Кузнецова Елена Юрьевна : другие произведения.

Госпрограмма "Новое Российское Кино"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Государство, озабоченное таким могучим фетишем, как собственная киноиндустрия, должно позаботиться об оздоровлении такой ситуации. Выход видится не только во всех тех мерах, которые перечислены в принятой ГОСПРОГРАММЕ ПО КУЛЬТУРЕ, но и в принятии отдельной программы, которая может решить не только проблему сценарных кадров, но и поможет отечественному кинематографу выйти из тени регионального кино "не для всех".

  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
  "НОВОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО (2013-2020 ГОДЫ)"
  
  
  Основные цели и задачи Программы:
  
  -создание условий для укрепления потенциала и развития отечественного кинемато-графа,
  - реализация стратегической роли кинематографа в деле воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и морально-нравственных ценностей,
  - сохранение самобытности российского кинематографа,
  - продвижение отечественных кинопроизведений на мировых кинорынках,
   - создание многообразных и многожанровых кинопроизведений, отвечающих сего-дняшним исканиям и осмыслениям места России в изменяющемся мире,
  - создание и совершенствование форм привлечения к искусству кинематографа но-вых сил.
  
  
  Исполнители, соисполнители, участники:
  
  Госкоординатор:
  
  Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
  
  Госзаказчики:
  
  Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации
  (федеральное агентство),
  Министерство культуры Российской Федерации,
  Министерство образования и науки Российской Федерации,
   Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки,
  Федеральное агентство по делам молодежи,
  Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,
  Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и мас-совых коммуникаций,
  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,
  Федеральное агентство связи,
  Министерство регионального развития Российской Федерации,
  Министерство финансов Российской Федерации,
  Министерство экономического развития Российской Федерации,
  Федеральная служба по интеллектуальной собственности,
  Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба),
  Союз кинематографистов России
  Гильдия сценаристов Союза Кинематографистов России
  Госфильмофонд России,
  Киноконцерт "Мосфильм",
  Киностудия им. Горького,
  Российская академия образования,
  Российский Фонд культуры,
  Фонд Р. Быкова,
  ВГИК им. С.Герасимова,
  Государственный архив Российской Федерации.
  
  
  Уровень утверждения
  
  Президент Российской Федерации, Государственная Дума Российской Федерации, Совет Федерации.
  
  Подпрограммы Программы:
  
  1. Национальный банк сценариев.
  2. Организация календаря тематических конкурсов сценариев.
  3. Организация календаря тематических общероссийских фестивалей.
  4. Организация календаря общероссийских тематических киношкол-лабораторий.
  5. Организация календаря общероссийского интернет-лектория с платным и бес-платным сервисом.
  6. Создание общероссийской интернет-кино-энциклопедии с платным и бесплат-ным сервисом.
  7. Организация календаря общероссийских те6матических онлайн-кинофестивалей (по образцу "Российской газеты").
  8. Организация общероссийского календаря тематических конкурсов сценариев.
  9. Курирование детских региональных киностудий.
  10. Обеспечение выполнения закона об авторском праве.
  
  
  
  Программно-целевые инструменты
  
  Целевые инструменты программы:
  
   - федеральная целевая программа "Культура России (2011-2018 годы)",
   - целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
  
  
  Этапы и сроки реализации - 2013 - 2020
  
  1 этап - 2013-2014 г.г.
  2 этап - 2015-2018 г.г.
  3 этап 2019-2020-е г.г.
  
  
  Объемы бюджетных ассигнований
  
  Объемы бюджетных ассигнований может быть определен соответствующими струк-турами после изучения доказательной сметы Программы
  
  
  Ожидаемые результаты реализации
  
  Ожидаемым результатом реализации Программы станет повышение профессиональ-ного уровня отечественной киноиндустрии и признания ее в новом качестве на междуна-родном уровне. Улучшение качества кино-продукции наилучшим образом скажется на воспитании подрастающего поколения и на подъеме национального самосознания населения.
  
  
  Прогноз развития
  
  Внимание государства к нуждам и заботам отечественной киноиндустрии приведет не только к изменению количественных и качественных показателей выпускаемой кино-продукции, но и к изменению технической базы и созданию новых рабочих мест.
  
  
  Риски Программы и их преодоление:
  
  Правовые риски - связаны со сложностями применения как отечественного, так и международного авторского права для участников кинопроизводства.
   Способом предотвращения или минимизирования является постоянный мониторинг программы с помощью юридической экспертизы.
  
  Финансовые риски связаны с возможной недостаточной финансовой мотивации соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ. Особые риски могут представлять привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов.
  Способы преодоления - ежегодная корректировка программных мероприятий и по-казателей в зависимости от достигнутых результатов и возможностях государственного финансирования.
  Необходимо принять жесткое регламентирование с отчетностью на всех уровнях создания кинопроизведения для исключения финансового дележа-отката между заказчи-ком, производителем и прокатчиком уже на уровне оформления и приятия самого заказа. Видимо, необходимо внедрение не только административной, но и уголовной ответственности, чтобы искоренить систему "приватизации" государственных средств в административных коридорах.
  Купировать возможные риски, связанные с привлечением внебюджетных и кредит-ных ресурсов, предполагается с помощью специально созданного страховочного фонда и организацией общественно-правовой и ли ревизионной комиссии.
  
