Кузьмин Марк Геннадьевич : другие произведения.

Советы начинающим писателям

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Просто несколько, на мой взгляд, полезных советов, которые стоит знать тем, кто хочет начать писать.

  Советы начинающим писателям.
  
  Решил я написать несколько советов для тех, кто пишет или только собирается писать. Не скажу, что это прямо все важные вещи и им нужно обязательно следовать. Да может они и вредные даже, я точно сказать не могу, ибо, нигде не учился, никто меня не учил, и соответствующую литературу по писательству я не читал. До всего этого я дошел своим умом, долгими днями писанины и исключительно опытом и наблюдательностью.
  Советы не обязательно важные, но если бы мне их кто-то когда-то дал, то может я своих ошибок и не совершил. Так что, может, кому они и пригодятся.
  
  1. "Самое важное - это сюжет!" - Этот совет как раз важный, выжгите его где-то в подсознании или татуировку сделайте, чтобы помнить всегда.
  Не важно, какие гениальные идеи посещают вашу голову, эти идеи могут быть хоть тысячу раз великолепными, хоть прерывными в человечестве. Это все не важно. Без сюжета, который все это расскажет - идеи ничего не стоят.
  Потому что если никто не захочет читать вашу книгу, никто и не узнает о гениальности ваших идей.
  Сюжет не обязательно делать сложным или заумным, в него не обязательно впихивать философские размышления или нравоучения, это может быть просто развлекательная литература, какую пишу я.
  Главное, чтобы вашу книгу хотелось прочитать. Чтобы она была наполнена смыслом, продумана и правильно структурирована. Чтобы ее просто было приятно читать и хотелось узнать, что будет дальше.
  
  2. "Грандиозные планы засуньте в..." - Когда ты начинаешь писать, у тебя возникает идея, мечта, желание сделать, что-то крутое и масштабное. Не обманывайте себя, каждый, кто начинал, так или иначе подумывал сделать нечто большое, типа монумента себе самому. Некоторые уже воображают себя великими писателями, которых впишут в учебниках истории, и его книги будут преподавать в будущем школьникам. (А те будут также ныть, что все надоело и отстой скучный, как сейчас обычно)
  Но таким людям я могу только посоветовать губозакатывательную машинку. Она вам пригодится.
  Начинающему писателю даже думать не стоит о том, что он уже все умеет и знает. Не важно, сколько советов вам дали, сколько профессиональных авторов вам подсказали и какую литературу вы прочитали. Без ОПЫТА - все это и выеденного яйца не стоит.
  С опытом и только с опытом приходит осознание, как нужно писать, что работает у вас в тексте, а что нет, в каких областях вы лучше, а в каких вы слабы. Только опыт покажет, что вам удается лучше всего, ваши сильные и слабые стороны. Только опыт покажет, как нужно построить текст, как сделать диалог интересным и как подать информацию. Все это можно сказать, но узнать и прочувствовать на себе - это разные вещи. Так что не спешите с грандиозными планами, отложите большие истории в ящик, а займитесь чем попроще, чтобы набить руку и потренироваться. Вам некуда спешить и попытками бежать впереди паровоза вы только себе сделаете хуже и испортите, вполне хорошие идеи топорным исполнением.
  
  3. "От больших работ быстро устаешь" - Это выходит из предыдущего, но все же я решил упомянуть об этом тоже. Я в свое время хотел создать что-то большое, долгое и с множеством событий и приключений. Та же Арессия в свое время была куда масштабнее и больше, но непродуманность самой истории привела к тому, что я просто застрял и просто уже не знал что делать. Идеи закончились, а вот сюжет еще нет, потому финал Арессии я с трудом и скрипом заканчивал, и моей "ремейк" отчасти это работа над такой ошибкой.
  Также в минус больших историй входит еще и то, что долго занимаясь только чем-то одним, писатель начинает от истории уставать. Это ярко заметно по мне с моим Скидбладниром. Шесть с половиной книг я написал, и уже на середине седьмой мне просто надоело. Для меня уже нет в этой истории ничего нового, и она начала меня угнетать. Я хочу вдохновения и чего-то нового и интересного, но как раб цепями прикован к этой работе и она висит надо мной дамокловым мечом. Идеи у меня есть, сюжет тоже, но вот самого желания продолжать нету. Я просто устал от этой работы и с радостью взялся за что-то другое, но недописанное произведение так и будет висеть над тобой и напоминать о нереалезованных вещах. Лишь закончив, ее я действительно вздохну спокойнее.
  Так что не повторяйте моих ошибок, не начинайте что-то огромное, пока не будете готовы его закончить.
  Незавершенная работа хуже сотни начатых историй.
  
