Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Запад во тьме, Русь во мгле или Взгляд Хомякова на Запад и Восток

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Образ мыслей Алексея Хомякова о пути развития Запада и Востока.

I. Запад во тьме, Русь во мгле или Взгляд Хомякова на Запад и Восток

  
   "Странный вы народ русские. Вы потомки великого исторического рода, а разыгрываете добровольно роль безродных найденышей" (ПСС том I. С. 44) (1).
  
  Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) - русский мыслитель, публицист и поэт. Рязанский помещик. Отставной штаб-ротмистр (соответствует званию капитан), кавалерист. Видный деятель славянофильского кружка (2).
  C полным собранием сочинений (ПСС) Хомякова можно ознакомиться по изданию Московского университета (1886-1906) (3).
  Внешне может показаться, что автор впадает в антагонистические противоречия, однако это не так. Наработки Хомякова носят скорее теоретический, чем практический потенциал. Русский мыслитель считал, что каузальная связь мира заключается в реализации человеческой воли, которой Бог наделил человека. Автор ярый сторонник русской идеи, а не какого-то уступчивого конформизма с Западом. Идеалом является нравственное, а не рациональное сознание. Редукционизм происходит от некоторых (к которым Хомяков причисляет и себя) ко многим (Keiner oder Alle! Alles oder nichts!). Хомяков мизантроп, не верующий в идею, что все могут достигнуть просвещения. Только через синергетику русского народа, т.е. трёх его пород (русско-белорусско-украинской), возможно спасение от хладного духа Запада.
  Алексей Хомяков технократ, видящий телеологическую причину возвышения русского народа над иными народами, впадающими в фальсифицирующие убеждения себялюбия. Он ярый фаталический умоборец, выступающий против демиритового фидеизма и сциентизма. Нет ни того, ни иного, а есть вечный процесс становления человека как человека самораскрывающегося.
  Цель России можно только прочувствовать. Эсхатология для русского народа это удержать человека от самого себя. На территории России происходят дериватные отношения от столкновений Запада с Востоком и Востока с Западом.
  При написании статьи обращался к следующим авторским трудам: "Мнение иностранцев об России" (ПСС том I, С. 3 - 30). "Мнение русских об иностранцах" (ПСС том I, С. 31 - 73). "О современных явлениях в области философии" (ПСС том I, С. 287 - 321). "Об общественном воспитании в России" (ПСС том I, С. 350 - 377). "Опыт катехизического изложения учения о церкви" (ПСС том II, С. 1 - 27). "О свободе и необходимости, по поводу Спинозы, Канта и других философов" (ПСС том II, С. 449 - 450). "О старом и новом" (ПСС том III, С. 11 - 30 страницу). "Современный вопрос" (ПСС том III, С. 288 - 291).
  
 []

