Аннотация: Критика теории природного права и Г. Радбух "законное неправо и надзаконное право"
1. Критика теории природного права
Основателем природного права является Платон (ярко выражено в диалоге "Горгий"). После него развил теорию природного права Аристотель ("Государство" и "Никомахова этика"). Синкретировал идеи платонизма и аристотелизма Фома Аквинский ("Сумма теологии"). Основателем природного права является Аквинат.
Теория природного права Фомы Аквинского имеет неполноценность. Выражалось в четырех постулатах:
Вечный закон (космологическо-логический - закон достаточного основания сущего и пакибытия);
естественный закон (природный);
человеческий закон (царство земное, юриспруденция);
божественный закон (царство небесное, перводвигатель).
Главные критические замечания против приверженцев природного права Фомы Аквинского, Гого Гроция и французских энциклопедистов (Жака Руссо, Дени Дидро, Жана д'Аламбера и т.д.):
1. Одна из трудностей для теории естественного права заключается в том, что люди по -разному интерпретируют природу (зависит от восприятие, историко-культурного релятивизма и т.д.). Тогда должно ли это иметь место, если, как утверждается теорией естественного права, моральный закон человеческой природы познаваем по естественному человеческому разуму?
2. Какие определять основные, или морально похвальные черты, для разных человеческих существ (субъектов)? Традиционная теория естественного права выделяла очень положительные черты, такие как "желание знать истину, выбирать добро и развиваться как здоровое и зрелое человеческое существо?, что есть по своей сути эгоистичным началом. Сомнительно, что поведение в соответствии с человеческой природой является морально правильным, а поведение, не соответствующее человеческой природе, морально неправильным. Например, если окажется, что люди (по крайней мере, мужчины) по своей природе агрессивны, должны ли мы сделать вывод, что война и борьба нравственны?
3. Даже, если у нас есть определенные естественные склонности, оправдываем ли мы, что эти добычи или тенденции должны быть разработаны? На каком основании мы оправдываем, например, что должны выбирать добро?
4. Для Фомы Аквинского причина того, что природа имеет такой порядок, заключается в том, что Бог заложил его там (по ту сторону бытия). Другие мыслители, например, как Аристотель, не верил, что этот порядок был вдохновлен Богом. Требует ли этот предполагаемый естественный моральный порядок, чтобы мы верили в существование Бога, создавшего этот естественный моральный порядок? Эволюционная теория подвергла сомнению большую часть основ мышления о том, что существует моральный естественный порядок, поскольку, согласно эволюционной теории, виды развивались так, как они есть, исходя из потребностей выживания.
5 Сомнительно, чтобы моральные принципы, запрещающие прелюбодеяние, изнасилование, гомосексуальность и т. д., можно было вывести либо из биологических фактов о человеческой природе, либо из фактов о присущей природе homo sapiens. Что важней 7 законов Ноя, или 10 законов Моисея? Все зависит от производственно-технологического уровня развития, общественно-экономических отношений и научного релятивизма для каждого своего времени.
6. Критики теории естественного права сомневаются в том, что врожденная природа homo sapiens устанавливает законы поведения для людей точно так же, как она может устанавливать законы поведения для кошек, львов и белых медведей. У нас нет "человечности", "лошадности", "кошатости" и т.п. Это особенно сложно, потому что очень многое в человеческом поведении формируется под влиянием окружающей среды, то есть преднамеренной и непреднамеренной обусловленности, обучения и воспитания.
7. Два философа (Фома Аквинский и Аристотель), являющиеся неотъемлемой частью теории, имеют разные взгляды на роль бога в природе, что запутывает проблему, особенно при попытке расшифровать, опирается ли теория на существование бога.
8. Собственная природа людей в том, что касается установления законов поведения, может не совпадать с животными, что представляет трудности в рамках теории.
9. Поведение человека может зависеть исключительно от окружающей среды, которой он подвергается, включая социальные классы, образование и воспитание, что противоречит теории.
