Двойной человек
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Двойной человек
Эти записки школьного учителя, ушедшего из жизни в преклонном возрасте, обнаружены его учениками. Мы публикуем их в несколько сокращенном варианте, выбрав, на наш взгляд, наиболее характерные моменты его жизни в образе так называемого "двойного человека".
? ? ?
Я снова сижу на берегу моря и смотрю на разноцветные шары. Сейчас вечер, наверное, даже ночь. Мои штанины подкачены, босые ноги чуть увязли в песке и вбирают его оживляющий холодок с забавным и веселым трепетом. Волны плещутся тихо-тихо и едва не доходят до моих пальцев. Говорливые и ласковые, они мягко накатываются на берег и я, как мне кажется, вот-вот начну понимать их слова; во всяком случае, я явственно чувствую их желание поболтать и пооткровенничать.
Позади меня, чуть поодаль, вырисовываются силуэты стройных деревьев; по сторонам видны очертания далёких гор, погрузивших свои каменные лица в морскую гладь и неторопливо пьющих из моря солёную воду. В свете мечущихся шаров песок вокруг меня отливает перламутром, он шелковист, податлив и уютен. В нём надолго нашли приют колонии мелких ракушек; дружно уткнувшись в его рассыпчатое и гостеприимное ложе, они мирно почивают. Вокруг ни души, хотя факт наличия здесь разумной жизни довольно условен, так как всё зримое - и море, и песок, и шары - видится как-то по-особенному, будто вполне осознанно реагирует друг на друга и на присутствие человека, то есть меня.
Не знаю, сколько ещё времени мне придется воспринимать этот пейзаж, но я тщательно пытаюсь запомнить каждую мелочь, любую незначительную деталь, ведь я-то знаю, что самая, на первый взгляд, никчемная безделица в подобных местах имеет несомненно важное значение.
Не припомню, где я разулся. И откуда взялась новая одежда? Эти светлые брюки я не носил раньше. Неплохой покрой... Впрочем, я ничуть не удивляюсь; какая разница, в чём я и как сюда попал, - главное, что я снова в таком чудном месте!
Не могу оторваться от шаров - оранжевых, фиолетовых, желтых, светло-розовых; они словно играют и веселятся: то убегают к самому горизонту, то вновь возвращаются и пляшут прямо передо мной, то сталкиваются и разлетаются в стороны. От них становится светлее, как от ночных фонарей. Я назвал их "ночные солнышки". Не сегодня, не сейчас - раньше. Да, мне уже приходилось бывать здесь однажды. Впервые я повторяюсь и попадаю в то же самое место. Хочется уточнить - в одно из моих любимых мест, хотя, сказать по правде, все они приводят меня в высшую степень восхищения.
Я поднимаюсь с валуна, касаюсь воды и стою в ней по щиколотки. В предыдущий раз я хотел искупаться, но отчего-то передумал. Кто-то скажет, что я испугался новых диковинных мест и обитателей подводного мира, - однако ж нет, не было абсолютно никакого страха, - просто не захотел. Окунуться, что ли, сейчас? Ночные солнышки так и кличут меня с собой... Нет, всё-таки опять не решусь, отложу на потом; надеюсь, когда-нибудь мне ещё удастся посетить этот райский уголок.
А цветные огни все сверкают, резвятся и, подмигивая, зовут меня вдаль. Я улыбаюсь им. В моей улыбке - вежливый отказ на их любезное приглашение. Но им становится вдвойне веселее, они суетятся и заигрывают с ещё большей страстью...
Как я здесь оказался?
Я не заказывал сюда билет и не смогу показать это место на карте. В общем-то, я обыкновенный учитель географии (впрочем, не стану скрывать - необыкновенным быть хотелось всегда). Там я живу с женой и матерью-старушкой; мать почти не выходит из квартиры, разве что иной раз спустится к скамье у подъезда перекинуться словом с обветшалыми сверстницами о пережитом и обыденном. Жена бывает дома редко, у неё такая профессия - разъезжать по городам. Какая именно? Не имеет значения. Да я и не вникал в подробности, ибо особенного интереса работа супруги у меня не вызывает. Сейчас я не очень люблю говорить о там; с тех пор, как я стал путешествовать, а это продолжается уже больше двух месяцев, меня мало притягивает привычная жизнь. Попадая сюда, я получаю истинные минуты удовольствия, совсем забывая о старом мире. Скажу лишь: в данном случае я ехал с работы и вышел на своей остановке... Ступив на асфальт, сделал еще несколько шагов... И вот я любуюсь морем и ночными солнышками.
Как же всё-таки это происходит?
Пока ещё не могу ответить на этот вопрос должным образом. Возможно, какие-то аберрации физических величин, вихри времени и пространства, разные аномалии и анормальности; кто-то подумает - психические отклонения, патологии сознания, - всё это для меня пока не важно, я просто радуюсь происходящему, не сильно переживая из-за невозможности объективно объяснить это явление.
Раз уж я затронул известную всем жизнь, то следует кое-что уточнить - там я никуда не исчезаю. В данный момент я по-прежнему иду домой, точнее, наверное, уже пришел, если никого не встретил по дороге. Дверь мне открыла мама, и, как всегда, не успев пустить за порог, предложила супа. Так что там я уже уплетаю суп за обе щеки и подсыпаю в него по обыкновению побольше перца. А может, прилёг отдохнуть и читаю журнал. Не знаю. Мне абсолютно безразлично, чем я там занимаюсь. Когда я снова вольюсь в прежнюю жизнь, меня никто не спросит "где это ты пропадал?" или "ты что, с неба свалился?". Там всё идет, как и должно идти, в обычном ритме времени и с массой заурядных событий, и о том, что я нахожусь одновременно в двух местах, никто не догадывается. Пока я здесь благодушествую, там я делаю всё то же, что и делал бы, если бы меня здесь не было. Сижу, к примеру, на скучном педсовете, листаю книжки в библиотеке, пою, пляшу, думаю, сплю, - всё что угодно. Но в то же время я здесь. Странно, не правда ли?