  
  Административные риски - напрямую связаны с эффективностью управления Про-граммой исполнителями, соискателями и участниками. Это может выражаться в неэф-фективном и нецелевом использованием финансовых средств или в изменении факторов неконтролируемого влияния негативных явлений, выходящих за область функционировании самой Программы, но связанной с геополитическими изменениями.
  Преодолением административных рисков должна стать система регулярного откры-того обнародования данных о функционировании Программы и ее финансирования. Сти-муляция, в том числе и с помощью СМИ, исполнителей, соискателей и участников в деле принятых на себя обязательств. Применение постоянного мониторинга для обобще-ния и анализа мероприятий Программы поможет усилению контроля за ходом выполне-ния целей и задач. Регулярные публикации и отчеты по Программе будут способствовать усовершенствованию механизма текущего управления реализацией Программы и свое-временной необходимо или вынужденной корректировкой мероприятий Программы
  
  Риски профессиональные - предполагают возможное увеличение разрыва между современным и фактическим состоянием материально-технической базы отечественной киноиндустрии.
  Преодолением профессиональных рисков должна стать система создания и функ-ционирования творческих лабораторий по разным направлениям (Подпрограмма Про-граммы) с привлечением как отечественных, так и зарубежных специалистов. целью преодоления гуманитарно-технического различия.
  
  
  Характеристика Программы
  "НОВОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО"
  
  
  Для рассмотрения предлагается госпрограмма НОВОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО. Про-грамма должна стать естественным продолжением "ПРОГРАММЫ КУЛЬТУРЫ" и про-граммы "ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Необходимость программы продиктована особыми условиями восприятия кинематографа современным зрителем. Влияние кинопроизведений на аудиторию не стоит недооценивать, тем более, что кино неразрывно связано с процессом формированию культурного, исторического и патриотического сознания российских граждан. Кинематограф давно стал одним из факторов единения нации. Неоспоримо и другое - признание за кинематографом факта влияния на формирование идеологического и исторического мышления.
  .
  Говоря о признании кинематографа, как важнейшей культурной и социально-психологической функции в деле воспитания подрастающего поколения необходимо признать и острую необходимость введения особого государственного заказа для реализации целого комплекса мер по продвижению произведений, не только высокого художественного уровня, но и обладающих внятной национальной и идеологической составляющей.
  Комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследова-тельских и информационных мероприятий на всех уровнях - от межрегиональных до об-щероссийских - призван способствовать совершенствованию системы отбора для финан-сирования и экранизации лучших современных сценариев.
  Единая государственная политика в деле формирования идеологии новой России средствами отечественного кинематографа должна базироваться на главных постулатах, предъявляемых к сценариям:
  - поддержка подлинного исторического взгляда на прошлое страны,
  - поддержка поисков нового героя новой России,
  - поддержка тематического, жанрового и формообразующего разнообразия для но-вого российского кинематографа,
  - поддержка сценариев для детской, подростковой и молодежной аудитории,
  - поддержка документальных и научно-популярных работ, рассказывающей об исто-рии, открытиях и достижениях отечественной науки и практики
  
  
  Обоснование необходимости создания Программы
  НОВОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО
  
  
  
  Для успешного существования РОССИИ КАК ГОСУДАРСТВА необходимо сме-нить/изменить/артикулировать смену идеологической парадигмы с "МЫ ВСТАЕМ С КОЛЕН" на "РОССИЯ ИДЕТ ВПЕРЕД".
  Конечно, этот "ПЕРЕД" хорошо бы определить. Но в любом случае, необходимо в ближайшее время включиться в БОРЬБУ за разработку/поиск/ определение новой ИДЕОЛОГИИ.
  Идеология, как стратегия БУДУЩЕГО, лучше всего воспринимается сквозь призму культуры, еще конкретнее - искусства, еще конкретнее - визуального искусства. Это по-нимали все серьезные государственные деятели. Хочется, что это стало справедливым и для нашей страны. Скорее всего, оно так и есть, просто в нынешней бурной действитель-ности, заметить подобное сложно.
  Только ИСКУССТВО способно дать народу вместе с идеологическими ориентирами определение будущих ЦЕЛЕЙ, явить примеры ГЕРОЕВ, которым хочется подражать, и стимулировать процесс обретения ЧУВСТВА ПОДЛИННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОИНСТВА, без которого вообще невозможно рассчитывать на успех любой модер-низации, тем более, общественной.
  Каждая страна старается представить себя с наилучшей стороны. Когда же речь идет не только о настоящем и будущем, но и о прошлом, мало найдется желающих чернить собственную историю. Но в нашей стране это стало почти нормой. Не стоит после этого удивляться, что собственные подростки негативно относятся к великим и малым памятникам без должного почтения.
  Назрела необходимость создания мифа о РОССИИ. Мифа, который должен стоять на историческом основании и быть ответственным за незнание или искажение истории. Кинематограф - и сегодня тот вид искусства, который ближе всего к прямому воздейст-вию на сознание, нравственность и совесть граждан.
  Сегодня кино, исследующее правду истории и нравственный выбор героя, - должно стать одним из инструментов в деле пропаганды новой российской морали и воспитании патриотического чувства.
  
