Аннотация: Обзор финалистов УУ-4. Только по заявкам
Мария Гинзбург
ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ
Сначала пара общих слов, затем о каждом рассказе-финалисте в отдельности.
Ребята, я горжусь вами. Первый раз я читала рассказы и не могла оторваться. Это реально интересно. Есть, конечно, рассказы послабее, есть посильнее, есть пара-тройка просто сверкающих мрачным светом, как черные жемчужины. Особо хотелось бы отметить один интересный, но однозначно позитивный сдвиг. В прошлом году мы неосторожно, но жестко привязали место действия конкурсных рассказов к современной России - и получили цистерну бытовой чернухи, практически без всякого налета мистики. В этот раз мы решили так не рисковать. И тем не менее, действие практически всех рассказов (по крайней мере, вышедших в финал) происходит именно в нашей стране, но чернуха-бытовуха явственно проступает только в одном рассказе. Существенно возрос уровень мастерства - конечно, я могу оценить только у тех, кто участвует в конкурсе не в первый раз. Но движение есть - и это было самой главной нашей целью, когда мы начинали Укол Ужаса.
Тринити. Взгляд изнутри
Цитата:
И он хотел, безумно желал стать тем кукловодом, кто будет дергать за призрачные нити, ведя игрушки к пыльному сундуку забытья и забвения.
Это вам уже не стандартная Си-шная гладкопись. Авторы ловко согласовывают падежи и уверенно сводят к логическому финалу сложные грамматические конструкции, которые некоторым даже в голову не придут.
Вы, ребята, всегда поражали меня масштабностью мышления. Не утопить негодяя в канализации, а отбить, как минимум, нападение инопланетного Зла. Руками маленького мальчика, разумеется. Несмотря на всю уместную моменту мрачность, есть в вас какая-то светлая легкость. Так же надо отметить своеобразие и отсутствие штампов в сюжетных ходах. Некоторым недостатком является сумбурность изложения - я так и не поняла, к чему крепились те нити и как ГГ смог их перерезать. Чисто силой духа? Это несерьезно. Даже у силы духа должно быть материальное воплощение. Ну или хотя бы образное. Тема решена не в лоб, но изящно.
Терехов. Сепия
Единственный рассказ, где место происходит в некоем английском особняке, но в данном случае это не смотрится наигранным и лишь добавляет атмосферности. С цитатами автор несколько переборщил. Любопытное совпадение мотивов с "Принцессой воронов", впрочем, столь же мимолетное, сколь и красивое само по себе как элемент антуража. Похоже, авторы нашего конкурса начинают обзаводиться коллективным мышлением! Из недостатков - вы слишком часто члените текст, ритм восприятия сбивается. Присутствует ответ на вопрос "почему же это все произошло", в данном случае уместный. Ощущение от рассказа - как от стакана хорошего, крепкого, холодного сладкого чая.
Виноградов П. Принцесса воронов
Из рассказов по первой картинке самый, по-моему, удачный. Терпкий привкус безумия, которому автор не отдается полностью, но лишь достоверно описывает. По делам и награда, действительно. Если придираться - все ж таки странно, почему проводить к вратам фотографа пришли не те, кого он сам убил, а кто расстался с жизнью без его помощи? Я ожидала увидеть, наконец, натурщиков для той коллекции фотографий, которая так никогда и не будет явлена миру. Вообще, конечно, глубоко проникнуться и восхититься задумкой может только тот, кто хоть раз помогал судмедэксперту, но я вхожу в число этих людей.
Вот, кстати о морали хотелось бы сказать пару слов. Про торжество справедливости в самом высшем ее смысле можно написать самый темный рассказ - но это будет рассказ именно о добре и зле и победе, как ни странно, добра.
Вольф. Навье зеркало
Стиль у вас есть, а это нынче редкость. И стиль, наилучшим образом подходящий тому персонажу, от чьего лица ведется повествование. Слова, расставленные с кажущейся неловкостью, но именно так расставить их надо уметь. Притом без нарочитости; ни глаз, ни мозг ни устает. Перевертыш хоть и предсказуемый, но изящно сделанный. Главный недостаток, но весьма существенный - ни одной пары картинок я здесь не вижу в упор. Далее - герой видел, кто идет к нему. И он с самого начала знал (по крайней мере, это знал автор) что это Зло ему не побороть. Я не очень люблю сюжеты, где от героя ничего не зависит; где он отдан на волю обстоятельств или других героев, по силам значительно превосходящим его собственные.
Каменски. Черное Безмолвие
Цитата:
Почему отправленные по электронной почте письма или sms с мобильного иногда исчезают и не возвращаются вновь?
Эпический вопрос!