Я живу и не могу представить, что со мной произойдёт в следующую минуту. Это моё двенадцатое путешествие, и неизвестно, случатся ли другие. Однако если такой феномен будет и дальше иметь место, я не рискну предположить, куда ещё занесет меня та неведомая сила, которая подрядилась помещать меня в эти фантастические края, потому что появление в том или ином месте и протяжённость пребывания в нём не зависят от моего желания. Теперь я стал сильно сомневаться в том, что претворение в жизнь всех наших желаний может сделать нас по-настоящему счастливыми. Я понял это, побывав здесь. Я не мог желать того, чего не мог себе вообразить. Кто-то, но не мы, знает лучше нас, что нам нужно, и для нашего же блага предоставляет то, о чём мы не смеем и думать.
О перемещениях я никому не рассказываю. В перерывах между путешествиями я, по понятной причине, не обмолвился ни словом. Не желаю быть исследованным или, скорее всего, куда-нибудь помещённым. Я пишу. Пусть потом читают. Пускай ухмыляются - мол, сказка, феерия, галлюцинации, бредни сумасшедшего или больное воображение. А вдруг кто-нибудь всерьёз заинтересуется этим и, поверив в реальность происходящего со мной, сделает надлежащие выводы? Вдруг грань между правдой и вымыслом окажется непрочной и легко стираемой? Тогда все, не только я, получат шанс увидеть мир по-иному. Правда ведь - та же сказка, стоит только приурочить её к другому времени или взглянуть на неё из другого мира.
Я смотрю вокруг - только я, море, берег и солнышки. Во всех моих путешествиях есть элемент таинственной непостижимости. Однажды я плыл по узкой реке в лодке с одним веслом и деревья, стоявшие по-над берегом, могучие и высокие деревья, склоняли со скрипом свои стволы и таким образом приветствовали меня. Они сгибались так низко, что я по-приятельски протягивал им руку. Это было мое первое странствие, и я обязательно опишу его подробнее.
К перемещениям я привык довольно быстро. Когда я там, я жду их с нетерпением. Ожидание не обязательно делает из меня затворника - наоборот, я становлюсь общительнее, мой нрав улучшается. Там я боюсь лишь одного - что они прекратятся, но с каждым следующим странствием этот страх пропадает, ведь я попадаю сюда всё чаще и чаще.
Чем я тут занимаюсь?
Не так-то уж и много времени я провожу здесь, чтобы чем-то заниматься. По старомодным представлениям - бездельничаю. Живу и не боюсь чего-то не успеть. Здесь нет беспокойства, тревоги. Нет боязни перед незнакомым и загадочным. Необъяснимое здесь манит, приводит в изумление, но не страшит, как это часто бывает там. Видеть и воспринимать - вот все мои дела. А там я существую. Человек живет лишь до тех пор, пока впервые не задаст себе вопрос: "а зачем?", "где смысл?". Всё. Дальше он существует. Бесспорно - ломать голову над смыслом совсем не лишено смысла, но я всё же считаю, что если нам вдруг случится узнать смысл жизни, жизнь наша потеряет всякий смысл. Такой вот нешуточный каламбур. Ну, бог с ним, с этим смыслом. Это отдельный разговор. Тут подобные мысли беспочвенны. Тут жить - всё равно, что впервые нырнуть в океан и увидеть всю красу подводного мира: причудливые кораллы, чудаковатые придонные существа, стаи переливчатых рыб и по-волшебному странные водоросли. Ты восхищен, упоён, растроган... Там же едва ли хватит воздуха проникнуться подлинной картиной бытия: кто-то обязательно заденет локтем или сам ты, нахлебавшись воды, пойдешь ко дну, напрочь позабыв про красоты света божьего. А когда, если повезёт, с чьей-то помощью ты выкарабкаешься на берег, то так и останешься сидеть на берегу со своим неразгаданным смыслом.
Ночные солнышки, перестав меня развлекать, улетели за горизонт и больше не возвращаются. В прошлый раз в этот момент я вернулся.
А может - ушёл?
* * *
Всё-таки я не застрял где-то по дороге, сижу дома. Мать уже спит в своей маленькой спальне, хотя сейчас всего лишь семь вечера. У неё свой режим, у меня свой. И у жены свой: она, как всегда, в отъезде.
Я взываю к жизни огромный телевизор и, поочерёдно переключая все сорок восемь программ, апатично гляжу в светящуюся рамку. Затем с чувством выполненного долга нажимаю любимую кнопку. Экран гаснет.
Начинаю предаваться воспоминаниям, нетрудно догадаться каким. В силу особенностей памяти замечаю, что многого не могу припомнить, ни в этой жизни, ни даже там (теперь уже "там"). Моя память обыкновенна, и в ней, как и у всех, запечатлялось в основном хорошее и плохое, ещё чётче - очень хорошее и очень плохое, иногда и оставалось никому не нужное нейтральное. Откуда такая избирательность? Почему часто забывается важное, значительное, пусть даже неосознанное, но, по всему, самое необходимое в человеческой жизни? Где место тому, что незаметно, но уверенно движет силу нашего духа?.. Наверное, память не главное, а важное, но забытое, лежит в глубине нас драгоценным кладом и в надобный час помогает нам правильно воспринимать мир.
Всё дело в восприятии.
Я сталкиваюсь с неразрешимой проблемой. Она состоит в том, что мне трудно передать словами свои ощущения там. Ощущения вообще трудно выразить на бумаге. Прежде всего, здесь всем (скажем - большей части) ощущениям сопутствует определённое понятие, выражаемое словом. Там же возникают совсем другие ощущения, или же они неизмеримо глубже в сравнении с нашими, привычными; там - совершенно иное восприятие действительности, и для того, чтобы я ясно передал свои впечатления оттуда, мне для начала нужно выдумать массу новых дефиниций, соответствующих понятий или представлений для них. Пока я этого делать, к сожалению, не умею. Я там ещё ребёнок, обучающийся первоклассник. Всё, что я пытаюсь вспомнить и передать, чересчур грубо, схематично и не может в полной мере отразить мои впечатления.