2. Г. Радбух "законное неправо и надзаконное право"
Густав Радбрух (1878-1949) еврейско-немецкий правовед. Написал статью в 1946 году "Gesetzliches Unrecht und übergesetzliches Rech" (История закона и история беззакония), где рассмотрел социально-этические действия немцев во времена нацисткой Германии (1933-1945). Стремился в своей послевоенной статьи добиться смягчении приговоров гражданам, поддавшихся влиянию своей эпохи.
Радбрух, вначале своей юридической карьеры (в философии права, Idee der Gerechtigkeit) являлся ярым правовым позитивистом (этатист и нормативист, но не социологист). Столкнувшись с гражданскими и военными преступлениями нацисткой Германии, пересмотрел свои воззрения. Он отказался от любого релятивизма и обратился к философии натурального права, признававшей некоторые абсолютные, врожденные свойства права и справедливости.
Радбрух исследовал два императива немецкого общества, живущего в зеркале гегелевской философии: каждый гражданин Германии свято верил, что "Befehl ist Befehl" (приказ является приказом) и "Gesetz ist Gesetz" (закон является законом).
В 1946 году Радбрух обратился к своим коллегам и к читателям, чтобы была совершенна юридическая сделка. В результате были пересмотрены дела:
1.Вместо расстрела - пожизненное Йозефу Путфаркену (Josef Puttfarcken) за смертельный донос против Геттига (Göttig) (Надпись: "Hitler ist ein Massenmörder und schuld am Kriege?).
2. Наложить денежные санкции, либо запретить занятие судебной деятельности, вместо пожизненного всем судьям, следовавшим незаконному закону Ermächtigungsgesetz (Закон о чрезвычайных полномочиях, 24 марта 1933 года).
3. Заменить смертный приговор (расстрел) добровольным палачам Йоханну Кляйну (Johannes Kleine, 1890-1946) и Андрею Розу (Andreas Rose, 1888-1947)). Вердикт преступление против человечества (количество жертв свыше 900 человек).
4. Оправдать дезертира, убившего полицейского.
Радбрух стоял на двух позициях при написании статьи:
1. естественного права - это теория этики, которая утверждает, что человеческие существа обладают внутренними ценностями, которые управляют нашими рассуждениями и поведением;
2. процессуального права (адъективного права) - это свод законов, который устанавливает правила суда и методы, используемые для обеспечения законных прав тех, кто находится в судебной системе.
Сами дела:
I. Путфаркен в феврале 1942 года донес по партийной линии на предпринимателя Геттига, оставившего в туалете следующую надпись:
"Hitler ist ein Massenmörder! Er ist schuldig, den Krieg.
Dieses Foto gehört hierher.
Lang lebe die Rote Armee!?
(Гитлер - массовый убийца! Развязавший войну. Это надпись здесь на веки. Слава Красной армии!).
20 мая 1942 года по доносу чиновника Геттиг расстрелян.
7 мая 1946 года Йозеф Путфаркен осужден на вечное заключение за умышленное убийство гражданина Геттига.
II. Закон о чрезвычайных полномочиях (Ermächtigungsgesetz) - нормативный акт, принятый Рейхстагом и утверждённый президентом Гинденбургом 24 марта 1933 года под давлением НСДАП. Закон отменял гражданские свободы и передавал чрезвычайные полномочия правительству во главе с рейхсканцлером Адольфом Гитлером.
III. Безработные граждане из Магдебурга Йоханн Кляйн и Андрей Роз устроились на работу палачами в концентрационный лагерь.
С апреля 1944 года по март 1945 года убили 931 человека и заработали свыше 40 тысяч марок на двоих.
Кляйн казнен 22 декабря 1946 года, а Роз казнен 19 июня 1947 года.
IV. Январь 1943 года. Дезертир, уроженец Саксонии, сбегает с Восточного фронта. На родине убивает задержавшего его полицейского.
Преступник скрылся в Швейцарии.
Убийца оправдан в 1945 году, с падением нацистского режима.