Кузнецов Михаил Юрьевич : другие произведения.

Психологические вззрения Люси Иригарей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Люси Иригарей с её антифрейдизмом и антилакианством

 []

  
   Люси Иригарей (Luce Irigaray, 1930) - французский лингвист, психоаналитик и феминистический философ.
   Профессор Иригарей родилась в Бельгии. С 1960 года перебралась во Францию и поступила в Университет Парижа (секцию/корпус по VIII-му Венсенетскому округу). В 1968 году защитила докторскую диссертация по французской словесности. Люси Иригарей широко пользовалась словесной концепцией французского эссеиста Поля Валери (Paul Valéry, 1871-1945), выраженной им в своих трудах: "Традиции индивидуального таланта" (Tradition and the Individual Talent, 1919) и "Кризис духа" (La Crise de l"esprit, 1919). Валери утверждал, что механизация Западного общества - тупиковое развитие человеческого существа. Спасение для человечества это идея перфекционизма. Перфекционизм (perfection - "совершенствование") является допустимым, но тяжело достигаемым течением искусства. Самые лучшие выразители бытия это поэты. Все умозрения Люси Иригарей пронизаны идеями Поля Валери. Основной концепт эмоционализм, что присущ женщинам. Эмоционализм должен возобладать над мужским рационализмом.
   С 1964 года Люси Иригарей являлась членом Парижской фрейдовской школы (École Freudienne de Paris), основанной французским самобытным интерпретатором фрейдизма Жаном Лаканом (Jacques Marie Émile Lacan, 1901-1981) . Под руководством Лакана, в 1974 году, Иригарей пишет свою философскую диссертацию "Воззрения на другую женщину" (Speculum de l'autre femme ). В ней она раскритиковала фрейдизм и лаканиаство, объявив эти учения шовинистическим накалом страстей между мужчиной и женщиной. Как считала Иригарей, "отцом европейского шовинизма" по отношению к женщине, является древнегреческий мыслитель Платон (V-IV век до н.э.), который начал ущемлять женщин, считая что у них преобладает больше истерия, чем разум (ὑστέρα, матка управляет женщиной, а не женщина маткой).
   "Человек здесь [в античное время] еще не имеет в себе полноты "бытия", но благодаря сумме теоретических инструментов - геометрических, математических, рассудочных, диалогических - была рождена целая философская техника, и, даже, специфическая художественная практика, являющаяся работоспособной матрицей присвоения природного" .
   Парижская фрейдовская школа просуществовала с 1964 по 1980 годы и была расформирована самим Лаканом с формулировкой ошибочность освоения и постижения наследия и принципов Фрейда.
   В данной Школе рассматривались проблематичное поле сознания и фрейдовское наследие:
  
   1. Почему Идо (Оно, либидозная энергия) пытается действовать по принципу удовольствия, как правило, в бессознательном состоянии человека;
   2. почему Эго (Я, самокритика) желает удерживать вожжи предсознания и действовать по принципу контроля над реальностью в сфере своего сознания;
   3. почему Суперэго (Сверх-Я, Тень) хочет бессознательно подчинить Эго и "убить" Идо, действуя сознательно по принципу морали на всех уровнях сознания.
  
   Люси Иригарей известна своим научным вкладом "сексуальной дифференциации". В данной теории утверждается о бесполом понятии субъекта, или Эго человека. Все это сосредоточено в западной философии и психоаналитической теории, или сфере, исключительно в отражении интересов и взглядов мужчин, в то время, как женщины ассоциируются с несубъектом (другим), или с материей и природой. Она утверждала, что в западной культуре нет подлинной гетеросексуальности, потому что культура представляется, или культивируется, исключительно мужским субъектом, игнорирующим женский вклад. Такая половая сегрегация особенно ярко выражена в областях права, религии, политической теории, философии и в искусстве. Проект Иригарей заключался в том, чтобы ввести в западную философскую повестку две темы:
  
   1. Развитие женской культуры.
   2. Развитие женской этики.
  
   Три фазы сексуальной дифференциации человечества по Люси Иригарей:
   1. вся письменная история это демонстрация мужской точки зрения, доминирующая и поныне в западной культуре (дискурсе); 2. требуется низвергнуть мужской доминант, чтоб позволить построить женский принцип восприятия; 3. достигнув моральной победы, требуется глубже и шире закрепить и разработать социальные, правовые и этические условия, при которых будет необходимое равноправия в отношениях между двумя разнополыми субъектами права .
  
