Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Современный итальянский психоаналитик Сержио Бенвенуто

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сержио Бенвенуто современный последователь Жана Лакана

 []

  
   Сержио Бенвенуто (Sergio Benvenuto, 1948) - итальянский (неаполитанский) психоаналитик и феноменолог. Бенвенуто является членом итальянского эпистемологического Международного научно-технического центра (International Science and Technology Center, ISTC) и членом Национального научно-исследовательского совета (National Research Council, CNR), оба института располагаются в Риме .
   Сержио Бенвенуто учился на психоаналитика во Франции с 1967 по 1973 год. Обучался у литературного критика Ролана Барта (Roland Barthes, 1915-1980), психоаналитика Жана Лапланше (Jean Laplanche, 1924-2012) и психоаналитика, и своего супервизора, Жана Лакана (Jacques Lacan, 1901-1981).
   Вернувшись домой, в Италию, Бенвенуто сформировал в Милане психоаналитический кружок (Группа аналитических психоаналитиков, Società Gruppo-Analitica Italiana). Данная ассоциация стала известна тем, что в ней приняли участие психотерапевт и педагог Элвио Фачинелли (Elvio Fachinelli, 1928-1989) и психотерапевт и психоаналитик Диего Наполетани (Diego Napolitani, 1927-2013).
   Сержио Бенвенуто стоит на умозрительных позициях: швейцарской школы социальной психологии (Карл Густав Юнг, Жан Вильям Фриц Пиаже, Мария-Луиза фон Франц), австрийской школы философско-политического языка (психо-сомантику, Франц Брентано, Эрнст Мах, Давид Гильберт, Филипп Франк) и англо-австрийской школы эпистемологического позитивизма (Бертран Рассел, Людвиг Вингенштейн, Мориц Шлик, Рудольф Карнап).
   Сержио Бенвенуто позаимствовал понятие "реальное" (reale) у своего учителя Жана Лакана и расширил его значение. Термин "реальное" был введен Лаканом в труде "Психозы" (Psicosis, 1955-1956). Реальное, как категория, установленная Лаканом, может быть понята только в связи с категориями символического (symbolic) и воображаемого (imago). Реальное определяется как то, что ускользает от символического, реальное нельзя никак выразить или отобразить, ни произнести, ни написать.
   "[По Лакану] таким образом, отношения между воображаемым и реальным становятся явными [стачиваются]. Воображаемое приобретает черты измерение реального [смешиваясь у определенного индивида]" .
   Бенвенуто включил в термин "реальное" все, что остается внешним (происхождение и остаток) по отношению к любой структуре смысла: научной, эстетической или этико-политической сфере человеческой жизни. Реальное - это тот фон, вокруг которого вращается всякая научная теория, любое художественное произведение, психоанализ каждого предмета, этическая система, которые всегда остаются выше всех этих психоаналитических "дискурсов". Сержио Бенвенуто утверждал, что реальность каждой научной теории является хаосом, пределом и фоном каждого причинного процесса (восприятия и переживания). Реальное в психоанализе есть инстинктивный, телесный, неустранимо индивидуальный фонд, перед которым останавливается любая интерпретация (невербальная и вербальная).
   Бенвенуто задается главным вопросом: "Отчего страдают люди?". Сам же и отвечает: "От навязчивых идей, называемых галлюцинациями". По мнению итальянского ученого лучше всего феномен галлюцинации был рассмотрен французским идеалистом Мерло Понти (Maurice Merleau-Ponty, 1908-1961) в его книге "Феноменология перцепции" (Phenomenologie de la perception, 1945).
   "<...> галлюцинации являются альтернативным доказательством того, что он [человек] уже доказал, либо знает, поэтому это называется галлюцинацией (кажущим) восприятием объективности вещей, которых не может существовать в природе" .
   В изучении человека Сержио Бенвенуто использовал метод подхода немецкого неокантианца Эдмунда Гуссерля (Edmund Gustav Albrecht Husserl, 1859-1938):
   "<...> aller vers les choses elles-mêmes" (назад к вещам) .
   "Психоаналитик подобен канатоходцу, ходящему по натянутому канату. Он постоянно стремится не упасть в объективистскую психологию (не превратить психоанализ в обычную когнитивную науку) и избежать чистого феноменологического существования" .
   Бенвенуто занимается психоанализом с целью преодоления политической разобщенности в итальянском обществе. Например, Сержио Бенвенуто считает, что исконная итальянская ксенофобия по отношению к эмигрантам является "политической блевантиной" из-за несовершенства общественного воспитания. Бенвенуто в этом плане исторический диффузионист.
   Сержио Бенвенуто считал, что Жан Лакан первый европейский мыслитель, осуществивший, после ознакомления с трудами немецкого "отца" и фундатора психоаналитики Зигмунда Фрейда (Sigmund Freud, 1856-1939), детальное рассмотрение трех видов паранойи:
  