  4. "План должен быть всегда" - У некоторых людей может сложиться ошибочное впечатление, будто история пишется на ходу. Вот автор выложил пару глав, а затем еще и кажется, будто он их пишет спонтанно и, делая как хочет, но это не так.
  Перед тем как хотя бы первую главу начать я продумываю сюжет от начала и до конца. Детали могут быть не продуманы, некоторые моменты и сцены придуманы походу, но основная канва сюжета всегда создана еще задолго до начала. Это как ствол дерева, ветки могут быть какими угодно, но ствол всегда один.
  Так что если приступили к написанию не жалейте времени на продумку всего и все. Мир, персонажи, хронология событий, всякие детали типа манеры речи, особенности разных мест и многое другое. Такая база даст вам все необходимое, чтобы в будущем не знать проблем.
  
  5. "Начало, середина и конец" - Эти три составляющие являются по мне самыми важными частями любого сюжета. Начало истории должно цеплять читателя, чтобы у него было желание прочитать дальше. Ведь когда человек находит книгу неизвестного ему автора он просматривает первые несколько страниц и уже по ним решает, будет ли он читать дальше. Потому не нужно вываливать на головы прибывших целый шквал информации, с огромными пояснениями и прочим. Нужно придумать нечто такое, что действительно заинтересует читателя, какая-то сцена, которая интригует, но тут нельзя быть однозначным и единого приема не бывает, ведь, сколько людей столько и вкусов. Так что пробуйте и думайте сами, как бы вас самих это заинтересовало. Только все сразу не делайте, иначе потом вам будет нечего показывать.
  Середина несет в себе повествование и объяснения, там уже можно вывалить основную информацию и все рассказывать, но делайте это дозировано. Стены текста читать очень неприятно, и лучше придумайте как это подать, но об этом позже.
  И, наконец, самое важное - финал.
  Финал должен быть квинтэссенцией всей вашей работы, все сюжетные линии, начатые в начале и середине, должны к финалу или уже быть закрыты или сходится там. Концовка просто обязана быть запоминающейся и эмоциональной. Ведь даже если где-то в середине у вас в тексте были провисания, финал - это то, что всегда будут помнить. Хорошая концовка может компенсировать многие ляпы или скучные моменты.
  Но, запомните. Если вы пишите серию, то концовки книг не должны быть сильно напрягающими, ведь вам с каждой книгой нужно будет повышать градус и, задрав планку в одной книге, вы можете не превзойти ее в будущем, и впечатления смажутся.
  Еще не стоит финал первой книги делать негативным. Второй или третьей сойдет, но первая пусть закончится на триумфе и хорошей ноте. Смотрите на Звездные Воины (оригинальную трилогию). В "Новой надежде" большая победа, в "Империя наносит ответный удар" потеря и боль, но герои справляются и готовы двигаться дальше, и наконец, "Возвращение Джедая" где все приходит к триумфу. Не говорю что там все идеально, но как структура она очень хороша.
  Почему не стоит финал первой книги делать негативным? Все просто, потому что можете с этим переборщить, тем самым вызвав у читателей негодование и гневные эмоции. Читатель хочет узнать что у героев все хорошо, но если продолжения нет, то эмоции постепенно выгорят и желание возвращаться и вновь переживать нагатив, отпадет.
  У меня такое случилось с "Одиночкой" Коша. Первая книга закончилась очень эмоционально, мне самому хотелось рвать и метать вместе с героем, я был в ярости, как и сам герой, но выхода моим эмоциям не было. Я хотел расслабиться и отдохнуть с книгой, но вместо этого я получил заряд гнева. Но на тот момент продолжения не было, постепенно эмоции прошли, и осталась только пустота. И мне теперь не важно, что там случилось дальше, я просто не хочу вновь переживать те же эмоции. Мне стало грустно и потому я считаю финал неправильным, не плохим, но не такой должен быть у первой книги. Будь это финал второй, где мы с героем уже испытали взлет и победу, то поражение, которое преподаст ему урон было бы логичным, но в первой книге мы толком еще ничего не знаем и ГГ по сути еще ничего толком не достиг, а потому такие потери очень сильно расстраивают. Кажется, будто все было бесполезно.
  По крайней мере, так думаю я.
  Так что будьте внимательны и продумывайте, что будет у вас дальше.
  
