Аннотация: Тот городок был мал как детская игрушка... (с) Антиутопия про жизнь и изоляции.
Макс Квант
Городок
Антиутопия в девяти картинах.
Посвящается моим учителям: Ирине Ивановне, Татьяне Павловне, Ларисе Николаевне, Елене Борисовне, Александре Викторовне. Золкину А. С. без извинений.
Городок
Тот городок был мал, как детская игрушка
Не знал он с давних пор болезней и нашествий.
На башне крепостной ржавела молча пушка
И стороною шли маршруты путешествий.
И так за годом год, без праздников и будней
Тот город спал.
Во сне он видел земли городов безлюдных
И мертвых скал.
Среди холодных скал музыка звучала,
А город спал.
Куда она звала, кого она искала,
Никто не знал.
Музыкант прошел под окнами,
Мелодии простой никто не смог запомнить,
Весь город спал.
Он свободен был и счастлив, никому не делал зла.
Он просто пел, хотя его никто не звал.
Кто в духоте ночной
Не закрывал окна,
Того уж нет.
Ушли искать страну,
Где жизнью жизнь полна,
За песней след.
Музыкант прошел под окнами,
Мелодии простой никто не смог запомнить,
Весь город спал.
Он свободен был и счастлив, никому не делал зла.
Он просто пел, хотя его никто не звал.
Алексей Романов
Действующие лица:
Музыкант - человек-оркестр.
Лиза - рыжеволосая художница.
Мэр - старый, больной, толстый, но хватка - волчья!
Полицмейстер - очень осторожный человек.
Диверсант - несколько апатичный, всё ему надоело.
Мусорщик
Две бабки - говорят быстро, сплетницы.
Писатель - в потёртом пиджаке и постоянно с газетой подмышкой.
Глава подполья
Подпольщики (трое: Толстый, Высокий и Барышня) - этакие апатичные маньяки от подполья.
Поэт - с желтоватым шарфом, пером и блокнотом.
Певица - человек, старающийся сделать себя как можно страшнее и разыграть из себя мученицу (чёрные: волосы, брови, губная помада, веки, проколотые: бровь, нижняя губа, уши, волосы - беспорядочн6о пострижены).
Дама - хочет казаться очень красивой, но не получается - мордочкой не вышла.
Учёные - в очках с толстыми стёклами и портретами Мэра в бумажнике.
Психолог - всех видит насквозь, оттого мало с ним кто и общается.
Солдат - караульный.
Полиция
Горожане
Заключённые
Действие происходит в неком абстрактном закрытом Городе. Картина Города мрачная. Задник серый. Всё сделано без особых излишеств, практично. На заднем плане всегда посередине видна высокая узкая Башня с бойницами на верхушке. Одежды горожан наиболее просты и сделаны с минимумом разнообразия.
Картина 1
Занавес раскрывается. На сцене, посередине (не закрывая Башни) стоит полосатая будка КПП. В будке с заржавевшим полуразобранным ружьём в обнимку спит Солдат. Входит Музыкант, обвешанный музыкальными инструментами. Музыкант останавливается смотрит на Солдата, задумывается. Потом берёт скрипку и тихо начинает выводить колыбельную.
Солдат (вздрагивает, просыпается, хватается за ружьё, направляет его на Музыканта). Стой!.. Стрелять буду!..
Музыкант (отвлекается от скрипки). Так что мне делать? Стоять или от пуль уворачиватся?
Солдат. Стоять!.. Кто таков?
Музыкант. Я-то?
Солдат. Ну не я же.
Музыкант. И то ясно. Я - Музыкант. Хожу по городам, сёлам, играю простым людям и вельможам, музыкой зарабатываю свой хлеб. А ты кто таков? И что делаешь?
Солдат (по-дружески). Я - солдат, я несу службу... (Спохватывается.) Куда идёшь?
Музыкант. А я и сам не знаю. Иду - куда глаза глядят, а глаза глядят - куда я и иду. Так что замкнутый круг какой-то получается. Ноги слушаются глаз, а глаза - ног, и в итоге иду я по земле, веселю простых граждан, селян и горожан, богачей и бедняков, жён и мужей, взрослых и детей...
Солдат. Короче!
Музыкант. Зачем короче? Если короче говорить - то и замолчать можно, а потом не произнести ни одного слова...
Солдат. Куда идёшь?
Музыкант. Вперёд... Куда глаза мои глядят. А глядят они вперёд, значит, и идти мне вперёд.
Солдат. А где это твоё "вперёд"?
