Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Рецензия на книгу М. Хайдеггера "Бытие и время"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Освещу из своих сил и понимание тему.

Введение


  Мартин Хайдеггер (1889-1976) - известный и влиятельный немецкий философ XX века. Книга "Бытие и время" (нем. Sein und Zeit), впервые опубликованная в 1927 году, было его magnum opus (главным трудом). Если не обращаться к книге, то нельзя понять, что царило в то время в философских кругах Европы (немецких, французских, итальянских). Более того, в отличие от многих англо-американских философов (например, американских мыслителей Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн, английского Бертран Рассел), Хайдеггер оказал огромное влияние за пределами одной философской традиции, в таких разнообразных областях, как архитектура, современное искусство, социальная и политическая теория, психотерапия, психиатрия и теология.
  Однако из-за своей политической приверженности с 1933 года к национал-социализму, когда Хайдеггер занял должность ректора Фрайбургского университета на юго-западе Германии, он, как мыслитель, и сегодня продолжает вызывать споры. "Стоит ли учить, изучать его наследие или не стоит?" - главный вопрос современников при обращении к наследию философа из Месскирхуцу.
  На мой взгляд, стоит изучать, невзирая на политическую природу и степень причастности Хайдеггера к национал-социализму. Он, как философ, значимым только тогда, когда человек (читатель или исследователь) начинает понимать и чувствовать убедительную силу того, что происходит в его работах (например, "Учение Платона об истине" или "Преодоление метафизики"). Но особенно истинная мощь и любовь мудреца видна в "Бытии и времени".
  Задача, которую я поставил перед собой в написании работы, состоит в том, чтобы дать представление о книге и, надеюсь, предоставить некоторую мотивацию, чтобы читатель мог изучить ее более глубоко. Но как только вы прочтёте "Бытие и время", появится вопрос, который нависнет над вами, как дамоклов меч: "как мог, возможно, величайший философ 20-го века быть нацистом?".
  Отвечу сразу на возможный вопрос. Хайдеггер, возможно, сыграл роль ярого нациста, чтобы его не репрессировала новая власть (приход Национал-социалистической немецкой рабочей партии в Германии, в 1933 году), ибо его научный руководитель, Эдмунд Гуссерль, был евреем.