  
  Успешные цивилизации начинают с главного - СЛОВА!
  Сегодня это слово несут не политики - деятели искусства. Традиционное поле, ранее принадлежащее литературе, сегодня занимает кинематограф и интернет. Именно так, через видеоизображение, происходит трансляция культурного кода и идеологических установок общества. Регулирование общественного мнения ведет дальше - к внедрению в сознание населения морально-нравственных установок и норм социального функционирования. Времена, когда литература в целом и писатель в частности определяли умонастроение граждан и их духовные устремления закончились.
  В современном обществе место писателя - трибуна и борца за человеческое в чело-веке - занимает сценарист. Сценарист - писатель, с которого начинается строительство величественной пирамиды новой реальности 21 века - пропаганды иллюзии возможной жизни для всех и каждого. От широты души этого человека, его знаний, таланта, общест-венного темперамента, морально-нравственного чувства, осознания ответственности пе-ред собой, обществом, страной и будущим зависят судьбы миллионов. И это вовсе не сгущение красок или попытка выдать желаемое за действительное. Прошлый - ХХ век, наследниками которого являемся мы все, богат на примеры того, как искусство в той или иной мере меняло направление общественных устремлений, фальсифицировало историю, подменяло подлинную жизнь воображаемым эрзацем и возвеличивало или калечило судь-бы целых поколений.
  В ответе на вопрос: "Что будет, если..." - сценарист волен настолько, насколько ему позволяют это время и обстоятельства. Он может чутко понимать запрос времени, но быть скован профессиональным или идеологическим договором с обществом, в котором живет. Если этот договор - понятно, что речь идет не о формальной бумаге, - направлен на раскрытие внутреннего потенциала нации и основывается на традиционных понятиях добра и зла, существующих в многовековом опыте народа, то тогда аудитория, для которой предназначена работа сценариста, получит адекватный ответ. Этот ответ может быть даже нелицеприятным, как констатация проблем и нерешенных задач. Но он будет честным. Если же договор предусматривает скрытое программирование на разрушение - сознательное или невольное - культурного кода нации и ее нравственные устои, то трагические последствия будут необратимыми в силу быстротечности существования, в котором нет даже возможности для серьезного осмысления полученного художественного послания.
  
  Кинематограф сильных государств давно и успешно шагает по планете под знаме-нами идеологий собственных стран. На это выделяются колоссальные средства. Идеоло-гическое поле сражений сегодня сродни военным компаниям. Побеждает тот, кто убедил противника в торжестве собственных идей и с помощью изощренных технологий доказал их превосходство. Трудно бороться с мировыми "буржуинами", когда само буржуйство" изображается так притягательно и маняще. Как убедить молодых людей, что дело - смыл жизни, если повсеместно успех определяется место у кормушки? И на всех уровнях пропаганда назойливо внушает, что, например, освоение космоса - важнейшая из государственных задач - удел неудачников или сумасшедших.
  Кому под силу поднять высокую планку знания, подлинного строительства, настоя-щего деяния без которого новая развивающаяся России - страна без будущего? Кто и что даст примеры честной и нравственной жизни, в которой есть место всему - и делу, и от-дыху, и развлечению, если литература давно уже потеряла свою национальную мораль-ную высоту.
  Какому СЛОВУ сегодня безусловно верит подрастающее поколение? Уж точно не поэтам и политикам. Чье мнение воспринимается с верой, как в истину? Пастыри не ста-раются быть убедительными и понятными, а агрессивные религиозные течения далеки от благородных целей. Образовательные эксперименты вскоре вообще отвратят от обучения большую часть молодежи.
  Какие скрепы могут обеспечить существование такого государства?
  В какой стране мы окажемся через несколько лет?
  
