, пристань с разноцветными корабликами. Повыше- маленькие палатки и лотки. Над ними - двух-трёх этажные дома-лавочки. И на каждом углу разноцветные фонари! В небе пара воздушных шаров: один полосатый, как арбуз, другой желтый с черной кошкой на боку. Музыка живая, а инструменты... я таких еще не видел: лютня с ручкой от шарманки, барабан со струнами, гармоника с клавишами в три ряда. Людей море! И все такие пестрые, мы даже на первом курсе художки так не наряжались. Карусель нашел старую-старую с лошадками, львами и драконами. Причем драконы под куполом летают, непонятно на чем держатся. Но на то они и драконы... В шутку договорился покататься в обмен на пустой кофейный стаканчик. Слез только когда голова вконец закружилась.
А когда я до товаров дошел... Ты помнишь, нас мелких родители к бабушке на юг отправляли? Как мы с ней на базар ходили, ни одного развала обойти не могли: везде сокровища! Это сейчас понимаешь, что барахолка обыкновенная: часы старые, медальки, машинки, шланг от пылесоса... И тут так же, только сокровища настоящие. Нет, серьёзно! Вот представь себе, все, что душа желает прямо перед тобой. Хотя, сама знаешь, меня легко занять. Мама в детстве, чтобы не мешался, цветные карандаши передо мной раскладывала. С тех пор вообще не изменился: заведи меня к художественной мелочевке, и можешь оставить там на год. А тут столько странных материалов. Краска, которой можно раскрасить свою тень. Карандаш, который рисует идеальных кошек. Хоть левой ногой его держи, нарисуешь идеально! Но только кошек. Или птиц, или чайники - там много разных продавалось. Обменял свой любимый карандаш, которым рисовал девушку на половину карандаша с идеальными самолетами и огрызок карандаша с пуговицами.
Не помню, сколько времени я там бродил. Забыл, зачем пришел, кого искал. Все гадал: наяву или нет. Больше не покупал ничего. Потому что если это сон, все равно с собой ничего не забрать, обидно. Просто глядел, запоминал, жалел, что все равно не смогу нарисовать это место, как оно есть.
Что ты так смотришь, думаешь, я не попробовал? Весь блокнот извел, а годным только первый набросок вышел, и тот я художнице Нае подарил. Идеальные самолеты не в счет, пуговицы тем более...
И вот, когда я сидел на пристани, сворачивал из листов кораблики и пускал по реке на радость светящимся рыбам и пестрым уткам, ко мне подошел незнакомец в невзрачном плаще с чудным чемоданом, клетчатым, сплошь состоявшим из карманов и замков.
"Добрый вечер! - Улыбается. - Прошу простить мое любопытство, но что вы делаете?". Ответил, что пускаю неудачи по воде. А он мне: "Ай, какое расточительство! Их и продать можно". Это неудачи-то. Я даже рассердился. Но он мне тут же объяснил: "Вы на астральном базаре. Здесь продаю что угодно! И покупают что угодно. Например, удачу. Или талант. Позвольте рекомендоваться: Зильбер Зик, перекупщик душ. Скупка, продажа, обмен, консультации. Ширпотреб не держим, цены умеренные".
И дает мне визитку. Я так удивился, что взял без возражений. Визитка как визитка, я их сотню в типографии наклепал. Имя, должность, телефон, даже адрес имеется: Астральный базар, контора 96... Непонятно, что меня больше поразило: должность этого чудака или наличие у него визитки. А пока я её разглядывал, перекупщик выловил один из моих корабликов и взвесил на ладони. "Купите, - говорит, - удачу и вашими картинами будут восхищаться, даже если они совершенно бездарны. А купите талант..." И кораблик в его руке развернулся и вырос в такую крутую штуковину, что у меня дух захватило, словам описать не смогу!
И что, спрашивается, для этого нужно? Отдать что-то равноценное. Душу, везение, один шанс на миллион или много маленьких возможностей, что угодно. Но обычно продают душу.
Знаешь, я задумался. Сильно задумался. И хочется и колется, и вообще на обман похоже. Но перекупщик долго ждать не собирался.