   1. параноидальное расстройство личности (острая экспансивная);
   2. бредовое (инвенторное, ранее параноидальное) расстройство;
   3. параноидальная шизофрения (острая экспансивная, либо реформаторная паранойя).
  
   Паранойя (παράνοια, безрассудство, безумие) - это психическое расстройство, характеризующееся бредом и чувством крайнего недоверия, подозрительности и чувства препятствования со стороны других. В более общем смысле паранойя обычно используется для обозначения крайней подозрительности или иррационального недоверия человека к другим субъектам. Возбудителем для паранойи, как правила, служит психическая, либо физическая травма, создающая негативные представления в себе и к себе, тревогу и депрессию.
   Лакан утверждал, что любое знание пронизано и является паранойей (гиперманиакальностью).
   "От Фрейда до Кляйн и Лакана, знание - это диалектическая попытка, стоящая в связке между двойственностью человеческого восприятия: страхом и ужасом. Страх и ужас являются возможностью не отрицания конфликта и страданий, пропитывающих все наше существование, а живым и динамичным инстинктом каждого живого существа, чья самоидентичность конструируется с помощью своего языка" .
   Жан Лакан обратился к психоанализу с целью выявления сути происхождения паранойи. Лакан стал психоаналитиком, желая понять почему у человека возникают представления, сохраняется память и фонтанирует воображение (укрепление и деление мозговых синопсисов). Своим идейным учителем Жан Лакан считал позднеримского экзегета Аврелия Августина (IV-V век н.э.).
   Французский ученый делил паранойю, как свидетельницу человеческого мышления, на три уровня:
  
   1. Параноидальное отчуждение.
   Эго человека всегда имеет параноидальную структуру, потому что оно является местом параноидального отчуждения. Человек отрицает существование самого себя, чтобы постичь себя (нарциссизм).
  
   2. Параноидальное знание.
   Знание (connaissance) само по себе параноидально. Паранойя вызывает острое ощущение страха за собственное бытие, тем самым, развивает из нашего воображаемого отношения к любому иному, или другому, идентификацию, но она ложная идентификация, либо иллюзорная, потому что это является узким самопознанием автономии нашего разума, его контроля и господства (защитный механизм).
  
   3. Аналитическую обработку.
   Процесс "психоаналитического лечения" - столкновения своего нарциссизма с защитным механизмом, побуждающим вынесения вердикта, суждения, заключения об объекте изучения. Это своего рода синтез из тезиса (параноидального отчуждения) и антитезиса (параноидального знания).
  
