Аннотация: На обзор остальных пока сил не хватило...
Ну что ж, как говаривал классик - ударим литобзором по графоманам и плагиаторам! Чингачгук Великий Змей уже наточил любимые томагавки, светлой памяти Дэсвишер любезно предоставил поюзать газенваген, а Джон Сильвер заново отполировал свой костыль и даже натёр его лучшим прованским маслом.
Мои критерии? Проще пареной репы:
1. Умение работать с языком, словом. Грамотность.
2. Новизна идеи; или же свежий взгляд на старые грабли.
Что ж, туману напущено знатно - Тени куролесят, и как обычно, гибнут люди. Этакий коктейль из мистики с добавками постмодернизма и хоррора. Ну, и несколько сентенций для красоты... но всё же, надо во всём этом разобраться.
Итак, завязка. Некто язвительно издевается над благоразумно молчаливым нектой. Должен признать, не лучший способ начинать тексты малого размера - ибо инфы тут практически ноль. Мало того, здесь нет ни действия, ни описалова, и начало рассказа выглядит несколько заторможенным. Подвешенным в пустоте, я бы сказал.
Далее понеслось подобие экшна - Тень чудит, а людишки-муравьишки воображают, что контролируют ситуацию с неким научным феноменом. Тут у автора недоработочка: хомо сапиенсы здесь статисты, а главное действующее лицо именно Тень. Потому не стоило давать имена людей, сбивать с толку и загружать восприятие ненужным. Можно было (и достаточно) обозначить несколько ключевых фигур. Неких типовых символов: Генерал, этакий кадровый вояка на сто один процент. Учёный, полубезумный от собственного бессилия. Солдат, выполняющий бестолковые приказы - но в каждый момент ненавязчиво подчёркивать, что все они менее чем пешки в присутствии великой Тени.
В общем, из этой ситуации можно и нужно было выжать больше - причём, с меньшими затратами.
И вот финал, столкновение двух всего лишь теней противоборствующих сил - того оказалось достаточно, чтобы всё исчезло в микро-Армагеддоне.
Красиво, но вот с философским смыслом непоняточки. Мы - черви? Да ведь и Тени всего лишь тени. Спасибо, автор, утешили... но всё же, газенвагена этот рассказ не заслуживает.
Личное мнение: автор, местами вы перегружаете речь причастными и дее- оборотами, а также вводными. Прошу обратить внимание - это приводит к чрезмерному количеству запятых и, как следствие, к резкому снижению читабельности.
Нанотехнологии, позволяющие преобразовывать не только тела разумных существ, но и их сознание, в иную расу. И тогда война, даже такая странная, превращается в бойню. Единственно и предназначенную, чтобы расчистить путь Древним.
А наша плоть и кровь, стало быть послужит камнем и извёсткой в этой постройке? Ну-ну...
Должен признать, что рассказ не совсем удался именно как рассказ. И поясню, отчего. Ну вот возьмём ту же расу ворков, которых автор зачем-то сделал похожими на вампиров - однако не использовал это обстоятельство. Зачем они здесь? Найти артефакт можно было и без них, и сюжет сработал бы точно так же. Этакое нагромождение ненужностей называется "пятое колесо в телеге", автор. То же касается Веян и Неян, они тоже лишние в идее и притянуты за уши.
Написано с обилием помарок, использованием деепричастных оборотов в качестве вводных. И это чуть было не загубило в общем-то просто отменную идею. Мало того, сюжет размывается. Сначало вроде пошло какое-то действо, что-то начало проясняться. Но потом автор сбился на поснялово и разъяснялово, пошёл по пути наименьшего сопротивления.
Страшный в своём безумии текст. Попавшая в локальную катастрофу военная база с пусковыми установками. Горстка людей, стремительно превращающаяся в разумных животных, крыша едет быстро и необратимо. Трепещите, мля! Новый армагеддон грядет...
В принципе, почти готовый набор штампов для очередного голливудского боевичка. А что, всё есть - алкаши отечественного разлива, убийства просто так, и даже групповое изнасилование для полного комплекта. И под конец, окончательно сбрендившие коварные русские запускают по заокеанским супостатам всю мощь оружия возмездия. Впрочем, для пущей киношности не хватает политкорректного негритоса или парочки голубых.
Оставим в стороне нелепость, будто у русского человека от таких незначительных неприятностей сразу и напрочь поедет крыша - на самом деле, наши выживают там, где "немцу смерть". Допустим, что обученный и тренированный персонал базы запустит боеголовки БЕЗ ПРИКАЗА. И даже примем на веру, будто сделать это можно просто так, без кодов-допусков и прочих многочисленных проверок. Но позвольте, сударыни и судари! Без всех этих натяжек и несуразиц и без того слабенький сюжет просто разваливается, ведь он держится именно на них...
