Ладнева Наталья : другие произведения.

Закличка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вместо аннотации: Посвящается Божественной стихии воды и удивительному созидательному потенциалу, заложенному в каждом из нас...

  
  
  
  Автор: Наталья ЛАДНЕВА

ЗАКЛИЧКА

почти фантастический рассказ

  
  

1

   Утром тёплого августовского дня дежурная учительница городской средней общеобразовательной школы получила срочную телефонограмму следующего содержания:
   "Директору школы или и.о. директора школы: В соответствии с планом благоустройства школы и дворовых территорий произвести покос травы до 4 августа сего года. 4 августа состоится объезд АТИ".
   Аббревиатура "АТИ" расшифровывалась, как административная территориальная инспекция. И.о. - исполняющий обязанности директора школы, принял это к сведению. И, поскольку АТИ - это серьёзно, незаменимый школьный работник дядя Коля, с косой в руках, обошёл всю территорию школы и за два дня, остававшиеся до срока, указанного в телефонограмме, основательно прокосил все газоны. Зелень, буйно разросшаяся за лето, пала. И школьный дворик принял аккуратный вид. И.о. остался доволен. В шесть часов вечера накануне четвёртого августа охранник проводил и.о. до ворот и, закрыв их за ним на большой амбарный замок, пошёл смотреть телевизор. В положенное время он доложил на пульт охраны полиции, что в доверенной ему школе, всё в порядке. Во двор он больше не выходил. Около двенадцати часов ночи пошёл дождь, но охранник его не услышал, потому что уже крепко спал.
   Очень коротко и модно подстриженному ко дню своего шестилетия Димке не спалось. День прошёл весело. Были замечательные подарки, гости. Как всегда на день рождения мама испекла вкусный торт, и Димка задул на нём шесть свечек. Шесть! А не пять, как в прошлом году.
   Квартира Димкиных родителей находилась на седьмом этаже нового двенадцатиэтажного дома, окнами во двор. Дом был длинный. Улучшенной планировки. Он кольцом опоясывал большой уютный двор. А во дворе дома, как жемчужина в раковине, располагалась школа. Старая заслуженная школа. Школа, для Димки, непростая, особенная. Школа со своими традициями и уставом. Школа, овеянная ореолом романтических воспоминаний не только Димкиных родителей, но и его дедушки и бабушки когда-то в ней обучавшихся. Школа, куда и Димка, тоже, наконец, пойдёт учиться и получать знания. Много знаний. Димка обожал учиться. Он уже бегло читал, неплохо знал арифметику, был на "ты" с компьютером. До свершения заветной мечты, казалось, оставалось совсем немного, но существовала проблема, очень огорчавшая Димку и привнёсшая в празднование дня рождения оттенок печали: поступление в школу откладывалось на год. Подвело здоровье. Димка от природы был худ, слаб, мал ростом. Болел часто и подолгу. Поэтому врач детской районной поликлиники, посоветовала Димкиным родителям передержать сына дома ещё один год, с тем, чтобы слабый Димкин организм за этот дополнительный год мог подтянуться и поздороветь. "Не переживайте, - утешала Димкиных родителей пожилая докторша, - у детей так бывает, особенно у мальчиков. Но, поверьте моему опыту, именно из очень болезненных детей чаще всего и вырастают самые сильные. Вот увидите, ваш сын ещё всех своих сверстников догонит и перегонит. А пока соблюдайте режим, правильно питайтесь, делайте зарядку. Следующей осенью - в школу, и никакие школьные нагрузки вам уж тогда страшны не будут".
   Димка слышал этот приговор. Отец, знавший о страстном стремлении сына учиться, постарался смягчить впечатление услышанного. Улыбнувшись и ласково погладив Димку по макушке, он, полушутя-полусерьёзно, сказал: "Старайся, сын, расти. Год пролетит незаметно. Ну, а, если сумеешь до конца августа на два-три сантиметра вырасти - обязательно в этом сентябре в школу пойдёшь".
   Вообщем, спасти Димку могло только чудо!
   Свечерело. Затихающий, прогретый солнцем, город быстро погружался в ночной ультрамарин. Зажигались фонари. В их, чуть дрожащей, желтоватой подсветке всё вокруг постепенно принимало нереальный фантастический вид. Будто город - не город, а хорошо выполненная театральная декорация, подсвеченная рассеянным светом софитов.
   Юного именинника ещё раз поздравили с днём рождения, и, расцеловав напоследок, отправили спать. Но Димке не спалось. Слова отца, он воспринял всерьёз. И, потому, лёжа в постели думал о школе и том, как побыстрее подрасти. Подрасти было жизненно необходимо. Димка станет выше, сильнее и тогда родители уже в этом году отдадут его в школу. Иначе - придётся ждать ещё год. Хорошо родителям рассуждать - всего год. - Целый год! Целый год - это так много! Ну, вот почему некоторые ребята быстро растут? Скажем, Виталька из пятого подъезда - за лето на целых четыре сантиметра вверх вытянулся. Женька из одиннадцатого подъезда на два с половиной сантиметра подрос. А, вот, у Димки совсем никакого роста не наблюдается. Так, один какой-то сантиметр набежал, да и тот неполный. А вдруг он совсем больше не вырастет. Что тогда?