Бытие и время


   "Бытие и время" - произведение значительного объема (437 страниц на немецком языке) и имеющее свои сложности. Трудность вызвана тем фактом, что Хайдеггер ставит перед собой задачу, которую он называет "разрушением природных явлений"1 ("<...> zerstörende Naturereignisse"). Автор отказывается пользоваться стандартной терминологией современной философии с ее разговорами об эпистемологии, субъективности, репрезентации, объективном знании и прочем.
  У автора хватило смелости вернуться к чертежной доске и изобрести новый философский словарь. Например, он думает, что все представления о человеке как о субъекте, "я", личности, сознании или даже о единстве разума и мозга являются заложниками традиции мышления, предпосылки которой не были продуманы достаточно радикально. Хайдеггер - не что иное, как радикальный мыслитель. Мыслитель, который пытается докопаться до корней нашего жизненного опыта и опыта мира, вместо того, чтобы признавать авторитет традиции ("In den historischen Geisteswissenschaften hat sich der Drang zur geschichtlichen Wirklichkeit selbst durch Überlieferung und deren Darstellung und Tradition hindurch verstärkt: Literaturgeschichte soll Problemgeschichte werden").
  Произведение Хайдеггера "Бытие и время" состоит из длинного систематического введения, затем следуют два раздела (в 1-м 44 частей, в 2-м 39 частей), каждый из которых состоит из шести глав.
  Автор ясно дает понять, начиная с первой безымянной страницы, что в книге на карту поставлен вопрос бытия (отсылка к тому как человек напишет свою историю сам, такова и будет его юдоль). Далее вопрос, который Аристотель поднял в рукописи без названия (в своем дневнике), написанной 2500 лет назад. Позднее она стала известна как "Метафизика". Для Аристотеля существует наука, которая исследует то, что он называет "бытием как таковым" ("сущее и единое представляют то же самое и у них - одна природа, поскольку каждое из них сопровождает другое... Действительно, одно и то же - один человек и человек, существующий человек и человек...")3, без учета каких-либо конкретных сфер бытия, например, бытия живых существ (биология) или бытия природного мира (физика).
  Метафизика - это область исследования, которую сам Аристотель называет "первой философией"4 и которая предшествует всему остальному. Это наиболее абстрактная, универсальная и не поддающаяся определению область философии. Но это также самое фундаментальное.
  С восхитительным высокомерием Хайдеггер ставит перед собой задачу исследовать Бытие и Время (онтику и онтологию). Он начинает с серии риторических вопросов: "есть ли у нас ответ на вопрос о смысле бытия?". "Вовсе нет", - отвечает он. "Но испытываем ли мы хоть какое-то недоумение по поводу этого вопроса?". "Вовсе нет", - повторяет Хайдеггер. Следовательно, первая и самая важная задача книги Хайдеггера - разрешить наше недоумение (читателей) по поводу этого вопроса вопросом, как Гамлет "быть или не быть?"5 (Хайдеггер как выходец из Баден-Вюртембергской земли тяготел к английской литературе).
  Для Хайдеггера то, что определяет человека, - это способность быть сбитым с толку самым глубоким и загадочным из вопросов: "почему есть что-то, а не ничего?". От этого следует задача "Бытия и Времени" и пробуждение у нас вкуса к недоумению! Вкуса к вопрошанию!
  Первая строка собственно текста "Бытия и времени" гласит: "мы сами являемся сущностями, подлежащими анализу" ( Die Exposition der Frage nach dem Sinn von Sein)6. Это ключ к ключевой концепции мироощущения (Jemeinigkeit ), с которой начинается книга: если я - существо, для которого бытие является вопросом - "быть или не быть", - то вопрос бытия принадлежит мне, чтобы быть, как быть, где быть, и моя воля так или иначе, моя воля.