Анализируя увиденное, приближённо я мог бы привести следующее сравнение: там всё материальное, все предметы и явления открывают себя до мельчайших частиц, до невидимых здесь атомов, но только не с позиций научных изысканий, а в эстетическом плане, в плане откровения бездонных и бесконечных духовных структур. Побывав там, понимаешь, что теперь хочется не только всё знать, но и чувствовать всё.
Меня начинает мучить ностальгия. Ностальгия по близости с прекрасным. Контакт с ним там бывает настолько тесным, что иногда забываешь, что ты - отдельная, обособленная личность. Оно разливается по телу божественным нектаром, и ты ещё потом долго носишь колоссальную и неуёмную тягу к жизни. Ощущения того мира - словно никому не известный наркотик души, от которого нет освобождения. Вкусив раз, остаёшься зависимым навеки.
Принимаю решение прогуляться и развеяться. С кем-нибудь встретиться. Отвлечься и поговорить о земном. О приземлённом. Поговорить с придавленными гравитацией собратьями о пользе притяжения. О великой силе, уносящей в заоблачную высь. О чём угодно. Любой разговор засасывает и уводит в сторону. В сторону от самого себя. А мне очень нужно уйти. Мне кажется, чем сильнее я жду, тем меньше вероятность, что я снова перемещусь. Я чувствую, что бессилен. Моё бессилие в том, что я не понимаю механизма перемещений. Что же мне делать? Меня здесь почти ничего не держит, а пути туда я не знаю. И я жду, жду, жду...
Ночь запросто и неприметно изживает вечер. Иду тёмной улицей и вижу, как навстречу мне движется пожилая женщина. Я сворачиваю в переулок, чтобы не испугать её. Иду дальше - вбок, напрямик, по кругу, - направление не имеет значения. Мною движет инерция проживания положенного здесь времени, и я отбываю его как определённый кем-то срок заключения, срок долгий - сутки, двое, неделя, может месяц. Когда же я снова явлюсь туда? А вдруг это прекратится? Смогу ли я тогда жить, как прежде?
Так пристрастился, что сам себе отвечу отрицательно. Так увяз в самом лучшем, что не могу находиться в обыкновенном. Душно в тесноте домов и в узости улиц, всё кажется оторванным, существующим для себя; прикосновение ко всему - грубый вызов, притязание на чужую собственность.
Вокруг никого, но именно в эту минуту так хочется с кем-то поделиться, сказать, что всё не так, как видится, что может быть лучше, возвышеннее, ощутимее, а значит, где-то рядом и то, что для людей является целью ещё неосознанных стремлений, венцом самых блаженных мечтаний. Я люблю этот мир, но я хочу уйти, сбежать... чтобы любить другие миры.
Почему это случилось со мной? И кого я должен благодарить за этот дар и за эти муки ожиданий?
* * *
Слава небу, я снова здесь. Иду по тропинке в гору. Оглядываюсь назад и вижу, что поднялся уже достаточно высоко. Солнце греет спину, но не жжёт. Похоже на позднее утро. Шаг за шагом я поднимаюсь всё выше и выше. Шаг за шагом я постигаю величие трав, царственность облаков и каюсь за былую неясность разума - и перед этой тропой, и перед мощью этих незнакомых и всевластных гор.
Пока нет ничего необъяснимого. Я имею в виду такого, чего не бывает там. Всяких кланяющихся растений, летающих шаров, птиц, высвистывающих красивые мелодии неизвестных композиторов. Конечно, само явление меня здесь, окутанное великой тайной, и есть чудо из чудес, но всё-таки нечто загадочное - так сказать, странное в непонятном - мне необходимо. Я привык к нему. Уверенность, что я здесь, абсолютна, но я, дотошный и недоверчивый, всё равно ищу свидетельство этому. Я и там искал во всём какую-то сказку, нереальность, фантастический элемент; мне всегда нужна была зацепка, вытаскивающая из паутины повседневности, - антирутинная волшебная палочка, взмахнув которой, ты стряхиваешь с себя налипшую мещанскую пыль и вырываешься из тисков привычного и надоевшего. Там мысль-фантазия может занести довольно далеко, но как бы я ни тащил себя из болота за волосы, как бы не верил в "наверное", материализовать её не имел никаких шансов. Я жил воображением и шёл по давно проторенной человеком дороге тихим и неприметным странником.
Постепенно я добрался до самой вершины. Передо мной высокогорные луга. Море белых цветов. Никогда не видел эдельвейсов, но думаю, что это именно они. Всю жизнь мечтал побывать в горах. Какой воздух! Какая панорама! Что сравнится с этим?!
Где же всё-таки чудо? Неужели я исчезну, так и не увидев его? Видимо на этот раз его не будет. Тринадцатое путешествие.
Я вижу на противоположном краю вершины человеческую фигуру. Я впервые встречаю здесь людей и даже немного растерян.
Подхожу ближе. Человек сидит ко мне спиной и смотрит вдаль. На нём сетчатая безрукавка, колыхаемая ветром. Пышные волосы цвета соломы; и даже запах, как от палимого солнцем сена. Это девушка!
Она оборачивается, и я столбенею в изумлении...
Может, она кажется мне красивой, потому что я здесь? И впервые не один? Может быть, там мой восторг не был бы таким высоким?
Я лгу сам себе. Она действительно красива. Безупречно красива. Мила и неподражаема. Жаль, что я не сообразил нарвать ей эдельвейсов. Теперь уже поздно.
- Рада встретить ещё одного освобождающегося, - приветствует она и учтиво улыбается.
- Освобождающегося? - удивляюсь я. - От чего?
- Освобождающегося, достигнувшего, реала, двойного человека - мы так себя называем.
- Кто это - мы?
- Все те, кто умеет перемещаться из того мира. Я вижу, вы новичок, и ещё немного шокированы появлением в подобных местах.
- Если вы имеете в виду количество перемещений, то это у меня тринадцатое.
- О! Вы, можно сказать, только начинающий.