  
  Полное собрание сочинений Хомякова при жизни не было издано, только отдельные публикации. Сам автор видел свое ПСС в размере III-х томника. Авторская коренная идея (bon sens) это разделения всех людей на два общества: "иранское" (арийцы, персидское) и "кушитское" (не арийцы, египетское). Русские являются совершенством двух ветвей человечества, синтезом абсолютного.
  Иранские общества тяготеют к рациональности, к порядку, к унификации.
  Кушитские общества предрасположены к идеализму (мистицизму), к хаосу, к беспорядочности.
  В чём сausa activa экспансионистской мысли автора? В непризнании собственного "русского", как внутри Отечества, так и иностранцами. Носят ли размышления Хомякова энтропический характер? Отнюдь. Погрузившись в культурный пласт прошлого, русский ученый самостоятельно овладел "мертвыми" языками (древнегреческим, финикийским и санскритским языком). Алексей Хомяков создал собственную аксиологическую методику на историю. Стоит заметить, что из "современных" языков знал английский, французский, немецкий и латинский. Имеется ли недостаток этноцентризма у Хомякова? Конечно, но очень располагающий, потому что раскрывает сausa formalis к сausa finalis, т.е. законченную апперцепционную генерализацию.
  Для кого пишет состоятельный и обеспеченный Алексей Степанович Хомяков? Для двух видов домоседов. Первый вид домоседов, который своим принижением собственного достоинства, целует все "западное". Второй вид домоседов, квасные патриоты, которые ударились в антинаучные теории. Имплицитность всех трудов автора это собственное признание, увековечивание своего имени (consensus omnium). Персона не думающая о хлебе насущном, личность, желающая иметь свои, а не чужие (credo ut intelligam) представления о мире. Авторская констелляция силлогизмов имеет широкий квантитативный спектр и аффективные копулы, которые пророчат эвдемонизм.
  Автор поясняет, что начать писать его заставило воззвание от Господа (clamavi ad te Domine).
   К чему такое интеррогативное, звучное и поэтичное название эссе (Запад во тьме, Русь во мгле)? Это квантификация когеренциональных имманентных особенностей когнитивизма Алексея Хомякова.
  Что расстраивает русского мыслителя? Расстраивает тот факт, что имея одни индо-европейские корни в языке-культуре-религии, народы Запада (к ним Хомяков относит все, что западней Белой и Малой Руси) отрицают русских как народ. Алексей Хомяков, попутешествовав по Западу и наслушавшись там злословий, как в свой адрес, так и в адрес своего народа, вернулся домой озлобленным. Он решил исправить общественное мнение о России. Как так стало, вопрошает автор, что коэволюция и кумуляция людских поколений развели людей по разным сторонам баррикад? Хомяков обвиняет в это власть держащих чиновников и попов, которые, чтобы удержать власть, натравливают людей друг на друга.
  Какой авторский нарратив? Каковы онтологические дефиниции? Запад во тьме, потому что теряет свою духовную силу. Отмирает внутренняя метафизическая сила народов Запада. Западный человек не homo liber, а homo vacu. Хомяков спрашивает и сам же отвечает на вопросы, каковы народы Запада сейчас? Они следующие. Какой самый умный народ на свете? Английский. Какой самый закостенелый народ на свете? Французский. Какой самый глупый народ на свете? Немецкий (ПСС том I, C. 7-15). Нуль-гипотеза Хомякова в том, что нет чистых "иранских" или чистых "кушитских" сообществ, ибо глупо отмерять человека по физиологии, как это делают на Западе (ПСС том I, C. 9). На Западе даже развилась особая мода. Это мода на цвет кожи.
  Праксеологическая полисемия базируется на том, что английский народ самый "умный" благодаря тому, что смог сделать промышленный рывок без свержения института монархии, задвинув самодурство, сменив его на хищническое воровство (здесь чувствуется декабристский дух), которым руководят "народные сволочи" (например, политик Уильям Питт-младший (1759-1806) и его друг аболиционист Вильям Вилберфорс (1759-1833)). Именно такие "народные сволочи" и выбросят Великобританию на свалку истории.
