Главным препятствием на пути объективного, истинного восприятия мира, является неточность определений, которыми человек мыслит. Суть, точное содержание, искажается и теряется из-за неточности определений. Происходит это, во-первых, потому, что люди мыслят чувствами, слова - лишь внешнее оформление, внешняя оболочка чувств, во-вторых потому, что все люди мыслят по абстрактной схеме, мыслят субъективно. А такая схема мышления не отражает реальности.
Один из классиков привел образное сравнение, как теряется содержание. По его выражению, из-за неточности определений "с водой выплескивают и ребенка" (суть). Приведу несколько примеров, показывающих, как это происходит в жизни, на практике. Первое определение и понятие - слово "свобода". В обыденном понимании слово "свобода" расшифровывается и объясняется "что хочу, то и делаю". По существу слово "свобода" подразумевает рамки, ограничивающие степень возможностей, причем обязательно по различным тематикам, например:
- "свобода" передвижения;
- "свобода" общения;
- "свобода" выбора еды;
- "свобода" выбора одежды;
- "свобода" говорить то, что думаешь;
- "свобода" публикаций;
- "свобода" выбора сексуальных партнеров.
Из перечисленных тем явственно видно, что обобщенное понятие слова "свобода", включающее в себя все области, становится размытым и не ясным. Второй пример из моих работ - понятие слова "счастье". Счастливый человек, это:
- тот, кто имеет много друзей;
- кто взаимно любит;
- кто здоров и совсем не болеет;
- кто на работе занимается любимым делом;
- кто (например), получил очень большой выигрыш;
- человек, у которого постоянно присутствует радостно эмоциональное возбуждение (цветет, источает радость);
- тот, кто в достаточной мере обладает финансовыми средствами;
- тот, кто имеет удобное жилье и конечно же, ряд других, менее значимых индивидуальных условий. Конкретизируя понятие "счастья", добавив еще ряд уточнений к далеко не полному, представленному здесь перечню, можно четко определить, счастлив данный человек или нет. И, самое главное, рассматривая уточненное понятие счастья можно точно отделить по настоящему счастливого человека от человека, у которого присутствует "внушенное" счастье. Дело в том, что в последнее время очень многие методики, если не большая их часть, пропагандируют для человека "внушенное" счастье. Но такое, "внушенное" счастье не является настоящим. Это как при сильном холоде ходить в плавках (купальнике) и внушать себе, что тебе тепло. Но мысли о теплой и удобной одежде не заменят самой одежды. Или, другое образное сравнение: нюхать запах еды и непосредственно кушать - это совершенно разное и от запахов никогда сыт не будешь.
Третий пример проиллюстрирует, как искажается смысл от неточной передачи информации. Рассмотрим, что обозначает слово "власть", которое на первый взгляд всем кажется ясным и понятным, но никто из простых людей не сможет дать точное определение этому слову, потому что слово достаточно емкое и включает в себя множество, достаточно разнородных понятий. Представлю объяснение, что обозначает слово "власть" с моей точки зрения. Власть - это подчинение одного человека другому. При этом подчиненный человек выполняет (должен
выполнить) волю того, кто им командует и для выполнения властных полномочий всегда существует неравенство между тем, кто властвует и тем, кто подчиняется. Запутывает данное определение то, что осуществление власти может быть добровольное или принудительное, власть по отношению к одному или нескольким людям, но при различной форме проявления суть властвования остается одинаковой. Приведу примеры, как объясняют понятие "власти" классики, но сразу следует оговориться, что в своих работах они говорят о власти с различных точек зрения. Лев Толстой в романе "Война и мир" дает определение слову "власть", как распоряжение совокупными волями при войне. Представлю его цитату:
" 1) Что есть власть?
2) Какая сила производит движение народов?
1) Власть есть такое отношение лица к другим лицам, в котором лицо это тем не менее принимает участие в действии, чем более оно выражает мнение, предложения и оправдания совершающего совокупного действия.
2) Движения народов производят не власть, не умственная деятельность, даже не соединение того и другого, как то думали историки, но деятельность всех людей, принимающих участие в событии". И еще одно определения понятия "власти" у Льва Толстого: "Власть есть совокупность воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся воли масс на одно лицо? - При условии выражения лицом воли всех людей. То есть власть есть власть. То есть власть есть слово, значение которого нам непонятно.
Опыт говорит, что власть есть явление.