- Вы так выразились вначале, что я понял - мы с вами такие не одни. Разве помимо нас тут ещё кто-то имеется?
- А вы приняли меня за Еву, а себя за Адама? - она почти смеётся, и я, заворожённый смехом, ещё раз убеждаюсь в её непревзойдённости. - Конечно, не одни. И наши ряды изо дня в день пополняются.
- Помимо вас я больше никого не встречал.
- Так всегда бывает при первых перемещениях. Впоследствии вы встретите и других людей.
- А вы уверены, что это никогда не закончится?
- Всё зависит от вас.
- От меня? Но ведь это происходит без моего ведома!
- Вам так кажется. Со временем вы будете всё больше находиться здесь, а прежнюю жизнь будете мало-помалу забывать.
- Вижу, вы уже освоились в этом мире. Может, объясните мне, новичку, как это происходит?
- Что? Перемещение?
- Да. Как я могу быть в двух местах одновременно и помнить, что со мной происходило и там, и здесь?
- Вас интересует сам механизм?
- Меня интересует всё.
- Всё - это слишком много. Вам сразу будет очень трудно уловить суть.
- И всё-таки попытайтесь. Прочтите мне вводный курс.
- Придётся, раз вы настаиваете; только для начала расскажите немного о себе. Кто вы - там?
- Тот же, кто и здесь, - отвечаю я, - разве что одежда часто меняется. Вот эту сорочку, к примеру, я вижу на себе впервые.
- Я имею в виду вашу профессию.
- Ах, вот что. Я преподаватель, учитель географии в средней школе.
Замечаю, что она немного удивлена и начинает приглядываться ко мне.
- А чем вы еще занимаетесь?
- Ничем, - развожу я руками, - ничем, заслуживающим внимания.
Она изумляется ещё больше и говорит:
- Вы редкий экземпляр.
- Это почему же?
- Сюда чаще попадают творческие личности, с широким кругом интересов... Хотя вру, это совсем необязательно.
- В преподавании тоже много творчества, - чуть с обидой замечаю я.
- Не спорю. Давайте начнём вот с чего: с вопроса на засыпку. Вы любите природу?
Её лёгкая и добрая усмешка ставит меня в тупик. Почему-то на этот вопрос мне хочется ответить повитиеватее, наверное, чтобы понравиться.
- Чтобы что-то любить, нужно это хорошо знать, - отвечаю я, - а с тех пор, как я начал путешествовать, для меня стал совершенно очевидным тот факт, что по-настоящему природа может открыться только здесь. Теперь, конечно, люблю. Любил и раньше, но то была другая любовь. Здесь я ощущаю взаимность, а там... Там любить природу - словно любить девушку, которая ни разу в жизни на тебя не посмотрит и не скажет ни слова.
- Согласна. Похвально, что с природой у вас сложились дружественные отношения. Могу предположить далее, что вы хорошо разбираетесь в искусстве, тонко чувствуете человеческие отношения, ваш духовный потенциал богат и устойчив. Говоря проще, вы умный, порядочный и образованный человек. И ваша жизнь нацелена на интенсивное поглощение духовной пищи. Ведь так?
- Считайте, что угадали, - горделиво хвастаюсь я и тут же, замечая, что перестарался, вношу поправку: - Но для меня весьма характерны и низменные поступки!
- Ах! - всплескивает она руками. - Этого не может быть! По вам этого не скажешь.
- Гм, хорошо, положим, я немного преувеличил.
Я уже сижу напротив неё, и мы разговариваем в море эдельвейсов.
- Важно, чтобы ваше отношение ко всему вокруг соответствовало неким определяющим критериям, - говорит она. - Возьмём творчество, например. Какие произведения вызывают у вас трепет? Чем вы восхищаетесь?
На мгновение я задумываюсь, и после отвечаю:
- В живописи предпочитаю импрессионистов; в музыке люблю классику, джаз, не прочь послушать и другие стили. В литературе много чего интересует, перечисление всего отнимет у нас уйму времени...
- Вот видите, какая вы многогранная личность...
- Вы явно раздуваете мою значимость.
- Всё в мире так или иначе влияет на внутреннюю сферу человека, вызывая эмоции. Восхищение более совершенными творениями затрагивает соответственно более тонкие материи человека. Любители китча и ему подобного тоже растут духовно, но гораздо медленнее, и находятся на много уровней ниже. Когда человек начнёт вбирать в себя самое лучшее со всех плоскостей многостороннего творчества, научится отделять низкопробное и второсортное, рафинируя высококачественное, у него уже вполне могут появиться способности к перемещению.
- Позвольте, но кто устанавливает такие критерии? О влиянии на духовность различных сфер жизни можно долго спорить. Кто мне докажет, что произведения Гёте, Камю или Сартра стоят на голову выше, чем сочинения какого-нибудь создателя гаденьких любовных романчиков?
- Какая вам разница? Вам здесь плохо?
- Нет. Очень хорошо.
- Вот и прелестно. Значит, вы на верном пути, какие вам ещё нужны доказательства? Я даже не буду вдаваться в подробности и выяснять, что конкретно вы любите читать, смотреть и слушать. Разве сами вы сомневаетесь в тех вещах, которые любите, в том, что они по-настоящему имеют ценность? Неужели вы не уверены в собственном вкусе? Могу вас успокоить: раз вы здесь, то с ним всё в порядке.
- Стало быть, вы считаете, что достаточно иметь хороший вкус и появится шанс к перемещению?
- Дело не совсем во вкусе, дело в восприятии тех вещей, которые имеют особенное влияние на внутренний мир человека. Отбирает он их - да, сообразно вкусу и интересам, - благодаря дару к оценке вещей и ценностей. И дар этот, заметьте, не только врождённый, но и приобретённый. Восприятие же, как вы понимаете, у разных людей сильно отличается: у одних оно может быть глубоким, у других поверхностным. Чем глубже восприятие, тем мощнее и крепче становится духовная субстанция. Вот что важно: важно, как каждый чувствует облака, волны, травы, горы, снег, природу в целом, весь универсум, друг друга, как любит и чем живёт; и, с другой стороны, как он относится к заурядному, насколько толерантен и снисходителен, пускай даже к третьеразрядным интересам других, вообще к чужому мнению; как страдает, каково его поведение при определённых жизненных обстоятельствах. Должна быть высокая культура мировосприятия и соответствующее поведение. И так везде: и в общении с людьми, и в полном одиночестве.