   Итальянский мыслитель Бенвенуто преклонялся перед Лаканом:
   "Я чувствую, что часть великих трудностей, унаследованных философей и трудами Лакана, состоит в том факте, что он был один из немногих аналитиков, кто действительно подхватил брошенный Фрейдом вызов, кто всерьез воспринял его этический и эпистимологический проект. Он [Лакан] устранил Великий Барьер между мыслями и вещами, и, тем самым, преступил границы, которую я был назвал Барьером Дильтея, ту границу, что отделяет науки о природе (Naturwissenschaften) от науки о души (Geisteswissenschaften)" .
   Бенвенуто актуализировал и интегрировал фрейдо-кляйновско-лакановское изучение паранойи в итальянское научное общество. Он акцентировал внимание, что заслуга Лакана заключается в следующем: "Лакан открыл, что параноики избирают объектом своего влечения человека, обычно одинакового с ними пола, который ранее был принят ими за идеальную фигуру, за идеал собственного Эго" .
   Для Зигмунда Фрейда паранойя являлась внутренним цветущим садом, индивидуальной вселенной, которая сильно отгорожена, подавлена, вытеснив всякую боль в саму боль (сублимацию). Паранойя основана на неприятии, отрицании и подавлении жизненно важных частей себя во имя самой жизни (эроса).
   Австро-английский детский психотерапевт Мелани Кляйн (Melanie Klein, 1882-1960) считала, что паранойя это личная внутренняя борьба человека со своими демонами (добра со злом). Параноидно-шизоидные психические состояния играют важную роль на протяжении всей жизни. Главной характеристикой параноидно-шизоидной позиции является расщепление как "Я-субъекта", так и "Я-объекта" на хорошее и плохое, с небольшой интеграцией между ними или без них. Паранойя, по мнению Кляйн, уже сформирована с младенчества у каждого индивида, являясь центральным конституциональным фактором баланса наших инстинктов жизни (эроса) и смерти (танатоса).
   Вслед за французским мыслителем Мишелем Фуко (Paul-Michel Foucault, 1926-1984) Сержио Бенвенуто пришел ко мнению, что любые религиозные институции это навязывание модели семьи. Для европейца самое ужасное, что есть на свете, это следовать христианской догматике первородного греха. Христианская церковь, а Бенвенуто не разграничивает ее не на какие конфессии, является машиной для подавления человеческого естества, призывая образовывать семейный брак. Семья это сексуальное рабство . Таковы агноститическо-скептические воззрения Сержио Бенвенуто на индивида, семью и государства.
   Итальянский психоаналитик Сержио Бенвенуто, как и немецкий мыслитель Мартин Хайдеггер (Martin Heidegger, 1889-1976), пришел к трем выводам об окружающей действительности (das Seiende in seinem Sein, существующее в его сущем) для разумного человека, в результате которых достигается регрессия, утомленность ума, как возбудители импрессивности и экспрессивности для паранойи:
  
   "Первая форма скуки - это что-то надоедает [etwas-langweilen];
   вторая форма скуки - "скучно с чем-то" [ etwas gelangweilt werden] и течением времени, относящимся к нему;
   третья форма скуки <...> - глубокая скука [tiefe Langeweile]. Эта последняя не связана с чем-то конкретно скучным времяпровождением, а всего-то, вместо увлечением нами миром, обыденность подавляет нас своей скукой. В английском языке используется французское слово ennui, а также сама скука, чтобы рассказать, раскрыть этот спектр безразличия человека к себе и к миру. Скука относится к более или менее хроническому состоянию ума, в то время, как скука в большинстве случаев является причиной и следствием постижения нами малоинтересного объекта. Феномен скуки, или глубокой скуки, больше всего касается нас всегда здесь, в бытии" .
  
   Когда человек устал от жизни, тогда он бежит в мир созданных фантазии, грез, отрешаясь от всего. Последствием такого "затяжного катарсиса", как считает Бенвенуто, становится легковоспринимаемость и гипнотичность своих желаний и расстройств, перерастающих в бред (паранойю).
   Сержио Бенвенуто можно назвать политическим пропагандистом анархо-синдикализма, примыкающим к течению субъективных когнитивистов, требующих индивидуальных свобод и раскрепощения в социуме.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"