   Сон топтался вокруг Димки, пытаясь проникнуть хоть в один его глазок, но, так и не сумев, отступил. Пролежав в постели два часа без сна, Димка не выдержал, откинул одеяло, выбрался из кровати и подошёл к окну. Вглядываясь в сумрак двора он, в который раз за этот вечер, принялся размышлять о том, что можно предпринять, чтобы побыстрее вырасти. Разные мысли приходили в голову. В пылу мечтаний он перебирал различные фантастические проекты и, тут же, отвергал их, как несбыточные. Углубившись в бездну причудливых грёз и фантазий, Димка внезапно вспомнил старинную, не раз петую ему бабушкой, закличку на дождь. "Интересно, - соображал он, - а на людей заклички тоже действуют?"
   Димкина бабушка, мамина мама, всю жизнь проработавшая в детской библиотеке, знала немало старинных былин, сказок и преданий. И маленький Димка рос в живописной атмосфере реальности, неразрывно переплетенной со сказкой. Не раз увлекала бабушка внука в мир легенд о древних славянских богах и могучих богатырях. Завораживала детское воображение историями и быличками о домовых, леших, русалках и колдунах, о мудрой бабе Яге и её сёстрах, об удалых разбойниках. Забавляла внука небылицами-перевёртышами и скороговорками. Убаюкивала колыбельными. Смешила побасенками и бойкими частушками. Озадачивала загадками. Восхищала дивными песнями и волшебными сказками. Изумляла меткостью пословиц и поговорок, выразительностью народных примет о погоде и о том, как они связаны с укладом сельской жизни. Учила бережному и мудрому отношению ко всему, что окружало: небу, огню, воде, земле, травам и деревьям, зверям и птицам. И, очень часто, заканчивая рассказывать внуку очередную небывальщину с замысловато припрятанной внутри неё назидательною начинкой, бабушка говорила: "Слушай, Димушка, слушай, запоминай, да на ус наматывай: что-то такое разлито в нашей земле, что почти не поддаётся описанию, но что, можно, пожалуй, выразить тихим словом "душа". Как хлеб вызревает на полях, Душа Мира вызревает на русских просторах. - Помни! Береги! Не замай!"
   Димка слушал, запоминал, и сердечко его колотилось и трепетало.
   Сейчас, задумчиво стоя у окна и вглядываясь в сумрак ночи, Димка принялся раздумывать о силе воздействия закличек - не зря же их древние люди сочиняли - значит, и в самом деле помогало. Ведь закличка - вещь не простая - магическая. В неё закладывается и обращение к силам природы, и сама просьба, и её обоснование. Но не на всякую просьбу отзываются силы родной природы. Помогают лишь тому, чья мольба чиста, искренна и идёт из самой глубины души. Закличку надо проговаривать выразительно и с особым настроем. Поразмыслив, Димка решил, что желание его честно, а настрой самый подходящий.
   В неохватных небесах светил молодой месяц, и сияли вокруг него яркие августовские звёзды. Димка взглядом отыскал здание школы, представил, как, на равных, входит в неё вместе с другими учениками, заходит в свой класс, садится за парту и начинает учиться. Получилось замечательно!
   Сказав сам себе - "да", Димка стал настраиваться.
   В каждом человеке заложен природой свой особый потенциал. Но не всякий человек способен его почувствовать и открыть в себе, а тем более, найти ему достойное применение. Что означает слово "потенциал" Димка пока не знал, но, крепко сосредоточившись на задуманном, вдруг ощутил в себе некую, поднимающуюся откуда-то из подсознания, первозданную силу. Словно бы эта сила всегда жила в нём и ждала своего часа. И вот этот час настал. Пласты сознания раздвинулись, выпустили её, и эта древняя могучая сила приступила к работе. Стремительно сжимая и разжимая детское сердечко, родила она в нём пушистое тепло, схожее по форме с лучистым шарообразным цветком. Сердечный цветок мгновенно начал светиться всеми своими лепестками и отправлять энергетические лучики от сердца к голове и ногам. При этом всё Димкино тело слегка покалывало, ноги стали лёгкими, голова отяжелела, а глаза налились влагой и начали блистать так, что слёзы брызнули. И тогда вдохновенно, сначала шёпотом, оттолкнувшись в памяти от известных ему старинных закличек и на ходу импровизируя свою, а потом всё громче и звонче, Димка стал приговаривать:
  
