Аннотация: Что я имею сказать о фэнтези как о жанре
Мария Гинзбург
ФЭНТЕЗИ БЕССМЕРТНА
Последнее время в этот огород набросали уже столько камней, что это и не огород вовсе, а огромный каменный курган. Но и курган, как я погляжу, совершенно скрылся за хрентазями и задушевными беседами на кладбище в полночь. За вымахавшими на чистом поле литературы сорняками, опиумными маками, высушенными и скуренными - мы уже видим не курган, под которым похоронена Чистая Литература, а ветряные мельницы.
И меня удивляет, что в этом вопросе пока еще ни один из авторов статей (из тех, кого я читала) не подошел к вопросу с нормального конца. Это очень напоминает переживания юной девы: Ах, я его больше не люблю! Ушла любовь! При том, что любовь - это некая субстанция, вырабатываемая душой, и если ты больше не можешь любить, это проблемы чисто твоей души, а не партнера. Душевный карбюратор забился, как на старых Жигулях.
Все литературные тенденции являются отражением материальных условий жизни общества. Фэнтези является эскапистским жанром, этого никто не отрицает. Но брать только фэнтези в отрыве от других параметров мне кажется неверным. Огромна популярность компьютерных игр - многие из которых делаются по фэнтезийным романам и наоборот, игры ролевые становятся все более массовыми.
Общая тенденция такова, что популярно и продаваемо все, что позволяет уйти изэтого мира. Забыться. Стать другим.
Общие черты этого "другого" мира всем известны. Там честь дороже звона злата. Там чистый воздух и чистые люди. И если есть некоторые мега-злодеи, то они обязательно будут побеждены героями с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем.
Вообще-то, копирайт на этот мир принадлежит Иисусу Христу. Рай, как и ад - это его личное изобретение.
А желание стать другим, желание перестать быть собой - это просто желание перестать быть, как заметил еще Пелевин. Эрих Фромм сформулировал это в других терминах - эскапизм суицидален.
И если говорить о фэнтези, то нужно говорить не об этих идиотах-читателях, которые хавают всякую ботву. Во-первых, это просто невежливо по отношению к людям, на чьи деньги живешь. Не попадаешь в спрос - свободен. За свои деньги человек имеет право получить то, что он хочет, а не твои идеи, рожденные, возможно, в муках.
И не о суках-авторах, которые гонят этот бред.
А о том, почему общество так сильно хочет покончить с собой.
Вот об этом и поговорим.
Во-первых, это очень хорошо укладывается в культурный контекст. Христианство, как тот дракон из пьесы Шварца, мертво как идеология - потому что любая живая идеология характеризуется количеством идеологических фанатиков. Вот ислам - очень живая религия. Но зубы нашего дракона глубоко сидят в наших душах.
И гниют там.
Во-вторых, бытие определяет сознание. Как заметил тот Эрих Фромм, для душевного здоровья необходима такая штука, как завершенность творческого цикла. Поясняю. Человек, чтобы чувствовать себя нормально, должен творить. Второй способ ощутить власть над реальностью - это разрушить что-нибудь, но сейчас не об этом. Так вот, творческий цикл включает в себя рождение идеи, ее оформление и воплощение. И в этом плане любой средневековый ремесленник был гораздо более здоров душевно, чем менеджер старшего звена у нас сейчас. Наш гипотетический ремесленник, изготовляя сапог, контролировал весь процесс - от снятия шкуры с животного до появления красивого и мягкого сапога. Но разделение труда оказалось более выгодно в экономическом плане.
И понеслось...
Фантастика как жанр не случайно родилась в начале промышленной эпохи. Тогда в технологиях, в развитии человеческого разума видели избавление от всех тягот материального мира. От прогресса ожидалось, что он принесет на Землю мир и благорастворение воздухов. Ха-ха три раза. Основная масса открытий была сделана в лабораториях ВПК, на деньги людей в погонах и для людей в погонах. Но после многовекового торжества христианства, в котором ум считается худым, а мысли - помраченными (я вам цитирую одну из самых распространенных православных молитв) расцвет Мысли как таковой был очень приятен, очень.
Однако самые великие из фантастов писали не о чудо-подводных лодках. Всплеск развития и вообще появления психиатрии как науки тоже приходится на начало индустриальной эпохи тоже совсем не случайно. Жюль Верн предвидел появление телевизора, а Уэллс - элоев и морлоков, то есть нравственную деградацию людей. Производственный цикл у нас сейчас организован таким образом, что человек не творит. Работник является винтиком системы, он участвует только в одной из стадий появления конечного продукта, а не во всех.
И в душе и самого тонко чувствующего интеллигента, и самого тупого быка образуется дыра, которую не заполнить никаким потреблятством. Пусть это даже потребление образа "себя на гелендвагене".
Веду я это все к следующему. Поскольку ничто не указывает на то, что способ производства в ближайшее время изменится, указанные тенденции будут только нарастать.
(смеется) И мы, фэнтезисты, без куска хлеба не останемся. И последним, что останется изумленным инопланетянам, когда они прибудут на опустевшую Землю, или новому разумному виду, который эволюционирует из червяков - а ничего крупнее из живности нашими усилиями на Земле скоро больше не будет - так вот, нашим наследством будут стеллажи и диски с книгами о приключениях благородных рыцарей и жутких некромантов...
А все те, кто скорбит о павших бастионах "настоящей" литературы... (вздыхает) Романтики!
Как говорится, пусть мертвые хоронят своих мертвецов.