Слова одного не могут быть непосредственной причиной движения миллионов. Слова великих в большей части не имеют никакого значения и не производят никакого действия". Э.Фром дает свое определение власти с другой позиции, с точки зрения межличностных отношений: "Власть не является неким качеством , которым индивидуум может "обладать", как может обладать, например, частной собственностью или же физическими и интеллектуальными качествами. Власть - это непосредственный результат межличностных отношений, при которых один человек воспринимает другого как стоящего выше. Но существует принципиальное различие между теми отношениями "высших" и "низших", которые можно определить, как рациональный авторитет, и теми отношениями, которые можно назвать подавляющей властью. Для того, что бы стало понятнее, что есть что, приведу пример. Возьмем отношения между студентом и профессором. Их взаимоотношения строятся на видимом и вполне осознанном превосходстве второго над первым, точно так же, как в системе рабовладелец - раб. Но интересы студента и профессора в некотором роде совпадают: профессор доволен, если ему удалось передать своему подопечному необходимое количество знаний, если же не удалось, то оба расстроены. Рабовладелец стремиться всячески эксплуатировать своего раба: чем больше он его заставит сделать, тем лучше будет чувствовать себя рабовладелец. С другой стороны раб всеми путями стремится бороться хотя бы за ту маленькую долю счастья, которой он обладает в данный момент. Интересы в этой связке - антагонистические, т.е. выигрыш одного - это поражение другого. В двух этих случаях превосходство имеет разные функции: в первом оно является условием помощи низшему, во втором - условием его эксплуатации". Э.Фром дает еще одно определение власти с точки зрения проявления силы человека: "С точки зрения психологического анализа жажда власти есть проявление не силы, а наоборот, слабости. Стремление к власти ярко свидетельствует о неспособности личности выстоять в одиночку и жить, опираясь на свои собственные силы, т.е. оно является отчаянной попыткой найти замену, дополнительную силу, когда собственных сил не хватает. Власть - это господство над кем нибудь, сила - это способность к действию, потенция".
При различных определениях понятия "власти", даже не смотря на то, что Лев Толстой не решил вопроса, а лишь поставил его, у Толстого и у Фрома определение власти четко и ясно выражено и полностью понятно, что они подразумевают и о чем говорят. Четвертый пример мог бы показаться анекдотом, но заблуждения людей настолько распространены и глубоки, что ни один человек из миллионов (кроме Тони Клиффа) не подверг эту ошибку критике. В СССР самым распространенным явлением и понятием было "плановое ведение хозяйства". Рассмотрим, какое смысловое содержание соответствует слову "план". План это:
- когда производится полный учет и всесторонний анализ всех возможных составляющих данного вида деятельности;
- для каждой операции точно учитываются все необходимые факторы: временной, расстояния и другие;
- когда не остается без внимания ни одна часть процесса;
- когда осуществляется взаимоувязка и четкое взаимодействие всех частей;
- когда каждая часть деятельности занимает соответствующее ей положение;
- соответствие каждого уровня своему назначению;
- использование по назначению материальных, трудовых, финансовых и других составляющих данного вида деятельности;
- когда учитываются все возможные варианты и из них выбирается самый оптимальный.
Из данного определения четко и явственно видно, что суть плана - это оптимально принятое решение с учетом всех составляющих факторов и главное, без пересечения функций. Но в СССР существовала не просто административно - командная система, в СССР была жесткая, ничем не нарушаемая и не ограниченная диктатура, не знающая исключений из правил централизованного ведения хозяйства, ни в большом, ни в малом. Нижестоящие звенья хозяйственной цепи полностью и безоговорочно подчинялись вышестоящим органам. Царил только жесткий диктат, никакой самодеятельности нижестоящих не допускалось. В СССР при такой форме ведения хозяйства нижестоящие выполняли
- распоряжения,
- указания,
- положения,
- предписания,
- инструкции,
- приказы,
- директивы,
- законы,
- постановления.
Выполнять приказ и вести плановое хозяйство - это не одно и тоже, а совершенно разный (не по названию, а по сути) вид деятельности. Даже простое смещение функций не является плановой деятельностью. Выполнение приказов к плановому ведению хозяйства не имеет совершенно никакого отношения.
Как удивилась бы в СССР простая русская работница, если бы ей объяснили, что один из десятков тысяч плановых отделов, в котором она работает, совсем не плановый отдел, а отдел по контролю за выполнением распоряжений жесткого диктата Москвы. Из четырех приведенных примеров явственно видно, как из-за неточности определений искажается и теряется суть. Приведу образное сравнение. Не вникая в точность враз и формулировок человечество оперирует ложной, искривленной формой мысли. Как если бы по отражению от поверхности воды, покрытой волнами, судили об отраженных этой поверхностью предметах. Некоторые предположения могут иметь какую-либо информацию, но никогда не будут объективными. Поэтому тот, кто хочет быть интеллектуалом и мыслить более объективно, начинать необходимо с точности определений, вникать в смысл того, что говоришь и о чем думаешь.
Сергей Кузьминых (Kuzminych Sergei)
Вы можете ознакомиться с другими работами автора в разделах: психология; философия; политика; сатира; сказки; сценарии.