Глава 2. Обудивительном способе, коим школяров превращают в студиозусов.
Поздним утром, когда вывески ночных трактиров уже не привлекают гуляк, в ворота студенческого городка вошел Попаданда. У главного здания с громадной вывеской толпились школяры со всех концов княжества - смуглые с юга, бледные северяне, коренастые жители востока и изнеженные блондины с запада. От такого разнообразия в глазах у него зарябило, и он не сразу увидел заветную надпись "Открыт прием". Завлекательные буквы складывались в радужные слова, обещающие славу, власть, процветание и успех в любом начинании на благо державы.
Когда же он добрался до факультета землепроходцев и рудознатцев, среди минералов, пород, дивных камней, искусных приборов и прекрасных девиц, голова его совсем пошла кругом. Однако же, специально обученный человек быстро привел его в чувство нюхательной солью и отправил к магистрам на превращение.
И вот каким образом превращали школяров в студиозусов. Брали не меньше трех школяров и заставляли состязаться в разных науках - не меньше, чем в двух математиках и словесности, и таким образом определяли сильнейшего, а остальных изгоняли. После чего приходили лекари, доктора и эскулапы, щупали мускулы, заглядывали в глаза, рот, уши и прочие отверстия, а затем выбирали самых стройных, красивых и сильных, а прочих изгоняли. И вот, избавившись от глупых, неразумных, нерасторопных, хромых, косых, больных, чахоточных получали самых достойных. И тот, кто прошел оба испытания, как духовных, так и телесных, становился в три раза умнее, в два раза сильнее и в четыре раза краше, чем был.
А умные, но хромые, косые, больные, слепые шли на другие факультеты, и становились в три раза умнее, но не сильнее и не красивее, и всю жизнь завидовали и не любили землепроходцев.
А глупые, неразумные и нерасторопные возвращались к родителям, и зачастую, через год, возвращались поумневшими, и их принимали в университет. Тех же, кто не блистал знаниями, забирали в войско, где строгостью и муштрой делали из них ратников, матросов, воинов, копейщиков, лучников, пищальщиков, аркебузиров, гренадеров и артиллеристов, а также гусар, улан и кавалергардов. Таким образом, каждый отрок начинал служить стране и государю либо разумом, либо оружием.
И подобный способ обращаться с подданными следует признать мудрейшим и достойным подражания всяким разумным государем.
Пройдя же сквозь это горнило, Попаданда и прочие запели весьма мелодичными голосами старинную песню галерных гребцов "Вот стою, держу весло", и к ним присоединились остальные. А мудрые профессора, доценты, доктора и кандидаты смотрели на них и радовались.