Атмосферно, динамично. Не оставляет ощущение, что смотришь прямо по телевизору добротно сделанный ужастик со скромным бюджетом, но сценарий которого написан человеком, знающим свое дело. Первое упоминание о таблетках очень удачно и к месту. Язык у вас корявый, это да. Обычно в таких случаях советуют больше классики читать - но Пелевин тоже подойдет. И образы героев вы не продумываете. Почему главгер бесстрашно уходит в темноту за потрогавшей его невидимой рукой? И так далее. Командиру наемников вы за все это время даже на имя не расщедрились, так и умер безымянным. Что бы я хотела посоветовать. Драйв, экшен и до некоторой степени атмосферу вы создавать уже умеете. Темное пламя, которое дарят немногим, горит и в вас. Но. Но. Попробуйте создать характер через деталь. Тупо и механически. Присвойте герою манеру нервно прикуривать или откидывать назад челку. Это сделает его более живым. Вторым по сложности заданием было бы для вас описать пейзаж. Поймите, для чего вы это сделали. Попробуйте написать пейзаж, передающий горе или счастье героя (потом можно будет к тонким оттенкам эмоций переходить). Описать эмоции и чувства вы вряд ли когда-нибудь сможете достоверно - мы с вами оба знаем, почему, но вы хотя бы так попробуйте. Причина проста - в навыки настоящего писателя входит и умение передать то, о чем он не имеет ни малейшего представления.
Ильина. Ночной вызов
Технически не так хорошо, как многие из вышеперечисленных рассказов, но крепко, неплохо. Мужчина в зеркале вызвал даже у меня мурашки по телу. Уместно и хорошо. Есть и очевидные шероховатости:
Она ткнула клювом в любимую, подаренную некогда матерью, пустую чашку, и та развалилась на несколько осколков. Разлом прошел как раз через фото Светланы
В данном случае необходимо вот как-то ловко вывернуться и уточнить ранее, что фото на кружке - БЫЛО! Легко и непринужденно отметить это несколькими абзацами ранее, вскользь.
Низко над столом висел огромный кроваво-красного цвета абажур с длинными кистями по низу, с которых медленно стекали вниз капли тягучей красной жидкости.
Если под "каплями жидкости" подразумеваются какие-то детали отделки, то необходимо это уточнить. Если это действительно была жидкость, то... Вот понимаете, когда я занималась в театральной студии, у нас было такое упражнение - показать, что ты внезапно под своей задницей ощутил адское пламя.
- Не пойдет, - сказала мне руководительница студии.
- Почему?
- Вскочила ты хорошо, лицом отыграла правильно. А затем спокойно и довольно плюхнулась на тот же стул!
Не плюхайтесь на тот же стул - продумывайте, что вы будете делать после того, как задание отыграно.
Если это жидкость, то она должна течь. Капая или заливая скатерть, заливая ее, растекаясь по ней...
Далее. Заключительный аккорд:
Светлана увидела себя на кровати в реанимации. Раздумывала она всего минуту и вылетела в окно.
Консилиума не будет
Вот та же самая проблема, что и у Каменски. ПОЧЕМУ не будет консилиума? Потому что на картинке лежит мертвая женщина? Это не может являться обоснованием. Это называется насилием над героем, когда он делает не то, что правильно и логично с его точки зрения, а то, чего хочет автор. Ведь ее отпустил обратно, к людям, сам хозяин тьмы или кто это был. Нехорошо оспаривать волю владыки, в конце концов ;).
Выпуск 2.
Многие авторы воспользовались впервые предоставленной возможностью подать два рассказа, но был только один, оба произведения которого дошли до финала. И это многое говорит об уровне мастерства Ольги Вербовой. В ее рассказах мы сталкиваемся с моралью, прямолинейной, как удар дубиной по затылку, и столь же оглушающей. "Будь ХОРОШИМ!", говорит автор. - "А не то..." И красочно описывает, что именно ожидает нехороших людей. Мы уже имели с Ольгой философскую дискуссию на эту тему, и, как и водится в хорошем диспуте, каждый остался при своем. Мне этот путь кажется даже более опасным, чем мой собственный. Но главная разница наших с автором подходов как раз и заключается в том, что я думаю - выбор всегда есть, и человек имеет на него право.
Так что если человек выбрал путь Добра и яростно воспевает его, что ж...
Я буду говорить в данном случае только о технической стороне вопроса, не оценивая саму идею.
Ольга Вербовая. Воронье Гнездо.
Первое, что бросилось в глаза - технические неточности при описании хода судебного заседания. Правда, потом выясняется, что это не наша реальность, а некая параллельная, где правит президент Овечкин. И там, разумеется, УПК может быть другим.
*смеется* Бросьте вы уже этот эзопов язык, Ольга... Что не дало вам написать настоящую фамилию президента, в славную эпоху которого в тюрьмах оказываются не только бизнесмены, но и правозащитники? В нашей реальности нет Вороньего Гнезда, но Соловки, я думаю, не уступают им в инфернальности... Вы боитесь неиллюзорной ответственности за свои слова?
