В группе шесть произведений. Очень трудно оценивать тексты, написанные в разных жанрах, хотя мне и по духу, и по исполнению ближе именно стихотворения...
Вспомним, незабвенные строки Пушкина:
Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза,
Лед и пламень.
В единстве и борьбе противоположностей стихотворного и прозаического начала мы оцениваем 'ПИСЬМА'. Это особый жанр - эпистолярный. Письмом мы пишем то, что не решаемся или не можем по тем или иным причинам сказать вслух. В письме послание идет к конкретному адресату, это может быть самое сокровенное и восторженное, самое глубокое и надрывное, самое цепляющее и зовущее, самое гневное и яркое, самое родное и верное. Письмо - это то, что мы теперь пишем все реже и реже, но то, что незаменимо, когда хотим выговориться, высказаться, передать чувства.
Заранее прошу прощения у авторов, если задену кого-то своими замечаниями, которые изложу не затем, чтобы обидеть или уязвить критикой, а только для пользы, для совершенствования, для подъема ближе к вершинам мастерства. Обзор - это всегда субъективность, претендующая на объективность
Когда читаешь чужие письма, такое неблагодарное занятие - их оценивать!!!
Итак, письма...
Письмо первое Разбойникова Е. 'Я согрета письмом, что принёс почтальон этим утром...'
Очень милое и теплое стихотворение, чувствуется лирическое и проникновенное настроение героини. Выбран замечательный ритмический рисунок, легко поющийся и ненавязчивый. Есть красивые рифмы, метафорические приемы, иносказания... Но кажется, будто автор немного увлекся серьезностью 'мероприятия' написания стиха, передающего всю сложную гамму чувств женщины, читающей долгожданное письмо. Кое-где обороты, призванные усилить накал событий и расставить акценты на глубоких переживаниях ЛГ выглядят по меньшей мере комично. Например, вот этот катрен:
Это боль расставаний изводит, вороной глумится
Над истерзанной верой, что Вы не забыли меня,
Но надежда - отважная, вольная, смелая птица
Пьет огонь Ваших строк, мои слабости лихо браня.
Сложно себе представить как боль, чувство, все-таки нематериального плана - глумится, да еще и вороной... В воображении рисуется глумливая птица-ворона с ехидной улыбкой, она же боль... Если перевести на человеческий - не стихотворный язык, то боль расставаний издевается и насмехается (как это обычно делают вороны???) над истерзанной верой. Здесь автор сочетает не сочетаемое. Зря.
И две следующих строки тоже не отстали от предыдущих. Там уже надежда - отважная, смелая и вольная птица мало того, что 'пьет огонь', так еще и лихо бранит слабости лирической героини. Таким образом, картина следующая: надежда - отважная птица, которая пьет огонь и лихо бранится... Перебор с иносказаниями (аллегориями) и метафорами.
Для стихотворной формы многовато по объему, хотя конечно, и усматривается, что автор хотел создать именно лиро-эпическое произведение. И концовка почему-то оставляет читателя несколько разочарованным в виду смазанности и скомканности, и вообще, не совсем понятно - одно ли там письмо в самом произведении. Ребус своего рода ,но это судя по всему, все-таки задумка автора.
Письмо второе Виверс О.И. ' Неотправленное письмо'
Красивый, чувственный монолог лирической героини. По прочтении остается неоднозначное впечатление: и вроде бы понятно, кому написано, и даже ясно - зачем, но вот только не цепляет. Не цепляет глубиной и переживаний, не цепляет чувственным опьянением. Обычно. Обывательски и даже немного маскообразно. Снежное вино не горько, не сладко, - не выдержанно. Не выдержан и единый стиль. Наряду с яркой образностью , присутствуют канцеляризмы и штампованные приемы.
Канцеляризм 'целесообразность' легко можно заменить простыми русскими литературными словами 'нужность', 'необходимость', 'возможность' и т.д., подходящими по смыслу к контексту.
Так куда же стремится героиня? В романтику свободной жизни или в бег белки в колесе? Ответа нет. Она и сама себе вряд ли может ответить... И вот об этом 'нравственном метании' хотелось бы прочесть. Что заставляет человека отказываться от любви, выбирая комфорт и привычное положение но при этом совершенно не устраивающее) вещей? Что чувствует женщина, когда она : ни здесь, ни там? Куда тянет ее непокорное воображение и грезы? И когда не находишь ответа - даже как-то спокойно становится за адресата, что он это письмо никогда не получит
Нет сомнения, что автор обладает тем потенциалом, который позволит при желании превратить данный текст в лиричное и чувственное письмо.