  Сильное государство немыслимо без объединяющей концепции. Идеология - стано-вой хребет общества, скрепы, соединяющие население в народ. Идеология цементирует экономику, политику, образование, культуру и быт. Настоящая глубинная идеология по-зволяет государству преодолевать гибельные центробежные тенденции, существующие в обществе, как бациллы разрушения. Вброс лозунга на обособление и обогащение страну на край пропасти. Дальше - только борьба всех против всех, утрата многовековой иден-тичности и призрак внешнего управления.
  Собирание земель невозможно совершить только с помощью силы.
  Внушение с малых лет мысли об обязательной успешности неизбежно приводит к циничному отношению к таким понятиям, как патриотизм и общественная необходи-мость. Усмирение конкурентов для достижения победы сужает выбор жизненной цели и приводит к избавлению от остатков национального самосознания.
  20-летний опыт унижения государства привел к тому, что общество никак не может определиться - нужна ли ему идеология или нет? Если не нужна, тогда Россия - обычная окраинная плохо управляемая страна 3-го мира. Если нужна, мы - многовековая империя с мощной ресурсной базой, продуманной национальной политикой, справедливой много-векторной социальной системой защиты граждан, работающей программой сбережения народа и защитой каждого отдельного гражданина. В такой стране хочется жить, ее имеет смысл защищать, за нее, если придется, можно отдать жизнь.
  Можно глумливо усмехнуться, - неужели за всем этим стоит работа какого-то нико-му не известного сценариста? Неужели этот придумщик истории для кино в состоянии изменить циничные деяния элиты и остановить центробежные тенденции в обществе? В ответ стоит задать встречный вопрос: "А кто еще?" В России от царя Гороха народ наде-ялся только на того, кто "приедет и рассудит". Веками утверждался этот постулат.
  Кому под силу заменить его другим: "Каждый гражданин может/должен научиться влиять на ситуацию так, чтобы "приедет и рассудит" просто, честно и ответственно вы-полнял работу по управлению страной". Чтобы нормальное функционирование страной велось в автоматическом, а не ручном управлении, мы все - вся страна - должно много и основательно поработать над собой. Никто, кроме нас самих эту трудную и неприятную работу за нас не сделает. Но кто покажет - подаст пример воспитания личной ответствен-ности перед государством?
  Нам всем многого хочется - удобств, условий, свободы. Мы даже готовы это взять в бою с неповоротливой государственной машиной и нести как знамя личной состоятельности. Но государство это не только чиновники, правители, звезды шоу-бизнеса. Это - земля предков, кровавая истории борьбы собственного народа за независимость, заросшие поля сражений с не похороненными воинами, вековые надежды о "небе в алмазах" для детей и свои детские мечты о подвигах и славе.
  Кто расскажет таким нам, всегда боящихся бедности и скрывающих лучшее, что есть в душе, о том, что МЫ МОЖЕМ СТАТЬ ЛУЧШЕ? Сегодня кому мы поверим, что еще не поздно измениться? Нам так много рассказывали и показывали в последнее время, что человек - грязь, мразь, уродство и ненормальность. Как поверить в другое?
   А это невозможно без поощрения чуткости художника и его поисков добра и чело-вечности в мире чистогана и конкуренции. Это очень важно и серьезно, если государству, действительно, важно, какое население в нем живем, чьи книги читает, какие фильмы смотрит, кому верит в интернет пространстве.
  
  Для функционирования воспитательной и просветительской миссии искусства необходимо соблюдать паритет между произведениями, ориентированные на традиционные культурные, моральные и исторические ценности и артхаусными поисками "новой художественной реальности". У аудитории должен быть выбор. Нельзя погружать все пространство искусства в маргинальные изыски. Слишком велика опасность навязывания дороги в извращения. Всеобщая ориентация на изощрения с области формы и содержания не однажды заводили фантазию художников в разрушительную борьбу против стройной картины гармоничного мира для новых поколений.
  Россия слишком хорошо знает, что любая революция рано или поздно заканчивается на выжженном поле, где не остается никаких островков человечности. Привычка к иска-жениям не располагает на пробуждение интереса к подлинным шедеврам.
  Необходимо уточнить, поиски нового в искусстве не обязательно поиски разруше-ния. Стремление художника к новым высотам, к познанию самого себя - высшая и главная задача любой творческой личности. Но подлинные личности - единичны, а бездарных, но амбициозных попутчиков с идеями "я так вижу мир!" - пруд пруди.
  Привычка к подлинному искусству требует серьезного и сознательного отношения. Но она - прививка от социальных потрясений. Уважение к чужому мнению - дорога к ра-зумном у компромиссу. Привитая с детства любовь к стране, "отеческим гробам", знание истории, традиций, культуры и национальных особенностей - залог жизненной позиции настоящего думающего гражданина.
  Сегодня молодое поколение воспитывается в большей степени не родителями и школой, но улицей, экраном, интернетом с его социальными сетями и безответственно-стью. И государство обязано предъявить такие образцы поведения и действия, которые не только помогут принять в трудную минуту правильное решение, как построить собствен-ную судьбу, но и прожить жизнь, полезную своего государству.
  
  Поиск национальной идеи может затянуться на долгое время. Хотя, каждый знает, что хотел бы жить в стране, где любому человеку свободно и радостно. Но желания найти цель для достойного существования всего общества должно исходить из каждого сердца всех его граждан. Стать всем богатыми или кого-то догнать, а лучше - перегнать - такие лозунги в качестве глобальной национальной идеи контрпродуктивны.
  Пора перестать доказывать наше право на инаковость. Надо признать давно извест-ную истину: Россия - другая страна. Это не хорошо и не плохо. Это - факт. И надо исхо-дить из этого факта.
  Что для страны важнее - любовь собственных граждан или мирового сообщества? Простая арифметика - государственные границы будут защищать только свои. Значит, и государство должно научиться любить своих граждан и ориентироваться на развитие и улучшение их жизни. Тех, кто живет ВНУТРИ страны. Это - не построение нового желез-ного занавеса. Это - создание приоритетных условий для существования и функциониро-вания своего народа.
  Конкурентоспособность должна быть поставлена на службу государству. Общество обязано снижать диспропорцию, в которой сегодня выгодно и престижно руководить, находиться "при...", а не СОЗДАВАТЬ. Если молодые люди мечтают сидеть в конторах, - смешно говорить об индустриализации и модернизации. Думающее поколение уедет туда, где востребованы ум, знания и умения, а умеющие приспосабливаться в который раз опустят страну в пучину чиновничьего произвола. Сами же при этом на глазах у всех без-наказанно погрузятся в развлечения и удовольствия. Это не удивительно, если со всех сторон и всеми доступными и недоступными способами пропагандируется паразитиче-ский образ жизни. Стоит ли ожидать, что при таком раскладе трудовых ресурсов, кто-то захочет посвятить себя сельскому хозяйству, производству, науке, искусству. Всему тому, что требует усилий, знаний и работы над собой. Так желание пригласить няньку отбивает родительский инстинкт. Но на всю страну нянек не напасешься.
  