   Дождик, Дождик, приходи!
   Чудо-воду приводи!
   Из подземных недр Земли
   Воду в небо паром шли.
   Ветер, тучи замеси!
   Дождь-опаре дай взойти!
   Гром Гремучий, выжми тучи!
   Дождь пошли Земле летучий!
   Будет много водицы.
   Будет, чем мне умыться.
   Чтоб скорей подрасти!
   Чтобы в школу пойти!
  
   И необыкновенная деятельная энергия, сфокусированная в Димке, покорилась его страстному желанию. В единый миг с последним словом заклички выплеснулась она в окружающий мир и начала его преображение.
   Внезапно Димка ощутил, как дом и двор окутываются тишиной. Глубокая, пряная дымка тишины, погружающая всё и всех вокруг в феерический сон, полностью обволокла дом и всю придомовую территорию, и веяло от неё ожиданием...
   Детство - особая пора жизни каждого человека. Детство дружит с чудом, живёт в ладу со сказкой и верит в невозможное. Если с маленьким ребёнком заговорит вдруг серый воробей, удобно расположившийся на ветке величественного дуба, а сам дуб подмигнёт и улыбнётся всеми своими древесными морщинами - ребёнок не удивится и воспримет это, как должное. Поэтому Димка, с пелён взращенный на бабушкиных сказках и в это мгновение весь переполненный необычной созидательной силой, совершенно не удивился, когда в ответ, на пропетую им закличку, где-то в небесной прозрачно-тёмной глубине вдруг послышались лёгкие громыхания, и свежий ветерок взметнул его косую чёлку.
   - Дождик! - радостно воскликнул Димка, - Дождик пришёл! Теперь всё, обязательно, получится!
   Дождь...
   Дождь пришёл.

