Картины Константина Васильева...Негасимыми свечами хочется держать их образы как можно ближе к сердцу, как последнее средство от уродливых фетишей эпохи гламура и декаденства. В них героизм приравнивается к святости, героические предки - к Богам, древние мифы - к современной истории.
Мое знакомство с его работами произошло случайно. Листая старую подшивку журналов "Огонек" я натолкнулся на картину, которая на миг парализовала воображение. Она называлась "Человек с филином", позднее, я узнал, что это была последняя работа мастера. В ней чувствовалась скрытая тайна Севера, символическое единство человека и природы, ее иерархия. Загадочный человек с ликом древнего старца - человек ли это? Бессмертным стражем мудрости твердо стоит он, освещая странникам путь свечой, творит свою молитву. Подобно свернутой пружине, в нем затаилась спокойная и величественная сила, ожидающая часа освобождения. Это даже не космос, а целая русская вселенная на миг показала свою ясную суть.
Нарисовать такое мог бы только тот, кто прошел крещение огнем, или летал подобно Аполлону в легендарную Гиперборею и вернулся обратно. Реализм К.Васильева глубоко нордический, как древнее предание, рассказанное на ночь. Таков его мифологический цикл ("Вольга и Микула", "Русский витязь", "Поединок со змеем", "Русалка", "Садко и Владыка морской" и др.).
Отличительная черта его картин - особенный серебристый оттенок, цвет наливающегося свинцом грозового неба. Складывается ощущение, что еще миг и картины будут затянуты ледяными узорами льда и навсегда скроются из глаз.
Только лишь через увлечение древнеславянской историей пришло к нему это озарение? Известно, что он долго искал свою манеру, работая в разных направлениях, в том числе сюрреализме ("Струна"). Некоторое время он не писал картин, пока не подошел в одиночку к той черте, за которой простирался лес мифических символов и образов. Он показал нам в своих работах только малую часть этого "леса", и в то же время настолько грандиозную, что до сих пор захватывает дух. И нет в этом лесу чужих деревьев, только свои, поднявшиеся из почвы былин и сказаний тысячелетние исполины, говорящие с тобой на одном языке.
Необычен и цикл картин на тему Великой Отечественной Войны ("Вторжение", "Прощание славянки", "Маршал Жуков" и др.). В них реализм доведен до высшей трагической точки, до суровой фотографичности. Физическое противостояние и противостояние духа здесь связываются воедино: пока на фронтах сражаются несметные армии, незримые силы на небесах тоже ведут между собой беспощадный бой. Война задела семью К. Васильева непосредственным образом: будущий художник родился в оккупированном немцами Майкопе в 1942 году, его отец воевал в партизанском отряде.
В картинах на военную тему К. Васильев запечатлел солдат как прямых наследников героического духа предков. Поэтому тяжелая победа досталась защитникам русской земли, отдавших за нее свои жизни.
Его жизнь, оборвавшаяся так рано в результате нелепой случайности, равно как и творчество, оставила сплошные загадки. Практически неизвестные (при жизни состоялось всего две выставки), его труды могли кануть в лету, если бы не участие и старание неравнодушных людей. Множество рисунков оказались навсегда потерянными. Остались невоплощенными многие работы, например, замысел создания гигантского полотна, посвященного Курской битве, парадный портрет маршала Рокоссовского.
Светлые картины художника были и остаются на недосягаемой высоте, словно Вальгалла, которой, я уверен, он достиг, завершив земной путь.