  История кинематографа это давно доказала, что искусство совсем не беспомощно и эфемерно. Искусство - великий боец. Только надо научиться с его помощью бороться не ПРОТИВ, а - ЗА!
  А это значит, что во весь рост встает важнейшая из проблем - ПОИСК НОВОГО ГЕРОЯ. Государство обязано выставить этот заказ деятелям отечественной культуры и кинематографа в частности.
  Какой он сегодня - НОВЫЙ ГЕРОЙ? Супермен без страха и упрека, готовый сокру-шить все, что противоречит его принципам? Хищник, зорко следящий за всем, что плохо лежит? Нарцисс, использующий гендерные преимущества для достижения своих эгоисти-ческих целей? Слабак, плывущий по течению? Исполнительный служака, живущий по принципу " моя хата с краю"? Или это новый Данко, сердцем своим освещающий дорогу к свету и справедливости?
  Это очень трудная работа - выбрать мечту, которая может озарить и подвигнуть но-вые поколения на созидание и великие деяния. Россия - такая страна, в которой - так по-велось - ценятся только великие деяния. Значит, надо научиться не только копаться в прошлом, выискивая ужасное и подленькое, но и находиться в истории высокие, совер-шенные и героические подвиги.
  Чтобы самим освоить собственные территории, бесценные недра и бескрайние про-сторы, чтобы не просто мечтать о звездах, но изобретать новые корабли и строить косми-ческие комплексы - нужен НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Его надо воспитать на лучших образцах культуры, знании собственной истории, любви к отечеству и МЕЧТЕ о счастье для всего народа. И это - главный вызов сегодняшнего дня. Внешний враг страшен только до тех пор, пока внутри "разброд и шатания".
  Если политика, религия, экономика и идеология разделяют людей, то искусство - их объединяет. Оно обращается не к разуму, а непосредственно к душе и чувствам. Это и де-лает его составной частью духовного здоровья общества. И потому для своего успешного развития общество должно признавать, что искусство занимает важнейшую роль в идео-логическом воспитании населения и поэтому обязано уделять культуре первостепенное значение.
  Остаточный принцип финансирования не пройдет - потеряем страну.
  
  Необходимо менять парадигму восприятия нашей страны самим народом. Пора за-канчивать педалировать распад, разрушение и извращения. Если изо дня в день на экранах в качестве главных персонажей предстают олигархи, бандиты, оборотистые хитрецы и нечистые на руку бюрократы, то неудивительно, что нынешним мальчишкам и девчонкам хочется не в космос, а на панель, в ночной клуб и чиновничий кабинет.
   Труд - как основа жизни - давно перестал вызывать интерес у людей. А это - ката-строфа государственного масштаба, такая же, как дороги, ЖКХ и отморозки на трассе. Мировые тенденции в культуре и искусстве давно уже вызывают не просто вопросы - оторопь.
  Ориентация на многое, что сегодня декларируется, как "свободное искусство" и вхо-дит в понятие общемировые ценности становится опасно для здоровья - физического, мо-рального и духовного нации. Не все следует принимать на веру, и тем более - следовать, как примеру.
  Стране традиционных моральных ценностей не нужны общественные инновации, направленные на разрушение:
  - сознания граждан,
  - традиционной семьи,
  - моральных устоев,
  - нравственных принципов,
  - исторических ценностей,
  Под запрет должны попасть и:
  - вовлечение детей в раннее половое просвещение,
  - эксплуатация слабого сильным,
  - возведение в закон сексуальных извращений,
  - исторические подтасовки,
  - манипулирование общественным мнением в угоду банковским или промышленным корпорациям,
  - любая религиозная агитация.
  
  Необходимо менять парадигму восприятия нашей страны самим народом. Пора за-канчивать педалировать распад, разрушение и извращения. Философия, политика и идео-логия, как общенациональные скрепы не действуют. Во-первых, их нет, во-вторых, их никто не ищет, в-третьих, саму проблему старательно замалчивают, стыдливо проговаривая вскользь необходимость гуманитарно-нравственных ориентиров. Только человек и разнообразным внутренним миром и духовно-нравственными устремлениями сегодня может претендовать на звание Героя. Им может быть сегодняшние Иван Сусанин, Ломоносов, Пушкин, Гагарин, Харламов. Это может быть никому не известный инженер, врач, учитель, военный, сталевар, фермер, мать-домохозяйка. Не суть важно. Главное в другом. В том, чтобы Герой был на Своем месте, выполнял свою работу ответственно, жил честно и выпавшие испытания преодолевал достойно.
  