- Вы мне льстите. Следовательно, раз я здесь, - я всем этим обладаю.
- Я уже говорила: вы на правильном пути.
- Чушь какая-то. Вы не представляете, какие жуткие и отвратительные вещи я порой смотрю и читаю с превеликим удовольствием. Какой я бываю подлый и омерзительный... - Я запинаюсь, и затем тотчас спрашиваю: - И всё-таки я не пойму, кто даёт подлинную оценку вещам? Высшие силы?
- Вы сами. Вы любите то, что любите. И если вам не дано полюбить то, после чего можно оказаться здесь, то вы себя не перепрыгнете. Поэтому не нужно никому утруждаться и лицемерить, подстраиваясь под высокий вкус. А гаденькие любовные романчики, как вы соизволили выразиться, тоже имеют свой вес, и кому-то они - а, скорее всего, большинству - на определённом этапе развития просто необходимы. Они и подобные им вещи, - я надеюсь, вы понимаете, что мы сейчас конкретизируем некоторые детали довольно условно, - тоже оказывают немалое влияние, и для иных просто незаменимы. А если вы подлый и, как говорите, любите всякие мерзости...
- Я приврал...
- Не имеет значения. Если даже так, то вы или стремительно исправляетесь в нужную сторону, или ваши любимые мерзости на самом деле достаточно высоконравственны. В любом случае, не обольщайтесь чрезмерно. Здесь было много таких, которые дошли до пятидесяти, даже до ста перемещений, а затем эта способность их оставила.
- Хорошо. Пусть всё так, как вы рассказали, - соглашаюсь я. - Но я всё равно не понимаю, как это происходит. Предположим, у меня правильные взгляды на жизнь, я достиг высокого уровня культуры и всего-всего-всего, что соответствует требованиям той силы, по чьей прихоти я переношусь из одного места в другое. Что дальше? Как это делается? Я не верю в телепортацию, параллельные миры, инопланетян, дьяволов с богами, колдовство, во всякую метафизику. Объясните мне.
Девушка замолчала. За этим уроком я забыл о том, как она очаровала меня. Может переменить тему? Но очень хочется всё узнать.
- Какой вы любопытный. Зачем вам всё сразу? Узнаете позже.
Я вижу, как в её взгляде появилась расположенность, какая-то заботливость обо мне, возможно, что-то большее. Но я неумолим. Я говорю:
- Да, я любопытный. Я хочу всё сразу.
- Что ж, извольте. Всё очень просто, - говорит она. - Эволюция.
- Эволюция?
- А чему вы удивляетесь? Надеюсь вам, как учителю, не нужно объяснять происхождение жизни на земле и дальнейшее её развитие от простейших до человека?
- Не нужно, - мотаю я головой.
- Значит, вы и так всё прекрасно понимаете.
- Ни черта я не понимаю.
- Не ругайтесь... На физическом уровне формирование человека разумного как вида закончилось, остались так, мелочи...
- Принимаю. Возможно, даже подыграю вам и соглашусь на существование других уровней.
- Раньше разум не играл никакой роли в эволюции существ, так как отсутствовал сам. Теперь же он способен повернуть её куда угодно. Принимая во внимание серьёзные успехи во всех областях науки и техники, в том числе генную инженерию, эволюцию свободно можно направить на изменение внешнего облика человека, его тела, набора хромосом: хотите - гигантизм, нанизм, половой диморфизм, хотите - дистрофия с увеличением объёма головного мозга...
- Ладно, это опустим.
- Можно пойти путём техницизма, меняя сердца на не знающие устали молоточки. Я, конечно, немного утрирую...
- Понятно. Опускаем и это.
- Инволюция, деградация, тупиковые направления ...
Я показываю рукой, что они тоже как бы в пролёте.
- Давайте о том, что происходит с нами, - говорю я.
- С нами происходит естественная эволюция, эволюция духа, который начинает выходить из-под долгой опеки тела и играть ведущую роль - управлять нами. Прямой скачок к новому виду путём постепенного насыщения души. Вы достигаете такого развития своих духовных структур, что они уже не уживаются в вашем теле и не нуждаются в нём. Они приобретают способность создавать себе новое тело в любом понравившемся вам месте.
- Погодите, погодите, - перебиваю я, слегка запутавшись, но она не даёт мне опомниться.
- Берите во всём пример с природы - идеального творения. Она показательна во всех проявлениях: от лесов, степей и ручьёв до пустынь и земли, раскисшей до грязи...
- До грязи?
- Да, до грязи. В природе есть завершённость, законченность во всём, от малого до большого, в отличие от многих творений человека. Труды его вторичны по отношению к ней. Но по завершённости и по силе влияния они должны быть максимально приближены к творениям природы, конгениальны с ней. Только тогда это великие классические произведения. Один неудачный мазок на холсте, одна диссонирующая нотка, одна нескладно построенная фраза в сочинении - и уже видна фальшь всего творения; и тот, кто готов вот-вот шагнуть за грань человека разумного, в образ реала, или двойного человека, как никто другой чувствует её, она отдаётся в нём внутренним дискомфортом. Теперь понимаете, какая огромная ответственность лежит на творческих людях?.. А в природе таких недоработок нет. Сравнивайте с ней, ищите аналоги. Плохая музыка не находит в ней отражения, и в то же время готовый по всем канонам мини-шедевр может соответствовать вот этой букашке, которая ползёт по вашим брюкам. А эти бабочки, которые порхают на лугу - почувствуйте, как им подходит музыка Телемана и Вивальди. А облака - сотни белоснежных балерин, кружащихся в танце, - и попробуй одна из них сделать неловкое движение! Знаете, какие муки испытывает настоящий художник, чувствуя неуловимый огрех в своей работе, который под силу ощутить лишь двойному человеку?.. Поэтому создайте свой мир ценностей и впитывайте его, не ропща на всё остальное. От ошибок никто не застрахован. Принимайте всё, но восхищайтесь лучшим, не сильно сетуя на то, что жизнь полна скверны. А когда, оставаясь самим собой, вы невольно выполните все требования для продвижения вперёд, то станут, если можно так выразиться, мутировать "гены вашей души", и она приобретёт способность покидать физическое тело. Духовная половина попадёт сюда и создаст себе дубликат вашего родного тела вместе с сорочкой, и вы, как переходная форма, начнёте раздваиваться. Это и происходит сейчас независимо от вашего желания, и данный процесс, скорее всего, обуславливается нуждами подсознания. А так как переходная форма неустойчива, вы и мечетесь туда-сюда.