Музыкант (указывает прямо перед собой). Там.
Солдат (солдат смотрит туда, куда указывает Музыкант). Так. Понятно. А что ты там будешь делать?
Музыкант. Как всегда? Играть. Людей веселить, смешить, иногда даже петь...
Солдат. На чём играть? На этом?
Музыкант. Да. Скрипка, банджо, гитара, флейта, тарелки, дудочка, барабан, рожок... Живые, можно сказать натуральные, инструменты... вот послушайте. (Начинает играть на гитаре.)
Солдат (испуганно озираясь). Тише! Не надо! Нельзя!
Музыкант (перестаёт играть). Почему же? Это же живая музыка. Звуки из них льются сами собой, успевай только слышать и понимать...
Солдат. Нет, так не пойдёт. Такое у нас запрещено.
Музыкант (испуганно). Где?
Солдат. В городе, а если точнее - там. (Указывает туда, куда только что показывал Музыкант.)
Музыкант. А почему? Если не секрет.
Солдат. Не скажу!
Музыкант. А на ушко? Я никому не скажу. Честное музыкальное слово.
Солдат (подманивает Музыканта пальцем, тот подставляет ухо, шёпотом). Не знаю. Нельзя - и всё.
Музыкант (шёпотом). Всё-всё нельзя?
Солдат (шёпотом). Нет, всё можно. Но не это. Вот это у вас что такое?
Музыкант (в полный голос, отстраняясь от солдата). Ну как, разве не видно? Скрипка, банджо, гитара, флейта, тарелки, дудочка...
Солдат (восклицает). Вот именно! Музыка из них сама и льётся, только надо успеть её запомнить. А так нельзя!
Музыкант. А почему?
Солдат. Что вы ко мне пристали? Нельзя - и всё! Сказано ведь!
Музыкант. А как мне пройти?
Солдат. Куда?
Музыкант. Да вперёд же.
Солдат. В Город?
Музыкант. Ну, если там Город впереди, то мне надобно в Город.
Солдат. В Город - без инструментов.
Музыкант. А если я их спрячу? Не буду играть?
Солдат. Да хоть ты их съешь, только где гарантия, что ты на них не начнёшь играть?.. Со своей, этой... ну которая там льётся ещё.
Музыкант (обиженно). Музыкой.
Солдат. Вот именно. Так что если хочешь идти, то давай-ка проходи без этой музыки, которая льётся.
Музыкант. А, может быть, я их могу оставить?
Солдат. Где?
Музыкант. Не в Городе же. Там же нельзя, как вы сказали. Предположим, что здесь, у этой симпатичной полосатой будочки (Указывает на будку, Солдат сам смотрит на будку, будто видит в первый раз в жизни.) и оставлю. Это можно? Или же "нельзя и всё"?
Солдат. Почему же. Можно. Только всё. Чтобы ни одна эта твоя зараза, с музыкой, которая льётся, в Город не проникла.
Музыкант. А если проникнет?
Солдат. Будет уничтожена, самым жестоким образом.
Музыкант. Как?
Солдат. Выжжена до основания! До пепла! А пепел - рассыпать! На то есть специальное предписание. За номером сто двадцать один, дробь сорок три: "Всякий источник неконтролируемой музыки должен быть уничтожена до..."
Музыкант. Ясно, можете не продолжать. (Начинает снимать инструменты и класть их возле будки.) Скажите только, кто такое зверство придумал?
Солдат. Народ. Все предписания - единая воля городского народа!
Музыкант. Что же у вас за народ такой?
Солдат. Самый обыкновенный. Самый нормальный народ. Самый ординарный народ в Мире.
Музыкант. Вот, я здесь всё у вашей будки оставил. Скрипка, банджо, гитара, тарелки, дудочка, барабан, рожок. Всё живое. На обратном пути заберу.
Солдат. Нет, обратно вы не вернётесь, поверьте мне.
Музыкант. Почему же?
Солдат. В Город приходят, но из Города не возвращаются. Так у нас хорошо жить, что никому не хочется его покидать.
Музыкант. Хорошенькое дельце. Музыки нет, а жить хорошо. Лучше других мест в Мире. Так, инструменты я вам оставляю. Они здесь постоят, только вы их ни на ветер, ни на дождь, ни на снег. Всё же живое. Может промокнуть, захворать и умереть.
Солдат. Да ну, живое. Мёртвое это всё, потому что руками сделано. Вот только льётся всё без контроля. А нам потом собирать за вами.
Музыкант. Но вы уж последите.