Как суккуб и ассасин, настолько далекий от пути добра, насколько это возможно, могу посоветовать только одно: Тогда и вовсе не говорите их. Лучше ничего, чем полуправда.
Со следующей неточностью мы сталкиваемся при описании хода мыслей и духовной эволюции неправедного судьи. Я догадываюсь об ее причине. Вы не представляете себе хода мыслей этих людей. Но настоящий профессионал не должен лажать, даже описывая то, чего он никогда не видел. Можно посоветоваться с теми, кто разбирается в вопросе - так Камша показывала свою рукопись профессиональным фехтовальщикам на предмет достоверности описания боев. Но среди ваших знакомых нет никого, кто мог бы проверить достоверность данного описания - разумеется, нет! Есть другие технические способы избежать провала в данном случае. Зоричи мудро не раскрывают карт истинного зла в своем цикле о Сармонтазаре, например. Зло повержено и спит; речь ведется только о деяниях его приспешников, чьи мотивы Зоричи себе отчетливо представляют.
Но мне кажется, здесь другая проблема. Автор в данном случае уверен, что ЗНАЕТ, как думают эти люди, эти неправедные судьи, что выносят обвинительные приговоры борцам за свободу совести и предпринимательства. И ему даже не приходит в голову, что надо бы... проверить, уточнить, посоветоваться с кем-то. Глубокая уверенность, что ты знаешь КАК НАДО и КАК ОНО ЕСТЬ и является одной из главной опасностей на пути служения Добру, by the way.
Так вот - эмоциональный потрет судьи в первом эпизоде абсолютно недостоверен, и с этим надо что-то делать.
овраг, заполненный серыми водами
С моей точки зрения, это можно обозначить одним словом - озеро. Озерцо, на худой конец.
остаться в власти на целый год
Даже Ворд, будь он неладен, подчеркивал вам это злополучное "в" зелененьким.
Казалось, прошла целая вечность, прежде чем бензин, наконец, закончился. Теперь можно было спокойно посидеть в машине, не опасаясь разбиться, и подождать, пока погодка успокоится
И замерзнуть нахрен. Погодка явно собирается успокоиться денька через три. А печка в машине ТОЖЕ работает от мотора.
кое-где с проплешинами незамёрзших вод
Это же вроде март? Так "уже оттаявших", разве нет?
Я бы не назвала типовой коттедж ОГРОМНЫМ строением
Когда же Овечкина вместе с его вероятностным преемником неожиданно сместили, началась пора активных разоблачений прежнего режима и его самых ревностных служителей
Вспомнилось почему-то классическое - "Как если бы будущий архитектор светлого будущего обучался в военном училище... и теперь у него, несмотря на все усилия, выходили бы только редуты да эшелонированная линия обороны". Здесь допущена, опять же, техническая неточность. И даже нельзя сослаться на отсутствие необходимого жизненного опыта. Автор лично должен был застать падение СССР. И сам видел, что в том случае, когда на смену авторитарным режимам приходят демократические (а в рассказе описан именно такой случай), репрессии в отношении "ревностных служителей" как раз-таки НЕ ПРОВОДЯТСЯ. Именно в этом и есть суть мягкотелой демократии, увы. Эти люди верят в примирение, искупление и раскаяние на самом деле. Вот когда наоборот - да. О чем бы ни говорил очередной диктатор, он всегда устраняет тех, в ком видит потенциальную опасность для себя - и ревностные слуги предыдущего режима первые кандидаты на эту роль, вне зависимости от фактических обстоятельств дела.
Бег по крепости от призраков так же описан довольно сумбурно, жути не навевает.
Вербовая. Руки Смерти
Здесь технически более крепко. Все на своих местах. В отличие от первого рассказа, есть даже луч света в этом царстве тьмы. В связи с чем вопрос.
Не приходило ли вам в голову, уважаемая Ольга Леонидовна, что есть другие пути борьбы со Злом? И что когда вы красочно, смакуя описываете всех этих негодяев, вы способствуете делу Тьмы? Мы все знаем, как неправильно вести себя. Укажите нам правильный путь, наконец. Покажите нам людей достойных, светлых и чистых. Мы проникнемся, возможно, и будем, как они. Либо, если вы уж стойко хотите придерживаться своего выбора, могу порекомендовать рассказ "Принцесса воронов". Вот уж где бездны (*шепотом* достоверно описанные), а торжествует именно справедливость!