"Дело, конечно, ваше, - говорит, - я не навязываюсь. Можете оставить все, как есть. Погуляете по базару, вернетесь домой. А там ничего не изменилось, все то же самое. И сегодня и завтра. И еще пятьдесят одинаковых лет. Может быть больше, но от этого не веселее. Не обманывайте себя, если б могли, вы бы давно все исправили! Или, быть может, вы мне не верите? Или боитесь? Бросьте, вы пускаете неудачи по воде на радость рыбам... Соглашайтесь!"
И он протянул мне папку и ручку. Самые обыкновенные, как и визитка. А я подумал: почему нет? Тошно мне было от того, как я живу. От невозможности выразить то, что хочу. Заранее содрогался от грядущих бесплодных попыток нарисовать то, что видел сегодня. А так, прихвачу с собой весь этот мир!
Но только я протянул руку, как больно получил по пальцам. Зонтиком! Это Ная незаметно подкралась, сердитая, ужас! "Ты,- кивает на меня - должен был баристу искать, а не влипать в неприятности! А ты, - указывает зонтом на перекупщика, - со мной на мосту встретиться, а не души обманом выманивать. Битый час тебя прождала!". Перекупщик в ответ только улыбнулся, мол, никакого обмана, что ты! Честный уговор. Он, Зильбер Зик, просто показал мне самый простой путь. Но раз уж я её друг, то он может уступить талант и дешевле, например, за шанс один на миллион.
Я уже и сам не рад был, что в это дело ввязался. Даже не возразил, когда Ная, распрощавшись с перекупщиком, быстро повела меня искать баристу. И всю дорогу сердилась. Меня даже директор в школе так не отчитывала. Говорила, что лень еще не повод продавать душу. Что от чужого таланта никакого толка. Один дурак продал, другой купил, а Зильберу прибыль. Что чужие картины рисовать - все равно, что чужую одежду носить, да еще и не по размеру. Хотя кому-то, может и понравится, всякие люди бывают...И вообще, хочешь рисовать - бери и рисуй!
А я и не спорил. Так легко вдруг стало на душе, словно я теперь вообще все могу. Так мы дошли до кофейни на самой вершине холма, где обнаружился бариста Кирилл. Будущее мое было устроено, домой меня пообещали отправить с первой же чашкой кофе. Посетовали, что я отдал свой стаканчик: он, оказалось, и был моим обратным билетом в родной город. А теперь Кириллу пришлось вспоминать, откуда я, а мы погуляли еще немного.
Уже на прощание я спросил Наю, как мне снова с ней встретиться, и она дала мне картонный стаканчик из этой кофейни. Вот этот.
Мишка берет один из стаканчиков, вертит в руках.
- Сказала, что сама часто путешествует через кофе-точки. Я тогда подумал, как все просто. Просто и здорово! Даже если это сон.
Но, когда я уже возвращался в кофейню, не сдержался, все-таки купил масляные краски за один из своих шансов. Думал, на удачу... И, как теперь понимаю, это был тот самый шанс: снова с ней встретиться. Не поверишь, сколько кофеен я обошел, чтобы найти ту самую, сколько кофе выпил. На трех кофеманов хватит! А той самой нет. Ни у нас, ни в других городах, ни в других мирах, наверное.
Я новым взглядом оцениваю Мишкину коллекцию. Ну дела... Если и врет, то красиво!
- И как? Попадал еще куда-нибудь?
- Много куда, - улыбается братец. - Не из каждой кофейни, конечно. Столько за всю жизнь не путешествовал, как за этот год! А потом рисовать начал. Даже без тех несчастных красок. Сначала в блокнотах, потом на холстах. И все как-то наладилось. Почти.
Мишка, наконец, ставит на стол загадочный стаканчик. С наклейкой-полумесяцем и надписью "Лунная чашка".
- Ну а ты-то как? Какие новости? - не замечает моего лица братец.
- На работу устроилась, бариста. Тут недалеко кофе-точка открылась... - медленно отвечаю я, теребя в кармане бейджик с таким же точно полумесяцем, как на его стаканчике.