Солдат. Не тяни. Проходи.
Музыкант. А больше ничего не надо от себя отнять?
Солдат. Книги есть?
Музыкант. Нет.
Солдат. Фотографии? Миниатюрные картины? Картины?
Музыкант. Нет.
Солдат. Проходи, не задерживай.
Музыкант. Спасибо. (Проходит, осматривается на той стороне.) И чего я так старался сюда пройти? Всё вроде также, что и там... (Смотрит на Башню.) Какая высокая башня... (Начинает примериваться, какой она высоты.) Раз... Два... Три...
Входит Лиза, смотрит на Музыканта.
(Замечает Лизу, зачарованно смотрит на неё.) Девушка, а сколько вон та башенка высотою будет?
Лиза. Достаточно, чтобы был виден весь Город как на ладони.
Музыкант. Нет, а сколько она этажей?
Лиза. Выше в нашем замечательном Городе и нет... А вы, как я вижу, не из Города?
Музыкант. Да, я вольный музыкант. Хожу по городам, сёлам, играю простым людям и вельможам, музыкой зарабатываю свой хлеб. Только инструменты мои остались там. (Показывает на будку.) Почему-то их нельзя пронести в город. Может быть, вы мне объясните почему?
Лиза. А что за инструменты?
Музыкант. Скрипка, банджо, гитара, тарелки, дудочка, барабан, рожок. Всё живое.
Лиза (восклицает). Живое? Правда, живое?
Музыкант. Да. Я сам на них играю и знаю. Знаю как это, когда люди зачарованно смотрят как ты играешь, как им нравиться живая музыка.
Лиза. Как?
Музыкант. Что "как"?
Лиза. Как вы на них играете?
Музыкант. В основном, руками, на дудочке и флейте губами. Это знаете, такая штука, музыка. Это когда ты берёшь скрипку и она начинает петь. Доподлинно петь. Будто живой человек, будто женщина с янтарными волосами и райским голосом. (Будто берёт скрипку и начинает на ней играть, что-то себе напевая, а это что-то напоминает серенаду.)
Лиза. Ах, как красиво... Жалко, что их нет сейчас у вас... (Смотрит на Музыканта восторженно.)
Музыкант сам старается заглянуть в глаза Лизы.
А знаете, у вас очень живые глаза. Они будто живут отдельно от лица, но в то же время и общи с ним. Как бы это получше объяснить... (Смотрит на Солдата, внимательно следящего за их разговором.) Не хотели бы вы, чтобы я вас нарисовала?
Музыкант. А вы умеете рисовать?
Лиза. Да, я художница.
Музыкант. А в масле или в графике? Просто интересно. Буду ли я цветным как душа или же чёрно-белым как Мир?
Лиза. Чёрно-белым как Мир... Интересное суждение... (Вздыхает.) Нет, в масле... Как душа, как зонтик летний, как цветной сон... Идёмте. (Берёт его под руку.) Идёмте скорее...
Лиза и Музыкант уходят.Солдат провожает их взглядом.
Солдат (возмущается). Ишь, в масле его. Пришёл... Музыку, которая льется ему... (Выходит из будки, смотрит на инструменты.) Ишь, оставил. Живые, они вроде. (Трогает гитарную струну.) Звенит. (Берет скрипку, смычок проводит смычком по струнам.) Жужжит. (Берёт дудочку, дует в неё.) Ноет... И нигде ничего не льётся. Льётся - это вода, это пиво, это вино. А тут же только звуки какие-то... непонятные.
Входят Бабки. Смотрят на Солдата, качают головами, цыкают.
1-я бабка. Ой... Вы знаете, такой молодой, а уже песни сочиняет... И небось не про счастливую жизнь, счастливую любовь и счастливую погоду, как все нормальные музыкальные работники, а про плохую жизнь, про несчастную любовь, про плохую погоду.
2-я бабка. Да, молодой да ранний.
Солдат прислушивается к разговору бабок.
1-я бабка. Что же это твориться-то? Ведь ему жениться пора, а он какой-то ерундой голову забивает.
2-я бабка. Надо кому-нибудь про это рассказать, ведь да?
1-я бабка. Да. Не должен такой молодой человек пропадать от несчастных тем для песен. Надо ему найти пару.
2-я бабка. Да. Я одну такую знаю. Она картины рисует. Ну там, натюрморты, портреты... И всё яркими, хорошими красками. Да и картины у неё понятные, ординарные.
1-я бабка. Давайте их сведём. Пусть живут себе в радости и ни о чём таком не думают.