   Переосмысление Люси Иригарей идеи Зигмунда Фрейда о фемини показывает, что теория Фрейда постулирует преобладающее положение фаллоса, пренебрегая существованием вульвы. Окуляроцентризм (преобладание зрения над другими органами чувств), лежащий в основе теории немецкого психоаналитика, являет собой рассмотрение женского тела в виде "плоского зеркала", отражающего фрустрации мужчины.
   Перверсия не является горизонтом сознания, как считал Фрейд, а имперфектальным (imperfectum - несовершенным) актом. Выражение человеком себя с помощью определенной артикуляции (логотерапии) является очень сложной, специфической и плавающей теорией. Лакан был неправ, когда повторил вслед за Фрейдом, что требуется выговариваться (φωνή), тем самым усугубил и нарастил дополнительную кору на психоанализ - так считала Иригарей .
   "Психоанализ рассматривает шизу (schiz, schizе) как априорную форму. Проявление шизофрении это описывание и перестраивание (мужской) сексуальности в соответствии с преобладанием влечения к смерти над либидо, автоматизмом повторения, как определенные кумулятивные и пространственно-временные выявления, торжество принципа постоянства [принцип психического функционирования, стремящего сам себя поддерживать определенное количество возбуждения, содержащегося в психическом аппарате, на низком или постоянном уровне], стремящегося к гомеостазу и другое. А что тогда "любовь"? Любовь одного к другому это действие, но действие отказа от выяснения между ними различий. <...> Психоанализ разоблачает, по крайней мере частично, изнанку функционирования всей психической системы, при этом не мешая ей. Когда утверждают о существовании этого [психического] аппарата, тогда и подтверждают, что человек в своей судьбе обречён страдать неполноценностью и комплексами" .
   Проявление шизофрении (dеmentia praecox), по Люси Иригарей, проявляется в уме: забывание, запинание, перестановка слов и понятий. Размывается аутоидентификация, затем теряется способность "переварить" событийность (проекция, вытеснение и изоляция). Абулия (abulia) рождается из-за болезни. Амбивалентность чувств больного прерывны и не имеют отдачи от объекта его влечения. Каузальная атрибуция нивелируется, человек распадается как личность, теряется каузальная ориентация. Все контаминируется (contaminatio) в голове данного индивида. Французский мыслитель заявляет, что шиза выражается чаще в виде экзистенциальной шизофрении, где происходят противоречия внутренней и внешней борьбы, с одной стороны, личностных требований и капризов, с другой стороны, императивов и ожидания со стороны общества (коллектива). Перерастает в делирию (delirium), заканчиваясь кумулятивно-экзотермической реакции на основе галлюцинаторно-паранойяльного синдрома. Может вызвать астетический синдром, апатию и классический ступор.
   "ШИЗОФРЕНИЯ (англ. schizophrenia; от греч. schizo - расщепляю, раскалываю + phren - душа) - психическое заболевание, которое протекает хронически в виде приступов или непрерывно, приводит к характерным однотипным изменениям личности с дезорганизацией психических функций. В качестве единого заболевания это расстройство было выделено нем. психиатром Э. Крепелином (1896), который назвал его "dementia praecox" (раннее слабоумие). Рос. психиатр В. Х. Кандинский (1887) описал подобное заболевание под названием идеофрения, а С. С. Корсаков (1891) - под названием дизнойя. Название "Ш." дал швейцарский психиатр Э. Блейлер" .
   "Всякая деменция, а шиза является деменцией, является проявлением дряхлости, либо слабости собственного ума. Афазия это психоз. <...>.
   <...> эхолалия является рефлекторным автоматизмом ответов, но не здесь и сейчас, а к кому-то, либо чему-то, после формирования ответа" .
   "Кроме того, термин "феминизм" обычно понимается в эгалитарном смысле - тотальная эмансипация женщины, но женщины должны быть равны мужчинам. Это означает еще большее и добровольное отчуждение себя [женщины] от ценности мира, который им [женщинам] не принадлежит" .
   "Каждый человек сопротивляется своему разрыву, собственной фрагментации и ничтожеству. Борется против смерти [символическо-физической]. Животность (инстинктивность), или тело, - неадекватные обозначения, в частности, потому что они являются частью дихотомических оппозиций, делегирующих нейтральность по отношению к кому? - К самой своей сути и склонны к эксцентричности и рассеянности, как в пространстве, так и во времени" .
   Мужчины более подвержены шизофрении, утверждает Иригарей, потому что их ум не готов к колебанию, он не гибкий и эластичный, чем женский. В этой связи мужчины и подавляют женщин, могущих сосуществовать в постоянном и подвижном изменчивом мире (хаосе).
   "Женщины игнорируются мужчинами, потому что им [мужчинам] все равно. Мужчины тешат себя иллюзией контроля. Чтобы подтвердить, обосновать свою никчемность они проявляют прокрастинации на женщин, беря над ними шефство: осуществляют психологическое лечение, прописывая и навязывая образ мысли и поведения" .
   В своей второй известной работе "Я люблю тебя: эскизы счастья в истории" (J'aime a toi: Esquisse d'une felicite dans l'Histoire) 1992 года, как и в первой книге "Воззрения на другу женщину" (1974), профессор Иригарей доказала, что сама культура взаимоотношений между людьми не исчерпана. Уровень общественного договора между мужчиной и женщиной характеризуется отношениями внутри самого общества. Насколько либерализированно общество, настолько свободны в нем мужчины и женщины . Люся Иригарей в своей книге "Я люблю тебя", вслед за русско-немецким психоаналитиком и философом Луизой Соломе (Лу Андреас-Саломе, 1861-1937), автором прекрасной книги "Женщина как человек: представления и контуры" (Der Mensch als Weib: Ein Bild im Umriß, 1899), критиковала мужские суждения о незначительности и ущербности женщин. Настоящая любовь между мужчиной и женщиной, утверждает Иригарей, возникает тогда, когда женщина идёт навстречу мужчине, а не мужчина "завоевывает" женщину. Антагонизм гендера является слабостью самого гендера.
   Краткая биография и тезисная детализация труда Луизы Соломе "Женщина как человек" (либо, другой перевод "Женщина тоже человек"), были изложены в статье польского мыслителя Зелёногурского университета Екатерины Туронек-Островской в 2021 году. На мой взгляд (после личного ознакомления в оригинале с воззрениями Луизы Соломе на женщин) статья автора не совсем точно раскрывает мысли Соломе.
   В заключении стоит сказать, что Люси Иригарей не страдает никаким феминистическим ирредентизмом. Французский мыслитель базируется на фрейдовском психологизме и гегелевской диалектике . Она за законный путь решения гендерного равенства. Гендерное равенство это индикатор здоровья конкретного общества, а при аверсии (aversatio), возникающей при соприкосновении данного "острого" вопроса, является неразвитой стадией определенных умов. Закончу цитатой самой Иригарей:
   "Каждая женщина и каждый мужчина обретают бессмертие только тогда, когда уважают жизнь друг друга и естественное право жизни на одухотворение" .
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"