  6. "Показывай - а не рассказывай!" - Этот совет я считаю самым главным и важным из всех, кроме первого. Все остальное можно воспринимать субъективно, но это просто необходимо понять.
  Данный совет я для себя извлек как ни странно из кино. Смотря обзоры разных фильмов, слушая критиков и видеоблогеров, я учился у них, выцеплял для себя важные моменты и обдумывал. И этот момент я принял очень близко к сердцу.
  Запомните, вы писатель, вы не художник, не режиссер и не композитор. Вы не можете сопроводить свой текст картинами, уникальными кардами и сценами, а также музыкальным оформлением. Вы можете пришить это дополнительно, но их не все смотрят, да и то, некоторые, кто например, читает с телефона, не будут проходить по ссылкам на картинки, слушать музыку, что в этой сцене или прочие вещи, и причин такому уйма, от недоверия к ссылкам, до невозможности сделать все это в данный момнет, а потом уже будет пофиг.
  Мы писатели и все что мы можем - это подать все через текст, расшевелить воображение читателя своими словами и вложенными эмоциями.
  Потому если у вас есть какая-то информация или важные сведения, что нужно подать по сюжету, то не стоит описывать это стеной текста, не нужно в одно лицо рассказывать все это и просто донести сухую информацию. Да, так проще, но такие вещи не окажут на читателя почти никакого эффекта. А вот если подать все это в диалоге героев, где они в повествование вставляют свои комментарии, тем самым оживляя текст, можно вместо рассказа показать те события или даже сделать совокупность всего, то это не только донесет информацию, но и даст прочувствовать, что ощущали герои на своей шкуре.
  Привожу пример:
  События Криора в "Рычащих Псах". Можно было все это просто рассказать, просто от лица ГГ, или от кого-то другого, но я не поступил так. Я совмещал разные способы повествования: страдание матери по больному ребенку, вставки, будто от врача или ученого, где пояснялось происходящее, прыжки от флешбеков до текущего времени, воспоминания и целые сцены происходящего. Все это усиливало эффект, все это давало осознать масштаб происходящего и то, что чувствовали герои, что были там. Все это давало эмоции, которые и закрутились вокруг читателей.
  Я считаю эти главы одни из лучших в моей книге, может сама история и не всех впечатлила, но с технической стороны и повествовательной она сделала очень хорошо, и этим я очень горжусь.
  Примеров можно привести уйму, просто помните, что любые события можно оживить и сделать интересными.
  
  7. "Причинно-следственные связи" - Вот это вот зарубите себе на носу и выучите как "отче наш". Запомните - ничто в истории не должно возникать просто так, никакие решения или действия персонажей не должны быть нелогичными или нехарактерными. Каждое действие имеет последствие, а каждое свершение имеет причину существовать.
  Герои не должны умирать просто так и существовать они не должны исключительно ради смерти. У всего должна быть своя причина. Если герой нужен исключительно для драматической сцены, позаботьтесь, чтобы эта сцена оказала влияние на персонажей и была необходима.
  Многие вон говорят, что Джордж Мартин убивает главных героев, но это не так, он просто очень хорошо прописывает второстепенных персонажей, от чего те запоминаются и становятся близки, потому их гибели и цепляют.
  В "Вороне" вопреки мнению многих, я не просто так убивал героев, я не просто так избавлялся персонажей, потому что они мне надоели. Их смерти имели смыслы, их гибели имели цели, они были необходимы для морального и ментального роста героя, то, что сказывалось на нем и имело далеко идущие последствия.
  Так что продумывайте все и будьте внимательны, главное анализировать.
  
