Аннотация: Гляссер предоставила интересный соображения как вести процесс самообучения. Выдержанно демонстрирую её выкладки.
Мария Игнатьевна Гляссер (Санкт-Петербург, 22.08.1890 - 1951 (1)) - советский философ, член партии большевиков с 1917 года. Наряду с Лидией Александровной Фотиевой (18.11.1881 - 25.08.1975), один из личных секретарей (2) Владимира Ленина с 1918 по 1924 годы (3). Отвечала за Политбюро. Фотиева отвечала за Совнарком.
После смерти Владимира Ленина, Мария Гляссер работала в Институте Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ВКП(б) (Москва), где в 1941 году написала свою известную работу "О методах работы классиков марксизма-ленинизма над книгой" (4).
Для автора "классики" марксизма-ленинизма это: Карл Генрохович Маркс - Фридрих Фридрихович Энгельс - Владимир Ильич Ленин - Иосиф Виссарионович Сталин. В своей работе Гляссер раскрыла методологические принципы овладеванияклассикамиразличного рода материалами, в том числе на иностранных языках.
Мария Гляссер выявила общие закономерности подхода классиков к своему обучению (годегетику, οδηγάω) (5) и их самобытный подход к изучению дисциплин (экономики, политологии, социологии) и междисциплин (по камералистике/Kameralwissenschaft).
Четыре мыслителя (исходя из исследований, в том числе, и XXI века) имели разностороннее развитие собственных профессиональных умений. Благодаря углубленному постижению философии, как диано-мнемонической науки, из-за своих нескольких официальных образований (у Маркса юридическо-философское, у Энгельса философско-экономическое, у Ленина юридическо-философское, у Сталина богословская семинария) можно заявить, что по нынешним меркам они имели по 5 или по 6 высших образований.
Некоторые навыки или умения пересекаются у Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина. Предикаты могут повторяться, но иметь иной смысл. "Конспектировать" - отрывочно (Маркс-Сталин), полно (Энгельс-Ленин), вертикально (Маркс). "Требователен" - к автору или к самому себе. "Контекстуальность" - время работы. Например, как правило Карл Маркс работал ночью или глубоко ночью до утра, Фридрих Энгельс днём и только до обеда. Владимир Ленин любил с утра и в обед, Иосиф Сталин только утром. Данные биоритмы ("сова" или "жаворонок") не являются постоянными для них. Этерналистический (aeternus) принцип гласит, что живое существо всегда себя познаёт в разное время и оно не является инертным, а изменчивым. Нет "здесь", "сейчас", "тогда" и "буду", есть всегда отдельная единица познания, которая познавая явления, редуцирует сознание с инстинктивным и с интуитивным опытом в своём теперешнем положении вещей.
Марксизм-ленинизм является не догмой, а одним из принципов к руководству в гносеологическом познании.
Если человек не желает учиться, то наука бессильна его научить.
Наука для каждого не является столбовой дорогой. Наука для каждого является просекой сквозь бурелом. "Тропы" в науке бывают проложены, но иногда "занесенные" (переоткрыть) или видимы, как сквозь мыльный пузырь, требуется их "проткнуть" (открыть).
Маркс.
Принципы чтения книг Карла Маркса:
- Дихотомический метод. От простого к сложному. Если взятая тема сложная требуется найти доступного автора.
- Читать в оригинале, на языке автора (<...> "Чужой язык есть оружие в жизненной борьбе"<...>. С. 14).
- Конспектирования.
- Перечитывания трудов, независимо от объёма, но с хронологическими интервалами. Минимум 4 раза, максимум - бесконечно.
- Критерием истинности является собственные сопоставления исторических и логических фаз развития подымаемой проблематики ученым (например, "Хронологических записок" от 91 года до н.э. до 1648 года. С. 26).
- Упрощения, обобщения обобщенного, - таким образом усвоения прочитанного.
Энгельс.
Фридрих Энгельс, работая с Карлом Марксом, добавил свои критерии к подходу прочтения книги и изучения информации.
- Аккуратность. Качество ценней, чем количество.
- Педантичность. Порядок бьёт все.
- Энциклопедичность. Говорить лаконично, по теме, по делу.
- "Хождением в народ", если что-то изучаешь, требуется оказаться в среде (С. 32).
- Муштра. Образование, - считает Энгельс, - это "военное дело", где организованность и систематичность отбрасывает человеческий инстинктивный и невежественный хаос в мышлении (С. 34-35).