  Хайдеггеровское имя человека - "Dasein", термин, который можно переводить по-разному. Можно перевести как "сущие" (событие или я переживающий то, что сейчас происходит). Основная и очень простая идея, как мы видим в следующих главах книге, заключается в том, что человек - это прежде всего не изолированный субъект, оторванный от царства объектов (на протяжении всей книге). Человек часть общего мирового объекта, но как часть его, всегда хочет, стремиться все объекты узнать. Это проявляется в истории, природе, окружении, жизни, языке и т.д. ("Diese ihrerseits, z. B. Geschichte, Natur, Raum, Leben, Dasein, Sprache und dgl.")7.
  Мы, существа, которые всегда находятся в мире, вне и рядом с миром, от которого мы по большей части не отличаемся. Мы, люди, проекция мира ("Die "Welt" phänomenologisch beschreiben wird demnach besagen: das Sein des innerhalb der Welt vorhandenen Seienden aufweisen und begrifflich-kategorial fixieren. Das Seiende innerhalb der Welt sind die Dinge, Naturdinge und "wertbehaftete" Dinge"8).
  Ноуменальность мира заключается в его реализации, в потенции природных причин. Ноумены - идеи, которые заключены в материи, мире. Феноменологический мир - субъективное переживание действительности. Но ноуменальный мир, как вечный бестелесный и не изменчивый, побуждает субъекта или субъектов проникнуть в себя из-за своей неизвестности. Человек подвергает мир оценки. Делит его свойства или проявления на положительные или на отрицательные качества для себя, что есть впадение в фундацию субъективного идеализма. Такое дериватское мышление несёт ложность в событиях и торможение человечества. Что вечно для человека? Жизнь и смерть. Значит, задача человека помнить, что он смертен и употреблять свое время с максимальной пользой для себя и других людей. Как? Путём квантитативной очистки примесей погрешности в науках и техниках. Аффекция человека - вечный его спутник, бич. Первые, кто начали "чистку" были Платон и Аристотель ("Solche Forschung muß den positiven Wissenschaften vorauslaufen; und sie kann es. Die Arbeit von Plato und Aristoteles ist Beweis dafür"9). Хайдеггер выделяет из них двоих особенно Аристотеля и его труд "Категории" (<...>Aristoteles schon gestellte Problem der Einheit des Seins gegenüber der Mannigfaltigkeit der sachhaltigen "Kategorien" aus der Hand gibt10).
  Нашим субъективным идеализмом мы меряем и сдерживаем другие субъективные идеализмы. Однако человек мыслящие существо и мироздание постичь может тогда, когда есть личностное запоминание объективной действительности. Её повторения и цикличность. Объективная оценка природы - замеченная от наблюдений человеком спиральность и события природы. Метод привативации (ложного отрицания) многих людей происходит от желания выгод в незнании других получить для себе эгоистическую прибыль. Например, заявляют: "эти часы сегодня не идут", но в реальности они работают. Хайдеггер видит в просвещении с помощью физиколизма способ спасение человека, как от самого себя, так и от другого человека. Реальность происходящего для каждого личная и частная собственность, на которую не имеет право никто посягать. Ибо каждый из нас обращаясь к ноуменальному миру, исходя из личных качеств, способностей и желаний, открывает в этом мире, феноменальном, что-то доселе себе неизученное ("In der besorgten Flucht liegt die Flucht vor dem Tode, das heißt ein Wegsehen von dem Ende des In-der-Welt-seins"11). Наш путь, это путь к смерти и наше время в мире ограничено. Чего, зачем тратить на пустое и ненужное, гнусное и безжалостное, мерзкое и дурное? Мир, целых два мира открыты перед человеком! А он, человек? Он тратит свое время, свою жизнь в пустую.
  То, что относится к Dasein, относится и ко многим другим концепциям Хайдеггера. Иногда это делает "Бытие и время" очень трудным для чтения (с первого раза), чему не способствует тот факт, что Хайдеггер больше, чем любой другой современный философ, использует лингвистические возможности своего родного языка, в его случае немецкого. Читать "Бытие и время" это как пробираться сквозь концептуальную грязь барокко (высокопарный слог), многих незнакомых концепций (под другим углом, с отрицаем принятого в учебных программах) и извергнутых на изнанку исторических и материалистических периодизаций философской истории (порой такой взгляд совершает переворот в сознании).

