"Нулевой цикл образовательной реформы завершен..."
министр образования и науки А. Фурсенко
На одной из конференций, где только начали обсуждать партийную предвыборную программу, зашла речь о системе образования. Начали с того, что нужно бесплатное и общедоступное образование, а в пылу спора один из партийцев даже вскочил и потребовал остановить Болонскую систему, разрушительную для системы образования.
Нужно сразу уточнить, что Болонская система (ниже сокращенно Б.С.) касается, главным образом, только ВУЗов. Зародилась Б.С. в Европейском союзе. Сначала возник таможенный, экономический и валютный союз европейских государств, а потом они стали задумываться о едином образовательном пространстве. Сказано - сделано. Ректоры крупнейших европейских ВУЗов в 1998 году встретились в городе Болонья (отсюда название процесса) и договорились о единых стандартах образования. Россия вовлечена в процесс с 2003 года. Что дал процесс европейскому студенту? Во-первых, его мобильность сильно повысилась, как и возможность трудоустроиться после учебы почти в любой стране западной Европы. В основе системы - получение "кредитных единиц", представляющих собой перечень учебной работы в часах. 1 кредит равен 36 часам. В эти часы входят прослушанные лекции, самостоятельная работа и т.д. Кредиты студент зарабатывает, обучаясь в ВУЗе, а если он уходит из него, то эти кредиты не исчезают. При поступлении в ВУЗ другого профиля или в другой стране они снова будут учитываться и расти. Европейский бакалавр - это степень - квалификация высшего образования, которая составляет 180 - 240 кредитов. Магистр - 300 кредитов. Но при этом, унификации нет, и существует много профилей, соблюдается принцип добровольности. Система кредитов - отличное средство, позволяющее "воскреснуть" студенту на том же уровне в любом другом ВУЗе любой другой страны, вовлеченной в процесс. Как говорится, всё в его руках - хочешь из немецкого универа перейти во французский? Нет проблем. Хочешь быстрее найти работу? Быстрее набирай нужное количество кредитов и становись бакалавром. Ты гарантировано найдешь работу в любой стране Евросоюза.
В России же проблем с Б.С. возникает множество. И дело не только в том, что мы не входим (и, очевидно, уже не войдем) в единое Европейское пространство. Проблема кроется в несовместимости систем преподавания. Как учитывать у нас работу студентов? Как перевести аудиторные часы наших ВУЗов в кредитные единицы? Если идти по пути Европы, у нас за один предмет студент получит 1.5 - 3 единицы. Потому - что у нас студент учит 15 - 20 дисциплин за семестр, а студент в Европе - 7 - 8. Если же мы сократим количество дисциплин до европейского уровня, то это повлечет увольнение "лишних" преподавателей. К этому следует добавить программы, которые будут написаны на английском языке. Такова цена вхождения в транснациональную образовательную систему.
Что мы выигрываем, вступая в болонский процесс, до конца неясно. Наши реформаторы готовят нас к тому, что университеты и институты должны постепенно становиться автономными. Да, они мало будет финансироваться государством, но и отчитываться перед ним не будут. Подразумевается, что количество трудоустроенных выпускников и будет лучше всяких отчетов говорить об уровне ВУЗа, что, согласитесь, в условиях современной России, будет выглядеть смешно. Да, мобильность и автономность стоят дорого. Вообще, в условиях тотального недофинансирования, власть находит неповторимые выходы из сложившихся ситуаций. Чего стоит только идея большей поддержки одних учебных учреждений за счет закрытия других.
Педуниверситеты зарублены на корню и должны исчезнуть. Останутся только классические университеты. Уровень образованности катастрофический. В Псковской области на 1000 жителей только 8 жителей - с высшим образованием. При этом повышаются требования к учителям, чтобы стать директором в сельской школе, необходимо иметь не одно высшее образование.
Вузы сокращаются, но сокращаются странно. Я разговаривал с преподавателями педуниверситета, один из которых встречался с замом министра образования. Этот замминистра говорил буквально следующее: в южных округах и магометанском Поволжье будут развивать университеты, чтобы мусульманская молодежь шла в студенты, а не в террористы и не в ваххабиты. Вот такие приоритеты в области образовательной политики. Болонский процесс "по-русски".
Теперь даже реформируют Академию Наук, президента там будут назначать, а не выбирать. Назначать будет, естественно, не Академия, а правительство. Может быть, поставят Зурабова... Наше смешное государство стремится подмять под себя то, что еще живо, то, что живо вопреки всему, что в государстве происходит. И это уже не смешно.