  8. "Психология весьма полезна" - Вам не обязательно иметь диплом психолога, чтобы все понимать, вам даже не обязательно особо читать книги или общаться с психологами, вам просто нужно, как и в прошлом совете понимать "причинно-следственные связи".
  Герой не может быть безумным просто так, из ничего, его действия должны быть на чем-то основаны, на его прошлом. Подумайте, что должно случиться в прошлом персонажа, что сейчас он редкостная сволочь. Виновато ли тут воспитание, или пережитые трагедии, а может какое-то осознание, что привело его к такой мысли и такому мировоззрению. Подумайте.
  Ничто не происходит просто так, главное разобраться.
  Я вот не все в психологии знаю, очень далеко не все, но всегда понимаю, как персонажи пришли к таким вещам, как они поступят, и что будут делать.
  
  9. "Метатель тапков нужен всем" - Порой тяжело критически оценить свою работу, ведь ты и так все о ней знаешь, а потому некоторые вопросы, которые могут возникнуть у читателя, в твоей голове никогда не появятся. Да и те вещи, которые ты считаешь хорошими, могут при другом взгляде оказаться тем еще отстоем и тебе самому будет стыдно за такие мысли.
  Потому каждому писателю нужен человек, что будет критически смотреть на твою писанину и тыкать носом ваши ошибки со словами: "Это что за говно?".
  Вообще-то, такой человек вообще не помешал бы и каждому режиссеру и разработчику игр, который бы пинал самоуверенного творца спуская того из воображения на землю.
  Поверьте, я знаю, о чем говорю.
  Вы не представляете, сколько моих идей было зарублено на корню Тайоном и большая часть из них или полный бред, который мне просто казался интересным, а на поверку выходил или банальщиной, что уже всеми обсосана, или полной херней. Если бы я все это воплотил, то сгорел бы от стыда, потом осознав всю их несостоятельность.
  А часть моих идей просто были бесперспективными, которые только с виду интересные, а по сути ничего толком из себя не представляли.
  Конечно, он сам не идеален и немало его идей я выкинул в печь, так как они тоже были не самыми лучшими и правильными. Все же человек с техническим складом ума думает не так как я, гуманитарий.
  Мы с ним очень разные, но это и делает нас отличной командой, так как мы дополняем слабые качества друг друга и даем раскрыться сильным сторонам.
  Так что советую и вам найти того, что будет бить вас по шапке.
  Но меня не просите вам помогать, у меня и своих дел по горло.
  
  10. "Не недооценивайте полезность филлеров" - Филлер в сериалах или комиксах - это просто события, которые особо для основного сюжета не нужны. Часто в аниме их делают для растяжения хронометража, чтобы сделать больше серий, больше продать и растянуть работу. Часто из-за того, что автор еще не доработал продолжение и нужно его ждать.
  У нас же, писателей, нет смысла так делать, но использовать филлеры все же стоит. Но делать их нужно не бессмысленным растяжением книги, а вкладывать в них определённые цели.
  В таких вот сценах можно лучше раскрыть героя с неожиданной стороны, можно показать больше взаимоотношений героев и даже дать читателям передохнуть перед событиями.
  Меня часто критикуют за бесполезные главы, которые с виду будто и не нужны, но я все равно считаю их важными по многим причинам.
  Во-первых, они просто дают расслабиться и отдохнуть от основных событий. Шутки, приколы и стеб, чтобы разгрузить некоторых серьезный тон.
  Во-вторых, такие события, это очень удобный переход от событий. Например, ГГ закончил делать определенные вещи и собирается перейти к следующим, но если подать все прямо сразу в той же главе или следующей, это будет казаться поспешным и слишком резким переходом. И вот филлер как бы закроет собой пустое пространство, даст герою время и оттянет на себя часть напряжения.
  В-третьих, такие главы очень полезны в плане подготовки. Они могут по смыслу быть не особо важными, но в них рассказывается о том, что случилось с другими персонажами и что они сейчас делают. Чтобы потом появление этих персонажей не было как "бог из машины".
  Как пример из того же Ворона:
  Несколько глав про Хебико в пятой книги, где она общается с другими героями, подготавливает читателей к тому, что она скоро появится в другом месте. Без этих с виду бесполезных глав мне пришлось бы тратить много времени на объяснения того как и зачем она появилась там. А показав такие простые события у многих даже вопроса не возникло, как и почему она там оказалась. Ведь не будь этих сцена вы бы подумали, что я вставил ее в канонные события исключительно, чтобы она там была, а не из-за других важных причин.
  Так что не недооценивайте полезность филлеров и не думайте о них как о бесполезных вещах. У всего есть смысл.
  