Солдат (хватается за ружьё). Чего?
2-я бабка. О! Он уже стал агрессивен, прямо как в "Книге" написано! Нет, надо их сводить. А она хоть покладистая?
1-я бабка. Какая разница? Главное, что ординарная! Сойдутся. Характер - не важное. Обычность - вот, что важно.
Солдат (направляет ружьё на Бабок). А ну идите отсюда! А то застрелю! Имею право! Будете знать, как ходить у границы!
2-я бабка. Пойдёмте-ка лучше к ней. А то он и вправду застрелит.
1-я бабка. Не застрелит. У него порох сырой, а ружьё ржавое. А к ней пойдём, причём немедленно. Надо же свести этих двух. Женятся, детей нарожают...
Бабки уходят.
Занавес
Картина 2
Занавес раскрывается. Кабинет Мэра. Всё старое, запылившееся. Сам Мэр сидит в потёртом кресле, он уснул над большой пыльной книгой. Раздается осторожный стук Полицмейстера. Мэр открывает один глаз, прислушивается, переворачивает страницу книги, поднимается пыль. Мэр чихает.
Полицмейстер (за сценой). Господин Мэр, разрешите войти.
Полицмейстер. Хуже, господин Мэр! В город пришёл новый горожанин.
Мэр. И что?
Полицмейстер. Это музыкант.
Мэр. Ну и что? Музыкантов у нас мало?
Полицмейстер. У него не те инструменты!
Мэр. Как?
Полицмейстер. Ну не те, которые можно, господин Мэр.
Мэр. Ага. И он прошёл?
Полицмейстер. Нет, в том-то и дело, что прошёл.
Мэр. А инструменты-то!? Где они?
Полицмейстер. У будки, солдат его заставил. Он их не пронёс на территорию Города.
Мэр. Солдату объявить благодарность, за проявленную бдительность.
Полицмейстер. И всё?
Мэр. А что ещё?
Полицмейстер. Ну ведь сам-то он прошёл. Он и без инструментов умеет играть не хуже. А это уже не контролируется! Это уже, господин Мэр, произвол! Это уже, господин Мэр, до бунта один шаг!
Мэр (просыпается, протирает глаза). Так. И где он?
Полицмейстер. Его художница увела к себе. Ну, та, которая ещё ваш детский портрет делала вам на юбилей. Лиза, кажется.
Мэр. А она, что?
Полицмейстер. Да, вроде ничего.
Мэр. Я не про внешность.
Полицмейстер. И я не про внешность, господин Мэр. Я не про внешность. Меня, как Полицмейстера, её внешность абсолютно не интересует. Моральная сторона более важная. И ничего за ней такого аморального, неконтролируемого и неординарного не наблюдалось. Замкнута она несколько.
Мэр. Друзья?
Полицмейстер. Ну, если она замкнута, какие могут быть друзья у такой зануды?
Мэр. Муж?
Полицмейстер. Тоже нет.
Мэр. Дети.
Полицмейстер. Там же, где и муж.
Мэр. Значит, одинокая?
Полицмейстер. Да.
Мэр. И что она пошла с ним делать?
Полицмейстер. Не знаю, с Башни этого слышно не было... Смотрели они друг на друга как-то странно. Может, солдат слышал.
Мэр. Может и слышал... Музыкант... А что по этому поводу написано в "Книге"? (Листает книгу, отчего становиться её больше пыли.) Так... Музыкант... Музыка... Неразрешённые инструменты, то есть живые. Те, которые живут... Вот: "И придёт в один день Музыкант, и будут у него инструменты диковинны, свободны и вольны. И будет у него флейта, и уведёт он из города всех одиноких и поведёт их за собой, как диковинный крысолов..." Та-ак... Чуешь, чем пахнет?
Полицмейстер. Чем? Пылью немного... (Деланно чихает.) Простите, господин Мэр... Пыльно... Да вроде больше ничем не пахнет.
Мэр. Нет, это другое. Тут надо нам понять, что значит это. Одиноких в городе не станет.
Полицмейстер. Ну, так это хорошо. Не будут нам глаза мозолить. Не будет бед от них.
Мэр. Нет, если за этим музыкантом уйдут одинокие, то за ним пойдут и все остальные... Понял? Никого не будет.
Полицмейстер. Пусть только попробуют. С Башни в два счёта снимем.
Мэр. А вот и не снимешь. Их будет очень много. А дуло-то у тебя - одно!