2

   Странный дождь пришёл с верховьев загадочной древней реки, где не посмела ещё ступить нога бездумно-предприимчивого бизнесмена, и где воды так первобытно чисты, что сравнимы с живой водой.
   Вода этой благословенной реки, насыщенная соками земли по которой протекает, напитанная теплом солнца и сиянием ночных светил, обладает крепостью наваристого бульона и тысячелетиями даёт жизнь миллионам живых существ, обитающих в её водах и по её берегам. Если прижаться щекой к накатной волне реки, вдохнуть её запах и прислушаться, можно услышать, как она дышит. И тут всем сердцем понимаешь, что на самом деле это не река, а исполинское живое существо: сильное, могучее и прекрасное. Оно ворочается в своём русле и, перекатываясь с боку на бок, наблюдает за всем серебряно-синими бездонными глазами. И животворит ко всему. Её светоносные воды хранят в себе сокровенный секрет вечной молодости. Её нельзя гневить, ибо в гневе она страшна, но, если ты ей люб, она примет тебя в свои благодатные воды, как любимого ребёнка, и ты выйдешь из неё обновлённым и помолодевшим. Испивший её хоть раз обязательно вернётся к ней снова, потому что уже не сможет её забыть. Много песен о ней сложено. Много ласковых слов о ней сказано. Много обережных имён и прозваний имеет эта таинственная река: Ра, Итиль, Этель, Атиль, матушка, кормилица, рек царица, светлая, ясная, благородная, величавая, любимая, родная, священная русская река Волга - солнценосная Ра!
   Дождь пришёл. Долго ли, коротко ли добирался он затейливыми, одному ему ведомыми, путями сначала до Димкиного города, потом до Димкиной улицы, и, наконец, до Димкиного двора, но добрался.
   Дождь...
   Дождь пришёл!
   Словно юнга на мачте, попавшего в бурю парусника, Димка покрепче ухватился за раздуваемые ветром оконные шторы, выглянул из окна и осмотрелся.
   Во дворе дома творилось нечто невообразимое.
   Невесомый водяной вихрь сотряс воздух двора и, пронзая безмятежность тёплой летней ночи призрачными проблесками мелких молний вперемежку с лёгкими громами, образовал внутри него удивительное дождевое дерево.
   Ствол и крона дождевого дерева состояли из почти невесомых водяных струй в основном голубого, синего и зелёного цветов. Неоново светясь, изящная перепутаница водяных лент зарождалась где-то на уровне девятого этажа, прямо из воздуха, и, кудряво переплетаясь, образовывала широкую разлапистую крону. На уровне седьмого этажа дождевые струи, соединившись в одно целое и образовав ствол, сужались, и дальше вода, замешанная разноцветным водяным шёлком с нежно пульсировавшими в ней пузырьками воздуха, шла уже более плотной стеной, но при этом была легка и так кристально прозрачна и чиста, что сквозь неё Димка чётко различал противоположную стену дома. А сам дом в этот момент отчётливо напоминал Димке огромный стеклянный стакан, в середине которого бурлил, словно непрерывно кем-то подливаемый, кислородный коктейль. Такой коктейль Димка однажды пробовал в аптеке. Коктейль почти весь состоял из мелких подвижных пузырьков и был сладковатым на вкус.
   Вода изливалась очень избирательно: не затрагивая стен дома и придомовую территорию, она заливала только школу и школьный двор. Несла с собой прохладные ароматы свежести, благоуханные запахи цветущих садов и медоносных трав. Вокруг ствола чудесного дождевого дерева парила тончайшая водяная взвесь, пронизанная мерцающими в ней десятками семицветных радуг, и скользили по стенам дома световые блики.
   Потрясённый и очарованный Димка замер, созерцая невиданное зрелище. А вода всё падала и падала. И каждая капелька в этом стремительном водопаде, проскальзывая вниз, тоненько пробулькивала и звенела. Вода пела. В её мелодичном переливчатом пении Димка ясно различал щебетание птиц, мурлыканье кошки, перезвон хрустальных колокольчиков и нежный голосок флейты. Изредка звучание водяных струй сгущалось, и тогда до Димкиного слуха доносились густые органные аккорды. Достигая дна школьного двора, водяная кутерьма чудесного дождя усиливалась, закипала, исходя пузырями, и, наконец, радостно булькая и клокоча, быстро впитывалась изумлённой землёй. Сверху видно было, как светлые извивы водяных корней дождевого дерева легко находя себе дорогу в тёмной толще земли, устремлялись вниз к своим неведомым подземным источникам.
   - Дождик, дождик пуще лей! Сил своих не пожалей!.. - полный восторга, вновь и вновь, повторял Димка, завороженный происходящим у него на глазах чудом.
   Одна из синих дождевых струй, вдруг отклонившись от своего маршрута, изогнулась в Димкину сторону и мягко взбрызнула его. Моментально по Димкиному телу побежали вперегонки озорные мурашки, и ему показалось будто все клеточки его тела в этот миг стали перестраиваться, наподобие кубика Рубика. Димка ознобливо повёл худенькими плечиками, встряхнулся. Замер, вслушиваясь в себя.... И в этот миг все его ощущения сложились в одно непередаваемое, и прежде никогда неиспытанное, состояние. Испытавшие это состояние описывают его, как светлое чувство всеобъемлющей гармонической любви ко всему миру. В этом состоянии человек любит всё и всех - весь мир! И мир - отвечает ему тем же!