  11. "Красивый текст не менее важен, чем красивая картина" - Это уже чистая вкусовщина, но я очень редко читаю истории, которые некрасиво написаны. Под "красотой текста" я подразумеваю внешний вид. Что там нет огромных и тяжелых для чтения стен информации, где можно легко потерять строку. Где нет кривых шрифтов или проблем с заглавными буквами. Где одни вещи отделены от других, и ничто не сливается в неприятную мишанину.
  Помню как-то читал одну книгу... ЛитРПГ, название, увы, не вспомню, в целом история была неплоха, но я страдал, когда читал ее. Кривой текст, где предложения могли начинаться с маленькой буквы, где абзацы были не разделены и если и шли какие-то логи и всякая техническая информация написана тем же шрифтом что и основной текст, из-за чего не понятно где одно, а где другое. Короче, сама история была ничего, но ужасное оформление быстро отбило у меня желание читать дальше.
  Так что подумайте, будет ли вам приятно читать то, что вы написали и хотя бы постарайтесь не допускать совсем уж грубых ошибок.
  
  12. "Сильнейшие и слабейшие стороны нужно осознавать" - Этот совет исходит из вашего опыта, но я все же решил вывести его в отдельный пункт.
  С опытом вам придет осознание того где у вас лучше всего получается, а где откровенно плохо. А потому совет тут в том, что вам не стоит прямо бежать и настойчиво давить своими слабыми сторонами в надежде, что когда-нибудь их исправить.
  Лучше сконцентрируйтесь на ваших сильнейших чертах, а слабейшие минимизируйте, как только можно.
  Ведь как люди оценивают любую историю.
  Нет идеальных книг, нет идеальных историй, есть лишь совокупность многих черт и вкусов. Так что если у вас положительного в книге больше, то, что сделано хорошо и правильно, вам простят незначительные минусы.
  Например, я вот очень плох в романтических моментах. Как президент клуба "Forever Alone" я весьма слабо представляю, как сделать романтику интересной и приятной. Да, что-то получается, но свою бездарность в этом вопросе я прекрасно понимаю, а потому особого акцента в эту сторону не делаю, больше отдавая предпочтения экшену, проработке мира и внутренним переживаниям героев, а любовную линию делаю максимально ненавящевой.
  Есть у меня и другие минусы как орфография и пунктуация, но мне такие минусы прощают, потому что мои положительные стороны, которые у меня получаются хорошо, компенсируют это.
  Так что не бойтесь признавать свои ошибки. Исправить их тоже правильно, но если возможности нет, то лучше сместить акценты.
  
  13. "Самосовершенствование никогда не прекращается" - Если вы считаете, что уже знаете все, то стоит подумать еще раз. Все уметь не может никто, нет идеала и не предела развитию, а потому учиться и улучшать свои навыки можно т нужно всегда. Я пишу уже несколько лет, но далеко еще не все понял и всему научился. Я стараюсь исправить свои ошибки, научиться чему-то новому и экспериментирую.
  На фанфиках обычно эксперименты ставлю, и если они удачные, то переношу наработки на основные работы. В Вороне я отрабатывал идею "флешбеков", этакие небольшие вставки с прошлым персонажей или скорее моментами из прошлого. Там я применил этот прием впервые, понял, как лучше всего это делать и стал переносить на другие работы.
  Бывали у меня и неудачные опыты.
  В Глазах Демона я пытался научиться писать все события от первого лица других героев. И пусть история получилась не такой уж и плохой, но сама идея эксперимента по мне не удалась. Да и попытка написать МС оказалась не очень, так что я это забросил.
  Потому пробуйте, учитесь и развивайтесь - Предела нет, есть лишь бесконечный путь к нему.
  
  Ну, вот как бы и все.
  Можно придумать еще советы, но это уже детали до которых можно и самому дойти. Может что-то еще я и впишу в будущем, но пока это как мне кажется самое важное, что пришло мне в голову.
  Повторяю еще раз - это лишь мое субъективное мнение, этим советам не обязательно следовать, они лишь на мой вкус кажутся крайне важными, и которым я следую сам.
  Никогда никому не верьте на слово, даже если чужое мнение вам нравится. Лучше проверьте все, подумайте и проанализируйте, а потом уже решите, считаете ли вы это полезным для себя или нет.
  Вот и все.
  Всем удачи и вдохновения!

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"