  Государство должно осознать необходимость срочного принятия специальной про-граммы по выработке и осуществлению особого заказа на создание произведений с новым Героем, таким, про которого говорят: "Настоящий Человек". Безусловно, необходимо инициировать и поддержать в обществе желание дискуссии на эту тему с обязательным вовлечением не только профессионалов, но и детской, подростковой и молодежной аудитории. Это должно стать настоящим делом для гражданского общества, а не выглядеть очередной временной кампанией.
  Новые произведения, отвечающие высоким требованиям пропаганды государствен-ной идеологической доктрины и созданные в разных жанрах искусства, должны быть доступны широким слоям населения. Не надо заставлять художников работать "над темой" - "Тихий Дон" по заказу не пишется. Необходима поддержка проектов на уровне сценарных поисков новых героев и тем-созиданий.
  Государство и профильные организации должны принять активное участие в орга-низации на постоянной основе сценарных конкурсов с объявлением четко сформулиро-ванными темами и целями. Поддерживать необходимо именно СЦЕНАРИИ, как основу кино- и -телеиндустрии.
  Кинематограф может и должен стать активным проводником новых высоких гума-нистических ориентиров для новой России. И для этого нужна и воля, и финансы, и политическое решение.
  
  Сценарист, соответственно, должен осознавать свою нужность государству и обще-ству. Его надо избавить от унизительной поденщины за копейки и борьбы - чаще с заве-домо отрицательным результатом - за результаты своего труда. Почему композитор имеет права на исполнение своих произведений, написанных для кино, художник может выставлять свои костюмы и эскизы к фильмам на выставках, а сценарист навсегда теряет право на своих героев и свои сюжеты, вступая в договорные отношения с продюсерами, студиями и каналами.
  Сегодня сценарист напоминает футбольного вратаря. Если кино получилось - лавры достаются актерам, режиссеру, продюсеру и студии. Если кино не получилось - вину, обычно, перекладывают на сценариста. И зритель резонно констатирует: "таким горе-писателям надо вырывать руки-ноги". Очень интересно посмотреть на счастливого сце-нариста, который готов ответственно сказать: "Это кино получилось таким, каким я его представлял, когда писал сценарий".
  
  Страна должна быть заинтересована в получение высокохудожественных кинопро-изведений, отвечающих потребностям в сфере пропаганды государственной политики и патриотического воспитания подрастающего поколения. Художественная практика - луч-ший способ убедить население в правильности выбранного общественного пути.
  Поиск и конструирование лучшего будущего для новых поколений под силу отече-ственному сценарному сообществу. Кино-писателю не надо надевать шоры и выставлять вешки: шаг влево или вправо - расстрел. Он сам в состоянии определить морально-нравственные границы для своих фантазий.
  А созданный механизм отбора достойных сценариев для последующего государст-венного финансирования даст возможность сценаристам не ограничивать свои творческие амбиции в темах и сюжетах и серьезно стимулировать на завоевание новых высот. Подобный механизм отбора должен стать общедоступным и широко рекламируемым банком сценариев. Для любого интересующегося он будет - публичной библиотекой. Тогда разговоры об ущербности и непрофессионализме отечественных сценаристов само собой сойдет на нет. И, кроме того, каждый будет в состоянии оценить, ЧТО было написано, и ЧТО оказалось снято.
  Национальный Банк Сценариев - система, которая будет постепенно, но неуклонно воспитывать не только ответственность самих сценаристов, но и тех, кто принимает ре-шения в киноиндустрии. Вкусовщина и субъективизм будут искоренены самым естест-венным способом, ибо, как говорил Петр 1, правда, по другому поводу: "Дурь каждого будет видна".
  По сути, Национальный Банк Сценариев станет общественным индикатором для анализа профессиональных кадров с киноиндустрии. Безусловно, сопротивление созда-нию программы Национальный Сценарный Банк будет ожесточенным именно со стороны канально-студийно-продюсерского лобби. Но это - единственный объективный механизм, который способен вывести российское кино на мировой уровень.
  Именно поэтому, государство сегодня, как никогда, должно быть заинтересовано в комплексе мероприятий, который войдут составляющими в программу НОВОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО
  
  
  Обоснование Подпрограмм Программы
  
  
  
  1. Подпрограмма "БАНК СЦЕНАРИЕВ"
  
