|
|
||
методологическое обоснование психоанализа русских народных сказок (рнс): "демоническое начало" в психике человека |
НОВАЯ ТЕМА, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОАНАЛИЗА РНС
"ДЕМОНИЧЕСКОЕ НАЧАЛО" В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА
-1- "демоническая методология" -2- "современная демонология" -3- "архаическая демонология" примечания Цитаты, подтверждающие истинность 1-4
Для начала наших рассуждений, мы должны бы сразу разобраться с понятием (и явлением) демонического начала - в человеческой психике. Во-первых. С самого начала я хотел бы сгустить свое собственное субъективное понимание этого термина (слова, понятия), для того, чтобы сразу стало ясно, о чем идет речь. Для этого можно воспользоваться несколькими способами
Все это важно, но не обязательно даст важные результаты.
Цель методологическая:
интегрируя предшествующее в свое, которое, не скрою, на "прежних" представлениях и основывается!
Во-вторых, через уже имеющееся у меня представление о природе д-ского, после определения предмета, дать представление о том,
Цель Практическая: Дать "новый" способ анализа психики, значимый для терапии психических расстройств.
-2- "современная демонология"
Оставив пока в стороне разбор термина и других проблем, можно сказать, что ближе всех к пониманию и даже решению этой проблемы, среди современников, описанию критериев, по которым можно было бы выявлять д-ское, был З. Фрейд с его обогащенной концепцией индивидуального бессознательного. Иррациональное начало психики, которое пытается пробиться сквозь диктат разума - т.н. "ошибочные действия" (самосаботаж при оговорках, описках, утере или порче вещей и тд), навязчивое повторение и тп. В некотором роде, Фрейду, с его ясным и гениальным умом, удалось осторожно вскрыть тот пласт психического, который игнорировался всеми *[BV1] - который можно в прямом смысле назвать д-ским: человек сам не знает, что он делает, не знает даже о том, что он одержим силой, которую не контролирует и о глубине бессознательного страдания людей... Здесь - гуманистическое значение и направленность учения Фрейда- обозначить это для меня очень важно.
Несомненно, что нельзя обойти вниманием и концепцию К.Г. Юнга -"коллективного бессознательного", "архетипы" (говоря прямым языком - "теоретический конструкт", при помощи которого объяснялось наличествование проявлений богов, демонов, героев и др. "сказочных" существ в человеческой психике).
Следом за ними, с не меньшей проницательностью и остроумием данной проблемой занимался Э. Берн, основатель транзактного анализа (родительско-детских отношений). Для его анализа характерно употребление терминологии демон* (Э. Берн, "Люди, которые играют в игры", М: ЭКСМО 2002, стр559). Применяет он этот термин несколько шутливо, более для иллюстрации, но и такое отношение говорит о многом: о том, какое впечатление при наблюдении производит на психолога д-ское начало психики человека.
Среди современных направлений, которые не занимаются упорным игнорированием скрытых уровней психики, находится трансперсональная психология, само название которой говорит о имеющемся представлении о глубинном пласте человеческих и надчеловеческих отношений. Здесь очень важно заметить, что ТПП также описывает самую широкую и полную картографию психики (следовательно, и самую реалистичную картографию).
Прим: Данные пласты постижимы лишь личным визионерским опытом и основные черты этого опыта описаны пациентами при прохождении холотропной терапии. Они недоступны равнодушному к вопросам психологии сознанию. Данные пласты действительно недоступны человеку в обычном состоянии сознания (впоследствии они могут быть недоступны и пережившему такой опыт, но не сумевшему его осознать и интегрировать!). Обычно такой опыт человек получает а) стихийно в т.н. "пограничных состояниях"*[BV2] , б) организованно, в инициациях архаических культур и
Для раскрытия темы (и составления общего представления) примеров этих трех - четырех учений будет достаточно: они дают достаточно много для практического разрешения и теоретического разбора более "древних" концепций: -3- "архаическая демонология"
Итак, каковы вкратце проблематика и "ненаучные" концепции, (на самом деле, следует понимать, что это никакие не концепции, - такими они предстают лишь в научном языке, - а настоящая вера в духов и иной мир) и как они должны быть описаны: а) как они звучат в самостоятельном изложении, данные источников (см. примечания) б) что у них у всех общего? в) какая взаимосвязь существует между древними практиками и современными формами лечения психических болезней. г) как они могут быть объяснены в свете фрейдовского-юнговского-берновского... анализа в новом виде и могут быть интегрированы, хотя бы чисто теоретически, совместно с современными положениями психотерапии, а не быть отброшенными или "забытыми".(ПУНКТ г) ВЫНЕСЕН ЗА ПРЕДЕЛЫ ЭТОЙ ГЛАВЫ) 1) шаманские представления. Шаман - это не только "призванный" человек, прошедший внутреннюю интеграцию в посвящении-инициации, умеющий входить в транс, но и активно взаимодействующий с миром духов, - умеющий укрощать и изгонять вторгающихся враждебных человеку духов и использовать для лечения доброжелательных. Причина любых болезней - злые духи, причиняющие расстройство. Лечение начинается с того, что шаман изгоняет злого духа, и лишь затем прибегает к обычным способам лечения тела. О явлении шаманизма мы можем узнать достаточно из трудов Мирчи Элиаде и других исследователей. 2) рождающееся из шаманских представлений (- что важно понимать) сказочное
В современной пси-терапии принята на вооружение "сказкотерапия", что отражает важную роль сказки в развитии и восстановлении духовности человека. (*см. в этой связи мою работу: "Психоанализ РНС" Боголепов Владимир, 2003-2004)
и мифологическое творчество*[BV4]