  Французский народ "закостенелый" потому, что свергнув монархию, по сути ничего не изменил в действительности (сirculus vitiosus). Алексей Хомяков концептуализирует определенными мерками Июльскую революцию 1830 года во Франции, где династия повалила династию, где монарх Карл X Бурбон опирался только на мелкую буржуазии, а его оппонент (родственник-кузен) Луи-Филипп Орлеанец объединился вместе с высшей аристократии и промышленниками (крупной буржуазией). За действующего монарха Карла X заступились народные депутаты, выступив против Луи-Филиппа и его сплоченной клики в лице аристократии и моно буржуазии. Хомяков отмечает деградирующий путь политических завоеваний Великой французской революции 1789 года и псевдонародность "революции" 22-25 февраля 1848 года, когда моно буржуазия, устав от аристократических замашек посаженного ими Луи-Филиппа, поменяла его на диктатора Наполеона III. Наполеон III ловко сыграв на чувствах, с одной стороны, парижской bohème, petits crevés (жуликов, кокеток, лакеев, интеллигенции, хлыщей и плутов), а, с другой стороны, парижской canaille (черни, бедноты), восстановив "подлинную" монархию (4).
   Немецкий народ "глупый" оттого, что позволил некоторым "умелым дельцам", как например, Георгу Гегелю (1770-1831), обвести вокруг пальца массы (Pöbel). Хомяков бросается с копьем наперерез не только на Гегеля, а также, и на других немецких национальных мыслителей, которые присвоили, украли, прикарманили, умыкнули, сцапнули идеи общечеловеческих мыслителей (речь о Иммануиле Канте (1724-1804), Иоганне Фихте (1762-1814) и Фридрихе Шеллинге (1775-1854)). Если французы сформировали как народ в городах, где плавились "слабые" куски металла и "кузнец самодержавия" выковал свою погибель, если англичане в своих дебатах отказалась от "держателя" миры и скипетра, и, сейчас толкутся в парламенте и объегоривают и пакостят друг другу, то немцы, ощущая свою опустошенность и брошенность, взялись "за дело" - писать, писать и ещё раз писать. По Хомякову, общий итог немецкой идеи выразил Гегель, который генуинно изложил, со своим обычным и коренным недостатком, смешивая математику с истории, добавляя незаметное присутствие идеи существа (Daseyn), как момент очевидного и выгодного. После Daseyn обращается в ничто первоначальное бытие (Seyn) и из это ошибки развивается вся логика немецкого профессора Георга Гегеля (ПСС том I, C. 37).
  Когда произошло деление на иранское общество или видоизменения с кушитского на иранское общество, Хомяков умалчивает, относя данное к потаенному (lumen). Это является трансцендентальным феноменом, который исключителен для истории.
  Каждый народ проходит свой этап зрелости, от кушитов до иранцев, от младенчества к смерти, но это не касается русского народа, ибо русский народ он в своем роде медиатор. Антиципативные нападки на немцев со стороны Алексея Хомякова из-за того, что немцы навязали всему миру свое представления о ходе истории. Фундатором такого "миража" является немецкий спекулятивный идеализм (гегелевская историческая-рефлексивная-философская фаза истории, ПСС том I, C. 37).
  Гегелевское антропологическое деление на три части, зависящие от географической среды: 1) неплодородная плоская возвышенность с ее протяженными степями и равнинами, 2) плодородные земли, но с низкими долинами, рассекаемыми крупными реками, 3) любые приморские земли, располагающими в прямом союзе с морем или океаном. Люди 1-го типа это люди, ведущие патриархальный и номадический образ жизни (например, гунны, монголы, татары). Люди, которые не имеют истории как таковой. Они собираются вместе в орды, чтобы обрушиться на другие народы. Люди 2-го типа это люди матриархального, культурного и оседлого образа жизни, проросшего из плодородных долин с реками (например, Египет, Месопотамия, Индия и Китай). В данных регионах образуются государства, сливающиеся в мощные государства, империи. Земледелие определяет их образ жизни и характер жизни, приучает к постоянной логической смене года, тем самым прививает "культурные инстинкты": сосуществование индивидов между собой, образованием семьи и образованием правовых отношений. Однако, данный 2-й тип людей, теснящийся в своих долинах, неповоротливый, медлительный и ленный. Они страдают от своего консерватизма. Самый развитый и наивысший, по Гегелю, это - третий тип людей, населяющий побережье, которые легко переключаются между "мужским" (кочевники) и "женским" (культурным) режимом. Море никогда не делило людей, а соединяло (например, как это было в Финикии и Греции). Поэтому приморские народы достигают наивысшего и наилучшего развития, чем два первых типа людей (Алексею Хомякову претила гегелевская трактовка всех славян, как людей 2-го типа, медлительных и неповоротливых животных).