  Данная подпрограмма - системно-образующая. Ее реализация на долгие годы обес-печит отечественную киноидустрию базовым кинопродуктом высокого качества.
  Государственная "Программа культуры" предусматривает большой объем меро-приятий, направленных на улучшение существования и функционирования отечественного кинематографа. Программа включает в себя политические, экономические, творческие, учебные, рекламные и пропагандистские аспекты. Одной из проблем, которая признана существенной, объявлена проблема качества первоосновы кинематографа - проблема качественных сценариев и - соответственно - сценарных кадров.
  Несомненно, данная проблема - основополагающая. Но она напрямую зависит не только от наличия хорошо работающих сценаристов, но и от целого комплекса проблем, в которых сценарист становится заложником. И с этой проблемой необходимо объективно разобраться.
  Если в Российском кино, имеющем славную историю и собственную киношколу, разучились обучать и готовить для кинопромышленности сценаристов, это одно. Но, если с обучением и подготовкой все в порядке, а разговоры о проблемах отечественного кино постоянно упираются в проблему именно сце6нарного качества, то стоит говорить о дру-гом - это кому-то выгодно. И вот с этим разбираться надо уже иначе.
  Для начала попытаться ответить на вопросы кому выгодно и почему? Вариантов от-ветов может оказаться так много, что до настоящей причины можно и не докопаться. Но один вариант несомненен - сильный Российский кинематограф сегодня миру не нужен. При ограниченном количестве мировых прокатных площадок и жесткости отслеживания исполнения авторских прав доходами придется делиться. Только фильмы - не нефть, по трубам не прокачаешь в круглосуточном режиме, однажды вложившись на оборудование. Кино - производство затратное, штучное и высоко рискованное. Конкуренция здесь тако-ва, что на своих рынках/прокатных площадках конкурентов никто не ждет и пускать не собирается.
  Для начала изменить ситуацию может исправить работа с отечественными прокат-чиками. Рыночными способами добиться допуска Российского кино непросто. Но это де-лать необходимо, если мы не хотим совсем потерять собственную киноиндустрию. Чем и как придется переубеждать прокатчиков обсуждать необходимо отдельно. Это вопрос дискуссии и политической воли. Но удачный пример налицо - телевидение первые 15 лет после развала СССР выжило на импортных сериалах. Сегодня на всех каналах доминиру-ет отечественная продукция.
  Возвращаясь к качественным сценариям и профессиональным сценаристам, придет-ся признать, что эти две важнейшие составляющие кинематографа в нашей стране практически никак и ничем не защищены. Обсуждать само авторское право и его применение в практике нашей киноиндустрии необходимо, но в данном случае эту проблему из проблем оставим за скобками.
  Вернемся к сценариям и сценаристам.
  
  Сценарист
  
  Сегодняшний зритель отечественных сценаристов не знает. Почему? Вопрос повисает в воздухе. Если хотя бы по диагонали посмотреть на материалы, выходящие в СМИ на темы кино, то окажется, что внимание журналистов/публики концентрируется вокруг один и тех же персон - актер-режиссер-продюсер. Сценарист не только выключен из круга паблисити, он - по сути - персона non grata - никто и звать его никак. Как мы собираемся повышать эффективность творческой единицы, если для нее даже не находится места в информационном пространстве? Дело не только в том, что фильм, имеющий по Закону об авторском праве 3 (трех) авторов - сценариста, режиссера и композитора - на выходе легко вычеркивает главного автора. Конечно, вычеркивает сценариста не сам фильм - его производители и покупатели. Безусловно, для зрителя манком является актер, реже - режиссер. Но, если оплата труда сценариста и актера различается на порядки, то должна быть и какая-то компенсация, хотя бы в виде номинального признания и его заслуг и вкладам в общее дело.
  
  Сценарий
  
  Практика киноиндустрию воспринимает сценарий как безымянную болванку для последующей обработки. На любом этапе любой может ее не только изменить, но и фигу-рально прибить когда угодно и чем попало. Добиться объяснений, не говоря уже о спра-ведливости, не просто сложно - невозможно. Вброс в информационное пространство ут-верждений на тему: "материал был слабый/сырой/не профессиональный и т.д.", - не остав-ляет сценаристу даже надежду на реабилитацию. У сценариста нет даже возможности зая-вить, что он писал о другом. А уж попытку войти с не искалеченным сценарием в другую постановку даже представить невозможно. Кроме того, сегодняшняя практика вписывания в титры в качестве сценаристов продюсера, режиссера и редактора вообще не оставляет сценаристу и тени надежды на справедливость.
  Правда, за одним исключением. Это исключение касается даже не того обстоятель-ства, которое лежит на первом плане - сценария самого режиссера/продюсера, редактора, а экранизации. Особенно, если речь идет об известном произведении мировой классики или современного автора. В этом случае у зрителя есть возможность сравнения - хорошо получилось или плохо, соответствует первоисточнику или нет ничего общего.
  
  Государство, озабоченное таким могучим фетишем, как собственная киноиндустрия, должно позаботиться об оздоровлении такой ситуации. Выход видится не только во всех тех мерах, которые перечислены в принятой ГОСПРОГРАММЕ ПО КУЛЬТУРЕ, но и в принятии отдельной программы, которая может решить не только проблему сценарных кадров, но и поможет отечественному кинематографу выйти из тени регионального кино "не для всех".
  