- Чистейшей воды идеализм, - делаю я вывод.
- Называйте, как хотите.
- Получается, что я - и моё тело, которое здесь, - есть новый вид, созданный более развитым духом и существующий тут по своему усмотрению.
- Мы на пути к этому виду. Мы называем его человек лучший, или Homo melior.
- Но я не чувствую себя здесь другим. Те же руки, ноги, мысли.
- А восприятие?
- Согласен, восприятие здесь особенное, словами не выразишь.
- Там вы уже достигли такого уровня восприятия хорошего, и, скажем, сдержанного неприятия плохого, что ваше старое тело уже не может больше обеспечить запросы вашей души, и она создаёт новое тело, перенося вас сюда. И здесь начнётся новый виток спирали. Только не забывайте, что никакой вы ещё не вид, - вы двойной человек, переходная форма, причём весьма нестабильная.
Я на минуту ухожу в мир собственных мыслей. Она ждёт. Я вновь задаю вопрос:
- А как насчёт других достижений человечества - достойных внимания красивых автомобилей, изысканных украшений, элегантных новинок в моде, например. Да мало ли чего на свете интересного! Вы же не станете отрицать, что эти творения рук человеческих являются не менее выдающимися, чем шедевры живописи или архитектуры? Я тоже имею склонность восхищаться ими.
- Мы уже это обсуждали. Вы можете восторгаться чем угодно, даже формой консервной банки. Любая позитивная эмоция есть шаг к развитию, только эмоции, вызванные разными объектами, влияют на разные уровни развития. Раз вы здесь, то вы подошли к верхнему уровню и ваше мировосприятие, судя по всему, безукоризненно, так что не стоит беспокоиться по этому поводу, пускай всё идёт своим чередом. Развивайтесь себе на здоровье. Человек лучший - тоже не предел. Возможно, вообще предела нет.
- Хорошо. Но откуда эти горы, эти цветы? - продолжаю я допытываться. - Мы вообще на земле?
- Вы просто как ребёнок. Ну представьте себе, что вы - первая рыба, вылезшая на берег. Или первая птица, взлетевшая в воздух. Как вы оцените свои новые впечатления?
- Там всё понятно: вылез из воды на сушу, с суши взлетел в воздух. А здесь? Пошёл в магазин, а сам сидишь на горе. Как же тут поймёшь?
- Я ведь вам всё объяснила, как могла, почти всё. Вы - двойной человек, и ваш двойник может отделиться от вас в любую секунду и молниеносно перенестись куда угодно, благодаря той силе, которая заставила рыб вылезти на сушу, и о которой вы без конца допытываетесь. Вы думаете, рыбам плохо было в воде? Но эта сила знала, где и кому лучше, и заставила их выйти на берег. Однако вы уже далеко не рыба. И не чувствуете себя страдающим, попадая в новые места. Страдают там, потому что не хотят улучшаться. Высшие ступеньки надо ещё заработать... А земля это или нет - я не знаю. Может быть, такой же двойник, как мы сами.
- Бред какой-то. - Я хватаюсь за голову. Обычно в таких случаях у меня начинает болеть голова.
Но она не болит. Я сосредотачиваюсь.
- А как моё тело там обходится без духа, который тут изобрёл себе другое тело, а то бросил на произвол судьбы?
- Оно свободно обходится и без него. Живёт инстинктивно, привычками, и не о чём не беспокоится. По иным телам не скажешь, что там вообще может быть душа. Телу нужна душа лишь в интересах души. Когда она достигает определённого развития, то может создавать себе любое тело без особого труда. Собственно говоря, понятие дух или душа я употребляю сейчас, чтобы вам было хоть немного понятно. На самом деле всё обстоит чуть иначе. Я не могу вам вразумительно объяснить, пока вы не научитесь мыслить новыми, здешними понятиями. Я и сама здесь не настолько стабильная единица, чтобы с точностью усвоить происходящее. Мы подобны предкам человека разумного, какому-нибудь кроманьонцу, только ступенью выше.
От потока новой информации я на миг перестаю её понимать. Мне почему-то становится жаль моего брошенного гомо сапиенса.
- Однако же, когда я здесь, он ходит там в театр, даёт уроки, он честолюбив, слушает Моцарта, он щедр, он, как вы говорите, эволюционирует. И когда я возвращаюсь в него, я всё помню, словно сам это пережил.
Я думаю, что она уже не ответит, но она всё равно находит ответ. У неё на всё есть объяснение.
- Сейчас он живёт по инерции, которую вы задали ему, возвысив здешнего двойника на новый уровень. Когда вы возвращаетесь, то считываете информацию, которую он для вас по старой любви собрал.
Она с жалостью и не без ласки глядит на меня и, видя, как я обескуражен, с улыбкой произносит:
- С вас хватит на первый раз, любознательный вы такой. Мне уже скоро уходить.
- Вы можете предчувствовать этот момент?
- Вы тоже скоро этому научитесь.
- Можно поинтересоваться, кем вы работаете там?
- Была художником-оформителем. Сейчас пробую себя в живописи. К тому же занимаюсь организацией выставок. Как видите, ничего особенного.
- Надо же. Интересно было бы посмотреть ваши работы.