Полицмейстер. Тогда нужно этого музыканта как бы выявить и выяснить опасен ли он для нас. Вдруг он совсем не такой и будет петь гимны нашему Замечательному Городу как все остальные ординарные горожане.
Мэр. Вот именно. (Смотрит в книгу.) Да и сам этот музыкант фигура сомнительная...
Полицмейстер. Почему?
Мэр. А вот тут дальше написано: "Сам Музыкант происходит от того, что однажды в одной пещере была сокровищница, в которую многие входили, но от жадности там и оставались навечно. А Музыкант был не таков! Он взял не золото, а небольшую деревянную флейту..." Вот так. Так что и сам музыкант - фигура неординарная. Оригинал.
Доносятся попытки Солдата играть на инструментах.
Слышал? Звенит. Это тебе звенит, между прочим. Уже началось. Так что иди и ищи солдата, выясняй, что они там вдвоем хотели делать и дай знать: опасен этот музыкант или нет.
Полицмейстер. Слушаюсь.
Мэр. Всё, иди.
Занавес
Картина 3
Дом Лизы. Везде краски, холсты. На самом большом - портрет Мэра, в серо-голубых тонах. На остальных же - серые пейзажи Города. Входят Лиза и Музыкант.
Лиза. Как я рада, что вас встретила.
Музыкант. Уж, а я-то как рад. Лиза, я вам хотел сказать, что...
Лиза. Что вы наделали?!
Музыкант. Когда? Я же вроде...
Лиза. Зачем вы вошли в Город?
Музыкант. Ну, мне хотелось войти... Вот я и вошёл.
Лиза. Вы хоть понимали, что обратно уже никогда не вернётесь?
Музыкант. Понимал!
Лиза. А почему же пошли?
Музыкант. Интересно стало. Чего же здесь такого сверхинтересного, в этом Городе, если нужно отдать инструменты, чтобы войти.
Лиза. Но вы же музыкант!
Музыкант. Да.
Лиза. И вы могли отдать постороннему человеку инструменты?
Музыкант. А почему бы и нет?
Лиза. Что вы совершили! Вы обрекли себя на вечные муки.
Музыкант. А что в этом такого? Что можно совершить, перейдя границу города, даже если из него нельзя вернуться.
Лиза. Вы не знаете нашего Города. Наш Город необычный.
Музыкант. Это я уже заметил.
Лиза. Что вы сделали... (Плачет.)
Музыкант (пытается её успокоить). Лиза, ну успокойтесь. Ну, хотите, я вам сыграю?
Лиза (сквозь слёзы). На чём?
Музыкант. Ну, хотя бы так... (Садиться на стул, потом встаёт, крутит его, будто это стул пианиста, садиться, расправляя воображаемые фалды, открывает воображаемую крышку воображаемого же рояля.) Сюита. Номер, к сожалению, не помню. (Начинает изображать спокойную игру на рояле, при этом издавая соответствующие звуки.)
Лиза (перестаёт плакать, вытирает слёзы, смеётся). Как красиво, музыка кружит, завораживает, льётся и живёт.
Музыкант. Да, только рояля не хватает.
Лиза. И без рояля красиво.
Музыкант. Ну, вот видите. Вы уже улыбаетесь, и ваши веснушки сошлись на щеках ваших как части занавеса.
Лиза улыбается.
Вот вы уже в хорошем настроении... А чего же вы тогда слёзы лили в три ручья?
Лиза. Мне вас было жалко.
Музыкант. Зачем меня жалеть? Я вольный человек.
Лиза. Теперь уже нет.
Музыкант. Нет, никто не сможет меня посадить на цепь. Я же сорвусь или на Луну завою, так что всем противно станет.
Лиза (посерьёзнев). Нет, вы не знаете нашего Города.
Музыкант. Лиза, ну город, как город. Что я, городов не видел? Видел. Ходил по ним... Только в этот почему-то нельзя проносить инструменты и уйти нельзя. Но это причуды мэра.
Лиза. Да. Вы правы, это причуды мэра.
Музыкант. А почему так вышло?
Лиза. Видите ли, лет двадцать назад наш город кидало то в богатство, то в бедность. С одним мэром мы богатели, с другим же наоборот - не знали на что купить корочку хлеба. И вот пришёл наш сегодняшний мэр. На выборах он обещал всем стабильность, что все будут жить хорошо. Что всё это продлиться очень долго.
Музыкант. Ну, так это же хорошо. Всем есть своя корка хлеба, своя хорошая работа, есть и для души чего-нибудь...