Основная мысль в книге


  Тем не менее, основная идея "Бытия и Времени" чрезвычайно проста: бытие - это время ("Frage nach dem Sinn von Sein zu zeigen, daß und wie im rechtgesehenen und rechtexplizierten Phänomen der Zeit die zentrale Problematik aller Ontologie verwurzelt ist"12). Человек существует временно на промежутке между рождением и смертью. Бытие - это время, а время, конечно, заканчивается с нашей смертью. Следовательно, если мы хотим понять, что значит быть подлинным человеком, то важно, чтобы мы постоянно проецировали нашу жизнь на горизонт нашей смерти, то, что Хайдеггер называет "бытием-к-смерти" ("Dieses Strukturmoment der Sorge hat im Sein zum Tode seine ursprünglichste Konkretion"13).
  Грубо говоря, для таких мыслителей, как Святой Павел, Святой Августин, Лютер и Кьеркегор, "я" обнаруживает себя через отношения с Богом. Для Хайдеггера вопрос о существовании или несуществовании бога не имеет философского значения ("Aber gleichwie das Sein Gottes ontologisch mit den Mitteln der antiken Ontologie interpretiert wird, so erst recht das Sein des ens finitum. Die christliche Definition wurde im Verlauf der Neuzeit enttheologisiert. Aber die Idee der "Transzendenz", daß der Mensch etwas sei, das über sich hinauslangt, hat ihre Wurzeln in der christlichen Dogmatik, von der man nicht wird sagen wollen, daß sie das Sein des Menschen je ontologisch zum Problem gemacht hätte"14).
  "Я" может стать тем, чем оно является на самом деле, только через конфронтацию со смертью, придавая смысл нашей конечности ("Kirchen und Gräber zum Beispiel sind nach Aufgang und Niedergang der Sonne angelegt, die Gegenden von Leben und Tod, aus denen her das Dasein selbst hinsichtlich seiner eigensten Seinsmöglichkeiten in der Welt bestimmt ist. Das Besorgen des Daseins, dem es in seinem Sein um dieses Sein selbst geht, entdeckt vorgängig die Gegenden, bei denen es je ein entscheidendes Bewenden hat"15).
  Если наше существо конечно, то, что значит быть человеком, состоит в осознании этой конечности, в том, чтобы "стать тем, кто есть" - по словам Ницше, которого Хайдеггер любит цитировать ("Das Dasein behütet sich, vorlaufend, davor, hinter sich selbst und das verstandene Seinkönnen zurückzufallen und "für seine Siege zu alt zu werden" (Nietzsche)16. Die Möglichkeit, daß Historie überhaupt entweder von "Nutzen" oder "Nachteil" sein kann "für das Leben", gründet darin, daß dieses in der Wurzel seines Seins geschichtlich ist und sonach als faktisch existierendes sich je schon für eigentliche oder uneigentliche Geschichtlichkeit entschieden hat. Nietzsche hat das Wesentliche über "Nutzen und Nachteil der Historie für das Leben " in seiner zweiten unzeitgemäßen Betrachtung (1874) erkannt und eindeutig-eindringlich gesagt. Er unterscheidet drei Arten von Historie: die monumentalische, antiquarische und kritische, ohne die Notwendigkeit dieser Dreiheit und den Grund ihrer Einheit ausdrücklich aufzuweisen. Die Dreifachheit der Historie ist in der Geschichtlichkeit des Daseins vorgezeichnet. Diese läßt zugleich verstehen, inwiefern eigentliche Historie die faktisch konkrete Einheit dieser drei Möglichkeiten sein muß. Nietzsches Einteilung ist nicht zufällig. Der Anfang seiner" Betrachtung" läßt vermuten, daß er mehr verstand, als er kundgab"17).
  Мысль, которая красной нитью пронзила весь труд Хайдеггера: "человек разумный - избери свой жизненный путь, не мешая другому в избранном пути".
  Труд автора не вызывает сомнения в своей актуальности. В ней подняты вопросы: жизненные, временные и нравственные.
  Материал книге имеет ярко выраженную авторскую линию, так как М. Хайдеггер, не просто анализирует научные положения разных авторов (например, Платона, Аристотеля, Августина, Ф. Аквинского, Гегеля и т.д.), но и высказывает свою точку зрения.
   Книга хорошо структурирована и написана понятным языком (после второго прочтения). Полезна для расширения кругозора, выводы логичны, литература соответствует заявленной тематике.
  Настоящая книга имеет определенную научную значимость, может быть полезна студентам, аспирантам и докторантам, занимающимся вопросами исследовательского процесса историко-философского познания феноменологии человека, соответствует всем предъявленным требованиям к работам такого рода, и может быть рекомендована более широкому кругу читателей для исследования собственной личности.
  
  *****
  Ссылки:
  1. M. Heidegger "Sein und Zeit" Max Niemeyer Verlag Tübingen 1967 Alle Rechte vorbehalten - Printed in Germany Druck: Gutmann & Co., Heilbronn Einband von Heinr. Koch, Tübingen Digitalisiert in Deutschland 2002 vom Schwarzkommando. С. 152. Электронный ресурс: https://taradajko.org/get/books/sein_und_zeit.pdf.
  2. С. 10.
  3. "Метафизика" IV, 2. Электронный ресурс https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH015cc2643a368caa9ea5d95c.
  4. "Metaphysica" 1026 а 24, а 30; 1061 b 19.
  5. Электронный ресурс https://vikent.ru/enc/6272/.
  6. M. Heidegger "Sein und Zeit" Max Niemeyer Verlag Tübingen 1967 Alle Rechte vorbehalten - Printed in Germany Druck: Gutmann & Co., Heilbronn Einband von Heinr. Koch, Tübingen Digitalisiert in Deutschland 2002 vom Schwarzkommando. С. 2.
  7. С. 9.
  8. С. 63.
  9.С. 10.
  10.С. 3.
  11. С. 424.
  12. С. 18.
  13. С. 251.
  14. С. 49.
  15. С. 104.
  16. С. 264.
  17. С. 396.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"