Я молчу. Она смотрит на меня, не отводя глаз. Я их опускаю.
- Знаете, - говорю я, - когда я шёл в гору, то думал, что сегодня не увижу ничего необыкновенного, никакого чуда. А вот оно - оказывается, встретил вас.
Она улыбается ещё обворожительней. Я чувствую это, глядя в землю. Я чувствую, что взгляд её становится нежнее и нежнее. Я растроган. Я не нахожу слов. Я ни к чему здесь не могу подобрать слов!
- Как же нет чуда, - говорит она, - чудо всегда присутствует. Уж поверьте мне, я намного больше путешествую... Разве вы не слышите, как переговариваются эти эдельвейсы?
Она замолкает, предоставляя мне возможность прислушаться.
Так и есть. Как же я раньше этого не слышал? Они щебечут, пищат на тарабарском языке, наклоняются друг к другу, шепчутся и смеются. А я ещё хотел их нарвать!
Я тронут до слёз. Мне хочется сказать ей то, что нельзя выразить словами.
Я поднимаю глаза...
Её нет! Она исчезла!
Я бегаю по траве, стараясь не наступить на цветы, но её нигде нет.
Какой я дурак! Я даже не спросил её имени. Где я теперь её найду?
Я совсем забыл, что отсюда мы исчезаем. Ведь она даже предупредила меня.
Я сажусь на траву.
Я пытаюсь думать.
Я ложусь, раскинув руки.
Я, двойной человек, реал, стремящийся к человеку лучшему, за своими расспросами забыл сказать ей, как теперь кажется, самое главное.
* * *
Ученик рассказывает о Тибете. Рассказывает детально, эмоционально, не сбиваясь. Хорошо выучил урок. Подготовлен на "отлично".
Интересно, растут ли эдельвейсы в Гималаях? Не знаю. Нужно будет заглянуть в географию растений. Знаю точно, что они растут в Альпах.
Задаю дополнительный вопрос о горных системах Европы. Среди прочих он называет и Альпы. Я доволен. Спрашиваю, какие он знает высокогорные цветы, растущие там. Он говорит, что мы это не проходили. Мне хочется влепить ему двойку. Его незнание я принимаю как личное оскорбление. Он садится на место. Я ставлю "пять".
Кажется, что эти цветы расцвели внутри меня. Но никто этого не видит...
Объявляю тему урока. Но говорить о пустынях не лежит душа. Рассказать, что ли, о горах Франции или Швейцарии? Почему-то думаю, что был именно там.
Нет, нужно следовать программе.
Пустыни...
Я спрашиваю, с чем их можно сравнить. Дети молчат. Затем один говорит - с остолбеневшим морем, другой - с пожелтевшей от времени манной кашей, третий тянет руку и, выкрикивая, сравнивает её с миллиардами сдохших жёлтых комаров.
Весьма странный ответ.
Я начинаю с того, что сопоставляю её со звуками электрогитары, с рок-музыкой высшей пробы.
Дети молчат. Дети переглядываются. Дети смотрят на меня с опаской. Несколько человек на задних партах восхищённо вскрикивают.
Я начинаю рассказ, так как вижу, что они заинтересованы. Смотрю им в глаза и думаю о том, может ли кто из них в будущем стать двойным человеком, или всем им суждено топтаться на месте.
А я? Могу я им помочь в выборе?
Звенит звонок. Дети разбегаются кто куда, каждого несёт своё течение, в свой загадочный, а, с другой стороны, совсем обыкновенный мир.
* * *
Передо мной озеро. Тихое и прозрачное, как чистая душа. Не хочу его тревожить, даже прикасаться, не говоря уже о том, чтобы бросить в воду камешек, - настолько девственным оно выглядит.
Первым делом ищу девушку с соломенными волосами. Вокруг ели и какие-то кусты с красными плодами. Похоже, боярышник. Ботаник из меня никудышный - как только меня пропустили сюда?
Девушки не видно. Надеюсь, что она появится позже, как и в прошлом перемещении. Два раза подряд, конечно, маловероятно, но всё же пойду, поищу. Вот такой я, двойной человек.
Каждый куст, каждую ягоду и травинку я чувствую всеми клетками. Мне бы сделать усилие, и я научился бы понимать их мысли... Непередаваемое ощущение.
О чуде думать некогда. Думаю о девушке. Девушка для меня чудо. Пробираюсь вдоль берега узенькой тропкой. Озеро отдыхает и наблюдает за мной, ведь я зашёл в его владения, и ему интересно разузнать, что я за гость.
Минуя заросли орешника, натыкаюсь на груду камней. Наклоняюсь - все камни драгоценные. Изумруды, рубины, жемчуга ...
Я меняю решение. Беру изумруд и бросаю в озеро.
Всплеск.
Снова тишина. Но лишь на какое-то мгновение, затем вода вздымается вверх, и на меня летят капли одобрения. В который раз я очарован. Бросаю ещё один. В ответ опять брызги. Бросаю один за другим, пока не исчезает вся куча. Озеро окатывает меня водой с головы до ног. Я стою, весь мокрый, и чувствую, как озеро смеётся.
* * *
Бессонница. Далеко за полночь. Меня мучают мысли, что я могу больше не встретить незнакомки. Один во мне говорит - вздор, обязательно встретишь; другой не верит этому и весь проникся пессимизмом. Оба рвут меня на части.
Вспоминаю все тонкости разговора. Некоторые моменты никак не могу связать между собой, а кое-какие мысли вообще не укладываются в голове. Порою кажется, что я ничего не понял, хотя вроде бы всё сравнительно просто. Возникает желание почитать. Встаю с постели в поисках подходящей книги. Выбор большой. Библиотека подбиралась не одним поколением. Смотрю на обложки писателей разных столетий. Ловлю себя на мысли, что ищу томик в соответствии с критерием высшего уровня. Какой взять? Чувствую себя неловко. Всё-таки что-то я недопонял, не уловил главного. На миг перестаю верить в правдивость её слов...