  С кого началось русское Просвещение и создание собственной идеи? С человека, пришедшего со стороны Северного моря (Михаила Васильевича Ломоносова, 1711-1765). Характер общенационального движения русского Просвещения начался с открытием Московского университета (1755‎).
  Алексей Хомяков презирает массы и собственное сословие - дворян. Автор приходит ко мнению, что есть господа (завоеватели) и рабы (завоеванные), что является плохим, тормозящим развитие общенациональной идеи (германец принял науку от Рима, римлянин от грека. Грек от египтянина и иудея, а мы, русские, от германо-романского мира. Как франк от галла и англ от франка, так саксонец и норманн-варяг от англа). Такой vis vitalis, делить людей на "высший" и "низший" сорт, вредит общественному делу. Миром правит volonté générale, биосфера, биогенез и каждый человек имеет свою собственную волю. Сам Алексей Степанович Хомяков полудеист и полуагностик. Автор признаёт, что человек волен в своей судьбе, но и утверждает, что все происходит по воле Божий. И те из его современников, живущие в празднестве и не стремящийся познать мир, являются недостойными существами, не хотящими раскрыть свою scintilla animae (ПСС том I, C. 36-42).
  Почему же "Русь во мгле"? Хомяков заявляет, что науки предназначены для людей, желающих консенсуса, но, из-за того, что это место "тепленькое", сюда лезут те, кто не хочет приводить мир к гармонии. Такие желают создать волну диссонанса и продавать свои открытия во имя низкой потребности плоти. Диффузионная доктрина Алексея Хомякова детерминирует и дескриптивно демаркирует ошибочность многих всеиндуктивных писательских res individuales. Авторская гипотетико-дедуктивная схема не без изъянов, но зато они видны, а не скрыты за мишурой и ширмой романтических бредней либо посттравматических утопий.
  Смешанность в России породило проблему восприятия. Белая Русь (Белоруссия) и Малая Русь (Украина) очень сильно попали под влияния Запада, что изменило русскую mentalis (галлицизм и англицизм). Восточная Русь (Великороссия, Россия), из-за своей дремучести и бывшего татарского ига, осталось в зачаточном состоянии. Но, именно Малая Русь, где царит кушизм, что выражается в широте собственной души, в песнях, танцах и сказках, а также полуиранизм и полукушизм Белой Руси, делают Великороссию великой. Без Белой и Червоной (Украины) Руси, Россия не будет великой и она, Россия, скатится до голого прагматизма Запада. Россия умрёт, если её лишить Украины и Белоруссии, но умрут и Украина с Белоруссии, если их лишить друг друга.
  Если отсталый регион (Россию) не подтянуть до развитых областей (бывших польско-литовских владений), и, если не остановить тлетворное влияние Запада на другие регионы (Украину и Белоруссию), то русский дух умрёт.
  Единственно, против кого Хомяков выступает в общенациональном и интернациональном государстве, и, кому нет место в нём, это иудеи и цыгане. Иудеев он ещё готов терпеть, а цыган называет "жертва ложного развития" (ПСС том I, C.45).
  По Алексею Хомякову цель России в том, чтобы собрать воедино все народы мира в единое государство, в единственную христианскую церковь. Возможно, это своего рода reductio ad absurdum, но, нельзя не заметить, что именно попытки Хомякова таким образом объяснить миропорядок и сделало ему имя как ученому (схоластика служит схоластике, а жизнь учит, non scholae, sed vitae discimus). Хомяков призвал к созданию славянского союза, чтобы вступить в общемировую борьбу против антинравственного германского духа. Он ратовал за раскрепощение крестьян и выдачи каждой русской семьи по 27 соток. Только теоретической борьбой будет создана соборность людей, ибо Бог один и народ должен быть один. Кто будет править? Выборные представители, не монарх. От представителей всех сословий, где внутренний императив будет сдерживать людей от злых умыслов, по принципу laissez faire, laissez aller.
  В заключении можно сказать, что Алексей Степанович Хомяков не был "наивным чукотским юношей". Свои теоретические наработки он оставил для последующих поколений, так как считал, что они in aeternum. Только путём развития, только путём плодотворных опытов (expérimenta fructifera) возможно сотворить общечеловеческое общество вселюбия на Божьем основании.
  