  Задачи продпрограммы
  
  Необходимо обсудить, принять и обеспечить финансированием бессрочную про-грамму по созданию в России общенационального и общедоступного БАНКА СЦЕНАРИЕВ. Создаваться он будет не на пустом месте. Большим подспорьем могут стать архивы министерства культуры, киностудий, ВГИКа и Высших сценарных курсов, многочисленные сценарные ресурсы в интернете.
  Создание подробного каталога и рубрикатора позволит ориентироваться в огромном сценарном массиве не только заинтересованным профессионалам, но и любителям, желающим поучиться на образцах или сравнить, желаемое с возможным. Вопросы авторского права в этом случае будут решены автоматически. Публичная публикация будет заменять юридическую регистрацию, впрочем, этот пункт может быть доработан со специалистами.
  Возможность размещения сценария на таком ресурсе станет для сценариста не про-сто выгодна с точки зрения рекламы, но и явится своеобразной реабилитацией в случае кардинальных изменений первоначального замысла в готовом кинопродукте. Всегда бу-дет возможность посмотреть, что было и что стало.
  Государственные органы, отвечающие за реализацию и финансирование киноинду-стрии, получат реальные показатели тем и форматов, которые интересуют отечественного зрителя, исходя из реальных рейтингов/показателей.
  Кроме того, это еще и возможность для профессионалов объективно оценить вмеша-тельство в сценарную основу. А для настоящего киномана - прекрасный повод познако-миться с подлинным источником.
  
  "Банк сценариев" - как в буквальном смысле место хранения сценариев - окажет неоценимую услугу производящим структурам - студиям и каналам. Не секрет, что не ка-ждый сценарист обладает необходимыми пробивными качествами для успешной продажи собственных сценариев. Но и нельзя отрицать, что и не все заинтересованные в хорошем сценарии имеют широкую возможность для выбора.
  
  Таким образом "Банк сценариев" - постоянно пополняемый - может стать той пло-щадкой, где желаемое встречается с возможным. И что самое важное - без посредников. Кстати, эта программа может рассматриваться как участие сценаристов в борьбе с так на-зываемой профессиональной коррупцией.
  
  Наличие большого количества (пока нет смысла вносить понятие и параметры каче-ства - слишком шаткая и субъективная почва на начальном этапе) сценариев в разных жанрах с одной стороны даст самим сценаристам надежду на возможное сотрудничество, а с другой стороны - избавит продюсеров, студии и каналы от огульных обвинений в не-достаточности или полном отсутствии подходящих профессиональных сценариев.
  
  Подробности по процедуре депонирования сценариев можно прописать отдельно или принять за основу принятые в СК и РАО.
  
  
  Обоснование Продпрограмм Программы:
  
  
  1. Организация календаря тематических конкурсов сценариев.
  2. Организация календаря тематических общероссийских фестивалей.
  3. Организация календаря общероссийских тематических киношкол-лабораторий.
  4. Организация календаря общероссийского интернет-лектория с платным и бес-платным сервисом.
  5. Создание общероссийской интернет-кино-энциклопедии с платным и бесплат-ным сервисом.
  6. Организация календаря общероссийских те6матических онлайн-кинофестивалей (по образцу "Российской газеты").
  7. Организация общероссийского календаря тематических конкурсов сценариев.
  8. Курирование детских региональных киностудий.
  9. Обеспечение выполнения закона об авторском праве.
  
  Данные Подпрограммы - представляют собой необходимые и логические звенья для реализации основной Программы. Гуманитарное и техническое их обеспечение на-прямую связано с концептуальным и технико-экономическим обоснованием каждой из Подпрограмм, а также с определением их возможного внебюджетного финанси-рования.
  Предполагается участие в данным Подпрограммах профессионалов современной отечественной и мировой кино-индустрииин разного профиля на возмездной и без-возмездной основе, а также привлечение всех заинтересованных лиц и организаций.
  
  
  Обоснование Подпрограммы Программы
  10. Обеспечение выполнения закона об авторском праве.
  
  "Закон об авторском праве и смежных правах" до сегодняшнего дня претерпел несколько изменений. Но и в таком виде он устраивает не всех участников авторского права.
  Предстоит определенная работа для того, чтобы все участники авторского права, связанные с созданием кинопроизведений, получили, действительно и равные права, и равные обязанности.
  Данная Подпрограмма Программы по своей сути является наказом для кино-общественности и государственных органов в деле разработки нового механизма, может быть, и с внесением изменений в сам "Закон об авторском праве".
  Это жизненно необходимо сделать как можно скорее, чтобы принять новую систему справедливого и честного распределения доходов для всех участников авторского права по закону и исключить противоправные юридические контрактные договоренности, которые делают сценариста - основу всей кино-цепочки - самым бесправным ее участником.
  
  
  Документ не содержит специальных пунктов, связанных с профессиональным кино-образованием, хотя, может быть, это является ошибкой.
  
  Документ не содержит указаний на особую роль СК и Гильдии сценаристов - это необходимо обсуждать и принимать отдельно. В данном вопросе требуется от-ветственное и сознательное участие.
  Кузнецова Елена Юрьевна
  тел. - (8-495) 752-2011,
   8-903-978-05-48
  www.e-kuznecova.msk.ru
  Кузнецова Елена Юрьевна
  e-mail - ekyznetsova@mail.ru
   ekuznecova@list.ru
  skype - ekyznetsova
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"