   Переполненный этим лучистым чувством, Димка тихонечко засмеялся, а вслух громко и внятно сказал: "Большое-пребольшое спасибо!" Он знал - его благодарность будет услышана и обязательно дойдёт до нужного адресата. Димка почувствовал: хворей и болезней больше не будет. В нём что-то раз и навсегда поменялось в хорошую и правильную сторону. От этого на душе стало по-особенному легко и радостно. А ещё он осознал: всё, что сейчас происходит, свершается так, как должно. Он звал дождь - дождь пришёл. То, что необыкновенный дождь, вызванный чудесной закличкой, пролился не только на него, но и на школу, его не удивляло: Димкины мысли были сосредоточены на школе - вот дождь и шёл там, куда направлены были все его помыслы. Учёный-догматик объяснил бы всё это побочным эффектом, Димка же знал наверняка - по-другому и быть не могло!
   Удивительный дождь закончился также внезапно, как и начался. Сначала, казалось излив всё до последней капельки, исчезла крона, потом истаял ствол чу`дного дерева. И только верхний слой почвы земляного участка школьного дворика, постепенно затухая, продолжал ещё какое-то время светиться, причудливо озаряя силуэты деревьев, росших на его территории. Наступила тишина. Димка напряг зрение и прислушался. Ничего не было видно, но в темноте школьного двора явно ощущалось какое-то лёгкое радостное шевеление, словно десятки невидимых танцоров решили вдруг станцевать "Танец маленьких утят".
   Наконец и это шевеление утихло.
   Димка ещё немного постоял у окна. Подождал. Двор молчал.
   Где-то за домом глухо прогудела машина. Пряная дымка тишины истаяла...
   И Димкино сердце, словно лёгкие качели, стало медленно возвращаться из самого верхнего своего, дух захватывающего, состояния, в спокойное нижнее. Ночь была на середине, дышала покоем и безмятежностью, и Димке вдруг очень сильно захотелось спать.
   Добравшись до постели, он ткнулся носом в прохладную подушку, сгрёб её под себя руками и моментально уснул.
   Выполняя по графику выборочный объезд школ, подведомственной ему территории, строгий представитель АТИ был весьма удивлён, проезжая ранним утром мимо одной из старейших школ города, располагавшейся во дворе современного жилого дома. Он попросил шофёра притормозить и долго разглядывал через окно машины школьный двор. Затем вышел. Дошёл до ворот, у которых маячила растерянная фигура охранника, и вошёл в школьный дворик.
   Вся растительность на территории школы имела удивительно свежий новорожденный вид. Особенно выразителен был зелёный цвет. Все нюансы и оттенки природного зелёного цвета: светлые и тёмные, бледные и яркие, представленные флорой школьного двора, были так насыщены цветом, что даже светились изнутри. Необычайно живописная, густая, цвета морской волны трава шёлковыми волнами величественно и безмятежно омывала преображённые школьные газоны. Листики на пришкольных деревьях топорщились, словно накрахмаленные к празднику флажки, и отливали чудным зелёным глянцем. Ни одной проплешины на газоне, ни одной увядшей былинки или опавшего листика не увидел инспектор АТИ. Торжественная тишина светлого летнего утра обнимала и покоила старый школьный двор. Утреннее солнце щедро испускало с небесных высот снопы золотистых лучей и все предметы на территории школы: каждая травинка, дерево и цветок отбрасывали длинные сиреневые тени. Школа, словно фрегат обо всех парусах, уверенно плыла навстречу восходящему дню. Попискивали кое-где в ветвях, омолодившихся за ночь деревьев, птицы. Гордо алели на клумбах двухметровые георгины. Неистово благоухали, разросшиеся за ночь оранжевые и жёлтые настурции. Весело полыхала разноцветная космея, парадно возвышаясь над цветочными бордюрами душистой розовой кашки. Покачивали крупными головками свежевыросшие ромашки, колокольчики и ещё какие-то неизвестные инспектору цветы. И ласково струилась от влажной ещё земли какая-то необыкновенная благодать, придавая всем чувствам неизъяснимую детскую радость.
   Уже покинув территорию школы и пустившись в дальнейший объезд, инспектор не раз в течение дня мысленно возвращался в поразивший его воображение школьный двор. И, хотя высота травы на газонах проинспектированной школы намного превышала допустимую ГОСТами норму, инспектор отметил в своём докладе вышестоящему руководству готовность школы и её дворовых территорий к предстоящему учебному году. И даже попросил изыскать возможность поощрения директору и коллективу школы за высокий уровень экологического состояния школьного двора.
   Город просыпался. Усиливались городские звуки, производимые в основном потоками машин, казалось питающимися городской тишиной, которой с каждым годом становилось всё меньше. За прошедшую ночь Димка подрос на десять сантиметров, но сам об этом ещё не знал. Не знали пока об этом и его родители. Не знала и Димкина бабушка, подарившая внуку на день рождения новые кроссовки, накануне любовно ею выбранные из десятка новомодных моделей, представленных магазином обуви. Теперь кроссовки стали малы: ножки внука выросли на пару размеров. День наступал. На ветку липы напротив распахнутого настежь окна вспорхнула весёлая птаха, почистила пёрышки и в радостном порыве трепетно воспела гимн светлому дню. И, словно вдогонку её пению и удивительному ночному дождю, ликующим стягом произошедших и будущих перемен, на самой высокой точке школы - школьной антенне, цепко обвив её крепенькими корешками, раскрылась навстречу миру сияющая роза.
   Город оживал, постепенно включаясь в дневной ритм. На седьмом этаже нового двенадцатиэтажного дома крепко спал усталый шестилетний ребёнок Эры Водолея - один из подрастающих защитников и хранителей Мира и России, чей удивительный природный потенциал постепенно пробуждался к жизни. Спал и счастливо улыбался во сне. Разметавшиеся по подушке длинные русые волосы золотистым ореолом осеняли его вдохновенное лицо.
  
  
 06.08.2007 г.; апрель-май 2013 г.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"