Ладно, я и раньше обходился без всякой истины, обойдусь и сейчас, но как избежать заблуждений?
Назло хочется почитать что-нибудь пошлое и второсортное. А вдруг уже нельзя?
Безумие.
Она говорила, что я на верном пути, значит нужно делать всё то, что и раньше. Но как правильно использовать обретённый мною карт-бланш? Я в зоне перехода, значит, от чего-то нужно и отказываться, перестраиваться. Значит, в любой момент меня ещё могут выкинуть из поезда, летящего в будущее.
Что-то мне снова ни во что не верится. Столько загадок и вопросов. А ответы - словно справки из сумасшедшего дома. Но есть неоспоримый факт - я между двумя мирами. Точнее, какой-то недоразвившийся вид. И уже не один. Она где-то ходит тоже, то там, то здесь, может близко, может далеко. Она уже больше там, чем здесь, значит, нужно её догонять. Она моя путеводная звезда.
Беру в руки запылённый томик Музиля и сразу попадаю - "Разум ничего не доказывает, мысли не достают до души". Как здорово, что моя душа начала властвовать надо мной. Поражаюсь сам себе, как я мог достичь этого состояния! Я горд. Неужели всему виной особое чувствование?!
Играю светом, щёлкая кнопкой ночника. Где бы взять перечень того, что нужно? Как бы не ошибиться в поступке? Как догнать её? Нет, главное не лицемерить, ханже там не место. А как же другие? Как помочь им? И всем ли это нужно? Всем ли там будет по душе? А оставшиеся тут - не будут ли они подобны паразитам, неизменно существующим миллионы лет? Вопросы, вопросы... Я пытаюсь понять, как можно эволюционировать в одном поколении.
* * *
Я встретил её только в двадцатом перемещении. Когда я возник на маленьком острове посредине реки, она уже бежала навстречу. Это мгновение стало центральным во всей моей жизни. Значит, она тоже ждала меня. Она тоже вспоминала обо мне.
Я стоял, от неожиданности потеряв способность двинуться с места, и глядел, как она несётся по речному песку с распростёртыми руками, нисколько не скрывая своей радости. Остановившись в нескольких сантиметрах от меня, она приподнялась, оторвав от земли пятки. С минуту мы молча смотрели друг другу в глаза. Мы были безумно счастливы.
Где же ты была?
Мы стояли рядом, не прикасаясь, но я никогда не чувствовал такого контакта, такого единения, жара жизни, объединяющего в одно целое два самостоятельных существа.
Я представлял себя каплей, и, казалось, стоит только податься вперёд и дотронуться до её руки, как две независимые капли тут же сольются в одну, более одухотворённую единицу.
Мы долго бродили по острову, небольшому уютному острову, который мог показаться малым лишь тем, кто горит в невостребованном одиночестве, тем, кто не нашёл себя в других, и в этих поисках рвётся обойти весь мир. Нам же, счастливейшим из смертных, довольно было и маленького клочка земли, и пяди бесконечно сужающегося пространства - ведь мы ощущали себя неразделимо целостными и огромными, как вселенная, которая сама в себе хранит все тайны и чудеса, не заботясь о внешнем и не думая о показном.
В торжественной приподнятости она беспрерывно мне что-то рассказывала, заливалась смехом, поглощала и топила своим взглядом, вела себя так, словно мы были знакомы целую вечность. А я, поглощённый её естеством и хваливший провидение за ниспосланное свидание, не запомнил и малой доли её мелодичных и желанных слов. Я стоял перед ней, весь проникшийся подлинной страстью неземного влечения, озарённый сверхмыслью какого-то альтруистического самопожертвования. Я витал в эмпиреях и грезил о будущем, я - всего лишь какая-то переходная форма от чего-то одного к чему-то другому - был выше и счастливее всех самых разумных существ мира вместе взятых.
Среди сотен её слов я запомнил самое главное для себя: она считала нас маленькими частичками, совсем неслучайно столкнувшимися в невообразимо гигантском макрокосме. Встреча была закономерной, с расчётом на нескончаемое продолжение. И нам стоило лишь приложить немного усилий, пройти до конца путь освобождения, чтобы затем никогда не расставаться, оставив навсегда скучное, замкнутое и циничное там.
Когда время спустило меня на землю и напомнило о скоротечности событий, я, не желающий терять её ни на минуту, осмелился спросить у неё о прежней жизни, чтобы договориться о встрече в старом мире. Если здесь мы встречаемся редко и независимо от нашей воли, то там, рассуждал я, мы могли бы вместе стремиться к тому, чтобы как можно быстрее из двойных людей стать лучшими.
Она отказалась. Отказалась наотрез, но на всякий случай поинтересовалась о моём местопребывании и вроде бы как удивилась, услыхав ответ. Там, сказала она, нам встречаться нельзя. Это всё равно что, будучи людьми, договориться о встрече в облике обезьян.
Я понял её и не стал больше настаивать.
Тогда она провела рукой, показывая на берега реки, и спросила, почему я так долго не замечаю чуда?
Конечно же, я так был увлечён ею, что совсем не заметил, как сменяется панорама берегов. Плавучий остров вёз нас на себе, будто сказочный плот. Я впервые увидел здесь строения с коническими крышами, красивые башни, хрустальные дворцы, выглядывающие из-за прибрежной растительности. С каждым поворотом реки в пейзаже появлялось что-то новое, ошеломляющее, захватывающее дух, зовущее, искреннее и исполненное величия. Мы плыли и плыли, любуясь красочностью ландшафтов, их чистотой и доступностью. Плыли и восхищались до сладостной дрожи в теле: и радужными садами, и пульсирующими фонтанами, и людьми, выходящими прямо к воде и приветливо машущими нам руками, - всё это какой-то потаённой музыкой проникало в самое сердце и ничто на земле не могло сравниться с таким возвышенным переживанием.
Я был выше седьмого неба. Так долго я ещё никогда не путешествовал. Так долго я ещё никогда не блаженствовал...
Она снова исчезла первой...
* * *
Это же надо! Не успел я одуматься, как снова оказался