II. "Забытый" Хомяков

  
  Стоит заметить, что Запад высоко ценит вклад Хомякова в науку.
  
  Первый пример.
  
  Журналист Казимир Валишевский, известный популяризатор всего русского, в своем произведении "Русская литература" (1900) так оценил старания Алексея Хомякова:
   "О национальном духе, экзистенции русского народа, можно говорить от [Ивана Сергеевича] Аксакова [Младшего, 1823-1886] и Хомякова" (С. 166).
   "В свое время славянофильская школа приобрела такую известность, что с её мнением стали считаться [царская власть]. Заслуга [известности движения лежит на] Хомякове, двух Киреевских [Иване и Петре Васильевичах, 1806-1856 и 1808-1856] и Аксакове, которые создали такую систему, о которой нельзя забыть. Славянофильство удерживало свои позиции в сфере интеллектуалов на протяжении двух поколений [т.е. после смерти Хомякова]. Под видом литературы они критиковали власть. Под видом своих рассуждений они искали спасения [Отечеству]. Приходилось скрывать свои мысли [от самодержавия] под толщиной романов и стихотворений. Их дискуссии, заметки и философские прения это отдельная эпоха, которую нельзя забыть" (С. 197).
   "Заслуга Хомякова перед историей это выступление против догматизма [православной церкви и царизма]" (С. 212).
   "<...> Хомяков это почтенный человек. Его "почетность" заключается в противопоставлении двух позиций как оппозиции: с одной стороны, романо-германства (католицизма и протестантизма) и, с другой стороны, греко-славянства (православия). Его идея [Алексея Хомякова] по отношению цели всемирной истории зиждется в объединение христианства под сенью одной церкви, которая спасёт весь остальной мир. Романо-германство прогнило, но не греко-славянство, потому что [в Европе] больше славян, чем германцев. Люди будут делиться [и воевать] до тех пор, пока не утомятся. Примирение в церкви произойдет от всепоглощающей любви (L'unité dans l`amour). Войны в мире зависят от религиозного фактора" (С. 214).
   "Я ставлю в один ряд две фигуры как теоретиков [и критиков церкви для современности] это [князя Ивана Сергеевича] Гагарина [1814-1882] и Хомякова. <...> Их обоих я называю "брошюрными революционерами", а по характеру демократами и социалистами.
  А традицию славянофильства видоизменил [Александр Иванович] Герцен [1812-1870] который примыкает к Бакунинской школе [анархизма]. А вот герценско-бакунинскую традицию продолжал развивать [позитивист Пётр Лаврович] Лавров [1823-1900]" (С. 309).
   "Видное национальное учение, с которым пришлось принимать во внимание и учитывать мнения не только внутри [России], но и во вне [мире] это интеллектуальное наследие Хомякова. <...> Он не был [по духу] ни монголом, ни русским, ни немцем, ни французом и ни бельгийцем, но одновременно имел [все их духовные] черты" (С. 432) (5).
  
  Второй пример.
  
  Ежегодный научный журнал "Orientalia Christiana Periodica" (6) (Христианское православие) издается с 1935 года. Этот католический богословский журнал рассматривает следующие темы: историю, археологию и религиоведение. Крайняя публикация датируется 2017 годом (исключение из принципа 1 год = 1 журнал было в 1954 - 2 журнала, 1962 году - 2 журнала, 1967 году - 2 журнала, 1971 году - 2 журнала, 1976 году - 2 журнала, 1977 году - 2 журнала, 1978 году - 2 журнала, 1980 году - 2 журнала, 1983 году - 2 журнала, 1984 году - 2 журнала, 1985 году - 2 журнала, 1987 году - 2 журнала, 1998 году - 2 журнала, 2005 году - 2 журнала, 2008 году - 2 журнала, с 2010 по 2017 годы - 2 журнала). Эти сдвоенные журналы все равно считались как один, поэтому имеется определенная аббревиатура с 1935 года и она следующая "OCP-1935", если в году было два журнала, то указывалось, например, OCP-1954 (1), OCP-1954 (2) и т.д.
  В издании OCP-1971 (1) (7) имеется статья, посвященная Алексею Степановичу Хомякову, в которой он изображен как критик религии. Статья о Хомякове называется "Христианский критик: экклезиология Хомякова" (8) под авторством немецкого богослова XX века Бернхарда Шюльтца (Bernhard Schultze) (9).
  Авторская статья начинается с высказывания про Алексея Хомякова его близкого друга и русского священника Алексея Андреевича Ставровского (1834-1918): "У него всегда [Хомякова] был иронический взгляд на христианство, как православие, так и католицизм". Ставровский хорошо знал Хомякова и они совместно работали над теоретическими вопросами. Шюльтц сравнивает и проводит аналогию хомяковских идей о критике христианской церкви и о воссоединении церквей (идея соборности) с немецким богословом Иоанном Адамом Мюхлером (Johann Adam Möhler, 1796-1838). Критика русским философом православия, католицизма и протестантизма имела рациональное зерно и сыграет свою роль в будущем объединении церквей. Своей критикой кандидат математических наук Хомяков сделал больше для слияния христианских общин (идея экуменизма), чем иные священнослужители. В неизданном при жизни Алексея Хомякова произведении "Опыт катехизического изложения учения о Церкви" или "Катехизис - Церковь одна" (впервые появилось в 1867 году благодаря другу Хомякова философу Юрию Федоровичу Самарину, 1819-1876) главной мыслью является выступление против всех христианских церковников, поделивших "Божьи стада" между собой. Ариане (католики), протестанты (несториане) и православные (никейцы и каппадокийский синтез: оцерковывание священнослужителей) являются всего-то борьбой между арианами и манехейцами, которые разветвились в разные стороны. Хомяков это "Герольд православия" (Шюльтц, С. 161).
  