Греческая трагедия как способ массовой психотерапии через "катарсис" (само по себе театр*[BV5] и сценическое действо это более позднее и упадочное - наследие культовых, мистериальных, посвятительных действ (Елевсинские мистерии), направленных на восстановление единства человека с миром богов, в свою очередь, являющихся упадочными в сравнении с более ранней шаманской практикой). Инсайт и Катарсис - две неразрывных основы психотрансформации в практике и методе современной терапии*[BV6]
3) Философская: Сократ, достаточно много уделявший в своей философии своим взамоотношениям с "демоном" (черезчур упрощенно понимаемым некоторыми толкователями как совесть, внутренний голос и тп., но в действительности то Сократ говорит о своем "демоне" как о личности, существе (#), как это понимается в шаманизме - духе-хранителе, советчике, помощнике) и вообще "идеальному миру", который опять же не "мир идей", для Сократа - это отличный от нашего реальный мир, как он понимается в п.4)*
4) Христианская (Бог -> ангелы<->(люди)<->демоны. Хр-во обладает широко разработанным учением о мире духов - иерархией ангелов и демонов. Одно из важнейших положений гласит, что враждебные человеку духи - демоны вторгаются в поддавшегося им человека и причиняют ему, либо через него - окружающим, вред, болезни и иные беды. Исходя из этой методологии первичная средневековая психотерапия заключалась в определении психических болезней как одержимости человека злой силой и применении соответствующих мер - экзорцизма и содержании одержимого в изоляции от общества ) Принято обновленное и усовершенствованное, сначала З. Фрейдом, затем и другими психотер, употребление "исповеди", как главного лечебного фактора, через беседу терапевта-пациента.
примечания Цитаты, подтверждающие истинность 1-4
4 - Христианство. Христос: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом": "Помилуй сына моего;он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его ...почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно...ничего не будет невозможного для вас; Сей же род изгоняется только молитвою и постом" Матф. Гл 17: 15-21 Таким образом, для того, чтобы обладать силой изгонять враждебных духов, человек должен обладать верой, и прибегнуть к практике молитвы и поста (голодания, полного воздержания от пищи)
"Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных" Матф. Гл 8: 16 "...Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий?...И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней". Матф гл 8: 28-34. (Как видим, для общества того времени это была проблема, к которой относились со всей серьезностью) ап. Павел: "Брань наша не к плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего*, против духов злобы поднебесной"...Ефес. 6: 12 См. также Ориген, "О Началах" - гл. "О противных силах" с 209. Самара 1993, изд. "Ра" (имхо - как раз имеется в виду иерархия - начальства и власть - демонов)
Смотрите, как перекликается языческое "мудрование" и христианское благочестие, такое ощущение, будто сказано одними устами:
3 - Философия. Сократ: Диалог Афинянин-Клиний: - "Небо полно всяких благ, но также - впрочем, не в большем количестве, и зол, то утверждаем мы, между ними происходит нескончаемая борьба, требующая чрезвычайной бдительности. Наши союзники - это боги, а равным и образом и гении, мы же, в свою очередь - достояние и тех и других...". - "Коль скоро небо наполнено разумными существами (по Сократу: духи воздуха, воды и эфира), эти гении служат им всем посредниками - вышним богам и друг другу, - легко носясь по земле и всему свету" - Т.III (2) Платон с. 494-495. - "Когда человек умрет, его гений, который достался ему на долю еще при жизни, уводит умершего в особое место..."(#) II т., c. 81. - подтверждение, что Сократ разделял как общую веру греков в духов, так и о гении или демоне - как о существе, а не "голосе". Ситается, что ведущие греческие философы, драматурги были посвящены в Елевсинские мистерии, в чем , очевидно,- источник силы их учений. Диалог Теэтет-Сократ:...
- "некоторым мой гений запрещал приходить, иным же позволял, и те опять делали успехи." Платон, Сочинения в IV томах 2 - 1 - Шаманизм. "Корнем всех болезней человека является нарушение баланса... вызванное либо вторжением враждебных духов, либо полной потерей души в результате душевной или физической травмы...Вторжение духов и потеря души подавляют естественные способности тела к самоисцелению, поэтому, если баланс душ не восстановлен, физические симптомы никогда не будут вылечены". "Шаманизм в Сибири", Болезни и их причины: с 89. "Шаманизм" Мн.: Плопресс 2002. - 416 с. (По ту сторону)
- - -
(предполагается написание "ангельского" начала в пси.)
[BV1]- не говоря о том, что до сих пор его концепция находит яростных опровергателей, что говорит о однобоком понимании п/а теории и практики, [BV2]- при угрозе его жизни, болезни, тяжелых физических и душевных страданиях [BV3]направленной на то, чтобы освободить человеческий дух от чрезмерно жестких, культурно заданных, границ обычного "нормального" сознания.
[BV4]нельзя не заметить здесь обратного: огромного влияния мифологии на Фрейда и на его учение - связи влияния б/с-го на поведение человека и тд
[BV5](от феос- божественный) [BV6]Греческая культура, оказавшая на нашу культуру, а мифология - на учение Фрейда, столь заметное влияние: Эрос, Танатос, Эдипов комплекс и тд. "Бессознательное", как настоящая сила, а не "сознательное", мотивирующее поведение человека, в некотором смысле - аналог греческого рока, лишенный "божественного" ореола, но не силы. В некотором смысле, Фрейд исследует демоническую сторону человеческого бессознательного, но тем же занимается вообще психотерапия - лечением психических болезней, истинная причина которых до сих пор до конца не может быть определена).
|
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"