Вопрос о том, почему у нас определенная марка телефона, только при поверхностном анализе может показаться элементарным. Ведь, приобретая "мобильного друга" мы принимаем решения, руководствуясь эмоциями, а не только практической выгодой и разумом.
Руководствуясь сложным конгломератом собственных предпочтений, мы выбираем наиболее оптимальную для нас модель телефона. Слава богу, сегодня выбор широкой гаммы телефонов на разный вкус - от недорогих "молодежных" аппаратов до моделей класса high end - аппаратов "бизнес-класса" и "имиджевых" телефонов. С недорогими аппаратами все просто - если порой не хватает на предметы первой необходимости, то, скорее всего, подойдет любой телефон. Вариантов выбора более дорогостоящих аппаратов море: но если вы технарь, скорее всего, будете коллекционировать навороты из чистой любви к искусству или выберете персонального электронного помощника, а, если очень деловой человек, предпочтете объединенные средства коммуникации.
Не стоит вспоминать о том, как люди жили без телефона в доисторическую эпоху: это было очень давно. Современные дети просто не в состоянии представить, что раньше можно было обходиться без телефона. Еще не так давно пенсионерка, вытаскивающая из авоськи с овощами здоровенный мобильник и кричащая в черную трубку: "Ты где? А я в трамвае еду!", вызвала скептическую улыбку у остальных пассажиров. Теперь моральное право на мобильный телефон получил каждый: дворники, глубокие старики, дети - все при "мобиле".
Сегодня уже никто не верят в утопию создания одного мобильника, отвечающего потребностям всех. Мобильный телефон смог стать реальным средством выражения индивидуального, порой очень своеобразного и причудливого, вкуса. Вам приходилось подскакивать от неожиданности от произведенного непосредственно у вас над ухом совершенно натуралистичного вопля дикой кошки (воя собаки, милицейской сирены)? Это яркая иллюстрация того, что предпочтения потребителя мобильных технологий не только быстро меняются, они становятся более изощренными. Выбор телефона зависит от различного стиля жизни, индивидуальных представлений о необходимом функционале мобильного телефона. Дополнительные возможности можно увеличивать до бесконечности. Предела фантазии разработчиков не существует. Вы бы удивились, если однажды обнаружили, что ваш мобильный пророс кактусами? Теперь к мобильному телефону можно прикрепить герметичный сосуд с биологической жидкостью, в которой находится живое растение.
И все же непросто адекватно проанализировать психологические установки, которые стоят за сложным решением совершить покупку. Инновации зависят не только от глубинных желаний владельцев телефона, но и от изменений их жизненных стилей.
Какой телефон будет более востребован - дорогой, престижный, дешевый или технически совершенный? Думаю, в определенной степени это зависит от жизненного стиля владельца телефона, от того что его волнует, определяет мотивацию. И все же мотив выбора телефона не всегда очевиден. Да, существует отличие в выборе телефона тинэйджеров от зрелых людей, мужчин от женщин. Однако, деление по полу, возрасту и уровню дохода, слишком примитивно и его явно не достаточно для определения индивидуальных предпочтений. Более интересно проанализировать отличия, связанные с психологией выбора. Так, иногда довольно обеспеченные люди привыкли пользоваться морально устаревшими дешевыми телефонами и, напротив, в погоне за внешней респектабельностью пользователь может приобрести телефон за сумму, превышающую его реальные финансовые возможности.
Специфические возможности, которыми могут обладать мобильные помимо своих чисто телефонных функций - всего лишь дополнительные параметры. Даже абсолютно убежденный в технической новизне и совершенстве мобильного определяет для себя, за какие телефонные излишества он готов доплатить порой немалые деньги? Насколько он отдает себя отчет, стоит ли тратить деньги на дополнительные функции? Действительно остро необходимы такие девайсы как, MMS - эдакий аналог электронной почты, fm-приемник, mp3-плеер, диктофон, фото- и видеокамера?
Что в вашем телефоне вызывает у вас ощущение удовлетворенности? К какому типу владельцев можно вас отнести:
1. Вечно занятый профессионал, который хочет более эффективно использовать свое рабочее время и свой досуг.
2 Техно-энтузиаст, который сгорает от нетерпения, стремясь заполучить в свои руки "последний писк" технологии.
3. Человек, для которого самое важное - звонки личного характера, контакты с семьей и друзьями.
4. Приверженец стиля, не равнодушный к социальному статусу и моде.
Можно предположить, что женщины выбирают скорей по "одежке", чем по "уму", отдавая предпочтение телефонам миниатюрным и симпатичным. Женщина в своем выборе руководствуется, прежде всего, эмоциями и ей очень трудно в ситуации огромного выбора найти того единственного, который станет на некоторое время ближайшим спутником жизни. Мужчины обращают большее внимание на более строгие по дизайну и цвету мобильные телефоны. Невозможно представить делового человека с мобильным в форме утенка, искрящегося всеми цветами радуги. А вот темный, как "бумер" и прямоугольный, как пачка банкнот смотрится вполне респектабельно.
Окружающие оценивают имиджевые составляющие - финансовые возможности и вкус человека, по обуви и одежде, очкам и часам, ноутбуку и автомобилю. В прошлом своеобразными аналогами "модных аксессуаров" были трости, монокли, а в наше время мобильный телефон в сознании людей - это что-то наподобие солнечных очков или часов.
Что же можно сказать об эволюции телефона, а правильнее сказать производительного аппарата будущего? Вряд ли кто-то может предсказать, куда же заведёт нас фантазия и креативные возможности производителей. Кроме уверенности в том, что он будет лучше современных, мы достоверно знаем лишь то, что в арсенале его способностей будет возможность совершать звонки. Хочется верить в счастливое будущее мобильного телефона - красивой сказки в мире высоких технологий.