  
  
 []

  
  
  
  По Хомякову, говорит Бернхард Шюльтц, святой Дух выбирает сосуды в человеческой среде, чтобы донести людям Божии идеи (святой Дух у иудеев ассоциируется с Енохом, у православных с сонмом святых, а у мусульман с ангелом Гавриилом) (Шюльтц, С. 163-164) (10).
  Немецкий автор в своей статье утверждает, что Алексей Хомяков был забыт в связи с вытеснением "царскими выкормышами", бывшими в оппозиции английским теософским учениям. Бернхард Шюльтц пишет: "Эту Софию-Экклезиологию, с одной стороны, [эмитировали] [западнофил Владимир Сергеевич] Соловьев [1853-1900] и [священник Павел Александрович] Флоренский [1882-1937] и, с другой стороны, [священник Сергей Николаевич] Булгаков [1871-1944‎]. Вся эта деятельность является спекуляцией хомяковских воззрений [на церковь и на мир], на что обратил внимание и развенчал их псевдо-исторический "успех" [этих русских новаторов теософов] Ставровский".
  В своем этюде Бернхард Шюльтц показал, что русские сильно унизили самобытного отечественного мыслителя (Хомякова), втоптав в грязь во имя прихоти и принижения. Нам, католикам, заявляет Шюльтц, требуется обратиться к наследию Алексея Степановича Хомякова, дабы более не было вражды и распри в частном. Сам автор статьи "Христианский критик: экклезиология Хомякова" ссылался на две исторические личности, вернувшие "из небытия" Западу славянофила Хомякова. Первая личность это близкий друг Хомякова, уже упомянутый русский священник Алексей Андреевич Ставровский и, вторая личность, греческий священник Стилиан (Харкианакис, Στυλιανός Χαρκιανάκης, 1935-2019).
  
***

  
Сноски

  
   1. "Vous autres Russes, vous me paraissez un singulier peuple. Enfants de noble race, vous-vous amusez a jouer le role d'enfants trouves".
   2. Краткая библиографическая справка. URL: https://runivers.ru/lib/authors/author18380/.
   3. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова в VIII томах. URL: https://runivers.ru/lib/book3560/.
   4. Для понимания тогдашней ситуации смотри:
  
   - Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889). Борьба партий во Франции при Людовике XVIII и Карле X / [Соч.] Н.Г. Чернышевского. - Geneve ; Bale ; Lyon : H. Georg, 1875 (Женева:). -[2], 119 с. ; 22 см. - (Русская социал-демократическая библиотека ; Вып. 3).
   - Маркс Карл. Гражданская война во Франции. М.: Госполитиздат, 1958. - 96 c.
   - К. МАРКС и. Ф. ЭНГЕЛЬС. СОЧИНЕНИЯ. Издание второе. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Москва. VIII том, 1957. - XXII+706. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. С. 115-217.
  
  5. Waliszewski, K. Littérature russe. Paris, A. Colin & cie. Paris, 1900. - 472 c.
  6. Издательство располагается в Риме благодаря спонсированию святого престола Петра (организация Восточный институт). Pontificio Istituto Orientale - Piazza S. Maria Maggiore, 7 - 00185 Roma, Italy.
  7. ORIENTALIA CHRISTIANA PERIODICA. VOLUMEN XXXVII. FASCICULUS I. ROMA, MCMLXXI [1971]. COMMENTARII DE RE ORIENTALI AETATIS CHRISTIANAE SACRA ET PROFANA EDITI CURA ET OPERE PONTIFICII INSTITUTI ORIENTALIUM STUDIORUM. PONT. INSTITUTUM ORIENTALIUM STUDIORUM. - 500 c.
  8. "Orthodoxe Kritik an der Ekklesiologie Chomijakovs". Там же. С. 160-181.
  9.
  10. "C"est" - so Chomjakov - " l'Esprit de Dieu, qui se connait Lui-Meme et ne saurait ignorer". С. 171.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"