Письмо третье Владович Я. 'Письмо'
Судя по тексту и его отдельным характеристикам, как то стилистика, наполненность, наличие выраженной рефлексии - автор еще достаточно молод, энергичен и пробует себя в разных жанрах. Сейчас письмо напоминает известное состояние: 'что вижу , то и пою'... Текст идеален с точки зрения использования его в качестве психотерапевтического метода и возможности 'выговориться', но с точки зрения литературной ценности, его значение весьма и весьма сомнительно. Безусловно хочется и пожалеть героиню, и приободрить, и сказать, что все будет хорошо, но хочется думать, что автор хотел бы для своего произведения не такой на него реакции. Обилие штампов вроде 'такой искренней, такой всепоглощающей и такой ранимой' любви, 'жарких взглядов', 'наблюдать твое счастье с другой' - ценности тексту не прибавляют.
Но потенциал автора нельзя не отметить.
Письмо четвертое Грошев-Дворкин Е.Н. "Письмо к любимому человеку'
Этот текст подкупает искренностью и легким здоровым пафосом отношения мужчины к службе. Лирический герой из тех, кто женат на своей работе. Плохо это или хорошо, что служба для некоторых мужчин становится важнее многих житейских стереотипов? Никто не знает. Да и почему обязательно должно быть что-то хорошо или плохо? Это так, как есть. И это продемонстрировано чуть прохладным, но вместе с тем передающим глубокие и многогранные чувства, стилем изложения, языком, оборотами, стихами, вплетенными в канву основного текста.
Есть и стилистические недочеты, утяжеляющие восприятие, например : 'Мне не больно предполагать это', 'воинская служба не позволила бы мне рассчитывать о (нужно исправить опечатку на 'на') взаимность'.
Но герою хочется пожелать, чтобы он не забывал о том, что жена военного - это тоже особая профессия, это тоже служба. И не всем дано этой профессией овладеть, и не все могут ждать. Так что возможно, он ничего не потерял.
Письмо пятое Калугина Л. "Букет воспоминаний"
Этот текст с полной уверенностью можно называть 'стихотворением в прозе'. Богатейшая палитра эмоций. Тоска, грусть, ностальгия по ушедшему времени и вместе с тем лучезарное и душевное отношение героини к тем проявлениям жизни, с которыми ей пришлось столкнуться. Нравится. Нравится со всех сторон: со стороны открытости и искренности, со стороны светлой грусти и того настоящего, которое есть отношениях мужчины и женщины. Если бы на пятидесятилетие мой бывший муж преподнес мне такой подарок, как этот чудесный текст, я бы подумала , что много в жизни потеряла
Со стороны исполнения особо не к чему придраться. Спасибо автору.
Письмо шестое Быстров К.А. 'Спокойной ночи.'
Личный армагеддон взаимоотношений вряд ли может оставить равнодушным читателя. Некая жизненная рутина, краски, маски, яблоки , постель, улыбки... Все это есть те мелочи, которые и составляют нашу жизнь. Часто мы говорим, разве это жизнь? Настоящая жизнь - она... и приводим кучу 'идеальных' доводов в пользу настоящей жизни. А ведь мы уже сейчас есть те, кем хотим стать. Не помню, кто сказал. Настоящая жизнь - она вот такая, из мелочей... И любовь состоит из мелочей, помноженных на реакцию на эти мелочи. И кажется, что расставание уже вот-вот близко... но просыпаешься утром, после того, как тебе сказали: 'спокойной ночи' и понимаешь, что на сегодня апокалипсис откладывается)))) Именно этого хочется пожелать герою и адресату письма...
'И вот, когда моя любовь к тебе была спасена и все преграды на пути были пройдены, настал этот страшный в своей несправедливости момент. Ирония судьбы, ты разлюбила меня.'
эти строчки очень близки по содержанию к материалам книги Робин Норвуд 'Женщины, которые любят слишком сильно'. Так к сожалению, бывает.. и не только в литературе.
Хотелось бы высказать пожелание автору избегать излишнего психологизма в тексте. Все-таки это не эссе студента-психолога. Это литературное произведение. И кое-что в тексте надо бы поправить. Например сноску на Шинигами* неплохо сделать. Точку из названия убрать.