Ермакова. Боязнь темноты
Здесь рассматриваются аспекты, близкие к только что упомянутым, а именно борьба Света и Тьмы. В данном случае необходимо отметить более высокую степень знакомства автора с тем, что он описывает - мотивы отрицательной героини более реалистичны, но здесь подводит другое - фактическая база. Ребенок, который заглянет под кровать, где живет чудовище, с целью заключить с ним сделку - это особый ребенок. Как он стал таким? Почему он выбрал этот путь? А в рассказе это не раскрыто, что является явным минусом. С другой стороны, здесь уровень именно владения словом ниже; в "Боязни темноты" схватка двух великих противоборствующих сил и люди, служащие проводниками этих сил описывается более механически, без огонька. Вторая проблема заключается в том, что рассказ охватывает события, очень сильно протяженные во времени - целую жизнь, фактически, от детства до зрелости героев, из-за чего страдает динамичность повествования. Понимаете, рассказ - это все же повествование об ОДНОМ событии, ярком и остром, вокруг которого все и вертится. Грустить не надо - вбить в рассказ целую человеческую жизнь, да так, чтобы это получилось удачно и технично, не всегда получалось даже у Сомерсета Моэма, например. Надо просто выбирать другие формы - повесть, роман.
Семеусов. Сеть
И снова о падении нравов. Автор опасался упреков в бытовухе-чернухе, и видимо, услышал их уже достаточно. Я скажу другое. Я не против и иногда даже с удовольствием читаю сцены, на профессиональном жаргоне именуемые "мясом". Вопрос в другом - ЗАЧЕМ? Когда выпущенные кишки к месту, а когда нет? То есть, здесь главный вопрос - к идее произведения.
К сожалению, она не только не нова, но успела уже протухнуть. Фильм "Бегущий человек" относится к воспоминаниям моего детства, а идея о безнравственности пипла, который все схавает - и того старше. Если рассматривать этот рассказ просто как пробу сил - "смогу ли я вот этакое", как тренировочный этюд, то все в порядке. Но самостоятельная художественная ценность произведения в данном случае стремится к нулю. На тему о хавающем пипле и соревнованиях с жестокими и бессмысленными правилами уже самовыражались многие, и намного более красочно, чем Семеусов ;).
Ечеистов. Глубокая обида
Здесь мы сталкиваемся в некоторой степени с квинтэссенцией "мяса". Здесь есть ответ на вопрос "Зачем", но в данном рассказе нарушены жесткие требования жанра и здравого смысла. В художественной литературе, есть четкое деление на отрицательных и положительных героев. Герои могут столкнуться со злом; тогда, по мнению Вербовой, хорошие победят, а плохие будут наказаны. И таково, в общем, требование не только Вербовой. Либо, путь героя может просто пересечься с петляющей тропой маньяка - и тогда герой просто обязан победить. В "Глубокой обиде" герой имеет дело с явными маньяками - ибо наказание абсолютно непропорционально тяжести совершенного поступка - но он проигрывает.
Низачот.
И от себя хочу добавить, что с тех пор, как мне пришлось овладеть навыками водителя перамбулятора, я поняла - и до некоторой степени разделяю - ненависть ко всем придуркам, которые паркуются так, словно их машина - единственное, что передвигается по дорогам, дорожкам и дворам планеты Земля.
Тихонов. Gorgo, Mormo...
Мое отношение к заголовкам не по-русски известно, но я повторю свою аргументацию. На какой-то раз - восьмой, сотый - должно дойти. Как вы яхту назовете, так она и поплывет. Я в курсе всех трудностей при подборе имени рассказу. Название должно, с одной стороны, выражать главную идею произведения, с другой, делать это не слишком явно, с третьей, должно быть звучным и броским. Но это - задача, которую можно решить и при помощи средств только РОДНОГО языка, и я настаиваю именно на таком видении вопроса. Другие способы его решения я считаю откровенным признанием автора в собственном бессилии, ну и еще чуть-чуть тут есть от желания пустить пыль в глаза и шикануть своим знанием иностранных языков. Я, как читатель, терпеть не могу, когда автор тычет мне в глаза своей ерундицией.
Однако, все те слова, что говорились в начале обзора о возросшем мастерстве авторов, они относились и к этому рассказу тоже. Тихонов не в первый раз участвует в наших конкурсах, и прогресс налицо. Я помню рассказ, поданный на первый, кажется УУ - невнятный фанфик по Лавкрафту. Теперь перед нами совершенно самостоятельное добротное произведение, которое приятно читать. Оригинальная задумка; умело нагоняемая жуть и чувство обреченности; хорошее владение языком. Логическую нестыкову и ту выловила только одну, и именно:
Погибший хозяин квартиры расписал все стены защитными заклинаниями, чтобы в наш мир не вошло нечто недружелюбное. Но описание его смерти ясно говорит о том, что это нечто все-таки прорвалось и вошло. Ну, и чем оно занималось восемь лет? Груши околачивало? Герой смывает защитные заклинания и таким образом как бы заново распахивает дверь в наш мир - но к чему она тому, кто уже восемь лет назад нашел уютную калитку?