- Изучения и сравнения диалектов в любом языке на основе исторического материализма для быстрого изучения иностранного языка, что помогло осваивать Энгельсу чужой язык за 4 недели и периодического повторения от 3 до 4 недель в год, чтобы не забыть изученный язык (С. 38-39).
- Конспектирование было лучше и легче, чем у Маркса.
Ленин.
"<...> русского революционного размаха с американскою деловитостью <...>" (С. 82) - так Сталин охарактеризовал Ленина, имея ввиду, что благодаря русскому анархизму поиска идеального и четкости, свойственной немецкой философии, совместно с французским утопизмом, порождается (немецкостью+французостью) утилитарный подход (английский) в решениях любых вопросов.
- Сознательный выбор изучаемого материала (Для чего это сделано (что пишет сам автор о своей работе)? Кто это сделал (историческая персона)? Чем является произведенное (какие послужили возбудители)? Для какой причины (что решило или не решило исследование)?) (С. 53-56).
- Требовательность в усвоение изучаемого материала (пока не впитано, не стоит переходить к другому, не стоит "переключаться", но приветствуется искать дополнительную информацию).
- Легкость в начинании и без утомленности, должно захватить (как замечал Владимир Ленин Надежде Крупской: бросил коньки, ибо после них спать хотелось, шахматы интересны, но отказался от них, потому что требовательны по времени) (С.57).
- Все материалы должны быть под рукой, удобными для восприятия и на любых информационных носителях (С. 59).
- Учитывать все оттенки суждений по вопросу.
- Знакомиться со всеми ссылками на труды авторов, которые приводит автор в своем произведении (С. 63).
- "Чтобы всякая программа была точной формулировкой действительного процесса" (С. 64).
- "Максимум марксизма = максимум популярности и простоты" (С. 75).
Сталин.
- Изучать (самостоятельное чтение, как у Маркса-Энгельса-Ленина), пропагандировать (обсуждать с широким спектром специалистов "изжитый", "побитый" вопрос, люди разные и каждый видит по-разному), организовывать (реализовать наработки, проверять истинность) (С. 120).
- Выписка только "важных" купюр (Маркс-Ленин стояли на позиции отсутствия "важных" купюр, за купюры вообще для силы выступления, для силы слова автора).
- Сталинское конспектирование было более утомительным и дотошней, чем ленинское конспектирование (С. 131-132). Больше рефлексии было у Ленина, чем у Сталина.
- Определение человеческого духа у Иосифа Сталина, в тождестве с определением Карла Маркса: "Еда определяет идеологию" (С. 134).
Явственное и открытое конспектирования это атрибут Энгельса-Ленина-Сталина. Понятие "явственное и открытое" это когда авторы более продумывали, чем лихорадочно записывали, как Маркс. Если судить по почерку разных лет, то легкость прочитывания этих "врат души" следующее: Энгельс-Ленин-Сталин-Маркс. Фридрих Энгельс, Владимир Ленин и Иосиф Сталин правили свои черновики, но если приступали к написанию работ, то это не была "лоскутная" версия труда (например, начало сейчас, а конец через двадцать лет). Они могли дописывать, вырезать, дополнять, но ядро повествования сохранялось. Антиподом для них выступал Карл Маркс, который мог начать писать об одном в своих заметках, потом переписать или "уничтожить" основную идею вообще во имя открывшихся перспектив (это не значит, что Энгельс-Ленин-Сталин были ригидными личностями, отнюдь, верней распределяли своё время).
Доступность к работам, простота для восприятия человеком, следующая градация: Энгельс - Ленин - Сталин - Маркс.
Итоги.
- Самоопределение. Наука не ради науки. Наука ради дел.
- Самоорганизованность времени.
- Владеть научными языками, как древними (греческим, латинским), так и современными (французским, немецким, английским), как Маркс - Энгельс - Ленин - Сталин.
- Вести конспект. Я за упоминания только важных купюр (сталинский принцип).
- Прочитывать произведения не меньше, чем три раза.
- Самодисциплина. Воспитать внутреннего жандарма, меджая. Неджасы пришли и ушли, а образование остается с человеком навсегда. Стоит учитывать, что образование - профессионально деформирует мышление, поэтому совещательность, умение выслушивать мнения других, спасает дух от принятия неверных решений.
