Аннотация: Существование. От философских измышлений переходим к конкретным результатам. Изложение основано на ранг-формализме.
Содержание
1. Определение.
2. Существование объектов относительно одного наблюдателя.
3. Релы и существование.
4. Данность.
5. Законы данности.
6. Реальность.
7. Объективность.
8. Возможность и вероятность.
9. Принцип Уиллера.
10. Локал и глобал ранга существования.
11. Открытые и замкнутые ранг-системы.
12. Переходы от одной ранг-системы к другой.
13. Иерархия рангов.
14. Валентность рангов и операции с рангами.
15. Функции ранга и следования. Центрированные ранги.
1. Определение
Существование объектов - наиболее загадочное явление в Природе. В современной науке изучением этого явления практически не занимаются. Однако, существование объектов не выглядит столь тривиально, как это молчаливо принимается в со-временном естествознании.
Поскольку любой объект рассматривается только относительно какого-то наблюдателя, то само по себе любое присутствие объекта в каком-либо виде относительно наблюдателя заслуживает внимательного изучения. Система отсчёта в физике задаёт существование объектов, а ранговая система, т. е. введение наблюдателя, задаёт ещё помимо этого - относительность существования объектов.
Свойство существовать - это одно из многих и многих свойств того или иного рассматриваемого объекта. Свойство "существовать" имеет место, в соответствии с первым постулатом, только относительно какого-то конкретного наблюдателя. И как всякое свойство может быть ранговым, так и свойство "существовать относительно наблюдателя" тоже может быть ранговым, т. е. наблюдателем может быть построен ранг по этому ранг-свойству.
О любом объекте можно сказать - он существует или возможен, или не существует, или имеется (в формулировке С.Л. Франка) относительно какого-то конкретного наблюдателя. Исходим из того, что бытие объектов в какой-либо мере зависит только от того или иного наблюдателя. Все эти виды бытия объекта представляют собой четыре состояния так называемого ранга существования.
Рассмотрим объект А , rel si .
Определение. Рангом существования объекта А будем называть ранг А′ этого объекта по ранг-свойству "существовать относительно наблюдателя si ".
Ранг существования - это то общее, что не соотнесено с конкретным предикатом, что несёт в себе смысловую нагрузку "быть" или "есть". Б. Г. Кузнецов отмечал: "Глагол "быть" может играть роль связи между субъектом и предикатом: "Буцефал есть лошадь". Но он может быть и абсолютным: "Буцефал есть" (Б.Г. Кузнецов. Этюды о меганауке. С. 20). "Быть" понимается в двух смыслах:
1. "быть" - значит, стать значимым, реализованным в Бытии,
2. "быть" означает готовность свойств объекта проявить себя (осуществить свою потенцию). Это значение "быть" приближается к значению слова "есть", но не доходит до него в ранге существования.
Ранг существования можно определить только в каком-то конкретном частном бытии, т. е. только относительно какого-то одного наблюдателя. Ранга существования во всём Бытии, вообще говоря, нет, и не может быть, поскольку тот или иной объект существует или не существует только лишь относительно конкретного наблюдателя.
Ранг существования в частном бытии наблюдателя имеет структуру, обусловленную самой специфичностью ранг-свойства "существовать". Ранг существования в частном бытии применим к рассматриваемому объекту, который рассматривается наблюдателем "здесь и сейчас". Будем с выражением "здесь и сейчас" ассоциировать собственного наблюдателя (т. е. если утверждается, что объект А существует "здесь и сейчас" - это означает, что он существует относительно собственного наблюдателя), а со словосочетанием "там и тогда" будем ассоциировать постороннего наблюдателя. Если утверждается, что А существует "там и тогда", это означает, что где-то в каком-то месте присутствует наблюдатель, относительно которого объект А существует "здесь и сейчас".
Определения. Объект А имеется, если он рассматриваем каким-то наблюдателем, при этом говорим, что А имеется относительно его. Объект А присутствует относительно наблюдателя, если этот объект им рассматривается в "здесь и сейчас". Объект А существует относительно наблюдателя, если он присутствует относительно не только самого рассматривающего наблюдателя, но и, по меньшей мере, относительно ка-кого-то другого наблюдателя... И т.д.