Отсюда проистекает очевидный недостаток рассказа - он как бы ни о чём. В самом деле, если попытаться одной лаконичной фразой ответить на вопрос "о чём это?", то не выходит ничего путного. Кроме, разумеется, слегка завуалированных автором словечек, по слухам, доставшихся нам от татар. В общем, что-то происходит... но, ничего не происходит - в рассказе отсутствует именно то, ради чего он писался. А именно, идея. Мощная, сильная, достойная классиков жанра.
Некто, не иначе как враг рода человеческого, подкинул людям выводок адских птиц. Жрут что ни попадя, да ещё и приручить себя позволили - и не кому-нибудь, а самой дочери вождя. Ну, и дальше понеслось вполне предсказуемо...
Строго между нами говоря, это не рассказ в его классическом понимании. Не описание какого-либо случая или события. Напротив, длинное жизнеописание. Конфликт зарождающейся империи, чья мощь зиждется на аццких демонах, с реалиями человеческой натуры, которую не переделать, как известно. И что? А ничего, в финале всё мягонько спущено на тормозах. Здрасьте!
Мелкие ошибочки оставим на совести автора, равно как и жизненно важный вопрос: о чём всё это? Просто наверченные события вокруг довольно неплохого фантастического допущения с сотонинскими птицами? А где сюжет? Где интрига и её разрешение, спрашивается? Последняя строка и вовсе добила меня - уж меньше всего герои и персы этой легенды маются подобной дурью.
Нет уж автор, вовсе не проще! На этаких материях - как повести за собой общество в новое будущее - обломали зубы люди и нелюди куда покруче нас с вами. Христос, Ганди, Чингиз-хан, Саурон... мало? И каждый наступает на одни и те же грабли. Как только заводится некто, лучше других знающий куда и как нам идти, так сразу и начинается вселенский бардак. То изгоняют торгующих из храма, то режут коров во скорейшее приближение очередного коммунизма.
Справедливости ради стоило признать, что фант-допущение с некоей методикой и аппаратурой массовой промывки мозгов уже немного навязло на зубах. Равно как и вполне такая себе морализаторская мысль об ответственности Творца перед Народом. Да и противостояние "ястребы versus голуби мира" хорошо выглядит лишь умозрительно, в качестве допущения и мысленного эксперимента. Истинное искусство спасёт мир - ага, как же! И я вместе с другими голосом Станиславского громко заявляю: НЕ ВЕРЮ!
Начало рассказа с порцией внушения и последовавших затем страстей здорово отдаёт соответствующей сценой из Булгакова. Помните? Сеанс чёрной магии с её последующим разоблачением... стоило бы принять соответствующие меры, дабы подобная аллюзия не возникала.
Далее. Режиссёр как главгер появляется не сразу, и это здорово портит впечатление от рассказа. И в конце открытый финал - ну очень умно! Впечатление остаётся такое, будто небезызвестная мартышка повертела в лапках очки, но что с ними делать, так и не сообразила.
Бравый космодесантник на пенсии по инвалидности, непонятный подарок, атакующая как штурмовик на бреющем соседка... ох и винегрет, доложу я вам! Но, будем разбираться.
К моему превеликому сожалению, этому рассказу не хватает цельности - как замысла, так и его реализации.
Социальная компонента - собственно странная война - проскакивает на заднем плане как бы между прочим. Ну вот ей-богу, впечатление такое, будто её этаким волевым усилием притянули легонько за уши. Личная судьба космодесантника, которого откровенно и невесть зачем решили взять в нежный плен, тут тоже ни к селу ни к городу. А уж пресловутые грабли и вовсе выступили этаким роялем из кустов.
С реализацией тоже траблы нехилые обнаружились. Местами автор неплохо юморит, с трудом удерживаясь на грани стеба. А местами наоборот, буднично говорит о весьма и весьма серьёзных вещах, словно не замечая, какие же колоссальные возможности он упускает в своём разговоре с читателем.
В общем, автор, надо было на что-то решиться. На конкретное, красивое и сильное - а потом уж и наворачивать вокруг сюжета шелуху. Дом начинают строить не с дверей или крыши - и даже не с фундамента. А с проекта.
И слезодавильные на жалость потуги тут дела не спасают, знаете ли...
Итак, очередные злодейцы - и желающая спасти мир от оных бригада героев.
Ну что тут сказать... стеб он и есть стеб. К сожалению, выше этого поднять рассказ не удалось. Прикол ради прикола?
Композиция отменная, однако скорее для повести, чем для рассказа. Всё есть, и это всё стоит на своих местах, тут автор меня приятно порадовал. Но если всмотреться пристальнее, то можно обнаружить, что кое-чем откровенно стоило бы пожертвовать, чтобы сделать хороший рассказ. Или же добавить, раскрыть полнее, и тогда уже с полным правом влезть в более тяжёлую форму настоящей повести.
Герои получились в основном картонные. Этакие ходячие символы с надписями. Много их, и используются в основном как архетипы - это не в плюс, знаете ли. Впрочем, написано довольно чисто, да и читается легко... бум думать ещё.