***
1. Родословная Гляссер. URL: https://www.geni.com/people/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%93%D0%BB%D1%8F%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80/6000000152648650822.
Выдержанная биография. URL: http://www.famhist.ru/famhist/bajanov/0004e5f6.htm.
О жизни Гляссермало информации, потому что до сих пор многие архивы засекречены. Сама Мария Гляссер была секретчицой, что объясняется "закрытостью" упоминания про неё в публичной сфере жизни.
2. "Дежурные секретари-стенографисты":
1. Володичева Мария Акимовна (1881-1973). "Личных секретарей у Ленина не было". Стенограммы совещаний работников ИМЭЛ с бывшими сотрудниками Секретариата СНК РСФСР по вопросу работы ленинского Совнаркома. 1946, 1955 гг. Часть 1. - 60-82 c. С. 61,64. URL: http://rgaspi.info/wp-content/uploads/2020/04/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%A1%D0%9D%D0%9A-%D0%B2-1917-1924.-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1..pdf.
Часть 2. - 49-69 с. С. 51, 58, 63, 65.URL: http://rgaspi.info/wp-content/uploads/2020/04/%D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%A1%D0%9D%D0%9A-%D0%B2-1917-1924.-%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-2.pdf.
2. Флаксерман Сара. Бажанов Б. Г. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. Directmedia, 2018 г. -357 с. С. 47.
3. Книги М.И. Гляссер в электронном каталоге РГБ. URL: https://search.rsl.ru/ru/search#q=author%3A(%D0%93%D0%BB%D1%8F%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F).
Труды под редакцией и статьи Гляссер: Ленин и наука о литературе : библиографический указатель, 1955-1968 гг. / составила Н.И. Желтова ; под ред. А.Н. Степанова. ; Издательский отдел библиотеки АН СССР. Ленинград, 1970. - 236 c. C. 16, 30, 37, 50, 73, 112. URL: http://pushkinskijdom.ru/wp-content/uploads/2021/08/Lenin-i-nauka-o-literature_.pdf.
Гляссер М. И. О последних днях работы Владимира Ильича. Как работал Ленин. Сборник статей. Харьков, 1925. С. 57-61. URL: https://leninism.su/memory/893-o-poslednix-dnyax-raboty-vladimira-ilicha.html.
Подчуфарова Е.И., Смидович С.Н., Гляссер М.И. О выступлении тов. Ленина на Московской губконференции работниц и крестьянок в 1921 году. Беднота. 1924. No 1813. 17 мая. С. 3. URL: https://leninism.su/memory/3557-o-vystuplenii-tov-lenina-na-moskovskoj-gubkonferenczii-rabotnicz-i-krestyanok-v-1921-godu.html.
Мария Гляссер один из создателей Фонда памяти о В.И. Ленина в октябре 1924 года.
4. Гляссер, М. И. О методах работы классиков марксизма-ленинизма над книгой [Текст]. - [Москва] : Политиздат, 1941. - 136 с. URL: https://nnmclub.to/forum/viewtopic.php?t=1065683.
5. Наука о руководстве учебным процессом (Bildungskonzeption). Например, Юхан Вильгельм Снельман(1806 - 1881) - финский гегельянец, финский националист. Он видел учебный процесс как в Германии, где действуют принципы: от просто к сложному, знания современных научных языков (немецкого, французского, английского) и перевод на финский язык небольших актуальных работ, но качественных. Нация научная, - так считал Снельман, - начинается с маленьких работ: эссе, реферирования, рецензии и заканчивается научными диссертациями и книгами. Юхан Снельман действовал по (аристотелевско-гегелевскому) разделению научного знания: вид - род - класс - тип- домен (или наблюдение - описание - измерение - сравнение - эксперимент - формализация, или проблема - гипотеза - теория -проверка опытным путём - выводы). Критерием истинности, вопросом истинности к исследованию является: "Повседневные применения рассматриваемого исследования?".
Идеи Снельмана выражены в следующих трудах:
1. Snellman, J. V. Nevander, E. F. Samlade arbeten (Собрания Сочинений). Helsingfors, Otava, 1892. - 659. С. 28-45, 87-191, 553-558. URL: https://archive.org/details/samladearbetenu00snelgoog/page/n10/mode/2up.
2. Rein,Thiodolf. Johan Vilhelm Snellman. Otava, 1904. - 768 с. С. 62-117. URL: https://archive.org/details/johanvilhelmsne01reingoog/page/n1/mode/2up.